Изобразительно- выразительные средства используются при оформлении текста с целью сделать его эстетически привлекательным, доставляющим удовольствие.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. АНАФОРА Анафора ( от греческого ВЫНЕСЕНИЕ; русский термин – единоначалие), стилистическая фигура; скрепление.
Advertisements

1. В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется.
Муниципальное образовательное учреждение Венгеровская СОШ 2 Изобразительно-выразительные средства языка. Выполнил Ученик 10 «в» класса Ояберь Урмас Преподаватель.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : « Средства выразительности » Составитель: учитель русского языка и литературы.
Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит,
Урок русского языка 10 класс Тарасенко Н. А. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО - ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА.
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Теория литературы. Лирические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
Изобразительно-выразительные средства языка ТРОПЫ ФИГУРЫ.
Выразительные средства синтаксиса. Цели урока Повторить термины. Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов,
Художественный стиль речи Особенности: Образность Образность Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных средств) Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных.
Фигуры речи и тропы Справочные материалы. Фигура речи Фигура речи – оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности.
Выразительность русской речи. Аллитерация – повторение одинаковых согласных. Пример: Задрожало зеркало затона. (С.Есенин) Ассонанс – повторение гласных.
Изобразительные художественные средства Фонетический (фоника) Лексические (тропы) Синтаксический (стилистические фигуры)
Художественный стиль речи Особенности: Образность Образность Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных средств) Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных.
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа 14 Тест по теме: «Изобразительно- выразительные средства языка» Учитель.
Средства художественной выразительности Давыдова О. С. Учитель русского языка и литературы ГОУ 342.
1 Презентация Презентация по теме «Выразительные средства языка» Выполнили обучающиеся Выполнили обучающиеся 8 класса 8 класса Владимирова Алина и Владимирова.
Методика подготовки учащихся к заданиям части «В» единого государственного экзамена по русскому языку.
Презентация к уроку по русскому языку на тему: Публицистический стиль: его задачи, сфера применения, жанры.
Транксрипт:

Изобразительно- выразительные средства используются при оформлении текста с целью сделать его эстетически привлекательным, доставляющим удовольствие. Существуют общие и специальные средства выразительности.общие специальные

Стилистически окрашенная лексика создает явление стилистического контраста: книжная (высокая) лексика при «столкновении» в одном предложении или микротеме с разговорной (сниженной) вызывает эмоциональный отклик у читателя.

придают тексту яркость, авторитетность, живость. Устойчивые словосочетания, пословицы, вводные слова, ряды однородных членов, фразеологизмы, афоризмы, цитаты, примеры, пословицы, поговорки и т. п. придают тексту яркость, авторитетность, живость. Это признаки блестящей речи.

О Они помогают кратко передать сложное содержание. Текст, в котором использованы тропы, нагляден, зрим. гипербола метафора литота олицетворение сравнение ирония эпитет Перифраза

Преувеличение, доведенное до «невозможности». Ср. у Ломоносова: «бег, скорейший ветра и молнии».

Троп, противоположный гиперболе; намеренное преуменьшение (""мужичок с ноготок"").

Троп речи, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения выявить в объекте сравнения новые, важные для субъекта высказывания свойства. Как океан разверзлись небеса, И спит земля – и теплится, как море.

Образное определение, основанное на переносном значении слова. Образное определение – яркое, красочное, говорящее, оценивающее, эмоциональное, свежее. Седое небо надо мной И лес раскрытый, обнажённый.

Перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение "Покатились глаза собачьи, Золотыми звездами в снег" (С.А.Есенин).

Стилистический термин, обозначающий изображение неодушевленного или абстрактного предмета как одушевленного. Что, дремучий лес. Призадумался, Грустью темною Затуманился?

Троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется. С какой отвагой благородной Громите речью вы свободной Всех тех, кому зажали рот.

Способ изложения, описывающий простой предмет посредством сложных оборотов». Ср. у Пушкина пародийную перифразу: «Юная питомица Талии и Мельпомены, щедро одаренная Аполлоном» (вместо: молодая талантливая актриса).

o Устойчивый оборот речи, значение которого не определяется значением входящих в его состав слов; неразложимое словосочетание. Дать сдачи! Умыть руки.

Не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его эмоциональную окраску. Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы, что постоянно используется в поэзии.

Стилистическая фигура речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. "Я царь, я раб, я червь, я бог" (Г. Р. Державин) или в заглавиях "Война и мир" Л. Н. Толстого, "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского, "Коварство и любовь" Ф. Шиллера.

