1 ТЕМА 1.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ НАЛОГА. 2 1.1.1. Развитие налогообложения Период Формы налогообложения Древний мир и средние века до XVI века Не.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
49 Экономические и правовые основы налогов и сборов Экономические и правовые основы налогов и сборов.
Advertisements

Понятие налога Закрепить основные понятия и определения налоговой системы.
Тема. НАЛОГИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА. 1.Понятие налогов и сборов и их экономическое содержание 2.Функции налогов 3.Элементы налога и их характеристика.
Лекция 10. Предмет и система налогового права ВОПРОСЫ: 1.Понятие налога и его признаки 2.Элементы налога 3.Функций налога 4.Виды налогов.
1 Стимулирующая функция налогов. Реализация стимулирования может происходить посредством системы налоговых ставок, налоговых льгот, налоговых вычетов,
Финансы и кредит Тема 5. Налоги и налоговая система РФ.
Тема урока :. Цели урока : 1. Сформировать представление о налогах, их видах. 2. Сформировать представление об основных источниках поступления налоговых.
ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО МЕХАНИЗМА. Налогообложение представляет собой метод распределения доходов между гражданами, хозяйствующими субъектами и государством.
Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в виде части принадлежащих им денежных.
Налоговая система РФ
Налоги в России Элементы налогов. Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при их формировании через элементы налогов, которые включают:
Налоговая система совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц.
1 Декларационный 2 У источника дохода 3 Кадастровый.
Элементы юридического состава и классификация налогов.
Налог - это обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные.
Классификация налогов По способу взимания В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги По целевой направленности.
Хозяйственное право "Менеджмент организации" ИПУ, кафедра Гражданского права Пурге Анна Роландовна Правовое регулирование налогообложения.
Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности,
Налоги и сборы в Российской Федерации. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц.
Источник и и виды государственных и муниципальных доходов.
Транксрипт:

1 ТЕМА 1.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ НАЛОГА

Развитие налогообложения Период Формы налогообложения Древний мир и средние века до XVI века Не существовало понятия «налог». Первая форма налогообложения – жертвоприношения, контрибуции, дань. Возникновение и становление капиталистического строя (XVI – XVIII вв.) Налоги не носят постоянного и всеобщего характера. В основном это поземельное, поимущественное и подушное налогообложение Становление научно- теоретических взглядов на налог и налогообложение (XIXв.) Происходит поворот к подоходному налогообложению Конец XIX – XX вв.Сокращение доли косвенного налогообложения

Экономическая сущность понятий «налог», «сбор» Налоги Налоги – императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента Налоги Налоги – императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента Обязательный, индивидуально безвозмез- дный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. (ст.8 НК РФ) Цель взимания налога Обеспечение деятельности государства и муниципальных образований Обеспечение деятельности государства и муниципальных образований

4 Смена формы собственности Смена формы собственности Безадресность Безвозвратность Обязательность Индивидуальная безвозмездность Индивидуальная безвозмездность Признаки налога Каждое лицо должно уплачивать законно уста- новленные налоги и сборы При уплате налога доля частной собственности ста- новится государственной Уплаченные в бюджетную сис- тему налоги не возвращаются плательщику Уплата плательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплатель- щика Налоги поступают в бюджетный фонд, в котором обезличивают- ся, и неизвестно на какие цели расходуются средства от взимания конкретного налога

5 Пошлины Пошлины – денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, при этом субъект пошлины получает право на осу- ществление каких-либо действий, документ, свидетельство. Пошлины Пошлины – денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, при этом субъект пошлины получает право на осу- ществление каких-либо действий, документ, свидетельство. Сбор Сбор – обязательный взнос, взимаемый с орга- низаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государст- венными органами, органами местного само- управления, иными уполномоченными орга- нами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)(ст.8 НК РФ) Сбор Сбор – обязательный взнос, взимаемый с орга- низаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государст- венными органами, органами местного само- управления, иными уполномоченными орга- нами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)(ст.8 НК РФ)

Функции налога. Роль налогов в макроэкономическом регулировании ФУНКЦИИ НАЛОГОВ Фискальная Регулирующая Формирование бюджетного фонда государства с целью обеспечения его финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения своих функций

7

8 Закон РФ «О федеральном бюджете на 2005 год» предусмотрено, что доходная часть федерального бюджета должна быть сформирована за счет налоговых платежей на 67,1 %.

9 Регулирующая функция Регулирующая функция – посредством налогов государство может влиять на: производственные и инвестиционные процессы динамику потребления и сбережения уровень доходов физических и юридических лиц Путем стимулирования развития либо сдерживания определенных отраслей Посредством установления различных ставок косвен- ных налогов Путем установления дифферен- цированных ставок налогов, предоставления льгот отдельным категориям налогоплательщиков

10 Инструменты налогового регулирования: Инструменты налогового регулирования: Налоговые ставки Налоговые льготы Y Ya Xa X X – уровень налоговых ставок Y – объем налоговых доходов бюджета Xa – оптимальный размер налоговой ставки Ya – максимальная величина объема налоговых доходов Кривая А.Лаффера

Элементы налога и их характеристика Характеристика элементов налога используется в законодательных актах государства о налогах Принцип определения элементов налога в российском законодательстве: «При установлении налогов должны быть определены все его элементы. Акты о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить» (ст.3 НК РФ) Элементы налога отражают его социально- экономическую сущность и родовые признаки Элементы налога отражают его социально- экономическую сущность и родовые признаки

12 Элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными Элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными Их отсутствие не влияет на степень определенности налогового обязательства (например, налоговые льготы) Их отсутствие не влияет на степень определенности налогового обязательства (например, налоговые льготы) Существенные элементы налога Существенные элементы налога Факультативные элементы налога Факультативные элементы налога Элементы налогов

