Амедео Модильяни 1884–1920 Автопортрет. 1919
Ты сидел на низенькой лестнице, Модильяни. Крики твои буревестника, Улыбки обезьяньи… О, безумец, без имени! Ты кричал: «Я могу! Я могу!» И четкие черные пинии Вырастали в горящем мозгу. Великая тварь Ты вышел, заплакал и лег под фонарь. Ильи Эренбург. «Поэмы о канунах» «Моди» подписывал Модильяни свои работы, опасно кокетничая с судьбой (в переводе с французского «maudit» означает «проклятый»).
Родители Модильяни – Евгения Гарсен и Фламинио Модильяни Автопортрет Тосканская дорога. 1898Прогулка в Ливорно. 1898
«Когда Амедео Модильяни… был изысканным, прилежным и воспитанным юношей, он рисовал с большим рвением, и никаких искажений не было… Он почти всегда изображает сидящего человека, руки лежат на коленях. Конечно, это естественная поза покоя, но в ней к тому же есть что-то типично тосканское… Это свойственное итальянцам видение покоя, отдыха Модильяни вывез во Францию и там драматизировал». Из воспоминаний современника В 1903 г. Амедео учился в Венеции, в Институте изящных искусств. В Неаполе, на Капри, в Риме Дэдо (домашнее имя Амедео) начал рисовать скульптуру и архитектуру. Во Флоренции записался в Свободную школу рисования обнаженной натуры мастера Джованни Фаттори. Скорее всего, именно Фаттори привил Модильяни любовь к линии и простоте формы, которые через некоторое время станут признаками его фирменного стиля.
Голова молодой женщины 1908 Болеющая обнаженная Женщина в желтой куртке (Амазонка) Именно Париж сделал Амедео настоящим Модильяни, хотя годы жизни здесь были наполнены трудами, лишениями и муками творчества. В Париже в поисках себя Модильяни бросался из крайности в крайность: от Тулуз-Лотрека, Сезанна до Пикассо.
В 1907 г. художник познакомился с доктором Полем Александром, ставшим его первым почитателем и покровителем. Поль Александр на коричневом фоне. 1909
Простые, грубоватые, но выразительные формы примитивных африканских статуй поразили воображение художника, проникли в его живопись, соединившись с чистотой рисунка, свойственного тосканской живописи, и яркими, но нежными красками. Из этого удивительного синтеза и явился на свет уникальный, ни на что не похожий стиль Амедео Модильяни. Голова. Около 1911Кариатида. Около 1912
«…будущее, которое, как известно, бросает свою тень задолго перед тем, как войти, стучало в окно, пряталось за фонарями, пересекало сны и пугало страшным бодлеровским Парижем, который притаился где-то рядом. И все божественное в Модильяни только искрилось сквозь какой-то мрак. Он был совсем не похож ни на кого на свете. Голос его как-то навсегда остался в памяти. Я знала его нищим, и было непонятно, чем он живет. Как художник он не имел и тени признания». Анна Ахматова
В 1914 г. Модильяни нашел нового покровителя коллекционера Поля Гийома, владевшего художественной галереей и периодически выставлявшего там работы Амедео. Портрет Поля Гийома. 1916
Модильяни никогда не работал по заказам богатых клиентов, никогда не рисовал не интересных ему людей только тех, кто был ему хорошо знаком, близок или просто симпатичен. Портрет Диего Риверы Портрет Пабло Пикассо е Портрет Хаима Сутина е
Портрет Леопольда Зборовского Портрет Ханки Зборовска. Б. г. Польский поэт Леопольд Зборовский с женой опекали художника. По заказу Зборовского Модильяни создал около тридцати картин в жанре ню.
Рыжеволосая девушка в сорочке, сидящая на диване (Юная молочница). Б. г. Сидящая обнаженная. 1918
Обнаженная на подушке. 1918
В 1917 г. Модильяни познакомился с художницей Жанной Эбютерн, разделившей с ним все тяготы жизни. Портрет Жанны Эбютерн в большой шляпе. Б.г. Жанна Эбютерн. 1914Амедео Модильяни. 1918
Портрет Жанны Эбютерн на фоне дверей Портрет Жанны. 1919
Желтый свитер (Портрет Жанны Эбютерн). Около 1919 Портрет Жанны Эбютерн в профиль. 1918Портрет Жанны Эбютерн. 1918
Розовая кариатида с голубой каймой Около 1912 Презентация подготовлена Е. Князевой на основании материала Я. Белошапкиной Журнал «Искусство» 1/2012