Разработка программы развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования Ростова Лариса Константиновна, зам. дир. по УВР ФМЛ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентацию подготовила Бурдельная Юлия Анатольевна, зав.кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н. 1.
Advertisements

Проектирование программы развития УУД Заместитель директора Мирзаянова Надежда Борисовна МБОУ « Очерская СОШ 3»
Технология разработки программы развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования.
Общие подходы к проектированию ООП Семинар директоров ОУ города Чебоксары 18 апреля 2012 года.
ФГОС второго поколения основного общего образования Совещание при зам. директора по УВР г.
Основная образовательная программа основного общего образования Л.И. Воронцова, зав. отделом сопровождения профессионального образования ОГБОУ ДПО «Костромской.
1 1 Федеральные государственные образовательные стандарты Приказ Минобрнауки России от «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Основная образовательная программа основного общего образования.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Разработка основной образовательной программы основного общего образования.
Основные образовательные программы основного Основные образовательные программы основного общего образования.
Основные подходы к проектированию основной образовательной программы образовательного учреждения ОСНОВНАЯ ШКОЛА 09 февраля 2012 г.
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 10 – 12 марта 2010 года.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ три группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕ.
Обеспечение введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Кинельского образовательного.
Федеральные государственные образовательные стандарты. Основная образовательная программа школы.
Изменение требований по разработке основной образовательной программы НОО Изменение требований по разработке основной образовательной программы НОО в соответствии.
Вьюгина Наталья Александровна, старший методист ГЦРО 2013 г.
ФГОС НОО Примерная основная образовательная программа начального общего образования Основная образовательная программа образовательного учреждения Федеральный.
Транксрипт:

Разработка программы развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования Ростова Лариса Константиновна, зам. дир. по УВР ФМЛ 366, тьютор введения ФГОС

ФГОС Требования к результатам освоения Требования к условиям реализации Требования к структуре основной образовательной программы

Локальный нормативный документ, описывающий содержание образования и механизм реализации требований ФГОС ООО в ОУ Разрабатывается ОУ самостоятельно в соответствии с федеральными государственными Образовательными стандартами с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (ст.12, п.7) Обеспечивает реализацию ФГОС с учетом типа и вида ОУ, запросов участников образовательного процесса в соответствии с которым осуществляется организация образовательного, производственного, управленческого процессов в ОУ Основная образовательная программа основного общего образования - ООП ООО

Планируемые результаты Учебный план Система оценки Пояснительная записка Система условий реализации ООП 1. Ц е л е в о й р а з д е л 2. Содержа тельный раздел 3. О р г а н и з а ц и о н н ы й р а з д е л Формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни Программа развития УУД Программа воспитания и социализации Программы отдельных учебных предметов (курсов) Формирование и развитие ИКТ - компетентности Социализация, профессиональная ориентация Учебно-исследовательская и проектная деятельность Программа коррекционной работы Духовно- нравственное развитие и воспитание Структура ООП ООО

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УУД СОХРАНИТЬ ЕДИНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СТРАНЫ ОБЕСПЕЧИТЬ САМОБЫТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СОХРАНИТЬ ЕДИНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ ОБЕСПЕЧИТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

В соответствии с требованиями ФГОС ООО Программа развития УУД Обязательная часть (требования Стандарта и примерной программы) 70% Выполняется при разработке каждого раздела ООП Обеспечивает различные запросы обучающихся (в том числе этнокультурные) Часть, формируемая участниками образовательного процесса 30%

Инвариантные: ФГОС ООО Примерная ООП ООО Вариативные: программа развития ОУ, устав, типовое положение об ОУ, концептуальные положения завершенных предметных линий (систем учебников), учебный план, план воспитательной работы, региональные (муниципальные) программы развития) При разработке программы используются следующие документы:

Примерная ООП начального образования Умение учиться Полноценное освоение школьниками компонентов учебной деятельности : Познавательные и учебные мотивы ; Познавательные и учебные мотивы ; Учебная цель ; Учебная цель ; Учебная задача ; Учебная задача ; Учебные действия и операции ( ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка ) Учебные действия и операции ( ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка ) Примерная ООП основного образования Умение учиться в общении со сверстниками Полноценное освоение школьниками компонентов учебной деятельности : Познавательные и учебные мотивы ; Познавательные и учебные мотивы ; Учебная цель ; Учебная цель ; Учебная задача ; Учебная задача ; Учебные действия и операции ( ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка ) Учебные действия и операции ( ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка ) Понятие УУД

1. цели и задачи программы ; 2. описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий и их связи с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью ; 3. типовые задачи применения универсальных учебных действий ; 4. описание особенностей реализации основных направлений учебно - исследовательской и проектной деятельности обучающихся ; 5. описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ - компетенций ; 6. перечень и описание основных элементов ИКТ - компетенций и инструментов их использования ; 7. планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования ИКТ, подготовки индивидуального проекта ; 8. виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей ; 9. описание условий, обеспечивающих развитие обучающихся, в том числе информационно - методического обеспечения, подготовки кадров ; 10. систему оценки деятельности образовательного учреждения по формированию и развитию универсальных учебных действий у обучающихся ; 11. методику и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий. Программа развития УУД должна содержать: (ФГОС ООО)

