Рабочая программа учителя истории и обществознания: общие подходы к структуре и разработке Подоревская Г. В., методист по истории и обществознанию МОУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нормативное обоснование образовательных программ.
Advertisements

Создание рабочих программ в рамках ФГОС – обязательный компонент планирования деятельности учителя Зауташвили Е.Е. МБОУ СОШ 2 г. Лакинск.
От образовательной программы школы к рабочей программе педагога МАОУ «СОШ 13» Семинар «ФГОС основного образования» Сентябрь 2015 года.
Разработка рабочих учебных программ педагогами образовательных учреждений.
Page 1 Рабочие программы. Page 2 Нормативная база Статья 28. Закон «Об образовании в РФ» -к компетенции ОУ относится разработка и утверждение образовательных.
Требования к разработке рабочих программ по предмету.
Методические рекомендации для учителей. Основой образовательной деятельности в образовательном учреждении является учебная программа – нормативный документ,
Основные требования к рабочей программе Презентацию выполнила Учитель русского языка и литературы МБОУ ВСОШ при ФКУ ИК16 ГУФСИН России по Нижегородской.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
2011 – 2012 учебный год РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ.
Занятие 3 Основой образовательной деятельности в ОУ является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и.
Рабочая программа педагога предметной области «Искусство» как одно из средств реализации ФГОС в образовательном учреждении.
Разработка учебных рабочих программ (краткие методические рекомендации для написания рабочей программы учителя)
Особенности проектирования рабочих программ учителя Масюкова Н.Г., руководитель кафедры гуманитарных дисциплин СКИРО ПК и ПРО.
Рабочая программа Основной документ педагога Для учителей химии, биологии
( Творческая группа ОС « Перспективная начальная школа ») Учитель начальных классов МОУ СОШ 5 Мокеева П. Е.
Рекомендации по разработке рабочих программ по учебным предметам в соответствии с ФГОС ООО Зам. директора по УВР Попова Г.И.
Р АБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ КАК МЕХАНИЗМ ПЕРЕХОДА НА ФГОС Текучева С.Ф., заместитель директора по УВР МАОУ «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского»
РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ООО Туркина М. А., учитель технологии МБОУ СОШ 59.
Транксрипт:

Рабочая программа учителя истории и обществознания: общие подходы к структуре и разработке Подоревская Г. В., методист по истории и обществознанию МОУ «ЦПК»

План: 1. Назначение рабочей программы и ее функции; 1. Назначение рабочей программы и ее функции; 2. Место рабочих программ по предмету в структуре основной образовательной программы ООО; 2. Место рабочих программ по предмету в структуре основной образовательной программы ООО; 3. Нормативные документы, регламентирующие составление и реализацию рабочих программ; 3. Нормативные документы, регламентирующие составление и реализацию рабочих программ; 4. Особенности рабочих программ ООО в сравнении с рабочими программами ФГОС НОО; 4. Особенности рабочих программ ООО в сравнении с рабочими программами ФГОС НОО; 5. Структура рабочей программы по истории и обществознанию в соответствии с ФГОС ООО 5. Структура рабочей программы по истории и обществознанию в соответствии с ФГОС ООО

НЕОБХОДИМОСТЬ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ЗАКРЕПЛЕНА ДОКУМЕНТАМИ: ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2012 г. N 273-ФЗ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2012 г. N 273-ФЗ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ст. 28, 47, 48) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ст. 28, 47, 48) ФГОС ООО - СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВКЛЮЧАЕТ ПРОГРАММЫ ОТДЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, КУРСОВ. ФГОС ООО - СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВКЛЮЧАЕТ ПРОГРАММЫ ОТДЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, КУРСОВ.

