Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Advertisements

Система образования в России: структура и управление 1. Основные нормативные документы в области образования. 2. Структура и особенности современной системы.
Президент подписал новый закон об образовании ФЗ об образовании вступает в силу 1 сентября 2013 года.
Правовое регулирование отношений в сфере образования Гептина О.С., методист КГБОУ НПО ПЛ 2.
Ф едеральный закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Федеральный закон от г. 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». ст. 2. Основные понятия.
Заведующий П.А. Харюшина Старший воспитатель Т.А. Григорьева.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Система образования в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»
Дошкольное образование в свете введения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА 1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2.Федеральный государственный.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
ГМО воспитателей младших и средних групп Педагогические чтения «Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Образовательный.
общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование, профессиональное обучение.
Система образования в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»
Сравнительная характеристика основных понятий «Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ»
Нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования Методист ГБОУ СОШ 853 Н.А.Афонина.
Брындина Ольга Николаевна, координатор по методической работе Центра развития дошкольного образования издательства «Просвещение» 1.
Новый закон об образовании. федеральный закон от N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Транксрипт:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года Вступает в силу с 1 сентября 2013 года. \

Статья 2. Основные понятия воспитание – специально организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства; образование – общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; воспитанники – лица, осваивающие основную общеобразовательную программу дошкольного образования; лица, осваивающие основную образовательную программу общего образования с одновременным проживанием (нахождением) в образовательной организации…(ст.33)

Статья 2. Основные понятия качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям (образовательным стандартам и требованиям, устанавливаемым университетами) и (или) потребностям заказчика образовательных услуг, социальным и личностным ожиданиям человека; направленность (профиль) образования – целевая ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание и (или) преобладающие виды учебной деятельности обучающегося, а также требования к результатам ее освоения;

Статья 2. Основные понятия образовательная деятельность – деятельность, осуществляемая управомоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по реализации основных и дополнительных образовательных программ; образовательная организация – некоммерческая организация, основной (уставной) деятельностью которой в соответствии с целями, ради которых такая организация создана, является образовательная деятельность; образовательная программа – комплекс требований, определяющих основные характеристики (объем, содержание, планируемые результаты), а также организационно- педагогические условия получения образования определенного уровня и (или) направленности;

Статья 2. Основные понятия образовательная программа организации, осуществляющей образовательную деятельность – утвержденная в установленном порядке учебно-методическая документация, определяющая основные характеристики и организационно-педагогические условия получения образования определенного уровня и направленности в этой организации, осуществляющей образовательную деятельность, и включающая в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), календарный учебный график и другие материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной программы, воспитание и качество подготовки обучающихся; образовательные услуги – оказываемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или индивидуальным предпринимателем услуги по организации и осуществлению образовательного процесса в целях освоения обучающимися образовательных программ или программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);

Статья 2. Основные понятия образовательный процесс – педагогически обоснованный процесс обучения, воспитания и развития в рамках реализации образовательных программ или программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), осуществляемый организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или индивидуальным предпринимателем; образовательный ценз – уровень образования, который удостоверяется соответствующим документом об образовании и (или) квалификации и в соответствии с настоящим Федеральным законом является условием получения образования следующего уровня и (или) ведения профессиональной деятельности; обучающийся – лицо, зачисленное в установленном порядке в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, и (или) заключившее в установленном порядке договор об образовании (обучении) и осваивающее образовательную программу;

Статья 2. Основные понятия обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – обучающийся, имеющий особенности физического и (или) психического развития, затрудняющие или препятствующие получению им образования без создания для этого специальных условий; обучение – целенаправленный процесс организации учебной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей; общее образование – вид образования, направленный на развитие личности и приобретение в процессе освоения преемственных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;

Статья 2. Основные понятия организации, осуществляющие образовательную деятельность – юридические лица, которым настоящим Федеральным законом предоставлено право осуществлять образовательную деятельность в качестве основного или дополнительного вида деятельности на основании лицензии; педагогические работники - физические лица, состоящие в трудовых или гражданско-правовых отношениях с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и выполняющие обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательного процесса; платные образовательные услуги – образовательные услуги, оказываемые на возмездной основе за счет средств физических и (или) юридических лиц;

Статья 2. Основные понятия примерная образовательная программа – учебно-методическая документация, определяющая объем и содержание образования определенного уровня и направленности, структурированные по учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям), соответствующие требования к условиям образовательного процесса и планируемые результаты освоения программы; уровень образования – формализованный показатель завершенного цикла образования определенного объема и степени сложности, основные характеристики которого определяются федеральным государственным образовательным стандартом (образовательным стандартом, устанавливаемым университетом);

Статья 2. Основные понятия участники отношений в сфере образования – органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации, осуществляющие образовательную деятельность, индивидуальные предприниматели, педагогические работники, обучающиеся, их родители (законные представители), работодатели и их объединения и иные заинтересованные лица, осуществляющие деятельность в сфере образования;

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования 1) признание приоритетности образования; 2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; 3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; 4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства; 5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования 6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания; 8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека; 9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования 10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями; 11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования; 12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации В целях реализации права каждого на образование государство: создает необходимые условия для получения качественного образования без дискриминации лицами с ограниченными возможностями здоровья, коррекции нарушений развития и социальной адаптации, в том числе на основе специальных педагогических подходов, а также оказания ранней коррекционной помощи; оказывает содействие лицам, проявившим выдающиеся способности, в том числе посредством создания и (или) поддержки специализированных образовательных организаций, предоставления им специальных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом; полностью или частично несет расходы на содержание лиц, нуждающихся в социальной поддержке в период получения ими образования.

