Тема урока: Значение дыхания. Органы дыхания. 8 класс 2013 – 2014 учебный год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дыхательная система человека. Дыхание Дыхание – это обмен газов между клетками и окружающей средой. Процесс дыхания состоит из 4-х этапов: 1)обмен газов.
Advertisements

Подготовила учитель химии и биологии Раскаткина Вера Юрьевна.
Презентация к уроку (биология, 8 класс) на тему: Презентация "Дыхательная система человека. Заболевания дыхательной системы"
Презентация к уроку по биологии (8 класс) по теме: Органы дыхания. Газообмен в легких и тканях.
Органы дыхания человека Учитель биологии МОУ « Езвинская СОШ» Касьянова Светлана Валентиновна ( урок с элементами моделирования)
Тема урока: Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания.. Если бы люди правильно дышали, То болезни стали бы редкостью. Авиценна.
Значение дыхания. Органы дыхания Значение дыхания. Органы дыхания.
Строение органов дыхания. Органы дыхания К органам дыхания относятся: носовая полость глотка гортань трахея бронхи лёгкие.
Без пищи и без воды и человек может прожить несколько дней, а без этого газа не может жить даже 10 минут.
План-конспект урока (биология, 8 класс) по теме: Урок по биологии 8 класс "Строение и функции органов дыхания"
ДЫХАНИЕ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ОБОЙТИСЬ: без пищи – несколько месяцев, без воды – до 10 дней, без воздуха –несколько минут. ПОЧЕМУ?
Воздух – это пастбище жизни. Гиппократ. Тема урока : «Органы дыхания: строение и функции.»
С какой системой органов связаны органы дыхания для выполнения функции газообмена?
Дыхание Автор учитель гимназии 42 г. Барнаула Козлова В.М.
Дыхание Цель урока: Развивать понятие «дыхание», сформировать знания об особенностях строения органов дыхания в связи с выполняемыми функциями.
1.Эти клетки крови борются с инфекцией, уничтожают ее. 2. Клетки, которые приносят информацию в головной мозг? 3. Этот мозг сравнивают с диспетчером,
1 Система органов дыхания человека Урок биологии в 9 классе.
Строение и значение дыхательной системы. Дыхание – это совокупность физиологических процессов, обеспечивающих между организмом и окружающей средой сложную.
Тема урока Органы дыхательной системы. Голосообразование. Заболевания дыхательных путей.
Значение дыхания. Строение органов дыхания. О 2 О 2 СО 2 Дыхание Газообмен.
Транксрипт:

Тема урока: Значение дыхания. Органы дыхания. 8 класс 2013 – 2014 учебный год

Мозговой штурм І. Выбрать правильные утверждения и выписать цифры, под которыми они записаны. 1) Каждой клетке организма необходимы для жизнедеятельности питательные вещества, кислород, вода. 2) У организмов с незамкнутой кровеносной системой клетки омываются непосредственно кровью. 3) У организмов с незамкнутой кровеносной системой давление крови обычно высоко и кровь течёт быстро. 4) Лимфа – бесцветная жидкость, образующаяся из плазмы крови путём её фильтрации в межклеточное пространство и оттуда – в лимфатическую систему. 5) Функции циркулирующей крови: транспортная, регуляторная, защитная. 6) Толщина стенок предсердий и желудочков одинакова во всём сердце. 7) Предсердия – это нижние камеры сердца, получающие кровь, возвращающуюся из малого круга кровообращения. 8) Самый крупный кровеносный сосуд – аорта. 9) Сердечные сокращения регулируются только с помощью импульсов, возникающих в самом сердце. 10) Лимфатическая система – совокупность узлов, сосудов и лимфоидной ткани. 11) Систолическое давление – это артериальное давление в момент расслабления желудочков. 12) Аневризма – расширение просвета артерий, вследствие выпячивания её стенки. 13) Максимальная скорость движения крови создаётся в аорте и артериях. 14) Пульс – это ритмичные колебания стенок вен, возникающих благодаря изменениям давления в сосудах в ритме сокращения сердца. 15) Адреналин – гормон, расширяющий сосуды.

Дыхание – самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование. «Пока дышу, надеюсь» - римский поэт Овидий. «Жизнь – это горение» - французский ученый 18 века А. Лавуазье

Значение дыхания: 1. Обеспечение организма кислородом и использование его в окислительно- восстановительных реакциях. 2. Образование и удаление из организма углекислого газа и некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды, аммиака и др. 3. Окисление (распад) органических соединений с высвобождением энергии, необходимой для физиологических функций организма.

Дыхание – это обмен газов между клетками и окружающей средой. Процесс дыхания состоит из 4-х этапов: 1)обмен газов между воздушной средой и легкими; 2)обмен газов между легкими и кровью; 3)транспорт газов кровью; 4)газообмен в тканях. Система органов дыхания выполняет лишь первую часть газообмена. Остальное выполняет система органов кровообращения. Между дыхательной и кровеносной системами существует глубокая взаимосвязь.