– ФЗ «Об образовании в Российской Федерации Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации 2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. 2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. 3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: 3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: 6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации 6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации (п. 3) 3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); 4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании; 5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников 1. Педагогические работники обязаны: 1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой

Рабочая программа учителя в структуре ООП ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ …………… …………… …………… СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ …………… РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ …………… ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ …………… …………… ……………

5. Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений Рабочая программа учителя предполагает решение воспитательных задач Рабочая программа учителя предполагает решение воспитательных задач Рабочая программа учителя составлена с учетом нормативных требований, темпа усвоения материала, преемственности и др. моментов, повышающих ее обоснованность Рабочая программа учителя составлена с учетом нормативных требований, темпа усвоения материала, преемственности и др. моментов, повышающих ее обоснованность Экспертный лист оценки уровня квалификации педагогического работника Аттестация педагогически работников Аттестация

СТАНДАРТ ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

Понятие Содержание понятия Учебная программа Краткое систематическое изложение содержания обучения по определенному предмету, преподаваемому в учебном заведении, круг знаний, умений, и навыков, подлежащих усвоению учащимися. К учебным программам относятся: примерная, авторская, рабочая программы) Примерная программа Документ, который детально раскрывает обязательные компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету учебного плана. Определяет инвариантную часть учебного курса. Разрабатывается на федеральном уровне и носит рекомендательный характер (ст. 2, п. 9,10 Закона об образовании РФ)

Понятие Содержание понятия Авторская программа Документ, созданный на основе ФГОС и примерной программы, имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины. Авторские программы разрабатываются авторами УМК, может быть разработана одним автором или группой; отличает оригинальность концепции и построения содержания Рабочая программа Нормативно - управленческий документ образовательного учреждения, обеспечивающий достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы; является частью содержательного раздела ООП ОУ; разрабатывается учителем на основе примерной или авторской программ согласно положения ОУ о рабочей программе

Рабочая программа – нормативно-управленческий документ конкретного образовательного учреждения, который должен обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования; – инструмент, с помощью которого учитель определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса в соответствии с результатами, определенными ФГОС.

Функции рабочей программы Нормативная Нормативная Информационно-методическая Информационно-методическая Организационно-планирующая Организационно-планирующая

Функции рабочей программы Определяет структуру и содержание учебного материала учебного курса, предмета, дисциплины. Определяет структуру и содержание учебного материала учебного курса, предмета, дисциплины. Распределяет объём часов, предусмотренных на изучение учебного курса, предмета, дисциплины, по темам и видам занятий. Распределяет объём часов, предусмотренных на изучение учебного курса, предмета, дисциплины, по темам и видам занятий. Раскрывает последовательность изучения разделов учебного курса, предмета, дисциплины, определяет организационные формы и методы, средства и условия обучения. Раскрывает последовательность изучения разделов учебного курса, предмета, дисциплины, определяет организационные формы и методы, средства и условия обучения. Определяет формы и методы контроля уровня овладения обучающимися образовательного учреждения учебным материалом по учебному курсу, предмету, дисциплине. Определяет формы и методы контроля уровня овладения обучающимися образовательного учреждения учебным материалом по учебному курсу, предмету, дисциплине.

Нормативно- методическая база для создания рабочих программ Нормативные документы: Закон РФ «Об образовании» (от г. 273-ФЗ); Закон РФ «Об образовании» (от г. 273-ФЗ); Федеральный государственный образовательный стандарт ООО Федеральный государственный образовательный стандарт ООО (приказ Минобрнауки РФ от г. 1897); (приказ Минобрнауки РФ от г. 1897); Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на текущий учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от г ; Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на текущий учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от г 1086, ; Основная образовательная программа ОУ; Основная образовательная программа ОУ; Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов МОУ «…» (приказ …от…). Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов МОУ «…» (приказ …от…). Учебный план ОУ «___» на учебный год (протокол педсовета, Учебный план ОУ «___» на учебный год (протокол педсовета, приказа в ОУ ) приказа в ОУ ) Методическая основа: Примерные программы основного общего образования по истории и обществознанию; Примерные программы основного общего образования по истории и обществознанию; Авторские программы по предметам Авторские программы по предметам Примерная основная образовательная программа основного общего образования

Структура рабочей программы (Федеральный компонент ГОС 2004 г.) Титульный лист Титульный лист Пояснительная записка Пояснительная записка Содержание учебного материала (основные блоки, модули) Содержание учебного материала (основные блоки, модули) Учебно-тематическое планирование Учебно-тематическое планирование Требования к уровню подготовки обучающихся Требования к уровню подготовки обучающихся Календарно- тематическое планирование Календарно- тематическое планирование Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение

