1 История древнего мира: вводная лекция Наталья Владимировна Кошелева Исторический факультет, Белорусский государственный университет, Минск, Беларусь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
История. Предмет истории. История. Предмет истории. Связь истории с другими гуманитарными науками. Связь истории с другими гуманитарными науками. Функции.
Advertisements

История (от греч. historia – рассказ о прошлом, об узнанном) Процесс развития природы и общества Процесс развития природы и общества Комплекс общественных.
Возникновение цивилизации JVG Задание на урок Типы цивилизаций Этапы развития человеческого общества Признаки цивилизации Причины возникновения.
Основные направления Отраслевая история ВИДы (Вспомогательные исторические дисциплины) История как наука (структура комплекса (структура комплекса)
ИСТОРИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ СЕГОДНЯ МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИИ ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ В 10 КЛАССЕ.
Творческая работа учащихся по обществознанию (10 класс) по теме: Презентация Цивилизация и общество
Подготовила учитель истории и обществознания Орлова Е. В.
Реально существующее прошлое Исторические источники (все остатки прошлой жизни) Научно воссозданная картина прошлого Особенности изучения прошлого человечества.
Лекция 1. Введение к курсу. Теория и методология истории. Вопросы: Вопросы: 1. Происхождение истории 1. Происхождение истории 2. Методология истории как.
Выполнила: учитель истории МБОУ «СОШ 26 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Череповца Рудая И.Г.
Презентацию выполнили ученицы 10 класса « А » Овчарова Анна и Евдокимова Юлия.
История – наука, изучающая прошлое человечества Как жили народы раньше? Какие события происходили? Почему жизнь народов менялась? Под словом жизнь понимается:
Древние Цивилизации Европы « Цивилизация Древнего Рима»
Предмет и задачи источниковедения. Источниковедение как наука. Понятие исторического источника. Предмет и задачи источниковедения. Классификация исторических.
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
Реально существующее прошлое Исторические источники (все остатки прошлой жизни) Научно воссозданная картина прошлого Особенности изучения прошлого человечества.
Археология – «наука о древности», историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества. Сфрагистика – наука,
Вспомогательные исторические дисциплины Элективный курс Учитель истории Баранова Ольга Тимофеевна МОУ «СОШ 7»
ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ КОНТРОЛЬ СОБЫТИЯ ЛЮДИ ТЕРМИНЫ. ИДЕИ. ДОКУМЕНТЫ. А.10А.20А30А.40 Б.10Б.20Б.30Б.40 В.10В.20В.30В.40 Г.10Г.20Г.30Г.40 Д.10Д.20Д.30Д.40.
МЕСТО ИСТОРИИ В СИСТЕМЕ НАУК 1. Предмет истории, его функции и периодизация. 2. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. 3. Типы цивилизаций.
Транксрипт:

1 История древнего мира: вводная лекция Наталья Владимировна Кошелева Исторический факультет, Белорусский государственный университет, Минск, Беларусь

2 содержание 1. История как наука, цель и задачи изучения 2. Периодизация мировой истории 3. Основные интерпретации исторического процесса 4. Концепции развития мировой истории (цивилизационный подход)

3 1. История как наука, цель и задачи изучения Муза истории Клио 1. Древняя Греция: способ узнавания, установления подлинных событий и фактов; 2. Древний Рим: рассказ о событиях прошлого 3. Эпоха Возрождения: род литературы 4. Конец 19 - начало 20 вв. - Как самостоятельная область научного знания В разное время под «историей» στορία (др.греч. «στορία », ) понималось разное:

4 1. История как наука, цель и задачи изучения Древняя Греция Логос Миф Геродот: «Что до меня, – говорит Геродот, – то мой долг передавать все, что рассказывают, но, конечно, верить всему я не обязан» Фукидид: «Что же касается событий этой войны, то я поставил себе задачу описывать их, получая сведения не путем расспросов первого встречного и не по личному усмотрению, но изображать, с одной стороны, лишь те события, при которых мне самому довелось присутствовать, а с другой – разбирать сообщения других со всей возможной точностью. Основательная проверка сведений была делом нелегким»

5 Геродот ок. 484 – ок гг. до н.э. 1. История как наука, цель и задачи изучения Древняя Греция Фукидид ок гг. до н. э- ок гг. до н.э.

