Лекция 20 План лекции Классы задач P и NP, сводимость, NP- полные и NP-трудные задачи Метод поиска с возвратом Алгоритмы решения классических задач комбинаторного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Алгоритмы с возвратом Лекция 1 5. Интересная область программирования задачи так называемого «искусственного интеллекта»: ищем решение не по заданным.
Advertisements

Номер варианта выбирается по параметру зачетки d 10 соотв Задача Коммивояжёра Имеется n городов, занумерованных числами.
1 Приближенные алгоритмы Комбинаторные алгоритмы.
Симплекс-метод Лекции 6, 7. Симплекс-метод с естественным базисом Симплекс –метод основан на переходе от одного опорного плана к другому, при котором.
Матроиды Лекция 12. Введение Даны система множеств (E, F ), то есть конечное множество E, F 2 E и стоимостная функция c : F R, найти элемент из F, стоимость.
Классификация задач по классам сложности Классификация задач по классам сложности – (P-сложные, NP-сложные, экспоненциально сложные и др.).P-сложныеNP-сложные.
Теория принятия решенийПетрГУ, А.П.Мощевикин, 2004 г. Целочисленное програм-ние Под задачей целочисленного программирования (ЦП) понимается задача, в которой.
NP-полнота Теорема Кука. Полиномиальная сводимость Пусть Π 1 =(X 1,Y 1 ) и Π 2 =(X 2,Y 2 ) задачи распознавания. Будем говорить, что Π 1 полиномиально.
Остовные деревья Лекция 4. Задача «Минимальное остовное дерево» Дано: Граф G, веса c: E(G) R. Найти остовное дерево в G наименьшего веса или определить,
Анализ трудоёмкости алгоритмов Анализ трудоёмкости алгоритмов позволяет найти оптимальный алгоритм для решения данной задачи. трудоемкость алгоритма количество.
ПОИСК В ПРОСТРАНСТВЕ СОСТЯНИЙ. Методы решения задач Представление задач в пространстве состояний
Вычислительная сложность Классы сложности P и NP. Сергей Казаков, аспирант каф. КТ, НИУ ИТМО.
Комбинаторные алгоритмы Задача о покрытии. Задача о покрытии множествами Дано: Совокупность U из n элементов, и набор подмножеств U, S = {S 1,…, S k },
Линейное программирование Задача о покрытии. Задача «Покрытие» Дано: Совокупность U из n элементов, и набор подмножеств U, Ω = {S 1,…, S k }, и веса(стоимости)
1 Комбинаторные алгоритмы Задача о k-центрах. 2 Метрическая задача o k центрах Дано: Полный граф G = (V, E), стоимости ребер cost: E Q + такие, что для.
Виды алгоритмических структур: –блок-схема. –линейный алгоритм. –алгоритмическая структура «ветвление». –алгоритмическая структура «выбор». –алгоритмическая.
Приближенные схемы Задачи теории расписаний. Полиномиальная приближенная схема (PTAS) Семейство приближенных алгоритмов для задачи Π, {A ε } ε называется.
Теория графов Основные определения. Задание графов Графический способ – Привести пример графического задания графа, состоящего из вершин А, В и С, связанных.
NP-полные задачи. Сложность задач Задачи формулируем как множества языков, распознаваемых МТ. То есть, на вход МТ подаётся «вопрос» и она отвечает «да»
Поиск информации Задача поиска: где в заданной совокупности данных находится элемент, обладающий заданным свойством? Большинство задач поиска сводится.
Транксрипт:

Лекция 20

План лекции Классы задач P и NP, сводимость, NP- полные и NP-трудные задачи Метод поиска с возвратом Алгоритмы решения классических задач комбинаторного поиска Метод ветвей и границ

Классы P и NP Класс P (polynomial) -- множество задач, время решения которых ограничено полиномом от размера входных данных увеличение числа на 1 в двоичной записи проверка связности графа, вычисление кратчайших расстояний приведите другие примеры Класс NP (non-deterministic polynomial) -- множество задач, время проверки правильности решения которых ограничено полиномом от размера входных данных все задачи класса Р – почему? приведите другие примеры приведите пример задачи НЕ из класса NP Неизвестно, совпадают ли классы P и NP Стивен Кук 1971, Леонид Левин 1973

