Минск, 8 октября 2014 г. Мартин Смутны ООО «Интегра Консалтинг» (Integra Consulting Ltd.)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ми требованиями Сравнение требований Всемирного Банка по ЭО и требований законодательства Румынии Региональный семинар по защитным мероприятиям Кишинев,
Advertisements

Стратегическая экологическая оценка планов и программ территориального развития 2 курс 6 группа Курочкина Александра.
Особенности ведения бизнеса в Ленинградской области: перспективы и проблемы Принципы организации промышленных зон в Ленинградской области.
Предпосылки создания информационной системы Задачи информатизации.
Экологическая политика ОАО «Татэнерго». Именно применение электроэнергии сделало возможным развитие самых передовых отраслей промышленности: автоматизацию.
ИНЖЕНЕРНО - ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ. Инженерно - экологические изыскания ( ИЭЗ ) – самостоятельный вид комплексных инженерных исследований, который выполняется.
Экологическая и социальная экспертиза Д-р Дариуш Прашек Начальник отдела операционной поддержки Управление экологии и устойчивого развития Москва 4 июня.
Экологический аудит Выполнил : Магистрант группы МСМ Сычев Владимир.
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ В РОССИИ 1 Кирюшин Петр Алексеевич Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор Бобылев.
Экологический аудит: цели и задачи. Экологический аудит независимая оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности нормативно-правовых.
Матрица для включения содержания документа стратегии адаптации и охраны/укрепления здоровья.
Экологический аспект. ключевое понятие СЭМ, позволяющее соотнести деятельность организации и ее взаимодействие с окружающей средой. Использование этого.
Тема 1. Окружающая среда, ее компоненты и объекты: понятийная база.
Стратегии по тематическим и сквозным областям деятельности– Деградация земель Семинар для членов ГЭФ 11 – 13 октября 2011 г. Ташкент, Узбекистан.
Экологическое проектирование и экспертиза. Нормативно-правовые основы.
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ. ОГЛАВЛЕНИЕ Почему проводится анализ ситуации? Что необходимо сделать? Этапы проведения анализа ситуации Определение обычных целей Некоторые.
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ Кликушина Евгения Геннадьевна Научный руководитель: к.э.н., доцент Крюков М.М.
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Молдова Основные направления обеспечения экологической безопасности в Республике Молдова (Национальная.
Баллыев Батыр, начальник Управления охраны окружающей среды Министерства охраны природы Туркменистана Приоритеты и потребности в области изменения климата.
Тема лекции: Процедура стратегической экологической оценки.
Транксрипт:

Минск, 8 октября 2014 г. Мартин Смутны ООО «Интегра Консалтинг» (Integra Consulting Ltd.)

Первый Акт о СЭО/ОВОС, принятый в 1992 году, требует: –проведения СЭО в отношении: концепций, поданных и утвержденных центральными органами власти в области энергетики, транспорта, сельского хозяйства, обращения с отходами, добычи и переработки полезных ископаемых, отдыха и туризма региональных территориальных планов –подготовки отчета по СЭО (обеспечивается агентством по планированию) –предоставления предлагаемой концепции и отчета для изучения общественности (60 дней) –выдачи окончательного заключения по СЭО Министерством окружающей среды

Первая СЭО была проведена в 1996 году, в период с 1998 по 2004 годы – более 40 СЭО Новый Акт по СЭО/ОВОС, принятый в 2004 году, полностью включил в себя положения Директивы ЕС по СЭО и существенно расширил: –охват применения СЭО (все национальные и региональные концепции + местные планы на основе предварительной оценки) –выработку процедуры СЭО: предварительная оценка и определение охвата (включая консультации) подготовка отчета по СЭО консультации окончательное заключение по СЭО принятие концепции с учетом заключения по СЭО

