Стилевые течения конца XIX – начала XX века Символизм, постимпрессионизм, модерн Методологические основы единства видов искусства. Начало.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Модернизм – общее обозначение всех авангардистских направлений в культуре конца XIX начала XX веков. Модернизм – современный, недавний. Датой зарождения.
Advertisements

Проект выполнен учащимися 8 класса ГБОУ ЦО «Школа здоровья» 1941 г.Москвы Шумановой Ксенией и Кулик Миленой Руководитель проекта Преподаватель МХК Смирнова.
Культура и искусство первой половины XX века. План 1.Неклассическая картина мира 2.Особенности художественной культуры 3.Основные направления культуры.
Презентация к уроку (мировая художественная культура, 11 класс) по теме: Романтизм в живописи
Гоген (Gauguin) Поль (1848–1903), французский живописец Гоген (Gauguin) Поль (1848–1903), французский живописец.
Особенности символизма Автор работы: Тарасенко С. И. учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная.
Глава 4. Серебряный век русской культуры или О том, как русские художники создавали новое искусство Т.М. Потоловская - ГБОУ лицей 150 Калининского района.
Русский модернизм. 11 класс. План изучения темы 1. Основные принципы модернизма. 2. Ведущие направления в русском искусстве серебряного века: символизм;
Образ женщины – матери сквозь века МБОУ Тогучинского района Новосибирской области Горновская СОШ Учитель МХК – Петрова Оксана Викторовна.
Русская живопись Серебряного века Алексей Григорьевич Бойко, кандидат искусствоведения, лауреат Государственной премии РФ, Русский музей.
Особенности образа мира у одаренных подростков По статье О.А. Богпомочевой, учителя гимназии 12 г. Липецка.
РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ 1. Философская база символизма. В.С. Соловьев. 2. Поэтическое наследие старших символистов. 3. Поэзия младшего поколения русских символистов.
Романтизм Романтизм. Романтизм (франц. romantisme), идейное художественное движение в европейской и американской культуре конца 18 – начала 19 вв. В его.
Древнегреческие мифы. Что вы видите на картине? Леон Бакст. Древний ужас, 1908 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
©Михайловская Н.А.. Поль Гоген ( ) Начал заниматься живописью лишь с начала 1870-х годов как любитель. Профессиональным художником стал с 1883.
Наука и культура в начале ХХ века Серебряный век Выполнял ученик 9 а класса Александр Шашков.
Модерн в русской архитектуре Серебряного века
Гляжусь в твое лицо и все былое, Все будущее вижу наяву, Тебя в нежданной буре и в покое, Как сердце материнское, зову. И знаю в этой колосистой шири,
Художественная культура конца 19 – начала 20 века МХК (11 класс) Урок 1.
Транксрипт:

Стилевые течения конца XIX – начала XX века Символизм, постимпрессионизм, модерн Методологические основы единства видов искусства. Начало

К концу XIX в. явственно обнаружились кризисные явления последнего этапа великой европейской гуманистической традиции, основанной на трехмерной модели мира. Деструктурализация картины мира проявилась в утрате мировоззренческого единства идеального и реального (реализм/натурализм), в разрушении стилевой целостности (эклектика) и дисперсии художественных выразительных средств (импрессионизм). Г. Моро. Гесиод и муза 1891

Осознание проблемы и естественная потребность в целостной картине мира подвигли мастеров искусства конца века на колоссальные усилия по созданию новой интегративной модели мироздания. Впервые в истории искусства целенаправленно и осознанно стараниями ряда архитекторов был создан общеевропейский стиль, получивший название модерн. Х. Обрист. Гобелен «Цикламен» («Удар бича»). Ок. 1895

М. Энкель. Мальчик с черепом Художники-постимпрессионисты, каждый по- своему, обратились к «корням» языка искусства линии, цвету, фактуре, композиции и прочему как к элементной базе художественной выразительности, соединяющей в себе всю полноту изобразительных и содержательных возможностей. Основой и того, и другого стал символизм. Э. Мунк. Мадонна. 1894–1895 П. де Шаванн. Лето. 1873

