Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной интеграции магистрантка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роль и место психолого-педагогического и социально-правового сопровождения детей с ограниченными возможностями при обучении с использованием дистанционных.
Advertisements

Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении Педагог-психолог ДС1 «Айголек» Кун Анастасия Александровна.
«Развитие физических и интеллектуальных способностей дошкольника с использованием инновационных программ» Архипова Елена Алексеевна, руководитель ГДОУ.
«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Куркова О.А. педагог-психолог Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
Проектирование образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей Данный раздел содержит специальные условия для получения.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Маслова О. И., педагог - психолог БДОУ города Омска « Центр развития ребенка – детский сад 355»
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога Педагог-психолог Зарипова Р. С. Учитель-логопед Токарева Н. В.
Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ПМПк ДОУ.
ОГБОУ ДПО УЛЬЯНОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ КАФЕДРЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ О КУРСОВЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ.
Взаимодействие специалистов, осуществляющих психолого- педагогическое сопровождение инклюзивного процесса (школьный ПМПк). Зам. директора СУВР Федотова.
Акинина Ю.Д. ИКП РАО Актуальные проблемы сопровождения ребенка с глубоким нарушением зрения в условиях образовательного учреждения.
На ба з е м униципального обще образовательного учреждения Богословская основная общеобразовательная школа Карасукского района Новосибирской области выступление.
«Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений»
Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) Л.Д.Постоева,педагог-психолог МКДОУ детский сад компенсирующего вида «Родничок» г.Бородино Красноярского.
Муниципальное учреждение отдел образования администрации городского округа «Город Волжск» Муниципальное образовательное учреждение Центр психолого-медико-социального.
Психологическое сопровождение детей с проблемами здоровья в процессе образования Особенности психологического сопровождения школьников с проблемами здоровья.
Проект Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения для развития детской одаренности средствами технологии.
Транксрипт:

Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной интеграции магистрантка кафедры специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А.Шолохова по программе Психолого-педагогическое сопровождение обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья Ершова Ю.В. Научный руководитель профессор, доктор педагогических наук Жигорева Марина Васильевна

Цель исследования Разработать и теоретически обосновать особенности организации и содержания системы психолого- педагогического сопровождения воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции в детском общеобразовательном учреждении.

Объект исследования - психолого- педагогическая деятельность в области сопровождения воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в детском общеобразовательном учреждении в условиях интеграции. Предмет исследования - организационно- содержательные условия психолого- педагогического сопровождения воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в детском общеобразовательном учреждении в условиях интеграции.

Гипотеза исследования Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции в детском образовательном учреждении будет эффективным, если создать специальные условия, учитывающие особенности развития этих детей, которые будут заключаться: в наличии твердых знаний у педагогов, воспитателей и родителей об индивидуальных особенностях психического развития детей с ОВЗ; в использовании специальных программ и методов для работы с детьми с ОВЗ; в скоординированном взаимодействии всех участников коррекционно-развивающего процесса. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции в детском образовательном учреждении будет эффективным, если создать специальные условия, учитывающие особенности развития этих детей, которые будут заключаться: в наличии твердых знаний у педагогов, воспитателей и родителей об индивидуальных особенностях психического развития детей с ОВЗ; в использовании специальных программ и методов для работы с детьми с ОВЗ; в скоординированном взаимодействии всех участников коррекционно-развивающего процесса.

Задачи исследования 1. Провести анализ отечественного и зарубежного опыта в области психолого- педагогического сопровождения воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях интеграции. 2. Изучить особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. 3. Подобрать оптимальную диагностическую программу для выявления детей с ограниченными возможностями в условиях интеграции в детском образовательном учреждении. 4. Изучить отношение к интеграции педагогов и воспитателей детского общеобразовательного учреждения, а также родителей здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья и выявить трудности, с которыми они столкнулись в процессе воспитания и обучения детей с ОВЗ. 5. Определить специальные педагогические условия сопровождения для успешной интеграции детей с ограниченными возможностями. 6. Оценить эффективность предложенных мероприятий по созданию специальных психолого-педагогических условий сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ в условиях интеграции. 1. Провести анализ отечественного и зарубежного опыта в области психолого- педагогического сопровождения воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях интеграции. 2. Изучить особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. 3. Подобрать оптимальную диагностическую программу для выявления детей с ограниченными возможностями в условиях интеграции в детском образовательном учреждении. 4. Изучить отношение к интеграции педагогов и воспитателей детского общеобразовательного учреждения, а также родителей здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья и выявить трудности, с которыми они столкнулись в процессе воспитания и обучения детей с ОВЗ. 5. Определить специальные педагогические условия сопровождения для успешной интеграции детей с ограниченными возможностями. 6. Оценить эффективность предложенных мероприятий по созданию специальных психолого-педагогических условий сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ в условиях интеграции.

