Функционирование энергосбытовых компаний: вчера, сегодня, завтра Фатеева Елена Заместитель Председателя Правления НП ГП и ЭСК по операционной деятельности Март 2012 год
22 2 Итоги переходного периода Надежное и бесперебойное энергоснабжение Правопреемство договоров энергоснабжения (два в одном) Институт гарантирующих поставщиков Рост числа субъектов сетевой инфраструктуры, в том числе «непрофессиональных». Проблема «бесхозяйных» сетевых объектов «Неподконтрольность» и «несовместимость» инвестпрограмм Энергосбережение и энергоэффективность Создание нормативной и институциональной среды Искажение ценовых сигналов перекресткой Низкая техническая оснащенность Низкая информированность о возможностях Обеспечение денежного потока генерации и сетям Институт ГП в целом справился, в том числе в условиях кризиса неплатежи ОПП, ЖКХ, управляющих компаний невозможность отключения неплательщиков нет «страховки» от плохого ГП «Необходимые и достаточные» цены Ручное управление Дисбалансы оптового рынка и системы регулирования сходятся на конечном потребителе Механизмы конкуренции срабатывают «не так» Качественное обслуживание потребителей Скорее исключение, чем правило Качество стоит денег Стимулов нет
3 Элементы регулирования энергосбытовой деятельности ГП – публичная компания Ценовое регулирование Сбытовая надбавка Тарифы для населения Порядок определения предельных уровней нерегулируемых цен Регулирование деятельности в качестве публичной компании Порядок назначения и смены ГП. Роль федеральных органов – одобрение внеочередной смены ГП. Порядок заключения и исполнения договоров ГП. Контроль – ФАС ЭСК/ЭСО с населением Ценовое регулирование - тарифы для населения Косвенное ценовое регулирование для прочих ЭСО в случае оказания услуг по передаче - как сетевая организация ЭСК без населения Косвенное ценовое регулирование Развитие конкуренции + Саморегулирование дефолтной. Конечные тарифы в неценовых зонах
4 Текущие проблемы и перспективы год 2012 год и Далее Предельные уровни нерегулируемых цен – преемственность процедуры трансляции с 2010 годом была достигнута. НО с 1 апреля 2012 г. вводятся новые правила ценообразования на РРЭ Предельные уровни – рыночные сигналы, отражающие специфику различных групп потребителей. Изменение методологии регулирования сбытовой надбавки. Неплатежи потребителей – как собрать деньги за отпущенную энергию (совершенствование процедуры ограничения потребления) Как не допустить неплатежей: Smart-metering Предоплата Гарантии за «неотключаемых» Неплатежи ГП – работоспособная процедура смены ГП в условиях де-фолта Недопущение возникновения долгов – СРО, финансовые гарантии на рынке. Новые предложения: федеральный ГП, расчетная система Конкуренция за потребителей, а не за статус ГП – отмена очередных конкурсов Стандарты качества обслуживания ГП. Децентрализованная торговая площадка - региональная биржа – как механизм конкуренции на розничном рынке Плавная трансформация переходной модели Целевая модель РРЭ ???
5 Дебиторская задолженность ГП на РРЭ и кредиторская задолженность ГП на ОРЭ и за услуги по передаче гг. Данные ЦФР и НП ГП и ЭСК Разница между задолженностью на ОРЭМ и на РРЭ покрывается гарантирующими поставщиками Задолженность перед ГП на РРЭ на – 90 млрд. руб., на г млрд руб., млрд. руб. на ?.
6 Структура ДЗ перед ГП: агрегированные данные по 20 гарантирующим поставщикам Должниками на розничном рынке становятся те потребители, в отношении которых невозможно провести ограничения или отключения подачи энергии и сложно определить фактические объемы потребления – ЖКХ, ТСО, УК, опасные производства, бюджетники. Социально значимая категория потребителей и опасные производства - ограничения и отключения подачи электроэнергии не допускаются органами власти и Прокуратурой. (!) Неоплата предприятиями ЖКХ потребленной электроэнергии: Неоплата в связи с заниженными тарифами и низким уровнем сбора собственных средств Преднамеренное (умышленное) банкротство. Невозможность отключений предприятий - социальных объектов (канализационные станции, котельные, водокачки) Длительные сроки судебных процедур по взысканию ДЗ (до года).