Процесс разрушения трехмерной модели означал возврат к предыдущей двухмерной плоскостной структуре и соответствующему ей дискурсу мифологической картине мира и мифологическим иррациональным способам мышления. Л. Бакст. Древний ужас Миф возродился в наиболее архаическом варианте доолимпийских эзотерических культов, архаических ритуалов схождения в мир смерти, в обращении к древнему архетипу богини-матери, владеющей тайной жизни/смерти. Помоги мне, мать-земля! С тишиной меня сосватай! Глыбы черные деля, Я стучусь к тебе лопатой. Ты всему живому – мать, Ты всему живому – сваха! Перстень свадебный сыскать Помоги мне в комьях праха! …Помоги мне, мать! К тебе Я стучусь с последней силой! Или ты, в ответ мольбе, Обручишь меня – с могилой? В. Брюсов. У земли

Н. Рерих. Рондские скалы Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Казалось, что человеческое существование погрузилось в «непроницаемый мрак», в котором люди живут «странной нечеловеческой жизнью» под сенью «Люциферова крыла» (А. Блок), который «дыхание распада на крыльях дымчатых принес» (В. Ходасевич). М. Врубель. Пророк. Государственная Третьяковская галерея, Москва Согласно природе хаоса ориентиры мира утратили четкость. Инверсионной перестановке подверглись верх и низ. Истинным стал мир перевернутый. И в немой музыкальности, Этой новой зеркальности Создает их живой хоровод Новый мир недосказанный, Но с рассказанным связанный В глубине отражающих вод. К. Бальмонт

Прошлое и будущее менялись местами настоящее устремлялось к прошлому, в котором стали видеть знаки туманного будущего. По сравнению с истинной сверхреальностью потустороннего мира, доступной внутреннему взору слепого, то, что дано человеку в ощущениях и опыте взаимодействия с внешним миром, приобрело характер фантома, маски, демонического двойника. Земная реальность срединного мира уподобилась отблеску, тени, эху, отражению некой неведомой сути мира. Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий Только отклик искаженный Торжествующих созвучий? Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете Только то, что сердце сердцу Говорит в немом привете? В. Соловьев. Милый друг М. Сарьян. Египетские маски. 1911

Палкой, щупая дорогу, Бродит наугад слепой, Осторожно ставит ногу И бормочет сам с собой. А на бельмах у слепого Целый мир отображен: Дом, лужок, забор, корова, Клочья неба голубого Все, чего не видит он. В. Ходасевич. Слепой М. Шагал. Я и деревня. 1911

Тенденции новой модели мира, опрокинутого самого в себя, обусловили устремленность к первоначальным формам творчества, к поискам праискусства, архаических форм искусства (фольклор, культуры первобытности и Древнего мира). П. Гоген. Таитянка в пейзаже О. Редон. Будда. 1906–1907

На смену сверхчеловеку романтизма, вмещающего в себя весь мир, приходит фигура Художника, вмещающего в себя мир искусства. А. Бёклин. Автопортрет со смертью, играющей на скрипке 1871–1874 Как страшно-радостный и близкий мне пример, Ты все мне чудишься, о царственный Бодлер, Любовник ужасов, обрывов и химер! Ты, павший в пропасти, но жаждавший вершин, Ты, видевший лазурь сквозь тяжкий желтый сплин, Ты, между варваров заложник-властелин! Ты, знавший Женщину, как демона мечты, Ты, знавший Демона, как духа красоты, Сам с женскою душой, сам властный демон ты!.. Ты, дух блуждающий в разрушенных мирах, Где привидения друг в друге будят страх, Ты, черный, призрачный, отверженный монах! Пребудь же призраком навек в душе моей, С тобой дай слиться мне, о маг и чародей, Чтоб я без ужаса мог быть среди людей! К. Бальмонт. К Бодлеру

Презентация подготовлена Е. Князевой по материалу Е. Медковой Журнал «Искусство» 1/2013 А. Бёклин. Остров мертвых Продолжение следует