Средства художественной изобразительности. Словесные средства изобразительности Эпитет, сравнение, аллегория, перифраза Автология и металогия Тропы :

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное образовательное учреждение Венгеровская СОШ 2 Изобразительно-выразительные средства языка. Выполнил Ученик 10 «в» класса Ояберь Урмас Преподаватель.
Advertisements

Фигуры речи и тропы Справочные материалы. Фигура речи Фигура речи – оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности.
Изобразительные художественные средства Фонетический (фоника) Лексические (тропы) Синтаксический (стилистические фигуры)
Выразительность русской речи. Аллитерация – повторение одинаковых согласных. Пример: Задрожало зеркало затона. (С.Есенин) Ассонанс – повторение гласных.
1 Презентация Презентация по теме «Выразительные средства языка» Выполнили обучающиеся Выполнили обучающиеся 8 класса 8 класса Владимирова Алина и Владимирова.
Художественный стиль речи Особенности: Образность Образность Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных средств) Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных.
Изобразительно-выразительные средства языка ТРОПЫ ФИГУРЫ.
Басырова А. Гаранина Ю.. Звуковые средства Благозвучие – стройность, согласованность, гармоничность в сочетании или чередовании звуков в речи. Аллитерация-повторение.
Изобразительно- выразительные средства Подготовка к ЕГЭ.
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : « Средства выразительности » Составитель: учитель русского языка и литературы.
Художественный стиль речи Особенности: Образность Образность Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных средств) Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных.
1. В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется.
Презентация к уроку по русскому языку на тему: Публицистический стиль: его задачи, сфера применения, жанры.
Теория литературы. Лирические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа 14 Тест по теме: «Изобразительно- выразительные средства языка» Учитель.
ТРОПЫ Эпитет Метафора Гипербола Олицетво-рение Перифраз Сравнение В переводе с греч. языка – приложение, прилагаемое. Эпитет – это особое, образное определение,
Анализ выразительности речи Задание В8. Компетенции выпускников: Языковая - знание и соблюдение всех норм литературного русского языка; Лингвистическая.
Занятие кружка «Родное слово» Автор: Курган Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 6 г. Бикина Хабаровского края.
Работу выполнила ученица 9 класса Полянская Юлия Руководитель Мотовилова Людмила Алексеевна Средства художественной выразительности (тропы и фигуры)тропыфигуры.
Транксрипт:

Средства художественной изобразительности

Словесные средства изобразительности Эпитет, сравнение, аллегория, перифраза Автология и металогия Тропы : метафора, метонимия, ирония, гипербола, олицетворение, синекдоха, литота Фигуры: анафора, антитеза, градация, оксюморон, острота, параллелизм, повторение, умолчание, эллипсис, эпифора

Эпитет Эпитет · (греч. epitheton, "приложение"), определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете. Пример: робкое дыхание, гордый конь

Сравнение Сравнение в стилистике и литературе фигура речи, в которой происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Пример: Лежал закат костром багровым, «Мужик глуп, как свинья, а хитёр, как чёрт».

Аллегория Аллего́рия условное изображение абстрактных идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога. Пример: «Правосудие» Фемида (женщина с весами) Лиса-аллегория хитрости, заяц- трусости

Перифраза Перифраза (греч. Περιφρασις, описание) стилистический термин, обозначающий описательное выражение предмета по какому либо его свойству или признаку. Пример: «Царь зверей» вместо лев, «Люблю тебя, Петра творенье!» = «Люблю тебя, Санкт- Петербург!

Автология и металогия Автология - употребление слов в прямом значении, реалистично. Металогия - употребление слов в переносном смысле, образно.

Метафора Метафора вид тропа (см.), употребление слова в переносном значении; словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению (в силу того или иного сходства сближаемых явлений) Пример: "Ледяные руки", В саду горит костер рябины красной

Метонимия Метонимия – употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними Пример: Ликует буйный Рим (М.Ю.Лермонтов). Чёрные фраки носились врозь и кучами там и там (Н.В.Гоголь). Театр уж полон: ложи блещут, партер и кресла всё кипит (А.С.Пушкин).