С 1974 года Акт о территориальном планировании определяет необходимость учета баланса между экономическим развитием, социальными аспектами и охраной окружающей среды (однако, законодательная «теория» и практика имели отличия) Новый Акт о территориальном планировании, принятый в 2006 году, внес коррективы в схему территориального планирования: –национальная политика территориального развития –региональные принципы территориального развития –местные территориальные планы + территориальные аналитические исследования (для регионов и муниципалитетов)

Требования, относящиеся к СЭО (с 2006 года): –«Оценка устойчивости» (ОУ) должна проводиться для всех документов по территориальному планированию –СЭО является частью ОУ –требования по СЭО определены в Акте о территориальном планировании, т.е. процедура СЭО включена в процесс территориального планирования –Акт о территориальном планировании также определяет рамки содержания отчета по СЭО (следуя положениям Директивы по СЭО) –Акт по СЭО/ОВОС определяет только, что …. СЭО должна быть проведена в отношении документов территориального планирования

«Оценка устойчивости» (ОУ) т.е. оценка воздействия на устойчивое развитие территории –СЭО –Изучение воздействия на сеть «Натура 2000» (Natura 2000) –Оценка вероятного воздействия в отношении вопросов, рассматриваемых в территориально аналитических исследованиях (в основном, социально-экономические аспекты) –ССВУ-анализ (SWOT) территории и вероятные последствия на основе выводов –Вклад в определение приоритетов территориального планирования –Резюме: вероятное воздействие на баланс между благоприятной окружающей средой, экономическим развитием и социальной сплоченностью Вклад в исключение рисков по отношению к средствам существования населения в настоящем и будущем

Подготовлена Министерством регионального развития (и Институтом территориального планирования) Она определяет: –зоны и направления национального развития (насущная необходимость изменений ввиду их международной или национальной важности) –конкретные национальные зоны (проблемы, связанные с устойчивым развитием территорий) –национальные транспортные коридоры –национальные коридоры технической инфраструктуры (газ, электричество) –основные приоритеты территориального развития для каждого региона

Выполнена широкой командой экспертов по контракту с Министерством регионального развития (МРД) Апрель 2005 – май 2006 Одна из первых СЭО в отношении национальной политики, проведенных в соответствии с новым Актом по СЭО/ОВОС (и, таким образом, с Директивой ЕС по СЭО) Масштабные коммуникации с МРД и Институтом территориального планирования по включению рекомендаций СЭО

Определение национальных задач в области устойчивого развития (посредством анализа исходных данных и на основе существующих документов) ГИС анализ потенциальных конфликтов предлагаемых зон и коридоров с экологическими проблемами/ограничениями, например: –природоохранные зоны –фрагментация ландшафта –области накопления грунтовых вод …для «своевременного предупреждения» о необходимости детального рассмотрения на нижнем уровне (принципы регионального территориального развития, местные планы землепользования, планирование транспортной инфраструктуры, пр.)

Качественная оценка и описание возможного воздействия (с учетом результатов ГИС анализа) Предложения по: –дополнительным вопросам, которые необходимо рассмотреть в политике (например, стихийные бедствия) –изменению приоритетов политики (для лучшей интеграции аспектов окружающей среды) –корректировке критериев для заявок по развитию –детальному изменению каждой зоны/региона развития (дополнительные приоритеты, инфраструктура, предложения по исключению некоторых конкретных проектов, пр.)

Включить предлагаемые изменения в политику (особенно национальные приоритеты и приоритеты для зон/регионов развития) Реализовать систему мониторинга, включая экологические индикаторы (СЭО предложила «длинный список») Исключить раздел о воднотранспортном коридоре и соответствующие заявки по развитию (ввиду воздействия на сеть «Натура 2000») При соблюдении указанных условий, политика может быть принята

Поправки к существующему плану –Цель – «изучить и изменить некоторые функции определенных районов и определить новые зоны для урбанизации» –Задача – «определить новые районы для строительства, для выполнения дополнительных обслуживающих функций в муниципалитете и другие зоны для малого бизнеса и производителей, которые предоставят новые рабочие места. Важной является и рекреационная функция». –Всего предлагается модифицировать 11 районов (т.е. изменить их функции)

