Информационное неравенство в России: измерение и государственная политика, направленная на его преодоление Т.В. Ершова Ю.Е. Хохлов С.Б.Шапошник VI Международный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Индекс готовности регионов России к информационному обществу ИКТ в социальной сфере (образование, здравоохранение, культура) Ершова Татьяна.
Advertisements

Проблемы электронного правительства в России А.В. Евтюшкин, Руководитель Дирекции перспективных проектов Академия народного хозяйства при Правительстве.
Государственная программа «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО в Ленинградской области» 24 октября 2013 года.
Оценка развития информационного общества в регионах Республики Беларусь Выполнила студентка ФМ,3 курс, гр.ДКМ В.В. Горбацкая Руководитель ассистент И.И.Терехов.
Государственная программа «Информационное общество ( годы)» 1.
Первая выставка-конференция «Информационные технологии Тюменской области – 2008» («ИНФОТЕХ-2008») г. Тюмень, марта 2008г.
Подготовка Регионального плана и ГЦП «Электронная Москва » Совещание 20 июля 2010 г.
1 Докладчик: Валентина ПОПОВИЧ Заместитель начальника Управления развития информационного общества Министерство информационного развития Финансовые механизмы.
Развитие информационного общества в Литве и Европейском Союзе Вице-министр транспорта и коммуникации Римвидас Ваштакас.
Выполнил студент гр. ГМУмз Родин А.В. Программно - целевое управление в ИКТ.
- получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа.
О Плане мероприятий по развитию информационного общества в Республике Карелия Совет по информатизации при Главе Республики Карелия 02 декабря 2008 года.
Информация о реализации подпрограммы «Развитие информационного общества и формирование электронного правительства» государственной программы Кировской.
Государственный комитет Республики Карелия по развитию информационно-коммуникационных технологий Стратегия развития информатизации Республики Карелия Дмитрий.
Индекс готовности регионов России к информационному обществу : ИКТ в государственном и муниципальном управлении Руководитель секции Экспертного.
Концепция развития информационного общества в Тульской области (Основные тезисы)
Анализ кадрового потенциала, оплаты труда и материально - технической базы учреждений культуры и искусства С.Ю. Горбарец – Начальник Управления заработной.
Роль информационно-коммуникационных технологий в повышении инвестиционной привлекательности региона Чебоксары, 2008 г. 1 Докладчик – Заместитель Генерального.
Гриднев Виктор Вячеславович ( ) – Эксперт проекта «Институциональная.
Федеральная целевая программа "Электронная Россия ( годы)" 29 марта 2002 г. г. Вена.
Транксрипт:

Информационное неравенство в России: измерение и государственная политика, направленная на его преодоление Т.В. Ершова Ю.Е. Хохлов С.Б.Шапошник VI Международный IT-Форум с участием стран БРИКС Сессия «Электронная демократия» 4 июня 2014 года, г. Ханты-Мансийск

Что такое информационное неравенство? Развитие информационного общества (ИО) привело к появлению нового вида пространственной и социальной поляризации – информационного неравенства – новый фактор разобщенности регионов и маргинализации отдельных групп населения ОЭСР: – Разрыв между частными лицами, домохозяйствами, компаниями и географическими областями на различных социально-экономических уровнях с точки зрения возможностей доступа к ИКТ и их использования в различных целях ИРИО: – Новый вид социальной дифференциации, связанный с обладанием различными возможностями использования современных информационно-коммуникационных технологий Синонимы: цифровое неравенство, информационная асимметрия, информационный раскол, цифровой раскол, цифровой разрыв, цифровая пропасть,... 2 © Т.В. Ершова, Ю.Е. Хохлов, С.Б. Шапошник,

