Всем нам с детства знакома Баба-Яга. В представлении большинства людей, она вроде злого духа, весьма враждебно относящегося к людям.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Всем нам с детства знакома Баба-Яга. В представлении большинства людей, она вроде злого духа, весьма враждебно относящегося к людям.
Advertisements

Образ Бабы Яги в русских народных сказках. Образ Бабы Яги в русских народных сказках. Проект подготовила: ученица 5 А класс Бондаренко Снежанна.
Авторы: ученики 1 «Б» класса МОУ средней школы 49 г.о. Тольятти Руководитель – Семенченкова Ольга Владимировна, учитель начальных классов Тема проекта.
Подготовила Афанасьева Юлия Валерьевна ГБОУ «Школа 2129»г.Москва.
Баба Яга – кто она? Выполнили: ученики 1 класса Руководитель: Боброва Л.А.
Прав ли А.С.Пушкин? «…Там ступа с Бабою Ягой Идет-бредет сама собой…»
Баба-Яга, кто она на самом деле? Исследовательская проектная работа учащихся 2 и 3 класса. Учитель Пилюгина Н.А.
МАОУ Рождественская ООШ Детский сад «Улыбка» Выполнила: Дейкина Люба Руководитель : Васильева В.А. За страницами учебников, 2013 год Исследовательская.
Образ Бабы –Яги в русских сказках. Цель проекта: на примере народных сказок проследить эволюцию образа Бабы-Яги, определить её роль в жизни сказочного.
Образ Бабы –Яги в русских сказках. Цель проекта: на примере народных сказок проследить эволюцию образа Бабы-Яги, определить её роль в жизни сказочного.
Выполнили: ученица 1 Б класса МОУСОШ 19 Рогозинская Валерия Руководитель: Н.В. Борисенко.
В далекой, далекой древности умерших людей хоронили в домовинах – домиках, расположенных высоко над землей на высоких пнях с корнями, похожими на куриные.
Роль образа БАБЫ – ЯГИ в русских народных сказках Автор: Чагин Сергей Алексеевич ученик 6 а класса Руководитель: Жданова Татьяна Александровна, учитель.
Основные типы Бабы-Яги в волшебных сказках Яга - воительница Яга - похитительница Яга - дарительница Яга - прародительница советчица повелительница охранительница.
Баба-Яга: знахарка знахарка или или мертвец? мертвец?
Там, на неведомых дорожках… Обучающиеся 3 «А» класса: Лямов Максим Приймаченко Валентина Савин Кирилл Черепанова Ева Руководитель: Фрицлер С.К. МАОУ СОШ.
Баба Яга - кто она?. В чащобе густой, среди ягод и мхов, Где людская вовек не ступала нога, Жила одинокая Баба-Яга. В чащобе густой, среди ягод и мхов,
«Образ Бабы-Яги в русских народных сказках: происхождение, становление, развитие» Выполнила: Косикина Анна ученица 6 б класса Руководитель: Тарамалы Ю.О.
Проект по литературе. Тема: Образ Бабы Яги в русских сказках. Выполнили: обучающиеся 6б класса Зверькова А., Панова Ю. Руководитель: учитель русского.
Транксрипт:

Всем нам с детства знакома Баба-Яга. В представлении большинства людей, она вроде злого духа, весьма враждебно относящегося к людям.

Давайте разберёмся, так ли это. Начнем с имени: Баба – главная женщина во всех культурах. Каменным бабам поклонялись многие народы. Бабой называли женщину только после рождения ребёнка.

Однокоренное слово « бабай » тоже означает домового, главу Рода. «Яга» – огнь – огонь.

Был глагол «ягать». Это особый крик, в котором концентрировалась вся энергия. Ягали охотники на охоте. То есть Баба-Яга была главная Матерь, которая знала всё.

Яга – огрублённое от Яша, Ящур, Пращур, то есть великая Прародительница, Великая Матерь Мира.

Баба-Яга или Баба-Йога. «Яга» и «Йога» – слова одинаковые по значению. Йога – это путь к самосовершенствованию, а «Яга» – дословно «Я иду», то есть, то же самое. «Га» – означает движение («доро-га», «теле-га», «но-га»).

И не такая уж она была страшная, как кажется. Взять хотя бы сказку «Гуси-лебеди». В переводе с санскрита гуси-лебеди – души умерших, которые сопровождают пpaмaтерь. Это они унесли братца Иванушку к Бабе-Яге.

Там она хотела его изжарить. На самом деле нет сказки, где бы Баба-Яга жарила детей, она только хочет это сделать.

Но существовал замечательный обряд – перепекание больного ребёнка. Бабка-повитуха клала дитя на раскатанное тесто (в это тесто заговаривался определенный заговор) и заворачивала в него хворого ребёнка.

После этого клала на хлебную лопату и отправляла в печь на некоторое время (но не запекала, а опекала, отсюда и «опека» - забота). Тесто – это хлеб, «Государь Батюшка», а печка – «Государыня Матушка».

Вынимала ребёнка, разворачивала, (тесто отдавала собакам) и ребёнок как бы рождался заново, выздоравливал, обретал новых родителей и счастливую судьбу.

(Таким образом знахарка вылечила полководца А. Суворова, когда он был маленьким). Точно так же и в русской народной сказке про Бабу-Ягу.

На наш взгляд, страшно. Но если смотреть с точки зрения культуры, то Баба-Яга из отрицательного персонажа превращается в положительный, в целителя.

Оказывается, она передаёт жизнь ребёнку через своё умение и через печь, которая тоже в древней культуре была сакральным предметом, таким женским началом. А помело связывает Ягу с печкой, очагом, излечивающим хвори.

Всё становится с головы на ноги. Баба-Яга – абсолютно положительный герой. Она просто хотела перепечь Иванушку и здорового вернуть людям.

Ведьма, ведунья (ведающая, знающая мать) выступает помощницей доброго молодца, который к ней приходит за советом, выдерживает испытания знахарки и отправляется в дальний путь, но уже с наставлениями мудрой Яги.

Этот мотив восходит к эпохе матриархата, когда главной в Роду почиталась женщина.

Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь - кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мёртвых. Отсюда её почти безграничные возможности.

В волшебных сказках она действует в трёх воплощениях – богатырша, похитительница, дарительница. Яга-богатырша обладает мечом-кладенцом и на равных бьётся с богатырями.

Яга-похитительница крадёт детей, и уносит в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы и дети, и взрослые, спасаются, перехитрив Ягу.

Яга-дарительница приветливо встречает героя, вкусно угощает, парит в баньке, даёт полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к цели.