Функциональный стиль речи. - исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СТИЛИ РЕЧИ Презентация преподавателя русского языка Ситчихиной Елены Михайловны.
Advertisements

Для чего нужна человеку речь ? РЕЧЬ ПОМОГАЕТ Общаться Делиться мыслями,чувствами Договориться о чём- нибудь Согласовать свои действия. Похвалить, развеселить,
Стили речи РазговорныйКнижные Официально -деловой Научный Публицисти ческий Художеств енный.
Название стиля: Научный Функциясообщение научных сведений, научное объяснение фактов Сфера употребления официальная обстановка Жанрынаучная статья, доклад,
Работу выполнила Ученица 7 «Б» класса Петрова Анна Работу выполнила Ученица 7 «Б» класса Петрова Анна.
Стили речи (развитие речи- 9класс) Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п. Изоплит Гончаровой Л.В.
Функциональные стили речи исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения ; разновидность литературного.
Стилистика Языковые средства стилей Стили литературного языка. Типы речи 9 класс Учитель литературы: МБОУ ЛСОШ 3 Выборова И. Г.
Функциональные стили речи. Функциональные стили речи : Исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого.
Стили речи русского языка Назаренко Оксана Вячеславовна, канд. филол. наук, преподаватель кафедры гуманитарных и экономических дисциплин.
Научный стиль Научный стиль стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля наука и научные журналы, адресатами текстовых сообщений могут выступать.
Стили русского языка. Стиль – совокупность языковых (речевых) средств, определяемых развитием человека, ситуацией общения, стремлением сделать речь понятной.
Презентация по русскому языку на тему: Стили речи Работу выполнили ученицы 10в класса Васильцова Екатерина и Ерохина Наталья.
Стили речи. Публицистический стиль речи.. С тилистика- раздел науки о языке, изучающий стили речи и их особенности.
Стили речи русского языка. Стили речи Разговорный Научный Художественный Публицистический Официально - деловой.
Особенности публицистического стиля. Сфера употребления Общественно-экономические Политические Культурные отношения Газеты, журналы.
Существует 5 функциональных стилей: Научный значение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях (например, терминологическая.
Стилистика Подготовка к ЕГЭ. Текст – целостное законченное высказывание Признаки текста: Наличие темы и основной мысли Наличие или возможность заголовка.
Стили речи 1. Разговорный стиль 2. Научный стиль 3.Официально-деловой стиль 4. Публицистический стиль 5. Художественный стиль.
Содержание Литературный язык Научный стиль Официально-деловой стиль Публицистический стиль Язык художественной литературы Разговорная речь Стилистическая.
Транксрипт:

Функциональный стиль речи. - исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.литературного языка

Каждый функциональный стиль характеризуется: а) сферой применения; б) основными функциями; в) ведущими стилевыми чертами; г) языковыми особенностями; д) специфическими формами (жанрами).

Стили речи: - Разговорный - Книжные: научный официально – деловой публицистический художественный

Речевая ситуация Где говорим? С кем ? С какой целью? В официальной обстановке В неофициальной обстановке С одним человеком Общение Сообщение Воздействие С большой аудиторией

Разговорный стиль речи. Сфера применения (где?) бытовая (неофициальная обстановка) Функции (зачем?) непосредственное бытовое общение; обмен информацией по бытовым вопросам Основные стилевые особенности: - Мы не всегда знаем, о чём будем говорить. - Мы не знаем, какие слова подберём. - Мы должны видеть и слышать участника разговора. Непринужденность; простота речи; конкретность; эмоциональность; образность.

Основные языковые средства - ограничен состав книжных слов, много просторечных слов, большое количество междометий, частиц, наличие неполных и коротких предложений, богатство интонаций. - разговорная, в том числе эмоционально-оценочная и экспрессивная, лексика и фразеология (картошка, книжка, доченька, малыш, длиннющий, шлепнуться, кот наплакал, сломя голову); - неполные предложения; - использование экспрессивных синтаксических конструкций, характерных для разговорной речи (вопросительных и восклицательных предложений, слов-предложений, в том числе междометных, предложений с парцелляцией (Придешь завтра? Молчать! Поспать бы! Вы в кино? Нет. Вот еще! Ой! Эх ты!); - отсутствие многочленных сложных предложений, а также предложений, осложненных причастными и деепричастными оборотами. Жанры: Дружеская беседа, частный разговор, бытовой рассказ, спор, записки, частные письма.

Художественный стиль речи. Сфера применения (где?) художественная литература Функции (зачем?) изображение и воздействие на воображение, чувства, мысли читателя или слушателя (эстетическая функция), создание художественного образа. Основные стилевые особенности: художественная образность и эмоциональность; скрытая оценочность; авторская индивидуальность; широкое использование изобразительно–выразительных средств языка.

