Библиотеки и издательства в новой медийной среде Библиотеки, издательства, агрегаторы: оси конкуренции и партнерства Костюк К.Н. Генеральный директор ООО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной.
Advertisements

Библиотеки и издательства в новой медийной среде ЭБС «Университетская библиотека онлайн»: Чем мы можем быть полезны? Костюк К.Н. Генеральный директор ООО.
Электронные ресурсы для высшей школы 16 марта 2011 г. Санкт-Петербург Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена фундаментальная.
Библиотеки и издательства в новой медийной среде ЭБС и публичные (научные) библиотеки - актуальные вопросы взаимодействия. На примере ЭБС "Университетская.
Итоги российского ЭБС- строительства. Год первый. Сотрудничество вузов и агрегаторов для оптимизации ЭБС вуза Международная конференция «Инновационные.
Библиотеки и издательства в новой медийной среде Книжное информационное пространство и индустрия электронных библиотек Костюк К.Н. Генеральный директор.
Библиотеки и издательства в новой медийной среде Агрегатор контента национального масштаба. Вместо дюжины ЭБС ! На примере Электронно-библиотечной системы.
Динамика продаж и статистика использования ЭБС в зависимости от контента и способов подключения.
ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЕ СИСТЕМЫ: итоги года работы по новым лицензионным нормативам Костюк К.Н. Генеральный директор ООО «Директ-Медиа» Научно-практическая.
ЭБС « УНИВЕРСИТЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА ONLINE» - МОДЕЛИ ДОСТУПА И СЕРВИСЫ Александр Алексеев ООО « Директ - Медиа »
1 Рекомендации по формированию списков литературы в программах учебных дисциплин нового поколения Состояние дел по направлению – Психолого-педагогическое.
ЭБС В НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ А.В.Молчанов, «Политехресурс»
Библиотеки и издательства в новой медийной среде Книгообеспеченность в библиотеке образовательного учреждения с Электронно-библиотечной системой «Университетская.
2 Компания ОРФОГРАФ основана в 2013 году для разработки Федеральной платформы распространения электронного образовательного мультимедийного и интерактивного.
КУЗЬМИЧЕВА АННА ЛЕОНИДОВНА ОПЫТ ВЫБОРА ЭБС БИБЛИОТЕКОЙ ГОСУНИВЕРСИТЕТА – УНПК.
Проблемы агрегации русскоязычного научного и образовательного контента Дегтярев М.В. Генеральный директор.
Русскоязычные онлайн-ресурсы и ресурсы на цифровых носителях в современных библиотечных фондах Константин Костюк Издательство «Директ-Медиа» Всероссийская.
LOGO Проректор по УР к.м.н., доцент Ходакова О.В. Электронное сопровождение образовательного процесса в формате требований ФГОС ВПО.
Комплектование библиотек электронными ресурсами: что может предложить рынок? Костюк К. Н., ООО « Директ - Медиа » ЛИБНЕТ -2011, Звенигород.
Дискуссии вокруг ЭБС. Как ЭБС меняет рынок учебной и научной литературы в России? Костюк Константин Николаевич «Университетская библиотека online»
Транксрипт:

Библиотеки и издательства в новой медийной среде Библиотеки, издательства, агрегаторы: оси конкуренции и партнерства Костюк К.Н. Генеральный директор ООО «Директ-Медиа» Санкт-Петербург, апрель 2014

Оси конкуренции и партнерства Издательства Агрегаторы Библиотеки конкуренция партнерство Совместная работа издателей, агрегаторов и библиотек должна вести к созданию качественного образовательного пространства. Критерии этого взаимодействия: 1. Качество продукта 2. Выполнение всеми участниками базовых правил, стандартов и норм 3. Высокая оценка потребителя ЭБС должно стать для вуза важным признаком качества и уровня образования

