Использование интерактивных приемов обучения на уроках истории и обществознания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Приём «Корзина идей» Метод организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта.
Advertisements

Прием «Корзина идей» МОУ «Итатская СОШ 2 с. Томское» Андреева В.П., начальные классы Метод организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) Подготовила: Федорова Светлана Олеговна (учитель начальных классов)
Всё что знаем, вспоминаем. В паре (в группе) обсуждаем. Свои мысли защищаем, а чужих - не повторяем. Все идеи "собираем". Тему дальше изучаем и ошибки.
« Банк идей ( гипотез )» Прием « Банк идей ( гипотез )», куда ученики « складывают » свои мысли о том, что будет сегодня на уроке изучаться. Верные или.
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, используя приемы технологии, превращает обучение.
Мастер-класс: урок истории в 5 классе «Олимпийские игры» с использованием технологии "кластер и инсерт"
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Интерактивные формы и методы в преподавании русского языка и литературы. Тема: Групповые формы работы на уроках русского языка и литературы.
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА для студентов 3 курса специальности «Социальная работа» Поволжский государственный университет сервиса Преподаватель – Калинина Д.С.
Применени е модульной технологии на уроках биологии Презентацию приготовила учитель первой категории МБОУ «ХООШ4» Макарова Елена Анатольевна.
Показательная функция, ее свойства и график
Инновационные технологии Примеры методических приемов технологии развития критического мышления.
Гайсинюк М.Н преподаватель физики и электротехники ГБОУ СПО «ТГМТ» КК 2013 г.
Аукштыкальните А.Д., учитель истории и обществознания МОУ «СОШ 27»
1 Домашнее задание Ваша задача дома – 1. Повторить даты и понятия раздела 3.
МОУ «Матреногезовская средняя общеобразовательная школа» Урок – семинар «Производная и её применение» Подготовила: Подготовила: учитель математики и учитель.
«Формы организации познавательной деятельности с учащимися, способствующие самостоятельному усвоению знаний на уроках математики»
Формирование навыков самостоятельной работы при КСО (КСО) Истелеева З.Т.
Различные формы и методы контроля и оценки знаний учащихся.
Транксрипт:

Использование интерактивных приемов обучения на уроках истории и обществознания

«Корзина дат, понятий, имен» Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющихся у них знаний. Он позволяет выяснить, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока. Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющихся у них знаний. Он позволяет выяснить, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске схематически рисуется корзина, в которую будет собрано все то, что учащиеся знают по изучаемой теме. После объявления темы урока, обучающимся задается вопрос, что они знают или помнят из школьного курса по данной теме. Каждый в течение 1-2 минут вспоминает и записывает в тетради все, что знает по заданной теме. Следующие 3 минуты проводится обмен информацией в парах, при этом выясняется, какие данные совпали и в чем возникли разногласия. Затем каждая пара по очереди называет какой-то один факт, не повторяя раннее сказанного другими парами. Составляется список на доске (в корзине). Далее в ходе урока эти разрозненные сведения связываются логически, и если изначально присутствовали ошибки, они будут исправлены по мере освоения новой информации. На доске схематически рисуется корзина, в которую будет собрано все то, что учащиеся знают по изучаемой теме. После объявления темы урока, обучающимся задается вопрос, что они знают или помнят из школьного курса по данной теме. Каждый в течение 1-2 минут вспоминает и записывает в тетради все, что знает по заданной теме. Следующие 3 минуты проводится обмен информацией в парах, при этом выясняется, какие данные совпали и в чем возникли разногласия. Затем каждая пара по очереди называет какой-то один факт, не повторяя раннее сказанного другими парами. Составляется список на доске (в корзине). Далее в ходе урока эти разрозненные сведения связываются логически, и если изначально присутствовали ошибки, они будут исправлены по мере освоения новой информации. Предмет: История России. Предмет: История России. Тема: «Отечественная война 1812 года». Тема: «Отечественная война 1812 года». Обычно учащиеся по данной теме вспоминают следующее: Наполеон, Кутузов, Багратион, ополчение, партизаны, Бородино, 1812 год, Денис Давыдов, пожар в Москве. Обычно учащиеся по данной теме вспоминают следующее: Наполеон, Кутузов, Багратион, ополчение, партизаны, Бородино, 1812 год, Денис Давыдов, пожар в Москве. В процессе проведения урока все сведения «корзины» выстраиваются в логическую цепочку, и учащиеся - на основании имеющихся у них опорных знаний – усваивают новый материал. В процессе проведения урока все сведения «корзины» выстраиваются в логическую цепочку, и учащиеся - на основании имеющихся у них опорных знаний – усваивают новый материал.