Синекдоха Синекдоха – разновидность метонимии. Состоит в замене множественного числа единственным, в употреблении названия части вместо целого, частного вместо общего, и наоборот. Пример: Всё спит – и человек, и зверь, и птица (Н.В.Гоголь). И слышно было до рассвета, Как ликовал француз (М.Ю.Лермонтов).

Ирония Иро́ния (от др.-греч. ε ρωνεία «притворство») троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Пример: Отколе,умная,бредешь ты, голова?

Олицетворение Олицетворение – художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами. Пример: И вот начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой берёзой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же зелёную свечку- осинку, помахивая веточкой; черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками. (М.М.Пришвин.)

Гипербола Гипе́рбола (из др.-греч. περβολή «переход; чрезмерность, избыток; преувеличение») стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли Пример: «я говорил это тысячу раз» или «нам еды на полгода хватит».

Литота Литота- количественное приуменьшение признаков предмета, явления, действия Пример: Мальчик-с-пальчик, «Жизнь человека один миг» Многие литоты являются фразеологизмами или идиомами: «черепашьи темпы», «рукой подать», «денег кот наплакал», «небо показалось с овчинку».

Анафора Ана́фора или единоначатие-повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных сток или строф Пример: Грозой снесённые мосты, Гроба с размытого клад (Пушкин) Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (Есенин)

Антитеза Антитеза (от греч. antithesis - противоположение) - одна из стилистических фигур: оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, образы, черты характера действующих лиц. Пример: "Я - царь, я - раб, я - червь, я - бог!" (Г.Р.Державин. "Бог") Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой... (А.С.Пушкин. "Евгений Онегин")

Оксюморон Оксюморон (Оксиморон) - (от греч. oxymoron - остроумно-глупое) - вид тропа: словосочетание, составленное из слов, противоположных по смыслу, основанное на парадоксе Пример: "Смотри, ей весело грустить, // Такой нарядно обнаженной" "С кем мне поделиться той ГРУСТНОЙ РАДОСТЬЮ, что я остался жив?"

Градация Градация - (от лат. gradatio - постепенность) - стилистический прием: такое расположение слов (словосочетаний, частей сложного предложения), при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего, что позволяет воссоздать события, действия, мысли и чувства в процессе, в развитии - от малого к большому (прямая Г. ) или от большого к малому (обратная Г.). Благодаря Г. происходит нарастание интонации и усиливается эмоциональность речи Пример: Спасибо вам и сердцем и рукой За то, что вы меня - не зная сами! - Так любите: за мой ночной покой, За редкость встреч закатными часами, За наше не-гулянье под луной, За солнце не у нас над головами... М. Цветаева

Параллелизм Параллелизм (др.-греч. παραλληλισμος расположение рядом, соположение) риторическая фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и семантической структуре элементов речи в смежных частях текста. Параллельными элементами могут быть предложения, их части, словосочетания, слова. Пример: Увижу ль я твой светлый взор? Услышу ль нежный разговор? Пушкин А. С. Руслан и Людмила Твой ум глубок, что море, Твой дух высок, что горы Брюсов В. Китайские стихи

Рефрен Рефрен - ( франц. refrain - припев) - стих (см.), повторяющийся в каждой строфе (куплете песни), как правило, буквально или с незначительными изменениями. Пример: Ты все, что сердцу мило, С чем я сжился умом: Ты мне любовь и сила,- Спи безмятежным сном! Ты мне любовь и сила, И свет в пути моем; Все, что мне жизнь сулила,- Спи безмятежным сном. Храни меня, мой талисман, Храни меня во дни гоненья, Во дни раскаянья, волненья: Ты в день печали был мне дан. Когда подымет океан Вокруг меня валы ревучи, Когда грозою грянут тучи, Храни меня, мой талисман. (Пушкин)

Эллипс Эллипс(ис) - (от греч. elleipsis - опущение, выпадение) - стилистическая фигура: сознательный пропуск подразумеваемого слова, легко восстанавливаемого из контекста, придающий тексту особую выразительность. Пример: Благодаря Э. может быть создан эффект динамичности движения: "Вошел: и пробка в потолок" (А.С. Пушкин); быстрой смены событий или состояний: "И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, // Минута - и стихи свободно потекут" (А.С. Пушкин);

Эпифора Эпифора - (от греч. epophora - добавка) - стилистическая фигура: повторение слова или группы слов в конце стихотворных строк или прозаических фраз. Пример: Я обманывать себя не стану, Залегла забота в сердце мглистом. Отчего прослыл я шарлатаном, Отчего прослыл я скандалистом? И теперь уж я болеть не стану. Прояснилась омуть в сердце мглистом. Оттого прослыл я шарлатаном, Оттого прослыл я скандалистом.