Легочное дыхание - газообмен между воздухом и кровью. Тканевое дыхание - газообмен между кровью и клетками тканей. Органы дыхания, кроме обеспечения газообмена, выполняют еще две важные функции: участвуют в теплорегуляции (при дыхании с поверхности легких испаряется вода, что ведет к охлаждению крови и всего организма) и голосообразовании (легкие создают воздушные потоки, приводящие в колебание голосовые связки гортани).

Органы дыхания – это воздушные ворота в организм Воздухоносные Газообмена (дыхательные) носовая полость, носоглотка, лёгкие гортань, трахея, бронхи

Органы, которые проводят воздух к альвеолам легких, называются дыхательными путями. Верхние дыхательные пути: носовая и ротовая полости, носоглотка, глотка. Нижние дыхательные пути: гортань трахея, бронхи. Носовая полость Строение: состоит из нескольких извилистых носовых ходов. Внутренняя поверхность выстлана мерцательным эпителием. В стенках носовой полости проходит густая сеть кровеносных капилляров. Функции: согревание, увлажнение воздуха и очищение его от пыли; защита организма от вредных воздействий через воздух; восприятие запахов (орган обоняния). Из носовой полости воздух попадает в носоглотку, а затем в глотку, с которой сообщается ротовая полость. Из глотки воздух попадает в гортань.

Гортань – орган голосообразования Строение: широкая трубка, напоминающая воронку, состоит из хрящей. Спереди и с боков ее прикрывает щитовидный хрящ. У мужчин он несколько выступает вперед, образуя кадык. В узкой части гортани находятся голосовые связки. Вход в гортань защищает особый полуподвижный хрящ – надгортанник. Функции: Защита воздухоносных путей от попадания в них пищи; образование звуков. Из гортани воздух попадает в трахею.

Трахея и бронхи – органы нижних дыхательных путей. Трахея Строение: широкая трубка, состоящая и хрящевых полуколец с мягкой стороны, обращенной к пищеводу. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием. Функции: свободное прохождение воздуха в легкие, выведение пыльцевых частиц из легких в глотку. Бронхи Строение: ветвящиеся трубки более мелкого диаметра. Состоят из хрящевых колец, которые защищают их от спадания во время вдоха. Функции: Поступление воздуха к альвеолам легких.

Легкие занимают все свободное пространство в грудной полости. Расширенная часть легких прилегает к диафрагме. Общая поверхность легких 100 м 2. Каждое легкое одето оболочкой - легочной плеврой. Грудную полость тоже выстилает оболочка – пристеночная плевра. Между пристеночной и легочной плеврой узкая щель – плевральная полость, которая заполнена тончайшим слоем жидкости, которая облегчает скольжение легочной стенки во время вдоха и выдоха.

Легкие человека состоят из мельчайших легочных пузырьков – альвеол. Альвеолы густо оплетены сетью кровеносных сосудов – капилляров. Образованы альвеолы эпителием, который выделяет специальную жидкость, тончайшей пленкой выстилающую альвеолу. Ее функции: уменьшает поверхностное натяжение и не дает альвеолам смыкаться; убивает микробов, проникших в легкие. В альвеолах осуществляется газообмен между кровью и окружающим воздухом путем диффузии.

Задание: А) Расположите в правильной последовательности, перечисленные ниже процессы. В) Подчеркните названия процессов, осуществляемых органами дыхания. С) Объясните, почему дыхательная и кровеносная системы связаны друг с другом. 1. Поступление воздуха в легкие; 2. Удаление воздуха из легких; 3. Перенос кровью углекислого газа от ткани к легким; 4. Перенос кровью кислорода от легких к тканям; 5. Диффузия кислорода в капилляры, расположенные в легких; 6. Поступление кислорода в тканевую жидкость; 7. Поступление кислорода в клетки тела; 8. Поступление углекислого газа из клеток в тканевую жидкость; 9. Окисление органических веществ с освобождением энергии; 10. Поступление углекислого газа в капилляры, расположенные в тканях.

А) Правильность расположения процессов 1. Поступление воздуха в легкие; 2. Диффузия кислорода в капилляры, расположенные в легких; 3. Перенос кровью кислорода от легких к тканям 4. Поступление кислорода в тканевую жидкость; 5. Поступление кислорода в клетки тела; 6. Окисление органических веществ с освобождением энергии 7. Поступление углекислого газа из клеток в тканевую жидкость; 8. Поступление углекислого газа в капилляры, расположенные в тканях 9. Перенос кровью углекислого газа от ткани к легким; 10. Удаление воздуха из легких; В) Процессы, осуществляемые органами дыхания: вдох, поступление кислорода в кровь, транспорт кислорода кровью, газообмен в клетке, поступление углекислого газа в кровь, транспорт углекислого газа кровью, выдох. С) Кислород – основа жизнедеятельности организма. Через кровь кислород поступает в клетки. Через лёгкие кислород проникает в кровь.

ВЫВОДЫ: 1. Жизнедеятельность организма возможна лишь при поступлении в его клетки кислорода и удалении углекислого газа. 2. В носовой полости воздух очищается, нагревается и увлажняется. 3. В гортани находятся две пары голосовых связок. Нижняя пара участвует в голосообразовании. Звуки речи формируются в ротовой и носовой полости. 4. Газообмен происходит в альвеолах лёгких.