Классы P и NP Класс P (polynomial) -- множество задач, время решения которых ограничено полиномом от размера входных данных увеличение числа на 1 в двоичной записи проверка связности графа, вычисление кратчайших расстояний приведите другие примеры Класс NP (non-deterministic polynomial) -- множество задач, время проверки правильности решения которых ограничено полиномом от размера входных данных все задачи класса Р – почему? приведите другие примеры приведите пример задачи НЕ из класса NP Неизвестно, совпадают ли классы P и NP Стивен Кук 1971, Леонид Левин 1973

Классы P и NP Класс P (polynomial) -- множество задач, время решения которых ограничено полиномом от размера входных данных увеличение числа на 1 в двоичной записи проверка связности графа, вычисление кратчайших расстояний приведите другие примеры Класс NP (non-deterministic polynomial) -- множество задач, время проверки правильности решения которых ограничено полиномом от размера входных данных все задачи класса Р – почему? приведите другие примеры приведите пример задачи НЕ из класса NP Неизвестно, совпадают ли классы P и NP Стивен Кук 1971, Леонид Левин 1973

Сводимость и NP-полные задачи Задача п сводится к задаче П, если существует такой алгоритм а решения задачи п, использующий алгоритм А решения задачи П, что если A -- полиномиальный алгоритм, то и а -- полиномиальный алгоритм

Сводимость и NP-полные задачи NP-полная задача -- это такая задача из класса NP, к которой сводится любая другая задача из класса NP Примеры NP-полных задач Найти в графе цикл, содержащий все вершины (коммивояжёр) Раскрасить вершины графа в C цветов так, чтобы концы каждого ребра были разного цвета (раскраска графа) Найти множество вершин графа, содержащее хотя бы один из концов любого ребра (вершинное покрытие) Дано множество М и (не все) его подмножества П1, П2,..., Пх. Найти наименьший набор Пк 1, Пк 2,..., Пку, покрывающий все множество М (покрытие множества)

Сводимость и NP-полные задачи Задача П называется NP-трудной, если существует NP- полная задача П, которая сводится к задаче П Поиск оптимального решения NP-полной задачи -- NP- трудная задача Приведите конкретные примеры NP-трудных задач

Метод поиска с возвратом Метод проб и ошибок, он же backtracking Примерно 1950 год Derrick Henry Lehmer, Популярный метод в «искусственном интеллекте» Делим задачу на несколько меньших задач до тех пор пока не получим задачи с известным решением

Метод поиска с возвратом Граф подзадач Вершины -- задачи И-вершины -- д ля решения нужно решить все подзадачи Или-вершины -- д ля решения нужно решить хотя бы одну из подзадач Дуги направлены от задачи к её подзадачам Граф подзадач часто бывает деревом Размер графа подзадач может «экспоненциально» быстро расти с ростом размера основой задачи И ИЛИ И...

Метод поиска с возвратом Решение задачи П -- это обход графа подзадач П, начиная с вершины П по следующим правилам Эвристики позволяют находить решение быстро и не обходить весь граф Найти хорошую эвристику трудно И ИЛИ И...

Обход шахматной доски конём «Требуется найти последовательность ходов, начинающуюся с поля (х 0,у 0), при которой конь побывает на каждом поле доски NxN ровно один раз» К какой NP-полной задаче проще всего свести обход шахматной доски шахматным конем? Как?

Пример обхода доски 5 х 5

Алгоритм поиска с возвратом int knight_tour(доска Д, поле П, номер хода Н) { if (Д заполнена) return 1; Д[П] = Н; for (Х = ход коня с поля П) { if (Д[Х(П)]==0 && knight_tour(Д, Х(П), Н+1)) return 1; } Д[П] = 0; return 0; } Каким будет граф подзадач?

