Корни с чередованиями. Изучить правила правописания корней с чередующимися гласными. Цель работы: Задачи: 1. Отобрать для изучения слова с чередующимися.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентацию подготовила обучающаяся 10 А класса муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 289 с углублённым изучением.
Advertisements

Орфограммы корня: Очарование – чары Питание – подпитывать Портфель директор Собирать - соберу.
1. Видеть чередующиеся гласные А13 Проверяемая безударная гласная 1. Видеть чередующиеся гласные Бер//бира Пер//пира Дер//дира Тер//тира Чет//чита Мер//мира.
Дистанционное обучение Трудные вопросы орфографии Занятие 3 Безударные гласные.
Презентация по теме: «Чередующиеся гласные в корне».
Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Корни с чередованием Задание А 5. Корни, в которых правописание гласной зависит от ударения 1)ГАР-ГОР (под ударением пи­шется А, без ударения О) ЗАГАР.
Правописание слов с чередующимися гласными в корнях.
Гласные в корне. Гласные в корне. проверяемыенепроверяемые чередующиеся.
Чередование гласных в корнях слов Бер-бир, пер-пир, мер-мир, стел-стил, дер-дир тер-тир,блест-блист и др. И Если после корня есть суффикса а Выбирать.
Безударные гласные в корне Проверяемые Непроверяемые Чередующиеся.
Чередующиеся корни -ЛАГ- -ЛОЖ- Предлагать – предложить Излагать – изложить Полагаться – положиться.
Правописание безударных гласных в корнях слов Чередующиеся гласные.
Безударные гласные в корнях слов. «Школа здоровья и индивидуального развития» Красногвардейского района. Русский язык, 10-11классы. Курсовая работа Мелешкиной.
Безударные гласные в корне слова Интерактивный плакат Пермский край, Куединский район, с. Большой Талмаз, МОУ «Большеталмазская ООШ», учитель русского.
-скак- -скоч- -жег- -жиг(а)- -блест- -блист(а)- -бер- -бир(а)- -тер- -тир(а)- -дер- -дир(а)- -стел- -стил(а)- -мер- -мир(а)- -пер- -пир(а)- -чет- -чит(а)-
Чередование гласных в корне. Вставьте пропущенные буквы Аб_туриент, ад_оптация, инв_юстиции, асс_цитация, в_кансия, к_нт_агент, ут_эпический, ан_логия,
Безударная гласная в корне проверяемая непроверяемая чередующаяся проверочное слово проверочное слово слово +значение словарь.
Правописание гласных в корнях с чередованием. Чередование – это замена одного звука другим. Загар – загореть ЗАПОМНИ! Гласные в корнях с чередованием.
Для уроков русского языка по теме «Чередование гласных в корне» Коваленко Ирина Владимировна учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 15 имени В.Л.
Транксрипт:

Корни с чередованиями

Изучить правила правописания корней с чередующимися гласными. Цель работы: Задачи: 1. Отобрать для изучения слова с чередующимися гласными в корне. 2. Составить словарик корней исключений. 3. Составить ДМ для упражнений. 1. Отобрать для изучения слова с чередующимися гласными в корне. 2. Составить словарик корней исключений. 3. Составить ДМ для упражнений.

СЕМЬЯ СЛОВ. Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они все были дети одного корня-папы, то еще их назвали родственными. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой округлый и уютный:

Как растут слова. Как растут слова. Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым – Был он только словом. Это слово – слово корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вот из сада вам рассада, Вот еще посадки рядом. А вот садовод, С ним садовник идет. Очень интересно гулять в саду Словесном. Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым – Был он только словом. Это слово – корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вот из сада вам рассада, Вот еще посадки рядом. А вот садовод, С ним садовник идет. Очень интересно гулять в саду Словесном.

Корень слова - значимая часть. Над словами родственными держит власть. Выясни умело линию родства - правильно с чередованием напиши слова

Разобрать слово по составу - не всегда легкое занятие. Перед разбором слова нужно установить, «кто есть кто»: к какой части речи относится слово, является ли оно изменяемым, где его основа и окончание.

Далеко не всегда слово разбирается легко и просто: со временем стыки между отдельными частями порой становятся невидимыми и даже теряется буква или появляется новая. Также может изменяться и корень. Существует целый ряд чередований гласных. В ОСНОВАНИИ РАБОТЫ НАД БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ ЛЕЖИТ ВЫДЕЛЕНИЕ И ТЩАТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ ГЛАСНЫХ!

