Применение групповой технологии на уроках математики МБОУ гимназия 2 г.о. Балашиха Учитель математики Королюк Светлана Викентьевна 2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология группового обучения на уроках математики Prezentacii.com.
Advertisements

« Технология групповой и парной работы в преподавании математики как содержательно-методический компонент образовательной среды ОУ » Учитель математики.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики.
Презентация к уроку (геометрия, 8 класс) по теме: Площадь трапеции
Групповая работа учащихся на уроках истории Любовь Ивановна Бунакова, МОУ гимназия 23 г. Челябинска.
КСО коллективные способы обучения.. Технология КСО имеет различные названия : организованный диалог, коллективное взаимообучение, обучение в сотрудничестве.
Один из эффективных методов подготовки к ГИА на уроках математики» Выполнила учитель математики ГБОУ ООШ пос. Угорье Плотникова С.В.
Урок геометрии в 8 классе по теме «Площадь трапеции»
Тема работы: «Технология игрового обучения на уроках математики основной школы»
Система домашних заданий как форма развития учебно- познавательного интереса школьников Презентацию составила зам. директора по УВР МОУ «Гауфская СОШ»
Адаптивная технология обучения. Причины применения на уроке АТО: - при опросе отдельных учащихся остальные в работу почти не включены; - при проверке.
Технология сотрудничества в рамках введения ФГОС условие развития личности учащегося Учителя математики высшей квалификационной категории МОУ «Гимназия.
Групповая форма работы Из опыта работы учителя начальных классов Горковченко Татьяны Юрьевны Горковченко Татьяны Юрьевны.
Корпоративная компетенция ШМО ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК Презентация подготовлена Гонтаревой Е.Ю.
Дифференциация учебной работы младших школьников Выполнила : учитель начальных классов МОУ лицея 35 г.Ставрополя Баленко Галина Ивановна.
Зачёт, как один из видов контроля при уровневой дифференциации. Подготовила : Логунова О.Н.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Аксаково муниципального района Шенталинский.
Пары сменного состава Москалева Т.Ю. учитель математики Российской гимназии при Русском музее.
31 января 2013 год. Формы работы Работа в группах Фронтальная работа Индивидуальная работа Работа в парах.
«Использование индивидуальных и групповых форм работы на уроках математики с учетом личностно – ориентированного подхода к учащимся». МОУ «Батуринская.
Транксрипт:

Применение групповой технологии на уроках математики МБОУ гимназия 2 г.о. Балашиха Учитель математики Королюк Светлана Викентьевна 2013

«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер Как побудить учащихся в ходе урока к активной, интенсивной деятельности? Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее приемлемым с моей точки зрения является групповая технология: во-первых, потому, что в условиях классно урочной системы этот тип занятий наиболее легко вписывается в учебный процесс. во-вторых, групповая технология обеспечивает не только успешное усвоение материала всеми учащимися, но и интеллектуальное, нравственное развитие учащихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим

Преимущества группового обучения перед традиционным: приобщение к важным навыкам жизни: действенное общение, умение слушать, умение встать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели; улучшение академической успеваемости; воспитание самоуважения; укрепление дружбы в классе, изменение отношения к школе; отсутствие соревнования в учебной деятельности; убеждение учащиеся в ценности взаимопомощи.

Групповая форма обучения решает три основные задачи: 1) Конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией. 2) Коммуникативно–развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её пределами. 3) Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

Психологи отмечают важность взаимодействия обучающихся друг с другом, поскольку консультирование друг друга, проводимое самими учениками или взаимообучение является одним из наиболее эффективных способов усвоения знаний.

В психологической литературе приводятся такие данные: обучающиеся удерживают в памяти 10% того, что читают 26% от того, что слышат 30% от того, что видят 50% от того, что они видят и слышат 95% от того, чему они обучают сами 70% от того, что они обсуждают с другими 80% от того, что основано на личном опыте 90% от того, что они говорят в то время как делают

Психолого-педагогическое обоснование группового обучения заключается в следующем: во-первых, реализуется принцип деятельности; во-вторых, формируется учебная мотивация; происходит постоянный контроль знаний; осуществляемые процессы обучения и воспитания происходят неразрывно в благоприятном психологическом климате

Трудности большая подготовительная работа со стороны учителя; организовать процесс выполнения задания на основе обмена мнениями ; обеспечение дисциплины на уроке.

Особенности организации групповой работы учащихся деление класса на группы для решения конкретных учебных задач; предоставление определённого задания (одинакового для всех или дифференцированного) особое расположение групп в классе( создание условий для обмена информацией и совместной работы) знакомство учащихся с правилами работы в группе(при необходимости предоставление соответствующей памятки) распределение ролей в группе (определяется характером и объёмом задания), выбор или назначение учителем руководителя группы объяснение условий задания, инструктаж о последовательности и времени работы.