«Составление кластера» Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной теме. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно размышлять по поводу какой-либо темы.. Данное задание дает возможность преподавателю получить обратную связь от обучающихся, учащиеся лучше запоминают материал. Прием «Составление кластера» хорошо использовать в работе малых групп, когда идет живое обсуждение, на этапе рефлексии (при подведении итогов изучения материала). Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной теме. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно размышлять по поводу какой-либо темы.. Данное задание дает возможность преподавателю получить обратную связь от обучающихся, учащиеся лучше запоминают материал. Прием «Составление кластера» хорошо использовать в работе малых групп, когда идет живое обсуждение, на этапе рефлексии (при подведении итогов изучения материала). В центре листа записывается ключевое понятие или тема, а от него в разные стороны рисуются стрелки – лучи, которые соединяют это слово с другими; от них, в свою очередь, лучи могут расходиться далее и далее. В центре листа записывается ключевое понятие или тема, а от него в разные стороны рисуются стрелки – лучи, которые соединяют это слово с другими; от них, в свою очередь, лучи могут расходиться далее и далее. Предмет: Обществознание. Предмет: Обществознание. Тема: «Общество и общественные отношения». Тема: «Общество и общественные отношения». При обобщении и повторении изученной темы, учащиеся, работая в группах, могут создать следующий кластер: При обобщении и повторении изученной темы, учащиеся, работая в группах, могут создать следующий кластер:

общество Часть мира Обособлено от природы, но тесно с ней связано Способы взаимодействия людей Социальные институты Сферы общественной жизни Формы объединения людей Семья Государство Школа Экономическая Социальная Политическая Духовная Общности людей Классы Нации Коллективы Социальные группы Общественные отношения Влияние на природу Отрицательное Положительное Общество создает культуру Духовную Материальную

«Взаимоопрос» Этот прием позволяет достигать высокого уровня учебной мотивации, внимания, глубокого понимания материала и хороших результатов обучения. Этот прием позволяет достигать высокого уровня учебной мотивации, внимания, глубокого понимания материала и хороших результатов обучения. Двое учащихся читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы по прочитанному материалу. Двое учащихся читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы по прочитанному материалу. Когда вся информация, имеющаяся в абзаце, обсуждена досконально, учащиеся переходят к следующему абзацу. Когда вся информация, имеющаяся в абзаце, обсуждена досконально, учащиеся переходят к следующему абзацу. Предмет: История России. Предмет: История России. Абзац текста по теме «Крещение Руси». Абзац текста по теме «Крещение Руси». Христианство способствовало развитию грамотности, книжного дела, культуры, расширению связей с Византией. При церквях и монастырях появились школы и библиотеки, первые из которых были открыты по инициативе самого князя Владимира. Здесь же трудились первые русские летописцы, переписчики и переводчики известных церковных и светских сочинений, художники-иконописцы. Христианство способствовало развитию грамотности, книжного дела, культуры, расширению связей с Византией. При церквях и монастырях появились школы и библиотеки, первые из которых были открыты по инициативе самого князя Владимира. Здесь же трудились первые русские летописцы, переписчики и переводчики известных церковных и светских сочинений, художники-иконописцы. Вопросы учащихся по тексту: Вопросы учащихся по тексту: Развитию чего способствовало христианство? Развитию чего способствовало христианство? Где появились школы и библиотеки? Где появились школы и библиотеки? По чьей инициативе появились первые школы и библиотеки? По чьей инициативе появились первые школы и библиотеки? Кто трудился при церквях и монастырях? Кто трудился при церквях и монастырях?

«Семинар» Данный прием предназначен для создания многосторонней мотивации изучения учебной темы. Этот прием можно использовать при изучении новой темы, он позволяет развивать у учащихся коммуникативные способности, умение слушать и слышать выступающих. Данный прием предназначен для создания многосторонней мотивации изучения учебной темы. Этот прием можно использовать при изучении новой темы, он позволяет развивать у учащихся коммуникативные способности, умение слушать и слышать выступающих. Учащиеся делятся на группы, задача каждой, на основании материала учебника и дополнительной информации составить рассказ по заданной теме и огласить его. Задача других команд подготовить вопрос соперникам по их теме. После выступления с рассказом представителя или представителей группы, им задаются вопросы, по одному от других команд и от преподавателя. Группа обсуждает вопрос и дает ответ. Затем выступает следующая группа и так далее по очереди. В конце урока преподаватель обобщает материал и подводит, совместно с учащимися, итоги. Учащиеся делятся на группы, задача каждой, на основании материала учебника и дополнительной информации составить рассказ по заданной теме и огласить его. Задача других команд подготовить вопрос соперникам по их теме. После выступления с рассказом представителя или представителей группы, им задаются вопросы, по одному от других команд и от преподавателя. Группа обсуждает вопрос и дает ответ. Затем выступает следующая группа и так далее по очереди. В конце урока преподаватель обобщает материал и подводит, совместно с учащимися, итоги.