6 1. История как наука, цель и задачи изучения Древний Рим История как рассказ о событиях прошлого Традиция летописания (анналы) «Великие Анналы» Публия Муция Сцеволы ум. 115 до н. э Римские анналисты излагали без критической оценки

7 1. История как наука, цель и задачи изучения Древний Рим Тит Ливий 59 г. до н.э. – 17 г. н.э. Цель: «увековечить подвиги главенствующего на земле народа», ибо «не было никогда государства более великого, более благочестивого, более богатого добрыми примерами». Корнелий Тацит (55-57 – ок. 120 г. н.э.). «не только внешнее течение событий, которое по большей части зависит от случая, но также их смысл и причины» Цель: «не только внешнее течение событий, которое по большей части зависит от случая, но также их смысл и причины»

8 Катон-старший, который настолько увлекался сельским хозяйством, что даже написал руководство по этим вопросам, однажды посеял лен, убрал и сделал из его полотна добротную скатерть. Как-то к нему на виллу заехали гости из Рима, и он похвастался одной матрёне: - А знаешь ли ты, Кальпурния, что я сам вырастил эту скатерть! - Ну да, - саркастически заметила она, - как же вам удалось вырастить такую большую вещь? - Обещай никому не выдавать моего секрета? - попросил он. Она пообещала. - Ладно, признаюсь, - прошептал он. - Я посадил салфетку.

9 1. История как наука, цель и задачи изучения эпоха Возрождения История как род литературы для установления истины Именно отношение к культуре прошлого и к прошлому ясно определяет сущность гуманизма. И особенность такого отношения заключается не в простом порыве восхищения и страсти, не в более широком охвате, но в определенном историческом сознании. "Варварское" (читай: средневековое) отношение состоит не в том, что игнорируется классическое наследие, но в том, что истина понимается вне исторической ситуации. Гуманисты открывают классику потому, что отделяют, не смешивая, свое собственное от латинского. Именно гуманизм действительно открыл античность, тех же Вергилия или Аристотеля, хотя они и были известны в средние века, потому что возвратил Вергилия своему времени и своему миру и стремился объяснить Аристотеля в рамках проблем и в рамках знаний Афин IV века до н. э. Эудженио Гарэн studia humanitatis

10 1. История как наука, цель и задачи изучения эпоха Возрождения Критическое отношение гуманистов к филологическим текстам; глубокое изучение римских текстов «Именно потому, что скифы почти всегда ненавидели письменность (litteris), а южане оружие, ни те, ни другие никогда не могли основать великие империи. Напротив, римляне умели упражняться и в том и в другом с величайшим успехом, всегда заботясь о том, чтобы, как советовал Платон, соединять гимнастику и музыку. Они получили от греков, как палладиум, право и литературу, т.е. секрет гражданской жизни; от карфагенян и сицилийцев они унаследовали науку кораблевождения, а сами римляне в непрерывных войнах овладели наукой военного дела». Жан Боден 1529/1530 г. до н.э. – 1596 г. н.э studia humanitatis

11 1. История как наука, цель и задачи изучения эпоха Возрождения Лоренцо Валла 1407 – 1457 гг. родоначальник историко- филологической критики, автор трактата «Рассуждение о подложности Константинова дара»

12 1. История как наука, цель и задачи изучения История – особая отрасль научного знания Всемирная история история мировых цивилизаций история континентов История отдельных стран и народов 1. процесс развития природы и общества 2. наука об этих процессах Сегодня выделяют два основных значения термина «история»:

13 Вспомогательные исторические дисциплины, разрабатывающие общие вопросы методики и техники изучения исторических источников: палеография (история письма) нумизматика (монеты, ордена, медали) топонимика (названия географических мест) историческая метрология (меры – длины, площади, объёма, веса) сфрагистика или сигиллография – (печати и их оттиски) источниковедение дипломатика генеалогия геральдика хронология историческая география историческая информатика и др. 1. История как наука, цель и задачи изучения история социология другие дисциплины экономика политология