2014 год: консолидация рынка 2014 год – год остановки роста рынка ЭБС 1)Фактор «обязаловки» исчерпал себя: все вузы нашли собственное решение; 2)Политический интерес вузов направлен на выполнение параметров мониторинга, которые мало касаются ЭБС и библиотечных вопросов; 3)Внешние факторы: грядет сокращение госбюджета; 4)ЭБС не стало заметным информационно-образовательным инструментом в жизни вуза. Показатели статистики использования ЭБС: Количество использованных книг на студента: от 8 книг до 0,01 = 800 раз Для 40% пользователей стоимость книги составляет менее 300 руб., а для других 40% - составляет более 1000 руб. Вузов, где зарегистрировалось менее 10% - в три раза больше, чем с регистрацией больше 50%

«Забежали вперед»: Неоправданно высокая доля e-книг в сегменте b2b В вузовском сегменте закупки е-книг в России и США сопоставимы В то время как общий рынок екниг в США составляет ок. 30%, в России – ок. 1%. В сегменте же b2b он составляет 25-30%.

Что мы имеем сегодня и что будем иметь завтра? Ужесточение условий: На рынок ок. 400 млн. руб. приходится около 15 ЭБС Новая линия работы вузов: оптимизация подписки Стадия острой конкуренции 1 стратегия. Выравнивание игроков по контенту: «все есть у всех». Каждой принадлежит 6% рынка. 2 стратегия. Ценовые войны с перераспределением долей рынка. Игра на выбывание.

Система ухудшающего отбора А. Долгин «Экономика символического обмена»: Закон ухудшающего отбора «В ситуации информационной насыщенности выбор потребителя всегда падает на более дешевый, а не на более качественный продукт». Если речь идет о галочке, цена на ЭБС будет постоянно понижаться. Выбор будет падать в пользу худшего качества или меньшего количества, в пользу голой цены, «простых решений». Противодействовать этому могут только системы оценки качества: бренды, экспертные институты, сертификация продуктов.

К чему ведет система ухудшающего отбора? Неизбежный элемент расходов: затраты на ИТ. Размазывание пирога на 15 игроков приводит к тому, что 20-30% доходов (ок. 100 млн.руб.) будут уходить не на контент, а на низкотехнологичные ИТ-платформы.

Кто проиграет от системы ухудшающего отбора? Вследствие «уравниловки» и «упрощения» несут потери: Издательства: В системе электронной дистрибуции большая часть стоимости нерационально уходит на поддержание ИТ-инфраструктуры. Низкие выплаты Вузы и библиотеки: Большая часть затрат нерационально уходит на низкотехнологичную ИТ-оболочку Имеет дело с массой неинтегрированных самостоятельных небольших ресурсов Не получают доступ к качественному контенту В конце пути: дискредитация идеи электронной книги

Как работает система ухудшающего отбора? В условиях ухудшающего отбора участники склоняются к имитации полноценного продукта и к выполнению только формальных признаков. Зачастую это выливается в недобросовестную конкуренцию: 1. Видимость качественной ЭБС с большим числом новинок путем манипулирования контентом 2. Вытягивание из поставщиков-издательств неравных условий по сравнению с иными игроками рынка 3. Броская и громкая реклама о несуществующих достоинствах 4. Ценовые войны

Как можно манипулировать с книгами? 1. Можно менять даты книг. Легко повышается доля актуальной литературы 2. Можно менять жанры книг. Называть шпаргалки, рабочие тетради учебными пособиями. Ради параметров по количеству учебной литературы 3. Можно разбивать книги на множество книг. 4. Можно выложить в ЭБС груды старых оцифрованных книг или малоформатных жанров. Выполняются количественные критерии 5. Привлекать в партнеры «липовые издательства». Выполняются критерии наличия издательской продукции 6. Гарантировать длительные сроки авторских прав, хотя нет никаких оснований гарантий 7. Предоставлять книги, на которые нет прямых договоров с правообладателями.

К чему ведет манипуляция с книгами? Электронная публикация – может быть самостоятельным изданием, если это полноценное издание, прошедшее издательскую обработку. Новое издание должно быть уполномочено автором. Или должна полностью воспроизводить выходные данные оригинального книжного издания, являясь формой представления, но не новой сущностью. Если каждая ЭБС будет присваивать дату выкладки как дату издания, то одни и те же издания будут иметь разные выходные данные, нарушится порядок ведения библиотечного фонда, станет невозможным цитирование книг. Воцарится хаос. ГОСТ Р : Электронное издание - «электронный документ, прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения».

