Разработка программы развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования Ростова Лариса Константиновна, зам. дир. по УВР ФМЛ 366, тьютор введения ФГОС
ФГОС Требования к результатам освоения Требования к условиям реализации Требования к структуре основной образовательной программы
Локальный нормативный документ, описывающий содержание образования и механизм реализации требований ФГОС ООО в ОУ Разрабатывается ОУ самостоятельно в соответствии с федеральными государственными Образовательными стандартами с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (ст.12, п.7) Обеспечивает реализацию ФГОС с учетом типа и вида ОУ, запросов участников образовательного процесса в соответствии с которым осуществляется организация образовательного, производственного, управленческого процессов в ОУ Основная образовательная программа основного общего образования - ООП ООО
Планируемые результаты Учебный план Система оценки Пояснительная записка Система условий реализации ООП 1. Ц е л е в о й р а з д е л 2. Содержа тельный раздел 3. О р г а н и з а ц и о н н ы й р а з д е л Формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни Программа развития УУД Программа воспитания и социализации Программы отдельных учебных предметов (курсов) Формирование и развитие ИКТ - компетентности Социализация, профессиональная ориентация Учебно-исследовательская и проектная деятельность Программа коррекционной работы Духовно- нравственное развитие и воспитание Структура ООП ООО
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УУД СОХРАНИТЬ ЕДИНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СТРАНЫ ОБЕСПЕЧИТЬ САМОБЫТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СОХРАНИТЬ ЕДИНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ ОБЕСПЕЧИТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
В соответствии с требованиями ФГОС ООО Программа развития УУД Обязательная часть (требования Стандарта и примерной программы) 70% Выполняется при разработке каждого раздела ООП Обеспечивает различные запросы обучающихся (в том числе этнокультурные) Часть, формируемая участниками образовательного процесса 30%
Инвариантные: ФГОС ООО Примерная ООП ООО Вариативные: программа развития ОУ, устав, типовое положение об ОУ, концептуальные положения завершенных предметных линий (систем учебников), учебный план, план воспитательной работы, региональные (муниципальные) программы развития) При разработке программы используются следующие документы:
Примерная ООП начального образования Умение учиться Полноценное освоение школьниками компонентов учебной деятельности : Познавательные и учебные мотивы ; Познавательные и учебные мотивы ; Учебная цель ; Учебная цель ; Учебная задача ; Учебная задача ; Учебные действия и операции ( ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка ) Учебные действия и операции ( ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка ) Примерная ООП основного образования Умение учиться в общении со сверстниками Полноценное освоение школьниками компонентов учебной деятельности : Познавательные и учебные мотивы ; Познавательные и учебные мотивы ; Учебная цель ; Учебная цель ; Учебная задача ; Учебная задача ; Учебные действия и операции ( ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка ) Учебные действия и операции ( ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка ) Понятие УУД
1. цели и задачи программы ; 2. описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий и их связи с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью ; 3. типовые задачи применения универсальных учебных действий ; 4. описание особенностей реализации основных направлений учебно - исследовательской и проектной деятельности обучающихся ; 5. описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ - компетенций ; 6. перечень и описание основных элементов ИКТ - компетенций и инструментов их использования ; 7. планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования ИКТ, подготовки индивидуального проекта ; 8. виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей ; 9. описание условий, обеспечивающих развитие обучающихся, в том числе информационно - методического обеспечения, подготовки кадров ; 10. систему оценки деятельности образовательного учреждения по формированию и развитию универсальных учебных действий у обучающихся ; 11. методику и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий. Программа развития УУД должна содержать: (ФГОС ООО)
1) Цели и задачи программы развития УУД (Стандарт стр.29-30, Примерная ООП ООО стр , Примерная ООП ООО «Школа 2100» стр.70-71) 2) Описание понятий, функций, состава и характеристик УУД и их связи с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью, а также места отдельных компонентов УУД в структуре образовательного процесса (Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли / А.Г.Асмолов и др., раздел I, Примерная ООП ООО «Школа 2100» стр ) Программа развития УУД
