Библиотечное пространство: от публичного к общественному С.Г. Матлина, ответственный редактор журнала «Библиотечное дело»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обновление работы школьной библиотеки в современных условиях. Зверева И.Н. – директор МБОУ «Нежнурская СОШ» Килемарского района Республики Марий Эл.
Advertisements

ОБУЧАЮЩИЙСЯ ГОРОД ИРКУТСК- ОБУЧАЮЩИЙСЯ ГОРОД. Главный ресурс города – люди: человеческий ум и творческие способности.
Гражданское образование в России на современном этапе.
Библиотекарь Кириенко И.А.. Головко, С.И. Реклама – предмет увлекательный// Библиотека.– – С Матлина, С.Г. Привлекательная библиотека,
Муниципальное образовательное учреждение Панинская начальная общеобразовательная школа – центр социокультурного пространства села.
Перспективы использования ресурса дополнительного образования в современной школе Корюкина Татьяна Геннадьевна, заместитель директора.
Методист РМК управления образования Котова Е.В. 29 марта 2013 г.
ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ Для бакалавриата Оришев Александр Борисович (д.и.н,. Доцент) Должность преподавателя, научные степень и звания Контакты ( ,
Проект развития библиотеки МБОУ Лицей 130 на 2010 – 2014 гг. Козырева Наталья Владимировна Зав.библиотекой МБОУ Лицей 130.
Программа развития воспитания в системе образования России в годах Цель программы- обеспечение необходимых научно-методических, организационных,
Педагогический совет «Роль ЦДТ в развитии социокультурного пространства района» г. Барышникова Надежда Ивановна, заместитель директора по УВР.
Областная библиотека для детей и юношества Областной семинар «Современные тенденции организации информационного пространства детских библиотек» Информационное.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного.
Конкурс школьных библиотек Информационная культура школьника.
НБ ПГПИ – партнер павлодарских школ В. Суворова
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы» часть 1 Новая цель образования С.Н.Махновец, февраль-март.
Публичная библиотека сегодня: наши ожидания и наши действия Ольга Степина, Директор Архангельской областной научной библиотеки им. Н. А. Добролюбова.
Управление культуры Администрации города Екатеринбурга Концепция модернизации Программа развития Концепция модернизации художественного образования в системе.
Дипломная работа Современные модели библиотечного обслуживания: перспективы внедрения Выполнила: Василькова Е.А. Научный руководитель: Гридякина Е.С.
Транксрипт:

Библиотечное пространство: от публичного к общественному С.Г. Матлина, ответственный редактор журнала «Библиотечное дело»

«Слово неисчерпаемо богато. Оно бесконечно богаче понятия». (А.Ф.Лосев)

Хаотичное использование понятийного аппарата библиотековедения. Уходить от механического заимствования понятий из сопредельных сфер знания. Осмысливать их реальное содержание, возможности профессиональной интерпретации, непосредственно влияя на практику публичных библиотек(ПБ) Теория библиотечного пространства. Её потенциал как инструмента развития современной публичной библиотеки(ПБ)

Что понимать под концептом «публичное пространство»? Х.Арендт об основаниях теории публичного пространства, его отличиях от интимного, частного, уникального. Одна из особенностей ПБ как социокультурного института, - сопрягать публичное и частное, не замещая одно другим.. Отстаивать право пользователя на самостоятельный выбор поведенческих моделей в конкретных библиотечных ситуациях. Коммуникации-ключевое слово в современной теории пространства. «Информационная концепция библиотеки в настоящее время сменяется на коммуникативную парадигму её развития»(Д.К.Равинский). Не противопоставляя, соединять информационные и коммуникационные элементы библиотечной деятельности.

Публика - устойчивая общность. Её отличает то, что «коммуникация как необходимый элемент всякой общности из средства превращается в цель» (Н.А.Хренов) Меняются стереотипы профессионального сознания: Иные подходы к расстановке книжных и других ресурсов: Вместо нацеленности на навигацию - поиск стимулов для самостоятельного выбора пользователем приемлемых форм использования ресурсов( банкеток, стула и стола, лежа/сидя на полу, с наушниками, за чашкой кофе и т.п.) Освоение новых практик обслуживания, ориентированных на прямой диалог, обратную связь с пользователями (библионочи, лектории типа «прямая речь», сториттелинг, дискуссии, виртуальная справка, вики- технологии, блоги с комментами и др.) Выход за стены ПБ: на прибиблиотечную территорию, площадки во дворах, библио-трамваи и троллейбусы, библиобусы и др. мобильные формы.

