Применение стратегий и приемов технологии развития критического мышления в образовательном процессе школы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Advertisements

. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Формирование универсальных учебных действий Районный семинар учителей, работающих по УМК «Перспективная начальная школа» Можайский район МОУ СОШ пос. Гидроузел.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
ФГОС 2 поколения Программа развития универсальных учебных действий Пилюгина Н.А. Учитель начальных классов МОУ «Юркинская ООШ»
Универсальные учебные действ ия ФГОС II поколения.
УУД Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные.
Формирование универсальных учебных действий как одно из условий повышения качества образования.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Непрерывная подготовка учителя по формированию УУД учащихся на базе методической службы гимназии педсовет г.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Реализация программы развития школы «Школа социального успеха» Школа при Посольстве России в Турции Подготовила – Попова Е.И. Материалы методического совещания.
Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе Подготовила : учитель иностранного языка МБОУ ООШ 25 Трофимова С.В.
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
Универсальные учебные действия. Сущность деятельностного подхода Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «универсальные учебные.
«Организация мониторинга качества образования в 1 классе » Бондаренко Светлана Валентиновна учитель начальных классов МБОУ «Излучинская ОНШ 2»
Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Универсальные учебные действия. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Транксрипт:

Применение стратегий и приемов технологии развития критического мышления в образовательном процессе школы

Критическое мышление- это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт; это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией

Образовательные результаты умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; пользоваться различными способами интегрирования информации; задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; решать проблемы; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); брать на себя ответственность; участвовать в совместном принятии решения; выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать и работать в группе и др.

(пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации) (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации) Вызов Технологические Этапы (стадии) Рефлексия (осмысление, рождение нового знания) Рефлексия (осмысление, рождение нового знания) (получение новой информации ) (получение новой информации ) Осмысление 1 2 3

Приемы, используемые на стадии рефлексии Резюме (Я понял(а), что…). Синквейн; Шесть шляп мышления; Возврат к ключевым словам; Письмо по кругу; Различные виды дискуссий; Написание творческих работ; Исследование по отдельным вопросам.

Приемы используемые на стадии вызова «Верное или неверное утверждение» (в форме игры «крестики –нолики») «Верите ли вы, что …?» Проблемные вопросы; «Толстые и тонкие» вопросы; Рассказ-предположение по ключевым словам; Перепутанные логические цепочки; Кластеры; Таблицы

Приемы, используемые на стадии осмысления Методы активного чтения: «инсерт», «фишбоун», « понятийное колесо ». Ведение различных записей: « бортовой журнал » ; «сюжетная таблица» и др. «Зигзаг» Чтение с остановками Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

Прием «Зигзаг» Прием «Зигзаг» основан на следующем принципе: члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме. Перед тем как эксперты излагают изученный ими материал членам рабочей группы, они встречаются в экспертной группе, которая состоит из членов различных рабочих групп, которым «поручены» одинаковые фрагменты. Изучив фрагмент, члены экспертной группы обсуждают и планируют эффективные способы передачи информации членам своих рабочих групп.

Приём «Зигзаг» Работа организовывается следующим образом: 3 основные группы 1 шаг: 2 шаг: 3 шаг:

Прием «Бортовой журнал» Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма (способ визуализации материала), согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы: Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста? Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом.

Понятие «УУД» В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний.

Виды универсальных учебных действий Виды УУД Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные

действия смыслообразования действия нравственно-этического оценивания действия нравственно-этического оценивания Действия самоопределения Личностные УУД

Три вида личностных действий: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? и уметь на него отвечать; нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Личностные действия

Целеполагание Планирование Контроль Прогнозирование Коррекция Волевая саморегуляция Волевая саморегуляция Оценка

Познавательные УУД общеучебные, включая специально-предметные действия общеучебные, включая специально-предметные действия логические, включая знаково-символические действия логические, включая знаково-символические действия постановка и решение проблем постановка и решение проблем

Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение ; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Познавательные универсальные действия

Логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез составление целого из частей, в том числе и самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно - следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Познавательные универсальные действия

Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Постановка вопросов Построение речевых высказываний Построение речевых высказываний Лидерство и согласование действий с партнером Лидерство и согласование действий с партнером

К коммуникативным действиям относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка. Коммуникативные учебные действия

Фантастическая добавка Привлекательная цель Удивляй! Отсроченная отгадка Практичность теории Если бы … Метод вживания Свои примеры Идеальный опрос Особое задание Резюме Творчество работает на будущее Дай себе помочь Эссе Синквейн Свободное письмо Роль «Психолог» Приемы для формирования личностных УУД

Игра в случайность Перепутанные логические цепочки Инструкции Светофор Лови ошибку! Лист решения проблем Двухчастный дневник Дерево предсказаний Лабораторный журнал Опорный конспект Верите ли вы, что … Фишбоун (скелет рыбы) Лучшая шпаргалка Листы самоконтроля, листы самооценки Идеальный опрос Шесть шляп критического мышления Самоанализ Приемы для формирования регулятивных УУД

Ассоциации Да-нетка Дискуссия Мозговой штурм Чтение с остановками Тетрадь открытий НИЛ (научно-исследовательская лаборатория) Эстафета формул Ромашка Блума Пересечение тем Кластер «Толстые» и «тонкие» вопросы Блиц-контрольная Мини-исследование Необычная обычность Опрос-итог Приемы для формирования познавательных УУД

Взаимопроверка Да-нетка Пресс-конференция Метод ключевых слов Таблица аргументов Отсроченный ответ Дискуссия «Толстые» и «тонкие» вопросы Повторение с расширением Опрос по цепочке Опрос тройкой Показательный ответ Статья в научно-популярный журнал Доклад Роль «Подводящий итоги» Приемы для формирования коммуникативных УУД

Немцова Людмила Нестеровна, учитель начальных классов Финалист муниципального этапа Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Учитель года-2013»!

Южикова Наталья Викторовна учитель биологии II место в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии (Черных Е.,8 кл., 2012 г.), III место по биологии (Казанцева М., 8 кл., 2013 г.); II место по области в конкурсе экологических проектов «Моя окружающая среда» с ученицей 9 класса Пицун Светланой; I место в городской НПК исследовательских работ учащихся в секции «Природа-окружающая среда –человек» (Радионова А., 8 кл., 2013 г.); III место в секции «Экология» (Пицун Св., 9 кл., 2014 г.).

Федорова Татьяна Васильевна учитель истории I место во Всероссийском конкурсе за методическую разработку исторического марафона «Отечественная война 1812 года»; I место в городской НПК исследовательских работ учащихся в секции «История. Право. Гражданственность» (Башлыкова Анна, 9 кл., 2012 г.); III место в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию (Нечаева Ю.,9 кл., 2013 г.), I и II места по ОРКСЭ (Богданов Д., 4 кл., Вершинина Е., Мещерякова Е.)

Смирнова Людмила Владимировна учитель начальных классов Учитель-практик, активно занимающийся исследовательской деятельностью, дающий одни из самых высоких результатов абсолютной и качественной обученности школьников по результатам школьных, городских и областных мониторингов

Продолжите высказывания 1. Мне понравилось … 2. Вызывает сомнение … 3. Я буду применять на практике …

«Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню, Вовлеки меня – и я научусь.» (Конфуций)