Чувство сопричастности творит чудеса. Быть не рядом, а вместе – вот девиз подлинной человечности. Ст. Е. Лец
ПРОГРАММА «Школа Здоровья» Здоровьесберегдающая деятельность в образовательном учреждении Автор: Герьянская Нина Олеговна
Замысел написания программы «Школа Здоровья»: раскрывает цели, задачи и содержательную деятельность по основным направлениям психолого-педагогического сопровождения школьников в учебно-воспитательном процессе с целью: создания здоровьесберегающих условий развития внутренних ресурсов ребенка, формирования мотивации и навыков здорового образа жизни.
Целевое назначение программы Формирование представления о способах организации психолого-педагогической поддержки детей в учебно-воспитательном процессе и выбора наиболее оптимальных путей здоровьесберегающей деятельности.
Задачи программы Сформировать представление о целях, задачах и содержательной деятельности по основным направлениям здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности в школе.
Задачи программы Показать основные стратегии, технологическое содержание психолого- педагогической и физкультурно- оздоровительной поддержки детей
Общая концепция программы Программа разработана в соответствии: с законом РФ «Об образовании», национальной доктриной о модернизации образования, приказом Министерства образования «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в РФ», приказом Министерства здравоохранения «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ», с учетом рекомендаций, изложенных в Постановлении главы администрации Новосибирской области «О плане мероприятий по улучшению состояния здоровья детского населения Новосибирской области на годы»
СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ И ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННИХ РЕСУРСОВ РЕБЕНКА ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. УЧЕБНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПРОГРАММ
Мониторинг эффективности здоровьесберегающих программ Здоровьеформирующее образование Учебно-просветительские программы Здоровьесберегающи е условия развития внутренних ресурсов ребенка Здоровьесберега ющая среда образовательного учреждения Здоровьесберег дающий учебно- воспитательный процесс Физкультурно- оздоровительная деятельность Система здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности в образовательном учреждении Программы для детей Програм- мы для педагогов Программы для родителей Здоровьесберега ющая инфраструктура Психолого- педагогическое сопровождение у/в процесса Соблюдение Сан Пин Психоэмоционал ьные факторы среды Лечебно- профилактическая работа Здоровьесберег дающая педагогика Физкультура, ЛФК, Динамическая пауза, Фикультминутки, Сспортивные секции 1. Программа «Здоровье» под ред. В.Н.Касаткина.. 2. Волшебные уроки в стране Здоровье Макеева А.Г… 3. Все цвета, кроме черного Безруких М.М.,. и др. 4. Полезные привычки….. 5. Мой выбор.. 6. Серия «Работающие программы» под ред. Чечелинской.. 1. Программа формирования здорового жизненного стиля. Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский 2. Здоровье. Учебно- методическое пособие под ред. В.Н.Касаткина 3. Основы безопасности жизнедеятельности. АнастасоваЛ.П…. 1. Все цвета, кроме черного Безруких М.М. и др. 2. Программа «Здоровье» под ред. В.Н.Касаткина 3. Как уберечь ребенка от курения и знакомства с алкоголем.Макеева А.Г. 4. Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье. Бабенкова Е.А. и др. Рациональная организация учебно- воспитательного процесса
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННИХ РЕСУРСОВ РЕБЕНКА Здоровьесберегдающая среда образовательного учреждения Здоровьесберегдающая инфраструктура Психоэмоциональные факторы среды Рациональное питание
Здоровьесберегдающий учебно- воспитательный процесс Психолого – педагогическое сопровождение учебно- воспитательного процесса Рациональная организация учебно-воспитательного процесса Здоровьесберегдающая педагогика Физкультурно – оздоровительная деятельность Лечебно-профилактическая работа Физкультура, динамические паузы, физминутки, подвижные игры, танцы,веселые старты,спортивные секции
ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. УЧЕБНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ Программы для детей Программа «Здоровья» под. ред. Касаткина В.Н. «Волшебные уроки в стране Здоровья» Макеева А.Г. «Все цвета, кроме чёрного» Безруких М.М. Программы для педагогов «Здоровье» учебно-методическое пособие под ред. Касаткина В.Н. Программа психологической подготовки учителей в области профилактики наркозависимости и формирования здорового жизненного стиля среди школьников.Сирота Н.А., ЯлтонскийВ.М. Программы для родителей
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Система психолого-педагогического сопровождения включает в себя диагностическую, коррекционную, профилактическую и развивающую работу психолога, социального педагога и классных руководителей. Цель: Сохранение и укрепление социально- психологического здоровья детей, развитие личностных ресурсов ребенка.
Задачи психолого-педагогического сопровождения: - Диагностика социально-психологического состояния ребенка. - Коррекционная и профилактическая деятельность по укреплению здоровья (групповая и индивидуальная работа) детей. - Информирование педагогов и родителей о психо-эмоциональных особенностях детей и консультации по индивидуально-личностному подходу. - Методическая помощь педагогам по профилактике психо- эмоционального неблагополучия детей в виде разработки тактик общения с тревожными детьми, с детьми со сниженной самооценкой, отверженными. - Организация просветительской и консультационной деятельности с родителями - Развитие способности психосоматической саморегуляции педагогов, эффективных копинг-стратегий
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА Здоровьесберегающие принципы образовательного процесса могут быть сформулированы следующим образом:. 1. Построение учебного процесса с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей учащихся. Изменение подходов к опросу учащихся, к оцениванию (максимум оценок – минимум отметок). Упорядочивание системы домашних заданий и т.д. 2. Непрерывность и преемственность здоровьесберегающей учебно-воспитательной деятельности. 3. Приоритет активных методов обучения. 4. Субъект – субъектное взаимодействие с учащимися 5. Обеспечение высокого уровня мотивации на учебный процесс
ЛЕЧЕБНО – ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Витаминотерапия Фитотерапия Ароматерапия Спелеотерапия Аэроионотерапия (люстра Чижевского) Закаливание Точечный массаж ЛФК Лечебное питание
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Здоровьесберегдающая физкультурная деятельность предлагает комплекс средств и методов, направленных: на совершенствование у ребенка физических качеств и функций организма, на повышение его сопротивляемости к неблагоприятным факторам внешней среды, на улучшение умственной, физической и психической работоспособности, что способствует высокому уровню здоровья ребенка.
МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИХ ПРОГРАММ Наблюдение и анализ эффективности здоровьесберегающей деятельности может проводиться по следующим параметрам: Состояние здоровья школьников и педагогов Уровень мотивации на здоровье как ценность и знания, умения, навыки по ЗОЖ
В качестве социально-психологических критериев эффективности профилактических здоровьесберегающих программ рассматриваются следующие показатели: Уровень адаптации школьников (дезадаптация, низкий уровень, средний, высокий) Вид мотивации (школьный негативизм, игровая мотивация, внешняя мотивация, учебная мотивация) Уровень тревожности Самооценка школьников Социометрические показатели
Взаимопомощь, а не борьба за выживание движет миром. В. И. Вернадский