Преодоление информационного неравенства Проблемы цифрового разрыва до сих пор остаются нерешенными и требуют: – устойчивых инвестиций в инфраструктуру ИКТ, в развитие услуг и полезного контента – наращивания потенциала информационного общества: развитие навыков владения ИКТ формирование информационной культуры личности повышение доверия при использовании ИКТ расширение участия уязвимых слоев населения в процессе построения ИО повышения осведомленности общества о возможностях ИКТ расширение подготовки профессионалов в сфере ИКТ – содействия технологическому развитию (передачи ноу-хау и технологий) – мониторинга ситуации с целью принятия своевременных решений и действий 3 © Т.В. Ершова, Ю.Е. Хохлов, С.Б. Шапошник,

Информационное неравенство в России Процессы проникновения и использования ИКТ в России отличаются неравномерностью в различных регионах и социальных слоях Эти различия у нас выражены более, чем в экономически развитых странах: – уровень использования компьютера и интернета молодыми людьми в России и ЕС практически не отличается, зато в старших возрастных группах (55+) можно наблюдать более чем двукратные различия доли пользователей ИКТ – по ключевым показателям использования ИКТ различия между регионами России, городами и сельскими населенными пунктами существенно выше, чем в европейских странах и могут превышать различия между развитыми европейскими странами и развивающимися странами, только что вступившими на путь развития ИО В результате регионы России с недостаточно развитой ИКТ-инфраструктурой и низкими показателями использования ИКТ фактически выпадают из быстро формирующейся системы информационных, экономических и социальных связей, современных моделей развития 4 © Т.В. Ершова, Ю.Е. Хохлов, С.Б. Шапошник,

Многоликое неравенство 5 © Т.В. Ершова, Ю.Е. Хохлов, С.Б. Шапошник,

Характерная картина информационного неравенства регионов 6 © Т.В. Ершова, Ю.Е. Хохлов, С.Б. Шапошник,

Использование интернета населением РФ в возрасте лет (окт. 2013) 7 © Т.В. Ершова, Ю.Е. Хохлов, С.Б. Шапошник,

Разрыв в использовании интернета в различных социально- демографических группах населения 8 © Т.В. Ершова, Ю.Е. Хохлов, С.Б. Шапошник,

Измерение информационного неравенства регионов России Преодоление информационного неравенства российских регионов в 2008 году стало политической целью: – одним из контрольных показателей Стратегии, развития ИО в России является показатель «сокращение различий между субъектами РФ по интегральным показателям информационного развития – до 2-х раз к 2015 году» Измерение информационного неравенства регионов России теперь представляет не только научный, но и практический интерес Инструмент измерения – Индекс готовности регионов России к информационному обществу (ИРИО): – выходит ежегодно с 2005 года – анализирует различия субъектов РФ: по уровню доступа к телекоммуникационной инфраструктуре по уровню использования ИКТ в различных сферах деятельности факторы возникновения этих различий 9 © Т.В. Ершова, Ю.Е. Хохлов, С.Б. Шапошник,

Расчет Индекса готовности регионов России к ИО Для построения этого композитного индекса используются более 70 показателей Для расчета Индекса и его составляющих эти показатели нормализуется и последовательно агрегируются по различным факторам и направлениям использования ИКТ Индекс строится на показателях, характеризующих: – 3 ключевых фактора электронного развития: человеческий капитал экономическая среда ИКТ-инфраструктура – показатели доступа и использования ИКТ в 5-ти сферах деятельности: в бизнесе («электронный бизнес») государственном управлении («электронное правительство») в здравоохранении («электронное здравоохранение») в культуре («электронная культура») в домохозяйствах и среди населения 10 © Т.В. Ершова, Ю.Е. Хохлов, С.Б. Шапошник,

Структура Индекса готовности к информационному обществу 11 © Т.В. Ершова, Ю.Е. Хохлов, С.Б. Шапошник,