Основные положения 1. Конкретизировано понятие и раскрыта сущность «психолого-педагогического сопровождения воспитания и обучения детей с ОВЗ». 2. Обоснована необходимость разработки путей психолого- педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях интеграции, в том числе и стихийной, т.к. дети с ЗПР в силу имеющихся нарушений испытывают трудности в условиях совместного воспитания и обучения с нормально развивающимися сверстниками и нуждаются в целенаправленном психолого-педагогическом сопровождении. 3. Разработана модель психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ЗПР в условиях интеграции. 1. Конкретизировано понятие и раскрыта сущность «психолого-педагогического сопровождения воспитания и обучения детей с ОВЗ». 2. Обоснована необходимость разработки путей психолого- педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях интеграции, в том числе и стихийной, т.к. дети с ЗПР в силу имеющихся нарушений испытывают трудности в условиях совместного воспитания и обучения с нормально развивающимися сверстниками и нуждаются в целенаправленном психолого-педагогическом сопровождении. 3. Разработана модель психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ЗПР в условиях интеграции.

Протокол обследования детей с нормальным развитием и детей с ЗПР

Успешность выполнения заданий диагностической программы дошкольниками с нормальным развитием и дошкольниками с ЗПР успешность выполнения ( в % ) 1-Зрительное восприятие; 2-Слуховое восприятие; 3-Память; 4- Мышление; 5- Речь; 6-Воображение; 7-Моторика успешность выполнения ( в % ) 1-Зрительное восприятие; 2-Слуховое восприятие; 3-Память; 4- Мышление; 5- Речь; 6-Воображение; 7-Моторика.

Исследование, направленное на изучение отношения педагогов и воспитателей к интегрированному обучению Анкета для педагогов и воспитателей: 1. Комфортно ли Вы себя чувствуете при работе с детьми, имеющими нарушения развития? 2. Испытываете ли Вы трудности при работе с детьми, имеющими нарушения развития? Если да, то какие? 3. Как вы преодолеваете эти трудности? 4. Какие программы используете для детей с ОВЗ? 5. Составляете ли Вы индивидуальные программы воспитания и обучения детей с ОВЗ? 6. Испытываете ли Вы трудности при составлении индивидуальных программ для детей с ОВЗ? 7. Хватает ли Вам имеющихся знаний об особенностях развития детей с ОВЗ? 8. Сотрудничаете ли Вы со специалистами? 9. Какой вид помощи Вы получаете от специалистов (дефектолог, психолог и т.д.)? 10. Оказываете ли Вы помощь родителям в обучении и воспитании детей с ОВЗ? Анкета для педагогов и воспитателей: 1. Комфортно ли Вы себя чувствуете при работе с детьми, имеющими нарушения развития? 2. Испытываете ли Вы трудности при работе с детьми, имеющими нарушения развития? Если да, то какие? 3. Как вы преодолеваете эти трудности? 4. Какие программы используете для детей с ОВЗ? 5. Составляете ли Вы индивидуальные программы воспитания и обучения детей с ОВЗ? 6. Испытываете ли Вы трудности при составлении индивидуальных программ для детей с ОВЗ? 7. Хватает ли Вам имеющихся знаний об особенностях развития детей с ОВЗ? 8. Сотрудничаете ли Вы со специалистами? 9. Какой вид помощи Вы получаете от специалистов (дефектолог, психолог и т.д.)? 10. Оказываете ли Вы помощь родителям в обучении и воспитании детей с ОВЗ?