Доска Представление доски матрицей h h [х, у] = 0 – поле (х, у) еще не посещалось h [х, у] = i – поле (х, у) посещалось на i-м ходу

Ходы шахматного коня Конь K стоит в позиции (x, y) Конь может переместиться из (x, y) на клетки с цифрами за один ход

Реализация 1 int knight_tour(int h[], int x, int x, int n) { int dx[] = {1,-1,-2,-2,-1,1,2,2}; int dy[] = {2,2,1,-1,-2,-2,-1,1}; if (n > N*N) return 1; // N глобальная константа h[x][y] = n; for (i=0; i=0 && u =0 && v

Реализация 2 int knight_tour(int step, int х, int у, int h[], int n) { static const int dx[] = {1,-1,-2,-2,-1,1,2,2}; static const int dy[] = {2,2,1,-1,-2,-2,-1,1}; int u, v, q = 0, i = 0; do { u = x+dx[i], v = y+dy[i]; // координаты следующего хода if (0

Реализация 3 int knight_tour(int step, int х, int у, int h[], int n) { static const int dx[] = {1,-1,-2,-2,-1,1,2,2}; static const int dy[] = {2,2,1,-1,-2,-2,-1,1}; int u, v, i = 0; if (step >= n*n) return 1; // обход закончен do { u = x+dx[i], v = y+dy[i]; // координаты следующего хода if (0

Реализация 4 int knight_tour(int step, int х, int у, int h[], int n) { static const int dx[] = {1,-1,-2,-2,-1,1,2,2}; static const int dy[] = {2,2,1,-1,-2,-2,-1,1}; int i; if (step >= n*n) return 1; // обход закончен for (i = 0; i < sizeof(dx)/sizeof(dx[0]); ++i) { int u = x+dx[i], v = y+dy[i]; // координаты следующего хода if (0

Реализация 5 int knight_tour(int step, int х, int у, int h[], int n) { static const int dx[] = {1,-1,-2,-2,-1,1,2,2}; static const int dy[] = {2,2,1,-1,-2,-2,-1,1}; int i; if (step >= n*n) return 1; // обход закончен h[x*n+y] = step; for (i = 0; i < sizeof(dx)/sizeof(dx[0]); ++i) { int u = x+dx[i], v = y+dy[i]; // координаты следующего хода if (u

Реализация 6 int knight_tour(int step, int p, int h[], int n) { if (step >= n*n) return 1; // обход закончен if (p = n*n) return 0; // выход за границу h[p] = step; if (0 == h[p-2*n-1] && knight_tour(step+1,p-2*n-1,h,n)) return 1; if (0 == h[p-2*n+1] && knight_tour(step+1,p-2*n+1,h,n)) return 1; if (0 == h[p- n-2] && knight_tour(step+1,p- n-2,h,n)) return 1; if (0 == h[p- n+2] && knight_tour(step+1,p- n+2,h,n)) return 1; if (0 == h[p+ n-2] && knight_tour(step+1,p+ n-2,h,n)) return 1; if (0 == h[p+ n+2] && knight_tour(step+1,p+ n+2,h,n)) return 1; if (0 == h[p+2*n-1] && knight_tour(step+1,p+2*n-1,h,n)) return 1; if (0 == h[p+2*n+1] && knight_tour(step+1,p+2*n+1,h,n)) return 1; h[p] = 0; // отменяем ход return 0; // больше ходов нет и решение не найдено }

Реализация 7 int knight_tour(int step, int p, int h[], int n) { if (step >= n*n) return 1; // обход закончен if (p = n*n || h[p] != 0) return 0; // занято, вне поля h[p] = step; if (knight_tour(step+1,p-2*n-1,h,n)) return 1; if (knight_tour(step+1,p-2*n+1,h,n)) return 1; if (knight_tour(step+1,p- n-2,h,n)) return 1; if (knight_tour(step+1,p- n+2,h,n)) return 1; if (knight_tour(step+1,p+ n-2,h,n)) return 1; if (knight_tour(step+1,p+ n+2,h,n)) return 1; if (knight_tour(step+1,p+2*n-1,h,n)) return 1; if (knight_tour(step+1,p+2*n+1,h,n)) return 1; h[p] = 0; // отменяем ход return 0; // больше ходов нет и решение не найдено }