Структура рабочей программы ( ФГОС ООО 2010 г., п или п ООП ООО) 1. Пояснительная записка 1. Пояснительная записка 2. Общая характеристика учебного предмета 2. Общая характеристика учебного предмета 3. Описание места учебного предмета 3. Описание места учебного предмета 4. Личностные, предметные и метапредметные результаты 4. Личностные, предметные и метапредметные результаты 5. Содержание учебного предмета 5. Содержание учебного предмета 6. Тематическое планирование с определением УД 6. Тематическое планирование с определением УД 7. Описание материально-технического обеспечения 7. Описание материально-технического обеспечения 8. Планируемые результаты изучения предмета 8. Планируемые результаты изучения предмета

Структура рабочей программы НОО (п ФГОС ООО) Структура рабочей программы ООО (п ФГОС ООО) 1. Пояснительная записка 2. Общая характеристика учебного предмета 3. Описание места учебного предмета 4. Описание ценностных ориентиров содержания 4. Личностные, предметные и метапредметные результаты 5. Личностные, предметные и метапредметные результаты 5. Содержание учебного предмета 6. Содержание учебного предмета 6. Тематическое планирование с определением УД 7. Тематическое планирование с определением УД 7. Описание материально- технического обеспечения 8. Описание материально- технического обеспечения 8. Планируемые результаты изучения предмета

Титульный лист содержит: полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом; полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом; наименование курса, предмета, дисциплины в соответствии с учебным планом; наименование курса, предмета, дисциплины в соответствии с учебным планом; указание классов (уровня образования); указание классов (уровня образования); срок освоения; срок освоения; указание ф.и.о. разработчика программы; указание ф.и.о. разработчика программы; гриф утверждения; гриф утверждения; год составления программы. год составления программы.

1. Пояснительная записка Нормативно-правовые и методические документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа; Нормативно-правовые и методические документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа; Цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета; Цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета; Межпредметные связи, преемственность (обоснование логики структуры программы); Межпредметные связи, преемственность (обоснование логики структуры программы); Технологии, методы и формы работы, обоснование целесообразности их использования; Технологии, методы и формы работы, обоснование целесообразности их использования; Предпочтительные формы контроля знаний, умений и навыков, отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой (изменение количества часов на изучение отдельных тем, структурную перестановку порядка изучения тем, расширение содержания учебного материала и т.д.) и обоснование целесообразности внесения данных изменений. Предпочтительные формы контроля знаний, умений и навыков, отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой (изменение количества часов на изучение отдельных тем, структурную перестановку порядка изучения тем, расширение содержания учебного материала и т.д.) и обоснование целесообразности внесения данных изменений.

2. Общая характеристика учебного предмета 2. Общая характеристика учебного предмета 3. Описание места учебного предмета 3. Описание места учебного предмета (особенности организации учебного процесса по предмету в конкретном образовательном учреждении (указать количество годовых и недельных часов, а также уровень обучения – базовый, углубленный, профильный)

4. Личностные, предметные и метапредметные результаты Личностные результаты изучения истории Древнего мира Личностные результаты изучения истории Древнего мира представление о видах идентичности, актуальных для жизни в современном поликультурном мире и эффективного взаимодействия в нем; представление о видах идентичности, актуальных для жизни в современном поликультурном мире и эффективного взаимодействия в нем; представление приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса; приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса; освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов; освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов; опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения и охраны. опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения и охраны.

Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, спецификой источников, видами учебной и домашней работы, в том числе в группах с одноклассниками способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, спецификой источников, видами учебной и домашней работы, в том числе в группах с одноклассниками готовность формулировать и высказывать публично собственное мнение по «открытым» проблемам прошлого и современности, готовность формулировать и высказывать публично собственное мнение по «открытым» проблемам прошлого и современности, слушать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, слушать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, понимать причины многообразия субъективных позиций, понимать причины многообразия субъективных позиций, вести конструктивный диалог; вести конструктивный диалог;

Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, в Интернете, библиотеках и музеях и т.д., умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, в Интернете, библиотеках и музеях и т.д., обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательным заданием, обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательным заданием, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (устные сообщения, письменные работы: таблицы, сочинения, планы, схемы, др., - презентации с использованием ИКТ, проекты); представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (устные сообщения, письменные работы: таблицы, сочинения, планы, схемы, др., - презентации с использованием ИКТ, проекты); способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания; способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания; выделять новые для себя направления в изучении истории и культуры Древнего мира, ее связи с настоящим и будущим человечества, с собственным профессиональным и личностным самоопределением. выделять новые для себя направления в изучении истории и культуры Древнего мира, ее связи с настоящим и будущим человечества, с собственным профессиональным и личностным самоопределением.