Внешние признаки «публичности» традиционного публичного библиотечного пространства : открытость, доступность - прозрачность(в том числе буквальная), устойчивость, дифференциация публики по разным признакам, облегчающая коммуникацию, свободный доступ к ресурсам библиотеки. Он ориентирован на свободу самостоятельного выбора посетителем сценария использования библиотечного пространства, и соответственно, на свободу творчества-интеллектуального, художественного, игрового etc. (в России пока это отдельные примеры: РГБМ, «Тургеневка») Это – еще не диалог, но предпосылки для диалога с публикой.

Визуальная и семантическая закрытость библиотечного пространства: решетки на окнах, фигура охранника в библиотеках мегаполисов, номерное обозначение, малозаметные вывески и пр. Слабый охват различных категорий населения, прежде всего молодежи и людей среднего возраста. Неразвитость профессиональных коммуникаций(включая социальное партнёрство, СМИ, межбиблиотечные коммуникации). Низкий уровень комфортности обслуживания. Предпосылки наличествуют, но диалог отсутствует.

Эрозия концептов «публика» и «публичное пространство» Публичное пространство - «то место, где удобно вести беседу и обмениваться аргументами. Всё прочее – это пространство какое угодно, но только не публичное… Поэтому интернет-форум - это почти всегда тоже непубличное» (В.А. Куренной). Это «не просто места массовых сборищ, даже не система массовых коммуникаций, а особая сфера общественной жизни человека – публичной жизни, которую следует отличать от его приватной (частной) жизни» (В.М.Межуев) Оба исследователя, не сговариваясь, уподобляют современное публичное пространство рынку, восточному базару. В то время как его сущность –ДИАЛОГ нивелируется.

Насколько публично библиотечное медиапространство ? (опасности и риски) Его противоречивый характер :свобода самовыражения, мобильность, отсутствие цензуры и пр. с одной стороны. Но… спонтанность, непредсказуемость, нарциссизм, информационный шум, хаос. Антитеза упорядоченности традиционного библиотечного пространства Псевдоравенство участников, слом авторитетов и репутаций – и как следствие: уход от ориентации ПБ на просвещенские идеалы. Снижение уровня речевой культуры. Обесценение слова или исчерпанность мысли? Сведение к минимуму аналитического, оценочного характера коммуникаций.

Беспамятный характер цифровых коммуникаций- антитеза корневой функции ПБ, хранителя культурной памяти. Деперсонализация коммуникаций( псевдонимы- «ники», «размытый» образ виртуального собеседника. «симуляция реальности») Обеспечивать взаимодополняемость и взаимозаменяемость обоих сегментов публичного библиотечного пространства, уходя от культа той или иной его части. Продумать механизмы, позволяющие минимизировать риски и напряжения между ними. В том числе, за счет анализа типизированных моделей поведения читателей и библиотекарей в разных ситуациях обслуживания. Где выход? «Распахивать» перед публикой традиционно замкнутое физическое пространство

Возможен ли переход от публичного (пока недо- публичного) пространства к общественному? Формирование публичного пространства как предтечи и основания общественного. ПБ- не только для публики, но и для широких слоёв общества Метафора И.Б.Михновой, выявляющая перспективы перехода от публичного к общественному пространству. «Библиотека- то место, куда можно прийти, чтобы спрятаться во время дождя». (Т.е. работа с населением, а не только с публикой. Слоган «Для всех и для каждого») Необходимость перманентно раздвигать границы привычных практик и жанров. Актуальность слогана «Меняться или умереть».

Размытый характер понятия «общественное пространство» в современной социологии. В идеале «Сivic space» - гражданское, общественное пространство, не просто открытое для всех слоёв и категорий, но пространство гражданского самоопределения «Чтобы пространство стало общественным, у граждан должна быть возможность влиять на его развитие» (О.Хархордин, Д.Димке) При отсутствии гражданского общества- одна из труднейших задач современности

Что же реально в современных условиях? Но как публичное,открытое пространство, (если оно таковым станет), ПБ может: способствовать социальной активности людей, разным формам их интеллектуальной самоорганизации и общественной консолидации (от помощи читательским сообществам, различным группам волонтеров, до сбора книг для тюрем, детских домов, сельских библиотек и др.); Понимание ограниченных возможностей ПБ способствовать гражданскому самоопределению, формированию демократически ориентированной личности.