Отношение педагогов и воспитателей к интегрированному обучению Категория педагогов Отношение к интегрированному обучению и воспитанию ( в %) Положительно Отрицательно Возможно в отдельных случаях Затрудняюсь ответить Педагоги и воспитатели массовых учреждений Педагоги и воспитатели комбинированных учреждений

Исследование, направленное на изучение отношения родителей детей с ОВЗ к интегрированному обучению Анкета для родителей детей с нарушениями в развитии: 1. Испытываете ли Вы трудности в общении с вашим ребенком? Если да, то какие? 2. Как Вы преодолеваете эти трудности? 3. Хватает ли Вам имеющихся знаний об особенностях вашего ребенка для общения с ним? 4. Сотрудничаете ли Вы со специалистами? 5. Какой вид помощи Вы получаете от специалистов ДОУ (логопед, психолог и т.д.)? Анкета для родителей детей с нарушениями в развитии: 1. Испытываете ли Вы трудности в общении с вашим ребенком? Если да, то какие? 2. Как Вы преодолеваете эти трудности? 3. Хватает ли Вам имеющихся знаний об особенностях вашего ребенка для общения с ним? 4. Сотрудничаете ли Вы со специалистами? 5. Какой вид помощи Вы получаете от специалистов ДОУ (логопед, психолог и т.д.)?

Категория родителей Отношение к интегрированному обучению и воспитанию (в%) Положительно Отрицательно Возможно в отдельных случаях Затрудняюсь ответить Родители нормально развивающихся детей Родители детей с нарушениями в развитии Отношение родителей к интегрированному обучению

Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и обучения ребенка с ОВЗ –это система профессиональной деятельности специалистов, работающих с детьми (воспитателей, педагогов, психологов и др.) и родителей, направленных на создание благоприятных социально-психологических условий для детей с проблемами в развитии, от которых зависит улучшение их психофизического состояния и успешность адаптации в обществе.

Модель психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ в условиях образовательной интеграции Специальные психолого-педагогические условия сопровождения воспитания и обучения детей с ОВЗ в ДОУ в условиях интеграции

Успешность выполнения заданий диагностической программы дошкольниками с ЗПР до и после эксперимента успешность выполнения ( в % ) 1-Зрительное восприятие; 2-Слуховое восприятие; 3-Память; 4- Мышление; 5- Речь; 6-Воображение; 7-Моторика успешность выполнения ( в % ) 1-Зрительное восприятие; 2-Слуховое восприятие; 3-Память; 4- Мышление; 5- Речь; 6-Воображение; 7-Моторика.

Выводы 1. В исследовании установлено, что группа детей с ЗПР полиморфна и характеризуется особенностями восприятия, памяти, мышления, речевого развития, что определяет особые образовательные потребности и необходимости создания специальных психолого-педагогических условий сопровождения в массе. 2. Сущностью психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями в условиях ДОУ является организация своевременной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, направленной на их адаптацию и развитие личности в целом. Основной целью психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии является гармонизация их личностного и интеллектуального потенциала, коррекция имеющихся нарушений и профилактика возможных отклонений в развитии. 3.Разработана, внедрена и апробирована модель психолого-педагогического сопровождения воспитания и обучения детей с ЗПР в ДОУ в условиях образовательной интеграции, которая объединяет усилия психологов, педагогов и воспитателей, логопедов и родителей. Для реализации данной модели необходимо: - наличие твердых знаний у педагогов, воспитателей и родителей об индивидуальных особенностях психического развития детей с ОВЗ; - разработка и использование специальных программ и методов для работы с детьми с ОВЗ в условиях массового учреждения; - тесное взаимодействии всех участников образовательного процесса между собой. 1. В исследовании установлено, что группа детей с ЗПР полиморфна и характеризуется особенностями восприятия, памяти, мышления, речевого развития, что определяет особые образовательные потребности и необходимости создания специальных психолого-педагогических условий сопровождения в массе. 2. Сущностью психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями в условиях ДОУ является организация своевременной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, направленной на их адаптацию и развитие личности в целом. Основной целью психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии является гармонизация их личностного и интеллектуального потенциала, коррекция имеющихся нарушений и профилактика возможных отклонений в развитии. 3.Разработана, внедрена и апробирована модель психолого-педагогического сопровождения воспитания и обучения детей с ЗПР в ДОУ в условиях образовательной интеграции, которая объединяет усилия психологов, педагогов и воспитателей, логопедов и родителей. Для реализации данной модели необходимо: - наличие твердых знаний у педагогов, воспитателей и родителей об индивидуальных особенностях психического развития детей с ОВЗ; - разработка и использование специальных программ и методов для работы с детьми с ОВЗ в условиях массового учреждения; - тесное взаимодействии всех участников образовательного процесса между собой.

Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!