Группа 1Группа 3Группа 2Группа 4 Тема: «Русский фольклор XIV – XV вв.» Тема: «Литература Руси XIV – XV вв.» Тема: «Зодчество и живопись Руси XIV – XV вв.» Тема: «Быт русских людей в XIV – XV вв.» преподаватель ?! Обобщение материала и подведение итогов Вступительное слово преподавателя Предмет: История России. Тема: «Культура России XIV – XV вв.»

«Гусеница» Этот прием хорошо использовать при заучивании дат по истории. Многократное повторение способствует качественному усвоению знаний. Данный прием дает хорошие результаты при проведении уроков закрепления знаний. При использовании приема «Гусеница» предусматривается работа в парах сменного состава. Этот прием хорошо использовать при заучивании дат по истории. Многократное повторение способствует качественному усвоению знаний. Данный прием дает хорошие результаты при проведении уроков закрепления знаний. При использовании приема «Гусеница» предусматривается работа в парах сменного состава. Для работы необходимы дидактические карточки. Каждая карточка состоит из двух частей. Часть I – образец. Эта часть выполняет обучающую функцию. Часть II содержит задания для самостоятельной работы и взаимоконтроля. Для каждой пары разрабатываются две одинаковые карточки. Пар может быть максимально четыре (один ряд учащихся). Сначала каждый учащийся работает самостоятельно над своим заданием. Затем обучающиеся проверяют выполнение задания друг у друга. Если есть расхождения, добиваются одинакового результата (возможна помощь преподавателя). Для работы необходимы дидактические карточки. Каждая карточка состоит из двух частей. Часть I – образец. Эта часть выполняет обучающую функцию. Часть II содержит задания для самостоятельной работы и взаимоконтроля. Для каждой пары разрабатываются две одинаковые карточки. Пар может быть максимально четыре (один ряд учащихся). Сначала каждый учащийся работает самостоятельно над своим заданием. Затем обучающиеся проверяют выполнение задания друг у друга. Если есть расхождения, добиваются одинакового результата (возможна помощь преподавателя). Смена пар происходит по схеме: учащиеся, сидящие с правой стороны, переходят с первой парты на последнюю, все остальные перемещаются вперед. Основное правило при переходе: с собой берут свою карточку. Карточки каждого блока изготавливаются на бумаге одного цвета. Многократный обмен заданиями позволяет закрепить, полученные ранее знания. При последнем переходе учащиеся возвращаются на свои места и сверяют в паре все выполненные задания. В конце урока преподаватель, совместно с учащимися, проверяет задания и подводит итоги. Смена пар происходит по схеме: учащиеся, сидящие с правой стороны, переходят с первой парты на последнюю, все остальные перемещаются вперед. Основное правило при переходе: с собой берут свою карточку. Карточки каждого блока изготавливаются на бумаге одного цвета. Многократный обмен заданиями позволяет закрепить, полученные ранее знания. При последнем переходе учащиеся возвращаются на свои места и сверяют в паре все выполненные задания. В конце урока преподаватель, совместно с учащимися, проверяет задания и подводит итоги.

Предмет: История России. Карточки по блоку тем «Россия в XVII веке» Карточка 1 Карточка 1 I – 1605 – правление Бориса Годунова. Первое ополчение было создано в 1611 году. II. Вставьте пропущенные исторические даты: а) … - правление Василия Шуйского. б) Михаила Романова избрали царем на Земском соборе в … году. Карточка 2 Карточка 2 II. Вставьте пропущенные исторические даты: а) … - правление Михаила Федоровича Романова. б) «Соляной бунт» начался в … году. Карточка 3 Карточка 3 II. Вставьте пропущенные исторические даты: а) … - правление Лжедмитрия I. б) … - начало церковной реформы патриарха Никона. Карточка 4 Карточка 4 II. Вставьте пропущенные исторические даты: а) … - восстание под предводительством Степана Разина. б) Восстание стрельцов в Москве произошло в … году.

Сравнительная таблица качества знаний обучающихся по итогам аттестации в школе и ПУ. Предмет Качество знаний по аттестатам обучающихся Набор 2006 Набор 2007 Набор 2008 (I полугодие) (I полугодие) Школа ПУШколаПУшколаПУ История России 15%27,2%29,6%38,2%17,9%27,8% Всеобщая история 18%28,9%18,5%30,6%23,2%31,1%

Предмет Качество знаний по аттестатам обучающихся Набор 2003 Набор 2004 Набор 2005 Школа ПУШколаПУшколаПУ Общество-знание 42%61,4%42%63%33%52,1%