С/х земли небольшие производства и услуги Многолетние травы отдых, зеленые зоны С/х земли спортивные сооружения, отдых С/х земли строения, небольшие услуги Другие зоны дома

Оценка по факту (3 эксперта, всего 25 человеко-дней) Оценка вероятного воздействия ключевых факторов, выявленных на этапе предварительной оценки, например: –компоненты окружающей среды (биоразнообразие, ландшафт, сельскохозяйственные земли) –здоровье населения –культурное наследие Оценка основывалась на экологическом статусе районов, подлежащих изменению (выполнено в рамках полевого исследования) Представлены корректировки предлагаемых изменений

Ландшафт Вероятное негативное воздействие (менее значительное, прямое, постоянное); близкое расположение к жилой зоне может привести к локальному изменению характера ландшафта, использование зоны не должно включать больших строений. Почва Вероятное негативное воздействие (менее значительное, прямое, постоянное); изменение приведет к деградации сельскохозяйственных земель (общая площадь 2,11 га), а также может вызвать загрязнение почвы. Здоровье населения Вероятное негативное воздействие (вторичное, краткосрочное, временное); изменение может вызвать повышение уровня выбросов в атмосферу, а также привести к появлению шума от объектов производства и автомобильного движения. Так как данная зона расположена рядом с домами, необходимо свести негативный эффект до минимума (разместить сооружение на большем расстоянии от домов, найти лучший вариант транспортного соединения, устроить «зеленый пояс»). Конкретное воздействие на здоровье населения зависит от вида производства и должно быть детально рассмотрено в рамках дальнейших процедур (строительные разрешения и ОВОС).

Исключить 1 район из плана Модифицировать 3 района (уменьшение площади, другое землепользование) Внести изменения в некоторые проекты, предлагаемые к реализации в определенных районах + условия реализации

Учитывая близость к жилой зоне, требуется провести детальное изучение уровня шума и выбросов до реализации проекта. В исследование необходимо включить оценку совокупного воздействия с учетом уже существующего сельскохозяйственного производства Самые шумные элементы производства необходимо расположить на максимально возможном расстоянии от жилой зоны Отделить зону жилых домов от производства при помощи «зеленого пояса» Сохранить деревья вдоль дороги Решить проблему управления сточными и дождевыми водами до начала развития района

СЭО повлияла на окончательный вариант плана – предлагаемые изменения были включены в план (хотя пришлось вести жесткие и сложные переговоры с представителями муниципалитета и застройщиками) Недостаток данных План не имеет стратегического характера (только список проектов)

Основные движущие силы территориального развития? –Территориальное планирование, преобразующее потребности общества/развития в целом в рамках территории? –Интересы инвесторов (включая государственные ведомства)? –….???? Территориальное планирование: реактивное или проактивное???? Территориальное планирование может играть важную роль в отношении «зеленой» экономики (хотя и не настолько кардинальную как отраслевое планирование) посредством: –определения землепользования и, таким образом, оказания влияния на использование природных ресурсов (вода, леса) –выбора оптимального размещения различных видов деятельности, снижая, таким образом, вероятность конфликтов

СЭО в отношении территориальных планов имеет ограниченное «рабочее» применение в сравнении с отраслевым планированием, тем не менее, она может рассматривать определенные вопросы, связанные с «зеленой» экономикой, посредством: –предоставления дополнительного анализа (например, качества воздуха, потребности в водных ресурсах), обеспечивая, таким образом, «сбалансированное» территориальное развитие (за счет усовершенствованных планов) –снижения негативного воздействия на здоровье населения, улучшая тем самым, качество жизни –определения развития, включающего вопросы «зеленой» экономики (например, предлагая определенные типы инновационной промышленности, транспорт, дружественный по отношению к окружающей среде, пр.). –… ???