Структура подындекса 12 © Т.В. Ершова, Ю.Е. Хохлов, С.Б. Шапошник,

Методология расчета разрыва В 2010 году разработана новая методология построения Индекса, основанная на процедуре нормализации показателей по сравнению с «эталонным» нормализующим значением: – нормализованное значение показателя региона Nx = Rx/Rn, где Rx – значение показателя для региона х, а Rn – нормализующее, «эталонное» значение – если регион имеет «эталонное» значение показателя (в большинстве показателей за эталонное принимается максимально возможное), то его оценка по данному показателю равна 1 – если значение меньше «эталонного», то его нормализованное значение будет в интервале от 0 до 1 – по величине нормализованного значению можно определить, насколько регион отстает от «эталонного» значения – информационное неравенство по России рассчитывается делением максимального по России значения того или иного показателя у субъектов РФ на минимальное 13 © Т.В. Ершова, Ю.Е. Хохлов, С.Б. Шапошник,

Некоторые выводы, сделанные на основе данных Индекса Данные последнего Индекса (2011–2012) показывают: – по всем интегральным показателям разрыв превышает обозначенные Стратегией развития ИО в РФ контрольные значения в 2 раза – можно наблюдать тенденцию к постепенному сокращению разрывов по большинству показателей – но в нескольких направлениях наблюдается рост максимальных разрывов интегральных показателей или разнонаправленное движение: ИКТ в культуре человеческий капитал (постоянный рост) ИКТ в образовании ИКТ в домохозяйствах (общий рост разрыва за четыре года, но сокращение в последний год) – наиболее проблемной сферой использования ИКТ, как с точки зрения общего уровня использования ИКТ, так и с точки зрения различий в уровне информатизации является культура (библиотеки и музеи) – при сложившихся темпах изменения ситуации по соответствующему интегральному показателю ожидаемое сокращение разрыва к 2015 году не будет достигнуто 14 © Т.В. Ершова, Ю.Е. Хохлов, С.Б. Шапошник,

Госполитика в сфере преодоления информационного неравенства в России Первый подход ориентирован на регион, его поддержку и т.д. (сильная региональная политика): – разработка типовых решений региональной информатизации, внедрение которых финансировалась из федерального бюджета в рамках программы «Электронная Россия» – разработка типовых программ информатизации регионов и других документов ( ) – проведение конкурса на предоставление федеральных субсидий регионам на развитие ИО ( ) Объект второго подхода - отдельный человек, отдельное бюджетное учреждение и др. (сильная социальная политика): – национальный проект «Образование» ( ) – проект телефонизации населенных пунктов и создания центров коллективного доступа к интернету – механизм универсального обслуживания в рамках реализации закона «О связи» (телефоны-автоматы во всех населенных пунктах) и наличие центров доступа к интернету в шаговой доступности в населенных пунктах с населением 500 человек и больше 15 © Т.В. Ершова, Ю.Е. Хохлов, С.Б. Шапошник,

Госполитика в сфере преодоления информационного неравенства в России под председательством Президента РФ состоялось расширенное заседание Правительства РФ, на котором в качестве одного из основных напралений деятельности правительства обсуждался вопрос о преодолении цифрового неравенства регионов: – подчеркнута необходимость заниматься решением этой проблемы на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном – предложено лучшие региональные практики тиражировать в масштабе страны – Поставлена задача: к 2018 г. абсолютное большинство граждан России должно пользоваться преимуществами ШПД ГД РФ приняла законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон О связи», нацеленный на реформирование системы универсального обслуживания в контексте преодоления цифрового разрыва – возможность подключения к ШПД к 2018 году должна появиться у 97% населения страны В целом политику по преодолению различий между регионами России по уровню использования ИКТ можно признать недостаточно эффективной в силу отсутствия: – отлаженной системы органов управления региональной информатизацией на федеральном уровне и ее координации – стабильных институциализированных источников финансирования – отлаженной на государственном уровне системы мониторинга развития ИО в России, позволяющей регулярно анализировать уровень информационного неравенства в регионах 16 © Т.В. Ершова, Ю.Е. Хохлов, С.Б. Шапошник,

Спасибо за внимание! Ершова Татьяна Викторовна – – (495) , © Т.В. Ершова, Ю.Е. Хохлов, С.Б. Шапошник,