Пример эвристики Эвристика Варнсдорфа "На каждом ходу ставь коня на такое поле, из которого можно совершить наименьшее число ходов на еще не пройденные поля. Если таких полей несколько, выбирай любое из них." Позволяет обойти без возвратов доски от 5x5 до 76x76 С помощью ЭВМ найдены размеры N > 76 такие, что с какого бы поля конь ни начал движение, эвристика Варнсдорфа заводит его в тупик

Задача о восьми ферзях «Требуется расставить 8 ферзей на шахматной доске так, чтобы ни один ферзь не угрожал другому» Формулировка -- Max Bezzel, 1848 Первое решение -- Franz Nauck, 1850 Перечислил все 92 решения Расширил на N ферзей на доске NxN Используется для проверки скорости работы алгоритмов с возвратом

Задача о восьми ферзях

Пример расстановки 4 ферзей

Схема нахождения всех решений int place_queen(int N, доска Д, ферзь Ф, поле П) { if (Ф >= N) return 1; // нашли решение Д[П] = Ф; for (Х = свободное поле Д) { if (ни один ферзь не угрожает Х && place_queen(N, Д, Ф+1, Х)) return 1; } Д[П] = 0; return 0; }

Задача о рюкзаке Дано n вещей i-я вещь имеет вес w i, и стоимость c i Дано число K – вместимость рюкзака Найти набор вещей максимальной стоимости при условии, что их общий вес не превышает K t i = 0, если вещь не взята t i = 1, если вещь взята

Схема перебора всех решений и выбора оптимального Try(int i) { if (включение приемлемо) {включение i-й вещи; if (i < n) Try(i+1); else проверка оптимальности; исключение i-й вещи; } if (приемлемо невключение) { if (i < n) Try(i+1); else проверка оптимальности; }

Метод ветвей и границ Вариант полного перебора Нахождение оптимальных решений среди допустимых Отсечение заведомо неоптимальных допустимых решений Ленд и Дойг 1960 общая задача целочисленного линейного программирования A. H. Land and A. G. Doig An automatic method of solving discrete programming problems Литтл, Мурти, Суини и Кэрел 1963 задача коммивояжера

Метод ветвей и границ Целевая функция В задаче о рюкзаке это Ограничения В задаче о рюкзаке это Допустимые решения удовлетворяют ограничениям Оптимальные решения – это допустимые решения, дающие максимальное значение целевой функции

Метод ветвей и границ Разбиение множества допустимых решений на подмножества меньших размеров Подмножества допустимых решений образуют дерево поиска (дерево ветвей и границ) Для каждого подмножества допустимых решений оцениваем снизу и сверху множество значений целевой функции Если нижняя граница совпадает с верхней границей, то Ц.Ф. достигает максимума (минимума) на данном подмножестве допуст. решений Если нижняя граница для значений Ц.Ф. на подмножестве А больше верхней границы для значений Ц.Ф. на подмножестве В, то А не содержит минимума Ц.Ф., а В не содержит максимума Ц.Ф.

Метод ветвей и границ Ищем оптимальное решение при помощи обхода дерева ветвей и границ Вид обхода выбираем в зависимости от задачи На каждом шаге обхода проверяем, содержит ли данное подмножество допустимых решений оптимальное решение да, если верхняя граница == нижняя граница обновляем известный min (max) нет, если нижняя граница > известный min (верхняя граница < известный max) не исследуем (пропускаем) подмножество допустимых решений неизвестно разбиваем подмножество допустимых решений на части и добавлем в дерево новые вершины

Метод ветвей и границ для решения задачи о рюкзаке Множество допустимых решений задаём массивом t[] и номером x рассматриваемой вещи значения t[0] … t[x] уже зафиксированы t[0]*w[0]+t[1]*w[1]+…+t[x]*w[x]

Схема перебора всех решений и выбора оптимального (копия) Try(int i) { if (включение приемлемо) {включение i-й вещи; if (i < n) Try(i+1); else проверка оптимальности; исключение i-й вещи; } if (приемлемо невключение) { if (i < n) Try(i+1); else проверка оптимальности; }