Риторическая фигура, суть которой состоит в расположении перечисляемых элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения («восходящей градации») или в порядке убывания значений («нисходящей градации»). Риторическая фигура, суть которой состоит в расположении перечисляемых элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения («восходящей градации») или в порядке убывания значений («нисходящей градации»). Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. (С.А. Есенин)

Повторение согласных звуков в слове, фразе: Повторение согласных звуков в слове, фразе: Нева вздувалась и ревела, Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь. котлом клокоча и клубясь. (А. Пушкин.) (А. Пушкин.) Звукопись придает особую выразительность стиху: повтор согласных с, в, и слогов ва, ве, дает ощущение широты, мощи стихии; сочетания тл, кл, кл передают клокотание воды в разбушевавшейся реке. Звукопись придает особую выразительность стиху: повтор согласных с, в, и слогов ва, ве, дает ощущение широты, мощи стихии; сочетания тл, кл, кл передают клокотание воды в разбушевавшейся реке.

Повторение гласных Повторение гласных звуков в слове, фразе: звуков в слове, фразе: Будет буря - мы поспорим и помужествуем с ней (ассонанс на у - подражание звуку ветра, бури). Будет буря - мы поспорим и помужествуем с ней (ассонанс на у - подражание звуку ветра, бури). Дыша духами и туманами, она садится у окна (А. Блок) (ассонанс на а, создающий ощущение воздуха, парения, простора). Дыша духами и туманами, она садится у окна (А. Блок) (ассонанс на а, создающий ощущение воздуха, парения, простора).

Единоначатие разновидность повтора: одно и то же слово повторяется в начале нескольких фраз, следующих одна за другой. Единоначатие разновидность повтора: одно и то же слово повторяется в начале нескольких фраз, следующих одна за другой. Анафора придает ритм речи. Анафора придает ритм речи. Это – круто налившийся свист, Это – щёлканье сдавленных льдинок, Это – ночь, леденящая лист, Это – двух соловьёв поединок. (Б. Л. Пастернак, «Определение поэзии»)

Ритмически повторяющееся слово, стих или группа стихов в конце каждой строфы, но может находиться в начале или середине и содержать не один, а несколько стихов. Рефрен эмоционально усиливает основное настроение стиха. Рефрен напоминает припев. Рефрен напоминает припев. Бой идёт, святой и правый, Бой идёт, святой и правый, Смертный бой не ради славы, Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле. Ради жизни на земле. А. Твардовский

Сочетание слов, противоположных по смыслу: Сочетание слов, противоположных по смыслу: Живой труп, Живой труп, Горячий снег, Горячий снег, Грустная радость, Грустная радость, Сладкая горечь воспоминания. Сладкая горечь воспоминания.

Используется для усиления высказывания, придания речи динамичности, определенного ритма. Используется для усиления высказывания, придания речи динамичности, определенного ритма. По Дону гуляет, По Дону гуляет, По Дону гуляет По Дону гуляет Казак молодой. Казак молодой.

Повтор синтаксических конструкций, особое устройство следующих друг за другом фраз с одной и той же синтаксической структурой, с одиночным порядком слов, однотипными сказуемыми. Повтор синтаксических конструкций, особое устройство следующих друг за другом фраз с одной и той же синтаксической структурой, с одиночным порядком слов, однотипными сказуемыми. В синем море волны плещут, В синем море волны плещут, В синем небе звёзды блещут. В синем небе звёзды блещут. А. Пушкин А. Пушкин

Риторический вопрос может изображать сомнения и раздумья говорящего и одновременно сообщать о результатах этих раздумий или хотя бы намекать на них. Риторический вопрос может изображать сомнения и раздумья говорящего и одновременно сообщать о результатах этих раздумий или хотя бы намекать на них. Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? (В. Непомнящий) Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? (В. Непомнящий)

Это вопросно-ответный ход, это отрезок монологической речи, объединяющий риторический вопрос (или серию вопросов) и ответ на них, вопрос- раздумье. Вопросно-ответный ход заключается в том, что говорящий, как бы предвидя возражения слушателей, угадывая их возможные вопросы, сам такие вопросы формулирует, сам на них отвечает. Это вопросно-ответный ход, это отрезок монологической речи, объединяющий риторический вопрос (или серию вопросов) и ответ на них, вопрос- раздумье. Вопросно-ответный ход заключается в том, что говорящий, как бы предвидя возражения слушателей, угадывая их возможные вопросы, сам такие вопросы формулирует, сам на них отвечает. Монолог Гамлета из трагедии У.Шекспира. Монолог Гамлета из трагедии У.Шекспира.

Фигура речи, состоящая в том, что предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. «Он научился скрывать свои чувства. Не смотрит собеседникам в глаза. Любит порядок в мелочах.»