Журналистика как проблемное понятие: к особенностям его реализации в условиях исторической эволюции России Актуальные проблемы медиаисследований-2014 Факультет журналистики МГУ
1. Фундаментальная социально- политическая трансформация современной России. 2. Трансформация отечественного медиарынка: значительный рост числа традиционных СМИ, расширение их содержательного разнообразия. Проблемы:
3. Приход в СМИ людей без специального образования 4. Несовпадение у разных исследователей мировоззренческих принципов Вольная интерпретация социально-гуманитарного знания Различные научные традиции, сформированные в разных странах в области журналистской науки ПРОБЛЕМЫ: 1. Политизация и коммерциализация современных СМИ; 2. Динамичное развитие новых информационных технологий;
Появление многих журналистик Новая журналистика, расследовательская, альтернативная журналистика (McQuail D. Theory of Mass Communication) Брендовая журналистика (Batmaz V. The New Journalism in the Form of PR: Brand Journalism in the Age of Information Globalization ) Блоговая, гражданская журналистика Релевантное понятие (Mancini, P. Media Fragmentation, Party System, and Democracy // International Journal of Press/Politics N 18).
Отсутствие однозначных понятий в сфере массовой информации
Как эффективно исследовать сущность самой журналистики в системе социально- политических отношений?
каковы границы существования журналистики в информационном пространстве? какими профессиональными навыками и качествами призван обладать человек, называющий себя журналистом?
На первом плане: деятельностный подход, в рамках повседневной реализации в СМИ. Профессия как способ познания и отражения окружающей действительности. На втором плане: восприятие журналистики как формы общественного сознания и как совокупность научных знаний и учебных дисциплин.
Смысл журналистики определяется не наличием технологий или специальной техники, используемой редакциями, но качеством транслируемой информации, способной аккумулировать различные интересы и делающей ее близкой восприятию массовой аудитории Kovach B. & Rosenstiel T. The Elements of Journalism: What Newspeople Should Know and the Public Should Expect. N.Y.: Three Rivers Press, P. 11.
правдивость в сборе и передаче информации, свобода высказываний, честность в методах сбора информации, уважение к источникам информации, авторскому праву и цитируемому тексту, необходимость противостоять любому нажиму со стороны и т.д. Критерии:
род деятельности, актуализирующий социальные явления и на основе этого формирующий приоритеты общественного сознания и поведения. система социально-ориентированных духовных ценностей Журналистика: транслирование не просто социальной информации, но нацеленность на выполнение основного предназначения – социальной ориентации аудитории.
проблемная или конфликтная информация автор журналистского текста равный участник дискурса Суть журналистской «нормы»: отстаивать не «единственно правильную» точку зрения, а давать полное представление о фактах и событиях
1)лояльность по отношению к гражданам, 2) контроль над деятельностью власти; 3) дискуссионное пространство для развития общественной критики и формирования компромисса между сторонами дискуссии Журналистская деятельность: Миссия журналистики: поддержание интереса аудитории к политической жизни, без чего гражданские ориентиры общества не могут реализоваться.
PR и реклама не отвечают в достаточной мере приведенным требованиям: им не свойственны общественно- контролирующая функция и инициирование непредвзятой полемики.
всестороннее представление о проблеме. Позиционирование базовых субъектов действия: властных институтов как несущих ответственность за ее решение и граждан как равноправных участников социально-политического процесса. Социальное предназначение журналистики: Движение к объективному восприятию окружающего мира citizen public of democracy
Отмеченные требования к журналистике выводят за ее рамки информационной манипуляции. П рисущ СМИ в автократических государствах, с единой повесткой дня для всей духовной культуры. Г оворить о журналистике в этих условиях можно только в ограниченных пределах. С пецифическая роль самих сотрудников редакций, призванных решать в первую очередь политические задачи дня в узких интересах (правящей власти). Манипулятивный подход:
Ж. это творчески ориентированная профессия, предполагающая распространение достоверной социально значимой информации, создаваемой посредством проблемно-аналитического восприятия действительности. Реализация состоится с учетом мнений всех сторон, участвующих в информационном процессе, в том числе и в различных формах организационно- массовой работы редакций. Авторская самореализация исключает по отношению к себе открытое политическое (со стороны власти) или коммерческое давление, приводящее к манипулятивному воздействию информации на общество.
Роль СМИ в условиях развития автократии комплексная. Запрос власти на создание информационной повестки дня. Существование СМИ определяется идейно-политическими установками, сформированными правящей властью
СМИ встроены в «вертикальную» систему реализации власти, занимая подчиненное положение по отношению к другим политическим субъектам, и приобретает форму инструмента по реализации пропагандистских, агитационных, релаксационных функций.
1. Ярко выраженная автократическая традиция, при отсутствии гражданских институтов. 2. Отсутствие у широких слоев населения реальных прав и свобод вели к подавлению индивидуального (личностного) мироощущения 3. Общество, вынужденное постоянно сотрудничать с государством Политические приоритеты в России 4. Отсутствие общественных форм самореализации,
Автократический характер СМИ Ведущий тип – государственные СМИ Наличие предварительной цензуры Назначение редакторов правящей властью Агитация и пропаганда Упрощенное восприятие действительности Существование моноидеологии и унификация общественной жизни.
Возможна ли реализация журналистики
Благодарю за внимание! Стровский Дмитрий Леонидович, профессор департамента «факультет журналистики» Урал. фед. университета