Организовывать интеллектуальные площадки для открытых дискуссий и злободневных - применительно к данной местности и жителям -вопросов Создавать новые символические образы России: вместо назначенных мифологизированных героев «предъявлять» общественности людей, внесших вклад в развитие страны, города, села. Входить в местные властные структуры с целью защитить культурные ценности, в том числе, ПБ. От реанимирования теории «малых дел» – к осознанию личной ответственности за культурную жизнь местного сообщества

«Работать без надежды на успех» (М.К.Мамардашвили) Но работать!

Список основных публикаций С.Г.Матлиной по организации библиотечного пространства: 1. Глава 6. Пространство для книги и читателя/С.Г.Матлина// Привлекательная библиотека или что может реклама Изд.2-е, доп. и перераб. - М.,2000.-С.72-87; 2. «Привлечь к себе любовь пространства…»( Формирование единого профессионального коммуникативного пространства. Постановка вопроса) /С.Г.Матлина// EVA Москва. Материалы конференции 2-7 дек.2002 г.-М., С.1~2~1 - 1~2~3. 3. Распахнутое пространство: метафора-методика-артефакт культуры (Социально-культурные аспекты теории библиотечной инноватики) / С.Г.Матлина // Румянцевские чтения-2004: Инновационные технологии и разнообразие культур/ Сост.Л.Н.Тихонова.-М.:Пашков дом С Игра в формировании современного библиотечного пространства / С. Г. Матлина // Библиотечное дело - ХХI век (10). - С Этот абсолютно свободный доступ /С.Г.Матлина // Библиополе С Свободный доступ к ресурсам как новая философия библиотечной деятельности (Социо-культурные аспекты)/ С.Г.Матлина //Науч. и технические б-ки С

7.Социально–психологические и технологические основы организации фондов в школьной библиотеке: лекция 1. Виды доступности фондов. Понятия открытый фонд», «закрытый фонд». Что такое свободный доступ к фондам библиотеки./С.Г.Матлина //Библиотека в школе С «Понять пространства внутренний избыток…»/С.Г.Матлина// Библиотечное дело С Книжные выставки: обычные и необычные/С.Матлина - М.:Чистые пруды, с. (Библиотечка «Первого сентября». Сер. «Библиотека в школе». Вып Завоёвывать и преодолевать или обживать и осваивать: социокультурные аспекты формирования библиотечного пространства/С.Матлина// Библиотечное дело С Творческая личность в библиотечном пространстве /С.Матлина // Библиотечное дело С Вопросы библиопространства на страницах профессиональной печати/С.Г.Матлина // Библиотечное строительство на современном этапе : материалы ежегодного Совещания руководителей федеральных и центральных региональных библиотек (26-28 окт г.) / М-во культуры РФ, Российская нац. б-ка, Российская гос. б-ка, Президентская б-ка им. Б. Н. Ельцина ; [сост.: Н. Ф. Вербина, Н. Ю. Кузина]. – СПб., – С Публичная библиотека в эпоху префигуративной культуры: Пространство для выбора и творчества.// Библиотечное дело С.6-9

14. Воображение пространства - пространство воображения :По материалам круглого стола в Государственной Российской детской библиотеке/С.Матлина //Библиотечное дело С Территория творчества (Управленческие аспекты организации библиотечного пространства)/С.Г.Матлина // Библиотечное дело-2011: Библиотечно-информационная деятельность в условиях модернизации общества. Скворцовские чтения: Материалы шестнадцатой междунар. науч. конф. (27-28 апр г.) / МГУКИ и др. – М., – С Это многомерное понятие «пространство»/С.Матлина// :Библиотечное дело. Спец. выпуск. Библиотечные технологии (07)-С Реальность и метафизика библиотечного пространства/С.Матлина// Библиотечное дело. Спец. выпуск. Библиотечные технологии (07)-С Мобильное, реальное и виреальное…:Социо-культурные аспекты модернизации библиотечного пространства.//Библиотечное дело С И снова о пространстве// Библиотечное дело С Приближение к горизонту(меняться или умереть)С.Матлина// Библиотечное дело С Библиотечное пространство: в поисках определения(Социо-культурные аспекты)/С.Г.Матлина// Научные и технические библиотеки С.3-20.

Благодарю за внимание!