Предметные результаты изучения истории Предметные результаты изучения истории Древнего мира Древнего мира целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как важном этапе Всеобщей истории, в котором вызревали современные народы, языки, религии, государства, формы их взаимодействия и противостояния целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как важном этапе Всеобщей истории, в котором вызревали современные народы, языки, религии, государства, формы их взаимодействия и противостояния яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры в главных ареалах Древнего мира, а также с историей важных научных открытий; яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры в главных ареалах Древнего мира, а также с историей важных научных открытий; способность применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников по истории Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов далекого прошлого способность применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников по истории Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов далекого прошлого

5. Содержание учебного предмета Примерная программа по истории: 5 – 9 класс Авторская программа по истории Древнего мира Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Географическое положение и природные особенности городов-государств на восточном берегу Средиземного моря. Причины отсутствия единого государства у финикийцев. Географическое положение и природные особенности городов-государств на восточном берегу Средиземного моря. Причины отсутствия единого государства у финикийцев. Занятия финикийцев, обусловленные природными и геополитическими особенностями страны. Причины активной колонизаторской политики в Средиземноморье. Города-колонии. Маршруты древних мореплавателей и торговцев. Финикийский алфавит и его роль в развитии письменности.

6. Тематическое планирование с определением учебной деятельности Тема урока Основное содержание Характеристика основных видов деятельности учеников

Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Показывать на карте древние города и государства Восточного Средиземноморья. Объяснять предпосылки и следствия создания финикийского алфавита…

Рабочая программа Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика 1. Географическое положение и природные особенности городов-государств на восточном берегу Средиземного моря. Причины отсутствия единого государства у финикийцев. Находить и показывать на карте новые историко-географические объекты, сравнивать их с аналогичными в Древнем Египте, выделять сходства и отличия.

Рабочая программа Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика 2. Занятия финикийцев, обусловленные природными и геополитическими особенностями страны. Описывать занятия жителей Финикии, вытекающие из анализа ее природных, хозяйственных и социально-политических условий.

Рабочая программа Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика 3. Причины активной колонизаторской политики … Города-колонии. Маршруты древних мореплавателей и торговцев. Ф.алфавит и его роль в развитии письменности народов мира. Находить и показывать на карте новые историко-географические объекты. Объяснять причины активной колонизации финикийцами Средиземноморья. Находить «следы» финикийцев в истории и мифах соседних народов (миф об Осирисе). Высказывать суждения о вкладе финикийцев в мировую культуру.

6. Тематическое планирование с определением учебной деятельности Ключевые вопросы темы Основное содержание Комплекс учебных действий

7. Описание материально-технического обеспечения Основная и дополнительная литература для обучающихся и педагогов. Основная и дополнительная литература для обучающихся и педагогов. В список основной литературы включаются учебники, учебные пособия, обеспечивающие усвоение учебного материала. В список основной литературы включаются учебники, учебные пособия, обеспечивающие усвоение учебного материала. Дополнительная литература - литература, содержащая дополнительный материал к основным разделам программы, необходимый для постановки научных исследований и углублённого изучения дисциплины, в том числе методические рекомендации (не более 10 наименований). Дополнительная литература - литература, содержащая дополнительный материал к основным разделам программы, необходимый для постановки научных исследований и углублённого изучения дисциплины, в том числе методические рекомендации (не более 10 наименований). Список литературы содержит библиографическое описание используемых изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора издания, названия книги, места и года издания. Список литературы содержит библиографическое описание используемых изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора издания, названия книги, места и года издания.

8. Планируемые результаты изучения предмета (Примерная ООО ОУ –п ) описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных) включает в себя специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности. описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных) включает в себя специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности. основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает ФГОС и учебная программа основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает ФГОС и учебная программа требования должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном государственном стандарте общего образования и учебной программе, принятой за основу требования должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном государственном стандарте общего образования и учебной программе, принятой за основу