1) Цели и задачи программы развития УУД (Стандарт стр.29-30, Примерная ООП ООО стр , Примерная ООП ООО «Школа 2100» стр.70-71) 2) Описание понятий, функций, состава и характеристик УУД и их связи с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью, а также места отдельных компонентов УУД в структуре образовательного процесса (Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли / А.Г.Асмолов и др., раздел I, Примерная ООП ООО «Школа 2100» стр ) Программа развития УУД

3) Типовые задачи применения УУД (Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли / А.Г.Асмолов и др., раздел II, Примерная ООП ООО «Школа 2100» стр , Примерная ООП ООО стр ) 4) Описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений (Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли / А.Г.Асмолов и др., стр , Примерная ООП ООО стр , УМК) Программа развития УУД

5) Описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ- компетенций; 6) Перечень и описание основных элементов, ИКТ-компетенций и инструментов их использования (Примерная ООП ООО «Школа 2100» стр , концепции программ по информатике и ИКТ); 7) Планируемые результаты формирования и развития компетентностей обучающихся в области использования ИКТ, подготовки индивидуального проекта, выполняемого в процессе обучения в рамках одного предмета или на межпредметной основе (модель кометентностей в региональной программе курса «Основы проектной деятельности»); Программа развития УУД

8) Описание условий, обеспечивающих развитие УУД у обучающихся, в том числе информационно- методического обеспечения, подготовки кадров (Примерная ООП ООО стр , раздел «Система условий реализации ООП»); 9) Виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей (Описывается модель партнерства); 10) Система оценки деятельности ОУ по формированию и развитию УУД у обучающихся; 11) Методика и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися УУД (Могут быть прописаны в разделе «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО») Программа развития УУД

1. Этап разработки сентябрь 2013 г. – август 2014 г.: сбор информации; анализ ситуации; определение проблем для решения; выбор идей, подходов для решения задач, их формулировка; разработка системы действий, технологий; разработка диагностических методик и оценочных процедур. Этапы и логика управленческих и педагогических действий по выполнению программы Этапы и логика управленческих и педагогических действий по выполнению программы

2. Этап реализации сентябрь 2014 – май 2019 (ежегодно): планирование работы по очерченным проблемам; осуществление мониторинга формирования и развития; анализ содержания работы; проверка результатов, их коррекция; оценка результатов; подведение итогов. 3. Этап обобщения и подведения итогов реализации программы учебный год: анализ статистических данных; обобщение результатов мониторинга; анализ эффективности методик и технологий формирования, оценки и диагностики; обсуждение эффективности на итоговой педагогической конференции; публикации в СМИ. Этапы и логика управленческих и педагогических действий по выполнению программы Этапы и логика управленческих и педагогических действий по выполнению программы

Базовые образовательные технологии технологии Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Проблемное обучение ( обучение на основе учебных ситуаций ) Проектная деятельность ( триада : замысел – реализация – продукт ) Исследовательская деятельность Информационно - коммуникационные технологии

Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель. К. Д. Ушинский

Литература (основная) 1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. М.: Просвещение, Безрукова В. Достоинства и недостатки современного урока.//Директор Ермолаева Е.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: учебно-методическое пособие. СПб.: КАРО, Калинина М.П. Универсальные учебные действия школьников. Методическое пособие. СПб.: Изд-во ООО «Архей» 5. Кваша Б.Ф. Урок как основная форма организации образовательного процесса: учебно-методическое пособие. СПб.: АКМЕ - ЦЕНТР юридической академии СПб, с. 6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1-ая. М: Изд-во «Учитель», с. 7. Международная школа качества: сборник научных, методических и практических трудов./Под ред. Л.К. Ростовой. – Выпуск 1. – СПб: МР НОЦ УК «Канон», с. 8. Панасюк В.П., Калинина М.П.Оценка качества образовательных программ в системе обеспечения качества школьного образования. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Международный институт независимых педагогических исследований. М – СПб., с. 9. Панов В.И. От развивающего обучения к развивающей образовательной среде // Инновации в российском образовании. М., с. 10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от г Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. 11. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. М.: Просвещение, с. 12. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. ФГОС. Образоват. Система «Школа 2100»/Под ред. Д.И. Фельдштейна.М.: Баласс, Селевко Г.К.Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, с. 14. Тарасов С.В. Образовательная среда и развитие школьника. СПб.: Ленинградский областной институт развития образования, – Татарченкова С.С. Урок для учителя: учебно-методическое и практико-ориентированное пособие. СПб.: СПб университет педагогического мастерства, 2002, 129 с. 16. Щуркова Н.Е. Культура современного урока. М.: Педагогическое общество России, с. 17. Ясвин В.А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды // Дополнительное образование С.3-14.