« Я мыслю, следовательно, следовательно, существую » Рене Декарт. Рене Декарт.
Дидактические возможности данной технологии позволяют успешно решать задачу обращения ребенка к логике, получать истинное знание путём рассуждений, видеть, как правильно из одних утверждений выводить другие, выявлять причины и следствия, события, суждения, то есть ЯСНО МЫСЛИТЬ. ЯСНО МЫСЛИТЬ. 1. НАУЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ ВДУМЧИВО, ОБРАЩАЯСЬ К ЛОГИКЕ ВДУМЧИВО, ОБРАЩАЯСЬ К ЛОГИКЕ 2. НАУЧИТЬСЯ УСТАНОВЛИВАТЬ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕСВЯЗИ 3. ПОНИМАНИЕ АВТОРСКОГО ЗАМЫСЛА КАК РЕЗУЛЬТАТ ЗАМЫСЛА КАК РЕЗУЛЬТАТРАССУЖДЕНИЙ
1). Анализ 1). Анализ - мысленное разложение предмета на составляющие его части или стороны. 2). Синтез 2). Синтез - мысленное объединение расчленяемых анализом элементов. 3). Сравнение 3). Сравнение - установление сходства или различия предметов. 4). Суждение 4). Суждение - форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что - либо о чем - либо. 5). Умозаключение 5). Умозаключение – мыслительная операция, посредством которой получают новое суждение на основе одного или более уже принятых суждений.
УЧИМ УЧЕНИКА РАССУЖДАТЬ
СЛС « СЛЕДОВАНИЕ »– алгоритм, в котором суждения, умозаключения, понятия имеют однократную последовательную связь. СЛС « ОБРАЗНО - НАГЛЯДНАЯ » - алгоритм, который строится на основе образа СЛС « ЦИКЛИЧЕСКАЯ » – алгоритм, в котором выявлены смысловые аналогии, повторяющиеся по заданному логической цепочкой циклу в причинно-следственной связи.
1. При разработке СЛС надо опираться на исходный материал художественного текста, так как СЛС предполагает установление логических взаимосвязей в литературном источнике с целью понимания авторского замысла. 2. Выбирается проблема, аспект, персонажи и т.д. для разработки и приемлемый вид СЛС для решения поставленной задачи. 3. Устанавливаются причинно-следственные связи и графически выстраиваются в схеме. Можно использовать свойства геометрических фигур, которые помогут в установлении смысловых связей в произведении ( Например, на основе конуса и его свойств построена схема к драме А.М.Горького «На дне» - вершина конуса может смещаться). 4. Выбираются ключевые понятия, герои, факты и т.д. Они станут основой смыслового взаимодействия с опорой на логические связи. 5. Ассоциации и логические связи, представляемые в такой схеме, обнаруживают себя, с одной стороны, из возможного прочтения этих понятий, с другой стороны, - в виде достаточно конкретного, однозначного, аргументированного вывода, который формулируется благодаря представленным связям. 6. СЛС образно-наглядная представляет самый сложный вид схем, поэтому она требует комментария. Главное- разъяснить образ, на основе которого она сделана, и идею выстраивания логических связей.
Комментарий к СЛС 4 Условно композицию поэмы можно представить в виде замкнутого круга, напоминающего циферблат ( ЧАСЫ). Часы – символ конкретного времени, повторяющегося циклически: от 1 до 12. ЦИКЛ ( 1-12) - отрезок времени, который назовем условно «ЭПОХА». Изображенный в поэме отрезок времени также будет условно именоваться ЭПОХА. По окончании каждого цикла ( путь от 1 до 12) возникает перспектива БУДУЩЕГО, которое в поэме отсутствует. В поэме Ахматова употребляет глаголы преимущественно в форме прошедшего и настоящего времен («Вместо предисловия», «Посвящение», «Вступление» - прош.вр., 1 глава – прош. и наст.вр., 2 глава – наст., 3 глава – наст., 4 глава – наст. и прош., 5 глава – наст. вр, 6 глава – наст., 7 глава – наст. и прош., 8 глава- наст., 9 глава – прош. и наст., 10 глава – ВЕЧНОСТЬ /евангельские события/, эпилог – настоящее, будущее). Стрелками ( 12-1) изображен переход в новый цикл (=будущее), который определяется осмыслением опыта прошлого и настоящего. Ахматова приводит читателя к мысли о том, что будущее зависит нашего ответа прошлому, которое сопряжено с покаянием.
Схема стоится по алгоритму: «преступление-наказание-итог, исходящий из выбора личности». Таким образом, «циклы» судеб персонажей в сопоставлении с евангельской схемой ( Воскрешение Лазаря») проясняют авторский замысел романа «Преступление и наказание»