1)Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. 2) Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга. 3) Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. 4) Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку. 5)Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. 6)Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их. Памятка

Примеры практической организации групповой работы. ПРИМЕР 1 Работа в парах Совместно работают учащиеся, сидящие вместе за одной партой. Работа в парах является школой подготовки к групповой работе. В паре сидящие за одной партой учащиеся постоянно меняются ролями учителя и ученика. Они могут обучать друг друга, работая в режиме «взаимообучение». Могут контролировать друг друга, работая в режиме «взаимоконтроль». Перед такой работой дома учащиеся готовят карточки для соседа по изучаемой теме на I уровне усвоения знаний ( понял, запомнил, воспроизвел). Они придумывают или подбирают упражнения и решают их. На уроке учащиеся, сидящие за одной партой, обмениваются карточками, выступают в роли учителя и ученика, одновременно решая и контролируя друг друга

ПРИМЕР 2 Математика, 6-й класс. Тема: «Сложение, вычитание и сравнение дробей с разными знаменателями». Все ученики делятся на группы 3 группы. В каждой группе по 5-8 человек, из которых один «сильный»(консультант – ему выдаётся оценочный лист), один «слабый», остальные со средним уровнем подготовленности. 1. I этап урока (активизация опорных знаний через устный счет или опрос) Предлагаются задания занимательного характера, например « Брейн – ринг» учитель задает вопросы, учащиеся отвечают. За каждый правильный ответ группа получает жетон, по завершению опроса определяется самая активная группа

I этап урока (активизация опорных знаний через устный счет или опрос) Предлагаются задания занимательного характера, например « Брейн – ринг», учитель задает вопросы, учащиеся отвечают. За каждый правильный ответ группа получает жетон, по завершению опроса определяется самая активная группа Вопросы: 1) дробь, которая больше или равна 1 2) знаменатель 3)НОК(6;12) 4) черта дроби 5) результат вычитания 6) числитель 7) результат сложения 8) десятая часть тонны 9) НОК(5;7) 10) как сложить две дроби с одинаковыми знаменателями? Подводится итог, учащиеся работают с оценочными листами.

II этап урока (изучение нового материала по группам с использованием опорного конспекта) Каждая группа получает разные задания. После завершения работы, каждой группе предлагается защитить свое задание у доски. Решить с объяснением два примера РОЛЬ УЧИТЕЛЯ НА ДАННОМ ЭТАПЕ наблюдение за работой групп; оказание помощи в случае необходимости; регулирование споров; поощрение работы групп.

II этап урока (изучение нового материала по группам с использованием опорного конспекта) Опорный конспект Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. 1 Как сравнить, сложить и вычесть дроби с разными знаменателями? ПРАВИЛО Чтобы сравнить( сложить, вычесть) дроби с разными знаменателями, надо: 1) привести данные дроби к наименьшему общему знаменателю; 2) сравнить( сложить, вычесть) полученные дроби. Примеры: 1. Сравнить дроби 3/15 и 4/21 21/105< 20/ Сложить дроби 5/12+4/18= 15/36+ 8/36=23/36 3. Вычесть дроби 4/5-3/7=28/35-15/35=13/35

II этап урока (изучение нового материала по группам с использованием опорного конспекта) ЗАДАНИЯ ПО ГРУППАМ 1 группа «Изучить правило сложения дробей с разными знаменателями» 2 группа «Изучить правило вычитания дробей с разными знаменателями» 3 группа «Изучить правило сравнения дробей с разными знаменателями» У каждого члена группы имеется опорный конспект, по которому учащиеся учат правило и затем рассказывают его консультанту группы, после чего, приступают к практическому применению, разбирают решенные примеры в опорном конспекте. Если,возникают вопросы, обращаются к консультанту. Далее выполняют примеры, предложенные для самостоятельной работы, после чего проходит взаимопроверка. Консультант сообщает учителю, о готовности группы по своему заданию. Подводится итог, учащиеся работают с оценочными листами.

III этап урока (защита заданий каждой группой). Учащиеся остальных групп внимательно слушают объяснения и готовятся отвечать на вопросы по правилам, которые не изучали. Подводится итог, учащиеся работают с оценочными листами.

IV этап урока (взаимопроверка). На 4 этапе каждая группа получает одинаковые карточки, которые содержат задания на все три правила, т.е на сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Проходит взаимопроверка, и учащиеся работают с оценочными листами.

V этап урока (подведение итогов,отчёт группы о проделанной работе).