Разрушение рынка при ухудшающем отборе В системе ухудшающего отбора рынок выстраивается по нижней планке, а не по высшей. Оппортунистические действия недобросовестных игроков вынуждают всех остальных делать те же шаги Недобросовестная конкуренция становится не исключением, а правилом. Ресурсы, ориентирующиеся на качество продукта, ничего ей не могут противопоставить

Как предотвратить систему ухудшающего отбора? 1. Заинтересованность вузов потребителей в высоком качестве, превращение ЭБС в реальный элемент учебного процесса, а не «галочку аккредитации» 2. Формирование стандартов отрасли и включение профессиональной общественной экспертизы, например, путем создания Ассоциации ЭБС 3. Сертификация качества регулирующим государственным органом (Рособрнадзором) 4. Включение поставщиков-издательств в систему регулирования рынка ЭБС 5. Включение механизмов добросовестной конкуренции ЭБС: борьба за качество продукта

Понятие качества ЭБС 1. Работоспособность платформы: дизайн, удобство, простота, скорость загрузки 2. Актуальность контента: наличие книг, нужных вузу и востребованных в учебном процессе. Определяется статистикой 3. Качество поиска: возможность легко найти то, что ищет читатель 4. Качество представления издания: наличие полноценной библиографической записи, обложки, аннотации, содержания 5. Интерактивные сервисы: бонусы электронной книги, доступность из дома, приложения для гаджетов 6. Библиотечный кабинет: сервисы управления контентом и подпиской (книгообеспеченность, пользователи и т.д.) 7. Интегрированность ЭБС с иными системами вуза: АБИС, Дискавери, CRM

Эксклюзивность и форматы подписки Тенденции «все есть у всех» агрегаторы будут противопоставлять формирование эксклюзивных пакетов: Эксклюзив позволяет выступать в качестве частичного монополиста. ЭБС-издательства имеют собственный эксклюзивный пакет. Агрегаторы формируют свой эксклюзив (издательства открыты у «Книгафонд», «Контекстум», IPRbooks и др.). Эксклюзивный пакет ЭБС «Университетская библиотека онлайн» - составляет ок изданий иных издательств и ок собственных изданий

Стандарты Рособрнадзора Принятые в 2012 г. аккредитационные критерии ЭБС ориентировали вузы на обладание крупной универсальной коллекцией год – последний для завершения заложенный архитектуры ЭБС: 100 баллов Коэффициента ЭБС и 100 баллов Коэффициента Отдельных электронных изданий = книжных издания, вкл учебников Все дисциплины должны быть обеспечены 3 электронными изданиями

Наполнение лицензионным контентом в сравнении с другими агрегаторами Рост контента в Университетской библиотеке онлайн: новых изданий в год, 50% ЭБС – новые книги Более учебников

Оптимизация подписки и ценовая гибкость Оптимизация подписки означает: 1) поиск комбинации нужных коллекций за наименьшую цену: 2) избегание дублирования контента; 3) использование одного окна. Три основные модели подписки до 2014 г.: Модель 1: 1 базовая + издательские Модель 2: только издательские коллекции Модель 3: только точечные издания Эти модели не позволяют достичь целей оптимизации

Гибкое пакетирование С 2014 г. «Университетская библиотека онлайн» внедряет гибкое пакетирование: 1. Полная подписка, включающая базовую + 25% издательских коллекций на выбор 2. Тематические пакеты, включающие основную учебную литературу по УГС + дополнительную литературу по предметам 3. Точечное комплектование Подписка вписывается в любой бюджет! Модели для публичных библиотек: 1. Подписка базовой коллекции. 2. Комплектование по требованию пользователя

Оси ответственности Издательства Агрегаторы Библиотеки Оси ответственности являются и осями конкуренции, и осями партнерства. Мы - звенья единой цепи! Издатели Агрегаторы Библиотеки

Библиотеки и издательства в новой медийной среде ООО «Директ-Медиа» Костюк Константин Генеральный директор +7 (495) (495) Отдел продаж