Основные языковые средства: - слова в переносном значении; изобразительно-выразительные средства языка (тропы и фигуры речи); - использование элементов разных стилей речи как средства создания художественных образов; - совмещение слов «высоких» и «низких»; - присутствие разговорной лексики. Жанры: роман, повесть, рассказ, поэма, стихотворение.

В текстах художественного стиля, как и в публицистике, широко используются все типы речи: описание, повествование и рассуждение. Рассуждение в художественных произведениях предстает в форме рассуждения-размышления и является одним из важнейших средств раскрытия внутреннего состояния героя, психологической характеристики персонажа. В художественном стиле позиция автора, как правило, выражается не прямо, а в подтексте.

Официально-деловой стиль речи. Сфера применения (где?) сфера законодательства, делопроизводства, административно- правовой деятельности Функции (зачем?) сообщение, информирование Основные стилевые особенности: предельная информативная направленность; точность, не допускающая иного толкования; отсутствие эмоциональности и оценочности; неличный характер; стандартизованность; стереотипность построения текста; долженствующе - предписывающий характер; официальность.

Основные языковые средства: - Официально-деловая лексика и деловая терминология (истец, ответчик, полномочия, надбавка); - канцеляризмы (т. е. нетерминологические слова, употребляемые преимущественно в официально-деловом стиле, вне деловой речи практически не встречающиеся: нижеследующий (помещаемый далее), данный, настоящий (этот),препровождать (отправлять, передавать),надлежащий (такой, какой следует, нужный, соответствующий); - языковые клише и штампы(довести до сведения, установленный контроль, согласно распоряжению, по истечении срока, в порядке исключения); - сложные отыменные предлоги (в целях, в силу, вследствие, на предмет, за неимением и т. п.); - все документы лишены эмоциональности, отсутствуют изобразительные средства языка; - значительные по объему сложные и осложненные предложения.

Жанры: законы, приказы, инструкции, объявления, деловые бумаги, постановления, резолюции, протоколы, акты,справки, объявления, деловые бумаги (заявление, рапорт, докладная…) В текстах официально-делового стиля обычно представлено два типа речи: описание и повествование.

Научный стиль речи. Сфера применения (где?) сфера науки (научные труды, учебники, выступления на научных конференциях и т. д. Функции (зачем?) сообщение информации, а также доказательство ее истинности; научное объяснение. Основные стилевые особенности: научная тематика; смысловая точность; строгая логичность изложения; обобщенно-отвлеченный характер информации; отсутствие эмоциональности; доказательность; объективность.

Основные языковые средства: - Терминологическая и профессиональная лексика и фразеология (классификация, гипотенуза, валентность, вакуоль, рентген, магнитная буря, коэффициент полезного действия и др.); - абстрактная (отвлеченная) лексика (протяженность, горение, романтизм, матриархат); - слова в прямом значении; - широкое использование производных предлогов и союзов (в течение, в результате, за счет, в связи, в отличие и др.); значительные по объему простые и осложненные предложения с причастными оборотами и вводными словами (во-первых, во- вторых, наконец, по-видимому, вероятно, как утверждает..., согласно теории..., итак, так, таким образом, поэтому, кроме того); - сложноподчиненные предложения с придаточными причины, следствия и т. п.

Жанры: статья, отзыв, рецензия, аннотация, реферат, диссертация, учебник, словарь, научный доклад, лекция Научный стиль делится на три подстиля: собственно научный, научно- учебный инаучно-популярный. Каждый из названных подстилей имеет свои особенности. В научно- учебных и научно-популярных подстилях допускается использование некоторых (отдельных) языковых средств, характерных для разговорной речи и публицистики, в том числе средств языковой выразительности (метафор, сравнений, риторических вопросов, риторических восклицаний, парцелляции и некоторых других). В текстах научного стиля могут быть представлены все типы речи: описание, повествование и рассуждение (чаще всего: рассуждение- доказательство и рассуждение-объяснение).

Публицистический стиль речи. Сфера применения (где?) общественно-политическая жизнь: газеты, журналы, телевидение, радио, митинги Функции (зачем?) воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции; побуждение к действию; сообщение с целью привлечения внимания к важному вопросу Основные стилевые особенности: документальная точность (говорится о реальных, а не о вымышленных лицах, событиях); логичность; открытая оценочность и эмоциональность; призывность; образность; информативность; полемический характер; сочетание экспрессивности и стандарта; авторская позиция выражена прямо и открыто.