О//А лож-лаг, кос-кас, рос-раст, гор-гар, зор- зар, клон-клан, твор-твар, ровн-равн, мок- мак, стой-стай, скоч-скач, плов-плав. Е//И бер-бир, пер-пир, дер-дир, тер-тир, жег- жиг, чет-чит, леп-лип, мер-мир, стел-стил, блест-блист, сид-сед + вес-вис. И//ЕЙ би-бей, пи-пей, ви-вей, ши-шей, ли- лей. А, Я//ИМ, ИН ня-ним, мя-мин, помя-помин, жа-жим, нача-начин.

ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО. 1. Глаголы в корнях с чередованием не проверяй ударением! ВЫРАСТАЛ, ПРЕДЛАГАЛ -нельзя с помощью РОСТ, ПРЕДЛОГ. 2. Под ударением в них пишется то, что слышится! РОСТ и ВЫРАЩИВАЛ, СЛОЖИМ и СЛАЖЕНО. 3. А без ударения – то, о чем говорит специальное правило! РОСЛА, но РАСТЕНИЕ : перед СТ и Щ – А ПОЛОЖИЛ, но ПОЛАГАЛ : ЛАГ, когда есть суффикс – А.

ОБЪЯСНЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ КОРНЕЙ ИЛИ ГРУПП. 1.РАСТ, РАЩ / А перед СТ и Щ. 2. ЛАГ-ЛОЖ, КАС-КОСН. 1)По суффиксу А:ПРЕДЛАГАТЬ, ПРИЛАГАТЬ, КАСАТЬСЯ, КАСАНИЕ. 2)По виду: ЛОЖ с О, КОС – с О. 3. В безударном положении ЗАР, ГОР, КЛОН, ТВОР. 4. Запомни слова: ПЛАВ- плавник, поплавок, плавучий. ПЛОВ- пловец, пловчиха. ПЛАВЛ- всегда с А! сплавлять, выплавлять.

РАЗЛИЧАЙ ПО ВИДУ И ПО СМЫСЛУ. СКАК – всегда с А: скакать, доскакать, скакун, проскакать. СКАЧ – «верхом»: скачу, проскачу, доскачу, ускачу. СКОЧ – «не верхом»: проскочу, выскочу, наскочу, отскочу. МОЧ – всегда с О: мочить, размочить, моченый, вымочить. МОК – «впитывать жидкость» : промокать, промокашка, намокал, непромокаемый. МАК – «погружать в жидкость»: макать, макнуть, обмакнуть, промакал.

СТАН, СТАВ, СТАТ: всегда с а : пристань, станица, выставка, уставать, статья, статейка. СТОЙ – «на ногах»: устою, отстою, достоять, застояться. СТАЙ – «не на ногах»: устаю, отстаю, достаешь, застаешь. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ Е//И: ИРА - с И, без ИРЫ – Е! Изберу – изб ИРАю отпереть – отп ИРАю Обдеру – обд ИРАю растереть - раст ИРАю Умереть - ум ИРАю

СЛОВАРИК КОРНЕЙ ИСКЛЮЧЕНИЙ. - гор - - гар – гарки, изгарь, пригарь - зор - - зар – зоревать, зорянка (птица) - мак - - моч – промокательная бумага, промокашка - лаг - - лож – полог - плов - - плав - пловец, пловчиха - рос - - раст – отрасль, росток, Ростов, ростовщик, Ростислав, подростковый - равн - - ровн – равнина, ровесник, поровну, уровень - скач - - скоч – скачу, скачок - твар - - твор – утварь - чет - - чит - сочетать, сочетание

1. Распределите на группы слова с корнями-омонимами. Раса, росла, роса, роскошный, расизм, растение, выращен, взращен, росточек, расписание, зарастала, Россия, росистый, растерять, вращать, прирастать, росянка, отрасль, оросительный.

2. Составьте предложения с данными словосочетаниями: Отл…жить газету, предл…ть чашку чая, уютно расп…ложиться, ул…жить куклу. 3. Обозначьте изученную орфограмму: Вишенка р…сла, подр…стала и, наконец, выросла, сберегли р…стение,выр…щенный юннатами сад, небольшой р…сточек. 4. Выпишите из данных слов чередующиеся гласные в корне слова: Дор…сти, пос…дить, сл…гать, в…зить, р…сток, тр…ва, вл…жить, выр…сли, выт…нуть, пос…рел, под…вать, прил…гательное,задр…жать, изв…нение,повзр…слеть.

Не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием в корне !!!

Работу выполняли: Ергешева Галина и Исембетьева Эльвина. Учитель русского языка: Фролова Ольга В. Учитель информатики: Назарова Марина М.