Звуковые средства изобразительности Благозвучие Звукоподражание, звуковой символизм, словесная инструментовка Аллитерация, ассонанс, звуковые повторы, звукопись Ритм и интонация в прозе

Благозвучие Благозвучие -совершенное с точки зрения говорящих на данном языке сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха. Требования благозвучия должны быть согласованы с фонетическими особенностями конкретного языка. Деление же языков на «благозвучные» и «неблагозвучные» лишено научного основания и обычно связано с субъективными оценками. Благозвучие всегда обусловлено своеобразием фонетики данного национального языка. Все, что не свойственно языку, что выходит за рамки

Звукоподражание Звукоподражание -приблизительное воспроизведение природного звучания напоминающими его звуками речи, а также слово, возникающее путём такого подражания; один из видов звукописи: использование фонетических сочетаний, способных передать звучание описываемых явлений. Пример: «ку-ку» подражание кукушке, «ква-ква» подражание лягушке кукушка, квакать, квакушка "эха хохотанье", "шелест камышей", "топот копыт").

Аллитерация Аллитерация - (от лат. ad - к, при и lit(t)era - буква) - вид звукописи (см): повторение в стихотворной речи (реже - в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления ее выразительности. Пример: Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой. А. С. Пушкин

Ассонанс Ассонанс- (от фр. assonance - созвучие) – многократное повторение в стихотворении (реже - в прозе) одинаковых гласных звуков, усиливающее выразительность художественной речи. Пример: Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. А.С. Пушкин

Ритм Ритм - (от. греч. rhythmos - соразмерность) - периодическое повторение в стихотворной речи однородных звуковых, интонационных, синтаксических элементов; упорядоченность ее звукового строя. С понятием "поэтический Р." связаны все регулярные композиционно значимые повторы словесно-звукового материала.

Интонация Интонация- (от лат. intonare - произносить громко) - 1. Свойство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к предмету речи или к собеседнику. И. создается за счет синтаксической структуры текста, порядка слов, повторов, инверсий, восклицаний, обращений, повышения и понижения голоса, пауз, темпа и др. приемов обогащения нейтрального стиля речи. Полностью И. может быть воспроизведена только в реальном звучании, т. е. при произнесении вслух. 2. В стиховедении И. - соотношение ритмического и синтаксического членения речи.

Задание Рассказы писателей о книгах, которые пробудили страсть к чтению в детские годы и способствовали формированию личности, – особая тема русской мемуарной литературы. Первые книги детства во многом предопределяют жизненный путь человека. Память о них драгоценна, как и память о первых друзьях – товарищах по чтению. В таких рассказах повествование ведется в особом – эмоционально приподнятом – тоне. Достигается это с помощью _______ («служат точно путеводными маяками» – предложение 6, «точно изжеваны теленком» – предложение 15, «как вода» – предложение 37), ________ (предложения 33, 35), ________ (предложения 3, 22). С особым чувством вводятся в повествование «живые» слова о книгах – отклики не искушенных в литературе читателей. _______ («романы», «сперва», «примусь», «бывало», «глядь», «покорно благодарю», «помрем» – предложения 16-24) помогает ярче и точнее изобразить ту социальную среду, которая формировала типичных читателей эпохи. Список терминов: сравнение метафора гипербола просторечная лексика восклицательные предложения лексический повтор противопоставление эпитеты контекстные синонимы

(33)Важнее всего то, что эта сила, в форме странствующей книги в коробке офени, сама приходила уже в то далекое время к читателю и, мало того, приводила за собой другие книги… ( 35)Можно подумать, что какая-то невидимая рука какого-то невидимого гения разносила эти книги по необъятному простору Руси, неустанно сея "разумное, доброе, вечное". 3)Милый Костя! ( 22)Нет, покорно благодарю!..