14 2. Периодизация мировой истории Периодизация - это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В ее основе – общие факторы развития 1.Материал,из которого изготовлялись основные орудия труда и технология их изготовления: «Каменный век» 1.Материал, из которого изготовлялись основные орудия труда и технология их изготовления: «Каменный век» «Медно-каменный век» «Медно-каменный век» «Бронзовый век» «Бронзовый век» «Железный век» «Железный век» 2. Существование различных цивилизаций и государств, которые вели свой счет времени (наличие письменности)

15 2. Периодизация мировой истории 1. Древний мир (период от выделения человека из животного мира около 2 млн. лет тому назад до падения Западной Римской империи в 476 г. н.э.). 2. Средние века (период от падения Западной Римской империи до начала эпохи Возрождения XVI в.). 3. Новое время (от эпохи Возрождения до 1918 г. - окончание первой мировой войны). 4. Новейшее время (с 1919 г. до наших дней). Мировую историю принято делить на четыре основных периода:

16 2. Периодизация мировой истории 0.0 JD = полдень 1 января 4713 г. до н.э.; начало н.э. = ,0 JD (365, дней х 4713 = ,0) = ,0 JD. Формирование современной хронологии Жозеф Жюст Скалигер (1540 –1609 гг.) – «Новое сочинение об исправлении хронологии» («Opus novum de emendatione temporum», Париж,1583) – «Сокровищница хронологии» («Thesaurus temporum», Лейден, 1606; Амстердам, 1629)

17 Античная Античная Христианская Христианская Рационалистическая Рационалистическая Культурно-историческая Культурно-историческая 3. Основные интерпретации исторического процесса

18 Цивилизация - это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу Цивилизация - это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу 3. Основные интерпретации исторического процесса

19 3. Основные интерпретации исторического процесса 1. Теории стадиального развития цивилизаций -Линеарная концепция -Концепция «осевого времени» Карла Ясперса 2. Теории локальных цивилизаций Локальные цивилизации – это сложные системы

20 3. Основные интерпретации исторического процесса На основе этих признаков определены 3 типа развития цивилизации: 1. Непрогрессивные формы существования 2. Циклического развития 3. Прогрессивного развития Определение типов цивилизаций осуществляется по следующим признакам: - общность исторической судьбы и экономического развития; - взаимопереплетение культур; - общие интересы

21 4. Современные концепции развития мировой истории сторонников цивилизационного подхода. Арнольд Тойнби (1888 – 1975 гг.) Теория круговорота цивилизаций 2 критерия цивилизации: 1. Религия и форма её организации; 2. Территориальный признак возникновение рост надло м распад Творческое меньшинство - авангард цивилизации

22 4. Современные концепции развития мировой истории сторонников цивилизационного подхода. Освальд Шпенглер (1880 – 1936 гг.) Предмет исследования – «морфология всемирной истории» История как на ряд независимых друг от друга культур – «живых форм бытия» Афоризмы: «Целесообразность сделалась излюбленным словом, при помощи которого цивилизованный ум ассимилировал себе вселенную». «Общечеловеческой этики не существует». Умирая, культура превращается в цивилизацию.

23 4. Современные концепции развития мировой истории сторонников цивилизационного подхода. Николай Яковлевич Данилевский (1822 – 1885 гг.) Концепция культурно- исторических типов Основание для выделения: 1. Религия 2. Культура 3. Политика 4.Общественно-экономический уклад

24 содержание 1. История как наука, цель и задачи изучения 1. История как наука, цель и задачи изучения 2. Периодизация мировой истории 2. Периодизация мировой истории 3. Основные интерпретации исторического процесса 3. Основные интерпретации исторического процесса 4. Концепции развития мировой истории (цивилизационный подход) 4. Концепции развития мировой истории (цивилизационный подход)

25 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!