Детализация метода ветвей и границ для задачи о рюкзаке Обозначим tw – общий вес рюкзака к данному моменту av – оценка сверху на конечную ценность рюкзака maxv – максимум, известный на данный момент "Включение приемлемо" tw + w[i] K "Проверка оптимальности" if (av > maxv) { opts = t; maxv = av; } Приемлемо невключение av < maxv

Заключение Классы задач P и NP, сводимость, NP- полные и NP-трудные задачи Метод поиска с возвратом Алгоритмы решения классических задач комбинаторного поиска Метод ветвей и границ

Задача о кубике Задано описание кубика и входная строка. Можно ли получить входную строку, прокатив кубик? Перенумеруем грани кубика c на : 1 – нижняя; 6 – верхняя; (1+6 = 7) 3 – фронтальная; 4 – задняя; (3+4 = 7) 2 – боковая левая; 5 – боковая правая (2+5 = 7). Тогда соседними для i-й будут все, кроме i-й и (7-i)-й. Попробуем построить слово, начиная со всех шести граней.

Результат (в переменной q) 1, если можно получить слово, записанное в глобальной строке w, начиная n-го символа, перекатывая кубик, лежащий g-ой гранью. int chkword(g, n) { if((n>strlen(w)) || (w[n]== )) return 1; if(CB[g] != w[n]) break; for(i=1; i

Задача о стабильных браках Имеются два непересекающихся множества А и В. Нужно найти множество пар, таких, что а A, b В, и они удовлетворяют некоторым условиям. Для выбора таких пар существует много различных критериев; один из них называется «правилом стабильных браков». Пусть А множество мужчин, а В женщин. У каждых мужчины и женщины есть различные предпочтения возможного партнера. Если среди n выбранных пар существуют мужчины и женщины, не состоящие между собой в браке, но предпочитающие друг друга, а не своих фактических супругов, то такое множество браков считается нестабильным. Если же таких пар нет, то множество считается стабильным.

Алгоритм поиска супруги для мужчины m Поиск ведется в порядке списка предпочтений именно этого мужчины. Try(m) { int r; for (r=0; r

Выбор структур данных Будем использовать две матрицы, задающие предпочтительных партнеров для мужчин и женщин: ForLady и ForMan. ForMan [m][ r] женщина, стоящая на r-м месте в списке для мужчины m. ForLady [w][ r] мужчина, стоящий на r-м месте в списке женщины w. Результат массив женщин х, где х[m] соответствует партнерше для мужчины m. Для поддержания симметрии между мужчинами и женщинами и для эффективности алгоритма будем использовать дополнительный массив у: y[w] партнер для женщины w.

Конкретизация схемы Предикат подходит можно представить в виде конъюнкции single и stable, где stable функция, которую нужно еще определить. Try (int m) { int r, w; for (r=0; r

Стабильность системы Мы пытаемся определить возможность брака между m и w, где w стоит в списке m на r-м месте. Возможные источники неприятностей могут быть: 1) Может существовать женщина pw, которая для m предпочтительнее w, и для pw мужчина m предпочтительнее ее супруга. 2) Может существовать мужчина рm, который для w предпочтительнее m, причем для рm женщина w предпочтительнее его супруги.

1) Исследуя первый источник неприятностей, мы сравниваем ранги женщин, котрых m предпочитает больше w. Мы знаем, что все эти женщины уже были выданы замуж, иначе бы выбрали ее. stable = 1; i = 1; while((i ForLady[pw][y[pw]]}; } } 2) Нужно проверить всех кандидатов pm, которые для w предпочтительнее «суженому». Здесь не надо проводить сравнение с мужчинами, которые еще не женаты. Нужно использовать проверку рm

Из поля (х, у) достижимы не более 8 полей (u, v) = (x + D[0,k], y + D[1,k]), k = 0, 1,..., 7 где массив D[2][8] заполнен следующим образом Для (х, у) вблизи края доски не рассматриваем k, для которых (u, v) лежат за пределами доски Перебор ходов