ПРИМЕР 3 Геометрия, 7-й класс. Тема: «Признаки равенства треугольников» I этап урока (активизация опорных знаний через устный опрос консультантов, самостоятельное повторение теории по изученной теме)

II этап урока (контроль знаний в виде группового опроса) Ответы на устные вопросы: 1)Какие треугольники называют равными? 2)Какой треугольник называют равнобедренным и как у него называются стороны? 3)Что называют медианой, биссектрисой и высотой треугольника? 4)Сформулировать теорему о медиане равнобедренного треугольника, проведённую к основанию 5)Сформулируйте три признака равенства треугольников

Решение задач(каждый решает самостоятельно, консультант проверяет и выставляет оценку в бланк ответов) 1. 1.Дано: АВ=АС; АСЕ= АВД 2. Дано: МД=ДЕ; РД=ДК Д-ть: КМД= РЕД Доказать: АСЕ=АВД 3)В равнобедренном треугольнике СДЕ с основанием ДЕ проведена биссектриса СК. Найдите СК, если периметр треугольника СДЕ равен 84 см, а периметр треугольника СКЕ равен 56 см.

Зачётный бланк по теме "Признаки равенства треугольников"

III этап урока (проверка результатов работы, выставление оценок) VI этап урока (рефлексия)

ПРИМЕР 4 Математика, 5-й класс. Тема: «Решение задач на дроби». (дифференцированная работа по группам) Задания для 5 групп выдаются по одному всем одинаковые,после проверки первого, выдаётся второе(более сложное) и т.д 1) За два дня тракторист вскопал 44 га, причем в первый день он вскопал всего 7/11 поля. Сколько гектаров вскопал тракторист в 1-й день? 2) Тяжелая штанга весит 156 кг. Вес легкой штанги составляет 9/13 веса тяжелой штанги. На сколько килограмм больше весит тяжелая штанга? 3) Площадь поля 450 гектар. 7/9 всего поля засеяно пшеницей, а 1/3 того, что засеяно пшеницей, отведено под овес. Сколько гектаров засеяно овсом? 4) Урок длится 45 минут. Учитель объяснял новую тему 2/5 времени всего урока, а 5/9 оставшегося времени ушло на решение задачи.Сколько минут решали задачу? 5) Завод изготовил 120 телевизоров сверх плана. 3/4 остатка отправили в больницу, а остальные - в детские сады. Сколько телевизоров было отправлено в детские сады?

Все ученики делятся на группы. В каждой группе по пять человек, из которых один «сильный», один «слабый», остальные со средним уровнем подготовленности. Для всех групп задание дается одинаковое. Это может быть повторение теоретического материала, задание на смекалку, изучение нового материала. Сначала все учащиеся работают коллективно. Поочерёдно засушивается каждая группа: каждый член группы рассказывает этот материал, один начинает, а следующий продолжает. Завершает работу учащийся с более высоким уровнем подготовленности. Свои ответы они оценивают самостоятельно. Заслушивая ответ самого слабого ученика, вы можете оценить всех остальных учеников группы (если ученик со слабой подготовкой может хорошо рассказать этот материал, значит, вся группа поработала хорошо). Ответившая группа получает усложненный вариант задания, а учителем проверяются ответы следующей группы. Описание работы

ПРИМЕР 5 «Математическая эстафета» Эту игру можно проводить как в начале урока (с целью повторения ранее изученного), так и в конце (на этапе закрепления пройденного материала). Класс делится на 6 команд (каждый ряд на 1 и 2 вариант). Игроки каждой команды поочередно выполняют серию однотипных заданий, которые я заранее выписываю на доске и заготавливаю на каждую команду отдельно. Задание с решением каждый игрок передает ученику, сидящему сзади, причем каждому необходимо проверить предыдущие выполненные задания и исправить ошибки, если таковые имеются. Выигрывает команда, первой справившаяся со всеми заданиями и верно их решившая.

ПРИМЕР 6« Математическое лото» Эта игра также заставляет школьников активно участвовать в выполнении предложенных заданий. Учителю нужно подготовить 5 – 6 больших карт, разделенных на прямоугольники с записанными в них ответами, и соответственное количество маленьких карточек с примерами. Условие – одни и те же числа или выражения в ответах повторяться не должны. Большие карты раздаются группам играющих. Учитель вынимает карточку, читает пример. Учащиеся решают его устно или письменно. Та группа, которая обнаружила на большой карте ответ и считает его правильным, забирает карточку у учителя и накрывает ею соответствующую клеточку. Выигрывает группа, которая раньше всех накрыла все клетки своей карты. Когда игра закончена, играющие переворачивают маленькие карточки и если все ответы верны, должна получиться картинка. Такие упражнения учащиеся охотно составляют и сами для групп соперников.

Результатом моей работы в рамках данной технологии считаю следующие показатели: - обучающиеся обучены групповым формам работы; - меняется структура урока, переход от традиционной к коллективной; Основа моей педагогической деятельности – уважение к личности ученика. Хочу, чтобы дети не боялись уроков математики. Если правильно организовать групповую работу и обеспечить участников достаточным количеством заданий с обязательным обменом информацией, даже «молчуны» заговорят, так как при взаимодействии в группах или парах идет процесс формирования коммуникативной компетентности. А это одно из важнейших условий качественного обучения