7 Структура продаж и задолженности (на примере одной компании) Структура дебиторской задолженности Население 17% Транспорт и связь 2% Лесное хозяйство 0% Сельское хозяйство 0% ЖКХ 50% Строительство 1% Прочие отрасли 18% Промышленность 12% Структура продаж Промышленность 22% Сельское хозяйство 1% Лесное хозяйство 0% Транспорт и связь 19% Строительство 2% Прочие отрасли 29% ЖКХ 8% Население 19% В структуре дебиторской задолженности за потребленную электроэнергию самый большой удельный вес в отрасли жилищно- коммунального хозяйства - составляет более 50% при объеме потребления всего 8%
88 Неплатежи: меры борьбы Адекватные цены Долгосрочные отношения Прозрачные условия ценообразования Повышение качества энергоснабжения
9 Введены новые пункты в Стандарты раскрытия информации в части публикации дополнительной информации на сайтах гарантирующих поставщиков – с даты опубликования Положения об оплате отклонений фактических объемов потребления от договорных для потребителей ниже 750 к Ва не выбравших 5 и 6 категории (почасовой учет и планирование потребления) не допускается (то есть отмена, так называемых штрафов за недобор электрической энергии (мощности)).- с даты опубликования Введено ценовое ограничение для свободных договоров, заключаемых ГП – при определении цен учитываются только договоры, приводящие к снижению цены для потребителей – с даты опубликования Отмена дифференциации потребителей по числу часов использования мощности (ЧЧИМ) (механизм ЧЧИМ позволяет учитывать в одноставочной цене (тарифе) стоимость мощности с учетом графика потребления конкретного потребителя) и формирование для одноставочных потребителей единой цены «остаточным» способом– с 1 апреля 2012 года Изменение порядка оплаты мощности двуставочными потребителями на розничном рынке таким образом, чтобы оплата мощности на рознице происходила в часы максимума потребления гарантирующего поставщика на оптовом рынке – с 1 апреля 2012 ; Ценообразование: изменения внесенные Постановлением Правительства N 877 от
10 Последствия принятых решений («официальная версия») 10 Положительные аспекты принятых решений: Снижение стоимости электрической энергии и мощности на розничном рынке для конечных потребителей Повышение прозрачности системы ценообразования на розничных рынках для конечного потребителя, в том числе упрощение проверки корректности расчетов цен покупки электроэнергии на розничных рынках контролирующими органами Исключение нерегулируемой доходности гарантирующих поставщиков, осуществляющих регулируемую деятельность Стимулирование розничных потребителей к установлению почасовых приборов учета Вместе с тем необходимо учитывать: Возможность возникновения выпадающих доходов гарантирующих поставщиков, связанных с не учетом регулирующими органами при сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков расходов, связанных с обслуживанием кассовых разрывов вследствие неоплаты электрической энергии розничными потребителями Рост цен в отношении потребителей, ранее приобретавших электрическую энергию с ЧЧИМ выше среднего уровня ЧЧИМ
11 Последствия принятых решений («версия НП ГП и ЭСК») 11 Для потребителей электроэнергии и ЭСК: Для потребителей ключевой риск кроется в высокой волатильности, поскольку итоговая цена с учетом мощности будет зависеть не столько от действий потребителя, сколько от результатов деятельности прочих потребителей: повышение волатильности цен для одноставочников и повышение волатильности стоимости для двуставочников Н ивелируется ценность энергоэффективного поведения «Не новый» вопрос – какой потребитель нужнее для энергосистемы – потребитель с подвижным и неровным графиком или потребитель с ровным графиком, дающий ровную нагрузку? Согласно новым принципам определения мощности потребления цены на мощность на оптовом рынке вырастут до момента вывода «лишней» генерации Снижение конкурентоспособности независимых сбытовых компаний Чтобы проверить расчет цен, сделанный ГП, надо иметь всю первичную документацию которая есть у ГП и осуществить встречные проверки у всех потребителей Для одноставочных потребителей есть риск необходимости перерасчета нерегулируемой цены за прошлые расчетные периоды в случае корректировки объемов других групп потребителей Для гарантирующих поставщиков последствия отмены доп. доходов: Н «Недорегулирование» сбытовой надбавки станет критичным особенно в части: операционной деятельности (покрыта в среднем на 60%), средств на покрытие кассовых разрывов, источников покрытия мертвой и проблемной задолженности (3% от выручки), дивидендов и средств на инвестиции (биллинг, центры обслуживания) рост регулируемой сбытовой надбавки более чем в 2.5 раза + «Вылезут» тарифные небалансы и «лишняя» перекрестка в некоторых регионах удорожание конечных цен + Потенциальное банкротство более 30% ГП
12 Дебиторская задолженность перед ГП на РРЭ и кредиторская задолженность ГП - прогноз Финансирование разницы между «задолженностью ГП» и «задолженностью перед ГП» !!! Осуществлялось ГП за счет «доп.доходов" и кредитных источников !!! После возможности ГП по такому финансированию значительно сокращаются ОЦЕНКА Покрывалось в 2011 году за счет кредитов
13 Будущее рынка зависит от дальнейших шагов -Назначение Федерального ГП -Единые расчетные центры вкаждом регионе - Ужесточение критериев,согласно которым ГП лишаетсястатуса и назначается конкурс «Административные меры» - Пересмотр принциповформирования сбытовой надбавки(экономически обоснованный уровень сучетом доходности + дифференциация) - Пересмотреть принципыформирования цен для потребителей(особенно одноставочников): понизитьволатильность цен и дать стимулы дляэнергоэффективности «Рыночные меры» Конкуренция на рознице
14 Спасибо за внимание НП ГП и ЭСК Тел./факс: (495)