13 Объект налога Порядок исчисления налога Субъект налога Налоговый период Налоговая ставка Налоговая база Порядок уплаты налога Срок уплаты налога Существенны е элементы налога Существенны е элементы налога Лицо, на котором лежит обязанность уплатить налог за счет собствен- ных средств Организации и физические лица, на которых возложена обязанность по уплате налога (ст.19 НК РФ ) Юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог Операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (ст.38.1 НК РФ) Стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения (ст.53.1 НК РФ) основа налога Количественное выражение предмета налогообложе-ния, основа налога, к которой применяется ставка налога Величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (ст.53.1 НК РФ) оклада налога Время, определяющее период исчисления суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, т.е. оклада налога Календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окон- чании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (ст.55 НК РФ) Определяет лицо, обязанное исчислить налог (налогопла- тельщик, налоговый орган или налоговый агент), а также метод исчисления налога (некумулятивный или кумуля- тивный, т.е. нарастающим итогом) Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (ст. 52 НК РФ) Календарная дата, истечение времени со дня события или конкретное событие, которые обуславливают обязанность уплатить налог Срок, до которого налог подлежит уплате в бюджет (ст.57 НК РФ) Технические приемы и способы внесения налогоплательщиком или налоговым агентом суммы налога в соответствующий бюджет (фонд) Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии со ст.58 НК РФ применительно к каждому налогу Размер налога, установ- ленный на единицу нало- гообложения

14 Налоговые льготы Налоговые льготы – преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах и предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (ст. 56 НК РФ). Налоговые льготы Налоговые льготы – преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах и предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (ст. 56 НК РФ). преимущества предоставляемые отдельным категориям включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере

Классификация налогов Классификационные признаки Субъект налога Налоги физических лиц Налоги юридических лиц Объект налога Вид ставки Твердые (специфические): устанавливаются в фиксированном размере на каждую единицу налогообложения Процентные (адвалорные): устанавливаются в % к единице налогообложения Комбинированные: сочетают твердую и процентную ставки Кратные МРОТ: устанавливаются в размере кратном минимальному размеру оплаты труда Операции по реализации товаров (работ, услуг) Доход Стоимость реализованных товаров (работ, услуг) Имущество Прибыль

16 Общие - налоги, не предназначенные для финансирования конкретного расхода Целевые – налоги, предназначенные для финансирования конкретного расхода бюджета Метод обложения Классификация налогов Классификационные признаки Объект налога Вид ставки Равные: для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога Пропорциональные: для каждого налогоплательщика устанавливается равная ставка налога Прогрессивные: с ростом налоговой базы возрастает ставка налога Регрессивные: с ростом налоговой базы уменьшается ставка налога Периодичность Бюджетное назначение Возможность переложения Порядок измене- ния ставки налога в зависимости от роста налоговой базы Разовые: уплата связана с бессистемным, случайным событием Регулярные (систематические, текущие): взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом или занятия видом деятельности, приносящей доход Субъект налога Косвенные – налоги, которые включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки, увеличивают ее и уплачиваются потребителем товара (работы, услуги) в их цене. Прямые – налоги, которые взимаются непосредственно из доходов налогоплательщика По платежеспособности налогоплательщика

17 По способу уплаты Метод обложения Классификация налогов Классификационные признаки Субъект налога Объект налога Вид ставки Периодичность Бюджетное назначение Возможность переложения По платежеспособности налогоплательщика Реальные – налоги, которые не учитывают финансовое положение налогоплательщика, уровень доходности объекта налогообложения Личные – налоги, которые учитывают платежеспособность налогоплательщика Удержания (у источника выплаты дохода) – обязанность по исчислению налога возложена на третье лицо, которое в силу Закона обязано выступить налоговым агентом Начисления (декларационный) – уплата налога на основе налоговой декларации – официального заявления о своих налоговых обязательствах Кадастровый – налогообложение имущества производится на основе внешних признаков, его предполагаемой доходности, а момент уплаты налога не связан с моментом получения дохода ФЕДЕРАЛЬНЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕСТНЫЕ Принадлежность к уровням власти и управления

Основные теории налогообложения «Максимы А. Смита» «Максимы А. Смита» – принципы построения налоговой системы: равномерность определенность удобство дешевизна «Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, то есть соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства». «Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть четко определен, а не произведен (определенность). Размер налога, время и способы его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому» «Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика» «Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства»

Налоговая политика государства Задачи налоговой политики: Фискальная Экономическая или регулирующая Контролирующая Налоговая политика государства Налоговая политика государства – система мероприятий государства в области налогов, направленных на достижение конкретных целей Налоговая политика государства Налоговая политика государства – система мероприятий государства в области налогов, направленных на достижение конкретных целей Мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней для обеспечения государства необходимыми для выполнения его функций финансовыми ресурсами Направлена на повышение уровня экономического развития государства, оживление деловой и предпринимательской активности в стране Контроль за деятель- ностью экономических субъектов

20 Налоговое бремя Налоговое бремя – удельный вес налогов в ВВП Типы налоговой политики Достаточно существенный уровень налогообложения Достаточно существенный уровень налогообложения Фискальные интересы и интересы налогоплательщика Фискальные интересы и интересы налогоплательщика Максимальный уровень налогового бремени Максимальный уровень налогового бремени Высокий уровень налогового бремени компенсируется высоким уровнем социальной защиты Характерен низкий уровень налогового бремени Характеризуется высоким уровнем налогообложения