Никто не станет оспаривать актуальность дополнительного образования в наше время. Дополнительное образование для дошкольников - это возможность получить новые навыки и умения в том или ином виде деятельности, это способ занять ребенка полезным и развивающим видом деятельности, это полезное увлечение и хобби, это способность создавать что- либо своими руками, это дополнительное всестороннее развитие ребенка, что позволит ребенку успешнее обучатся в школе. Одним из важных средств всестороннего развития детей является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Она позволяет детям выразить в своих работах представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Занятия этими видами деятельности доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развиваются эстетический вкус, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция). Ребенок дошкольного возраста в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания интересного, индивидуального, оригинального образа. В соответствии с методическими рекомендациями МОиН РТ от г. По организации обучения детей татарскому языку в ДОУ, в режимные моменты перенесены НОД лепка, аппликация, рисование. В связи с этим резко сужен простор художественно - эстетического развития детей, поэтому возникла потребность в дополнительном образовании детей дошкольного возраста по образовательной области «Художественное творчество». После поступления на работу в детский сад 8, куда я была принята воспитателем в среднюю группу, я решила продолжить работу по данному направлению, и разработала проект по обучению детей нетрадиционным способам изображения объектов живой и неживой природы для средней группы «Мастерская Веселых Человечков». Еще с детства полюбившихся мне героев журнала «Веселые картинки» Карандаша и Самоделкина я решила взять в качестве сквозных героев наших занятий. Веселые, творческие человечки – такие выдумщики, вовлекают детей в игру, в процессе которой осуществляется продуктивная деятельность. Особенности возраста обусловливают необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием... Без этого ребёнку сложно раскрыть задуманный образ, объяснить желаемое действие. В силу возрастных особенностей маленький ребёнок легко перевоплощается, активно общается и быстро включается в игру, увлекаясь придуманным образом и действием
Поэтому любой вид продуктивной творческой работы детей целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией). Интеграция видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном дет стве имеет естественный характер. Дети дошкольного возраста часто самостоя тельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными материалами (бумагой, глиной), инструментами (карандашами, кисточками, стеками) и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности. Дошкольники разных возрастов с увлечением рассматривают и обследуют натуру, предложенную для рисования или лепки, изучают «на глаз» и тактильно (ощупывая руками) художественные материалы, формы поверхности; осваивают самыми разными приёмами особенности бумаги, красок, пастели, восковых мелков, ткани, природного материала. Цель проекта: создание и реализация дополнительных занятий по обучению детей нетрадиционным способам изображения объектов живой и неживой природы, способствующих развитию творческих способностей и задатков, заложенные в ребенке. Задачи проекта: - Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов. - Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами. - Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художе ственно-образной выразительности. - Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание - художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму. - Упражнение детей в применении нетрадиционных методов рисования - Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
Ожидаемые результаты - внедрение в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения инновационных форм работы с детьми. - повышение качества подготовки детей к школьному обучению. - развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности. - создание технологического инструментария процесса дополнительного развития детей дошкольного возраста -организация воспитательно-образовательного процесса на основе модернизированного содержания образования организационно-педагогической деятельности Описание проекта Предмет исследования – педагогическая система дополнительного образования с изобразительно-художественным компонентом образования детей дошкольного возраста. Сроки реализации проекта – гг. Программа выполнения работ по проекту 1 этап – подготовка к деятельности в новых условиях. Этап включает реализацию следующих направлений деятельности : - Создание модели предметно-пространственной среды интегрированного вида. - Создание организационных, научно-методических условий - Отработка условий и создание модели партнерской деятельности всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в контексте требований проекта. 2 этап – внедрение и реализация проекта деятельности. Этап включает в себя следующие направления деятельности: - Внедрение развивающих технологий - Внедрение разнообразных форм дифференцированной и индивидуальной работы - Разработка эффективных форм работы с детьми дошкольного возраста. 3 этап – анализ и оценка результативности реализации проекта. Этап включает в себя реализацию следующих направлений деятельности: - Оценка эффективности реализации проекта. - Определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата. - Осуществление комплексной рефлексии проектной деятельности всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.
Педагогическая диагностика Уровень подготовки знаний детей воспитанников можно определить, воспользовавшись разработкой доктора пед. наук профессора Т.С. Комаровой Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества. Анализ продукта деятельности (по Т.С.Комаровой) Форма: 3 балла – передана точно, части предмета расположены верно, пропорции соблюдаются, четко передано движение; 2 балла – есть незначительные искажения, движение передано неопределенно; 1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое. Композиция: 3 балла – расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов; 2 балла – на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения; 1 балл – композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно. Цвет: 3 балла – передан реальный цвет предмета; цветовая гамма разнообразна; 2 балла – есть отступления от реальной окраски; преобладание нескольких цветов или оттенков; 1 балл – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете. Ассоциативное восприятие пятна; 3 балла – самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы; 2 балла – справляется при помощи взрослого; 1 балл – не видит образов в пятне и линиях. Анализ процесса деятельности Изобразительные навыки: 3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами; 2 балла – испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами; 1 балл – рисует однотипно, материал использует неосознанно. Регуляция деятельности: 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу; заинтересован предложенным заданием; 2 балла – эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности.
Уровень самостоятельности, творчества: 3 балла – выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения; 2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полногму раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремиться к полному раскрытию замысла. Шкала уровней: 0-8 – низкий уровень; 9-16 – средний уровень; – высокий уровень Перспективы по развитию проекта: 1. Выработка стратегии дальнейшего развития детей группы 2. Разработка перспективного планирования творческой деятельности детей по изображению объектов живой и неживой природы в старшей и подготовительной группах.