Основные языковые средства: - сочетание книжной, в том числе высокой, и разговорной, в том числе сниженной, лексики (сыны, Отечество, держава, шумиха, пустить утку, разборка, фанат, беспредел); общественно-политическая лексика; - экспрессивные синтаксические конструкции (восклицательные и вопросительные предложения, парцелляция, риторические вопросы); - изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, сравнения, аллегории и т. п.). Жанры: статья, очерк (в том числе портретный очерк, проблемный очерк, эссе (раздумья, размышления о жизни, литературе, искусстве и т. п.), репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, выступление на собрании).

Важнейшее качество – ОБЩЕДОСТУПНОСТЬ: (рассчитан на широкую аудиторию и должен быть понятен всем ). Публицистический стиль делится на два подстиля: собственно публицистический и художественно-публицистический. Собственно публицистический подстиль характеризуется злободневностью тематики, использованием общественно-политической лексики и терминологии (депутат, власть, патриот, парламент, консерватизм), специфической публицистической лексики и фразеологии (репортаж, миротворческий, коридоры власти, урегулирование конфликта), частотностью употребления заимствованных слов, называющих новые экономические, политические, бытовые, научно-технические явления (дистрибьютор, инвестиция, инаугурация, киллер, крупье, рейтинг и др.). Художественно-публицистический подстиль по своим языковым особенностям сближается со стилем художественной литературы и характеризуется сочетанием функций воздействия и убеждения с функцией эстетической, а также широким использованием изобразительно- выразительных средств языка, в том числе тропов и фигур. В текстах публицистического стиля могут встречаться все типы речи: описание, повествование и рассуждение.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, 1. Русский литературный язык составляют функциональные стили: художественная речь, публицистика, официально – деловой стиль, научная проза, разговорная речь. 2. Каждый из этих стилей – своеобразный «язык в языке» со своей лексикой, фразеологией и грамматикой. 3. И полное, совершенное владение языком предполагает овладение официальными стилями. 4. Только разговорную речь мы усваиваем без особых усилий. 5. Всеми остальными стилями мы владеем пассивно. 6. Полное же владение стилями подразумевает умение создавать научные, художественные, публицистические произведения. 7. А это требует неустанного внимания к языку.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. 1. Определите стиль каждого текста. 2. Назовите стилевые черты и языковые средства, использованные автором. 1) Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами. Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности. Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом. Все люди равны перед законом. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

2) Человек должен быть интеллигентным. А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образование? А если интеллигентность будет мешать ему? Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго. Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому, беречь природу. Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Социальный долг человека – быть интеллигентным.

3) Я стал смотреть туда же и увидал посреди рядов что-то страшное, приближающееся ко мне. Приближающееся ко мне был оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его. Рядом с ним шел высокий военный в шинели и фуражке, фигура которого показалась мне знакомой. Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами, подвигался ко мне, то опрокидываясь назад и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падая наперед и тогда унтер-офицеры, удерживая его от падения, тянули его назад. И не отставая от него, шел твердой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был ее отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами. При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова.

4)Вот еще из впечатлений было что... Когда я первый раз с медведем... Один раз ночевал я в лесу. Страшно, да и холодно – мороз до костей дерет. В тот раз я с мишкой встретился. С вечера пришел на ток на подслух – послушать значит. Слышу – вроде бы там кто-то сел. То есть такое вот ощущение - как будто там кто-то есть. Тут тень меня накрыла – в трех метрах над головой пролетает филин, тихо подлетел, только чуть-чуть башкой повертел. Ну, думаю, сейчас я его хлопну – мне же помощники не нужны! 5) «Привет, Жека! Пишет тебе Игорь. Ты сказал, что пришлешь нам открытки. Я сказал, что ты мне первому пришлешь открытку, а Севка говорит, что ты ему пришлешь открытку первому, а мне пришлешь второму. Ты пришли открытку мне первому, а ему - второму. Пусть не задается. Жду ответа, твой лучший друг, Игорь".

Задание 2. Найдите стилистические ошибки. Определите их тип и исправьте. Достоевский лез из кожи, чтобы быстрее написать свой роман. Не ее ему лучше надо было бы встретить. Заботливая няня заботилась о нас с душой. «Мама, в силу своей безысходности, сегодня я в школу не пойду». Произведение «Война и мир» пользуется большим спросом у населения. Ну, короче, давайте начнем наш семинар. Когда же наступит летний период? Мне пришлось отступать назад, когда я увидел медведя. Приехали, значит, мы однажды как бы увидеть всех своих друзей. Катерина была тихоней и никогда не нарывалась на Кабаниху. Пойду-ка я за продуктами в торговую точку. Папа осуществит визуальный контакт с соседом в течение ближайшего дня. Я проживаю в лесном массиве. Почему вы не пользуетесь услугами лифта? Работники обязаны строго соблюдать регламент должностной инструкции. Ввиду снижения температуры наружного воздуха тебе следует надеть тёплую куртку. Ты по какому вопросу плачешь?