3) Типовые задачи применения УУД (Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли / А.Г.Асмолов и др., раздел II, Примерная ООП ООО «Школа 2100» стр , Примерная ООП ООО стр ) 4) Описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений (Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли / А.Г.Асмолов и др., стр , Примерная ООП ООО стр , УМК) Программа развития УУД
5) Описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ- компетенций; 6) Перечень и описание основных элементов, ИКТ-компетенций и инструментов их использования (Примерная ООП ООО «Школа 2100» стр , концепции программ по информатике и ИКТ); 7) Планируемые результаты формирования и развития компетентностей обучающихся в области использования ИКТ, подготовки индивидуального проекта, выполняемого в процессе обучения в рамках одного предмета или на межпредметной основе (модель кометентностей в региональной программе курса «Основы проектной деятельности»); Программа развития УУД
8) Описание условий, обеспечивающих развитие УУД у обучающихся, в том числе информационно- методического обеспечения, подготовки кадров (Примерная ООП ООО стр , раздел «Система условий реализации ООП»); 9) Виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей (Описывается модель партнерства); 10) Система оценки деятельности ОУ по формированию и развитию УУД у обучающихся; 11) Методика и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися УУД (Могут быть прописаны в разделе «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО») Программа развития УУД
1. Этап разработки сентябрь 2013 г. – август 2014 г.: сбор информации; анализ ситуации; определение проблем для решения; выбор идей, подходов для решения задач, их формулировка; разработка системы действий, технологий; разработка диагностических методик и оценочных процедур. Этапы и логика управленческих и педагогических действий по выполнению программы Этапы и логика управленческих и педагогических действий по выполнению программы
2. Этап реализации сентябрь 2014 – май 2019 (ежегодно): планирование работы по очерченным проблемам; осуществление мониторинга формирования и развития; анализ содержания работы; проверка результатов, их коррекция; оценка результатов; подведение итогов. 3. Этап обобщения и подведения итогов реализации программы учебный год: анализ статистических данных; обобщение результатов мониторинга; анализ эффективности методик и технологий формирования, оценки и диагностики; обсуждение эффективности на итоговой педагогической конференции; публикации в СМИ. Этапы и логика управленческих и педагогических действий по выполнению программы Этапы и логика управленческих и педагогических действий по выполнению программы
Базовые образовательные технологии технологии Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Проблемное обучение ( обучение на основе учебных ситуаций ) Проектная деятельность ( триада : замысел – реализация – продукт ) Исследовательская деятельность Информационно - коммуникационные технологии
Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель. К. Д. Ушинский
Литература (основная) 1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. М.: Просвещение, Безрукова В. Достоинства и недостатки современного урока.//Директор Ермолаева Е.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: учебно-методическое пособие. СПб.: КАРО, Калинина М.П. Универсальные учебные действия школьников. Методическое пособие. СПб.: Изд-во ООО «Архей» 5. Кваша Б.Ф. Урок как основная форма организации образовательного процесса: учебно-методическое пособие. СПб.: АКМЕ - ЦЕНТР юридической академии СПб, с. 6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1-ая. М: Изд-во «Учитель», с. 7. Международная школа качества: сборник научных, методических и практических трудов./Под ред. Л.К. Ростовой. – Выпуск 1. – СПб: МР НОЦ УК «Канон», с. 8. Панасюк В.П., Калинина М.П.Оценка качества образовательных программ в системе обеспечения качества школьного образования. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Международный институт независимых педагогических исследований. М – СПб., с. 9. Панов В.И. От развивающего обучения к развивающей образовательной среде // Инновации в российском образовании. М., с. 10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от г Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. 11. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. М.: Просвещение, с. 12. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. ФГОС. Образоват. Система «Школа 2100»/Под ред. Д.И. Фельдштейна.М.: Баласс, Селевко Г.К.Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, с. 14. Тарасов С.В. Образовательная среда и развитие школьника. СПб.: Ленинградский областной институт развития образования, – Татарченкова С.С. Урок для учителя: учебно-методическое и практико-ориентированное пособие. СПб.: СПб университет педагогического мастерства, 2002, 129 с. 16. Щуркова Н.Е. Культура современного урока. М.: Педагогическое общество России, с. 17. Ясвин В.А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды // Дополнительное образование С.3-14.