СТАТЬЯ 10. СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 1. Система образования включает в себя: 1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности; 2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; 3)федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы; 4)организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования; 5)объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Глава 2. Система образования Статья 15. Структура системы образования В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни образования: 1. дошкольное образование; 2. общее образование: начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование; 3. среднее профессиональное образование: подготовка квалифицированных рабочих; подготовка специалистов среднего звена; 4. высшее образование: бакалавриат; магистратура, подготовка специалиста; подготовка научно- педагогических кадров.

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты, устанавливаемые университетами 1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, а также образовательные стандарты, устанавливаемые университетами, являются основой объективной оценки качества образования лиц, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и направленности, независимо от формы обучения. 2. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, а также образовательные стандарты, устанавливаемые университетами, обеспечивают: единство образовательного пространства Российской Федерации; преемственность основных образовательных программ; вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся; государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ.

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты, устанавливаемые университетами 3. Федеральные государственные образовательные стандарты являются обязательными при реализации основных образовательных программ в дошкольных образовательных организациях и в аккредитованных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. 4. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ.

Статья 12. Образовательные программы 3. К основным образовательным программам относятся: 1) основные общеобразовательные программы – образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования; К дополнительным образовательным программам относятся: 1) дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы; 2) дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации; программы профессиональной переподготовки. 2. В Российской Федерации реализуются основные и дополнительные образовательные программы. 5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Статья 12. Образовательные программы 3. К основным профессиональным образовательным программам относятся: 1) образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, программы подготовки специалистов среднего звена); 2) образовательные программы высшего образования(программы бакалавриата; программы подготовки специалиста; программы магистратуры, программы подготовки научно- педагогических кадров (ординатура, ассистентура- стажировка) ). 2. Основные профессиональные образовательные программы

Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ 1. Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, … и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Статья 16. Формы обучения 1. В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, или вне таких организаций. 2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей и возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах. 3. Обучение вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в форме семейного образования и самообразования. 4. Допускается сочетание различных форм получения образования и обучения.

Статья 19. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования 3. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно- методического, организационного, правового, финансово- экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования. Указанная деятельность осуществляется в форме реализации инновационных проектов (программ) организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными организациями, действующими в сфере образования, а также их объединениями. При реализации инновационного проекта (программы) должно быть обеспечено соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление образования, уровень и качество которого не может быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, или федеральных государственных требований, образовательных стандартов или требований, устанавливаемых университетами.

Глава 3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность

Статья 21. Образовательная деятельность 1. Образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, – научными организациями и иными юридическими лицами (далее – организации, осуществляющие обучение). Образовательная деятельность подлежит лицензированию, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. 2. Право осуществления образовательной деятельности по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ, программ профессионального обучения, а также деятельности по присмотру и уходу, воспитанию предоставляется индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица, в том числе в рамках индивидуальной педагогической деятельности, при соблюдении им требований законодательства Российской Федерации, предъявляемых к осуществлению образовательной деятельности по указанным образовательным программам.

Статья 23. Типы образовательных организаций 2. Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной. 1. Образовательные организации в соответствии с реализуемыми ими образовательными программами подразделяются на типы: 1) дошкольная образовательная организация – тип образовательной организации, осуществляющей в качестве основного (уставного) вида деятельности образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования и присмотр и уход за детьми; 2) общеобразовательная организация – тип образовательной организации, осуществляющей в качестве основного (уставного) вида деятельности образовательную деятельность по реализации образовательных программ начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования; 3) профессиональная образовательная организация 4) образовательная организация высшего образования

Статья 44. Основные права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в сфере образования 1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

Родители имеют право до завершения получения ребенком общего образования выбирать формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность; дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательной организации; знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;

Родители имеют право: знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей; защищать права и законные интересы обучающихся; получать информацию обо всех видах обследования (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований, отказаться от их проведения; принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации.

Глава 7. Общее образование

Направленность образования /в сравнении/ Дошкольное образование формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. Начальное образование формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности: овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Статья 64. Дошкольное образование 2. Образовательные программы дошкольного образования обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. 3. Органы местного самоуправления организуют и координируют бесплатную методическую, диагностическую и консультативную помощь родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, в том числе посредством создания консультационных центров в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях.

Статья 65. Родительская плата за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в образовательных организациях 1. Реализация образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации может сопровождаться осуществлением присмотра и ухода за детьми, включая организацию их питания и режима дня. 2. За присмотр и уход за ребенком в образовательных организациях с родителей (законных представителей) взимается устанавливаемая учредителем такой организации плата, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Не допускается включение в расходы на присмотр и уход за ребенком в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, расходов на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Перечень расходов, учитываемых при расчете размера родительской платы за присмотр и уход за ребенком в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Статья 67. Организация приема в образовательную организацию для получения общего образования 1. Прием граждан для получения дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в государственные, муниципальные образовательные организации и в частные образовательные организации, в которых финансовое обеспечение основных общеобразовательных программ осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется на общедоступной и бесплатной основе. 2. Прием на обучение детей в образовательных организациях по образовательным программам дошкольного образования начинается с достижения ими возраста двух месяцев, по образовательным программ начального общего образования – с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения по образовательным программам начального общего образования в более раннем возрасте.

Статья 67. Организация приема в образовательную организацию для получения общего образования В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи. В случае отсутствия мест в такой образовательной организации родители (законные представители) для решения вопроса об устройстве ребенка в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. 4. Организация конкурса или индивидуального отбора при приеме (переводе) в образовательные организации, указанные в части первой настоящей статьи, для получения общего образования не допускается…