ПОСТМОДЕРНИЗМ (П) Термин (появился еще в 60-х гг.) описывает нов. культурную ситуацию «постсовременности».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Advertisements

Наука может быть рассмотрена как особый тип традиций, передаваемых в человеческой культуре.
Историческая наука на рубеже тысячелетий: новые проблемы и новые подходы Существует только одна история – история Человека, и это история в самом широком.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Нравственные основания научной деятельности. 2 Наука: нравственные основания Взаимодействие всех социальных институтов регулируется определенными нормативно-ценностными.
Периодизация истории науки. Наука как социальное явление Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе.
ИНТЕГРАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ П.А. СОРОКИНА. Выдающийся социолог XX столетия Питирим Александрович Сорокин ( ) вошел в историю мировой социологии как.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 46 Теория и практика. Критерии истинности познания. Научная истина.
Социальный конструктивизм как способ интерпретации культурно - исторической психологии.
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
деятельностью школы по формированию мировоззрения И влиянием других агентов социализации, предлагающих порой альтернативные ценности формированием гуманистического.
Развитие общества. Блок С. С 4-7 Прочитайте текст и выполните задание: Безусловно, главной является гуманизирующая функция морали. Суть ее в том, что.
Методология педагогики и ее уровни.. Понятие методология педагогической науки. Термин методология в научной лексике используется в нескольких смыслах:
«Детская одаренность – история. Современные концепции одаренности»
Жанр и формат как понятия современной журналистики Видеоконспект доклада.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 5 Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.
Рациональность принятия решений в условиях неопределённости Выполнили студенты 4-го курса Макаров Денис Питерсен Джоджина Собко Эдуард.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ (ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТЬ)
Классический психоанализ. Психическое развитие есть процесс усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур.
Транксрипт:

ПОСТМОДЕРНИЗМ (П) Термин (появился еще в 60-х гг.) описывает нов. культурную ситуацию «постсовременности».

Нов. позиция по отнош-ю к культуре: 1) принципиальная неангажированность никакой идеологией, декларируемое отсутствие единой позиции, 2) делание привычного необычным за счет изъятия из привычного контекста («остранение» - В.Шкловский, от слова «странный»), 3) культура как игра (прежде всего, стилистическая игра смыслами и интерпретациями), 4) художник – не творец, а интерпретатор, он «играет» уже созданным, «проговоренность» всех смыслов и идей и др. Цитата и комментарий. 5) абсолютная исчерпанность рационализма и рац. онтологии, 6) множественность истин.

Филос-и постмодернизма в строгом смысле слова не сущ. (хотя бы потому, что представители этого культурного течения говорят о невозможности выработки новой филос-и). Ассоциируется, прежде всего, с Францией 20 в. («Парижская школа»)

Мир нельзя рационально описать и познать, существует «ГЛУБИННОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ВЕЩЕЙ» этому. «События всегда опережают теорию». За стирание границ между науками, иск-вом, религией, филос-й и т.п. Каждый читает текст (=мир) по-своему. Асистемность, вариативность, плюрализм интерпретаций и подходов. Ключевое понятие П. – деконструкция (Деррида и др.) = процесс разложения, расслоения структур, «остранение» от предмета, отказ от привычных подходов, критическое преобразование (напр., деконструкция традиционной филос-и).

Ж.-Ф.Лиотар ( )

«Состояние постмодерна».

П – это изменение правил игры в науке, лит-ре и иск-ве. «Упрощая до крайности, мы считаем постмодерном недоверие в отношении метарассказов» (т.е. недоверие к идеологиям, мировоззренческим системам и т.п.) Распадение истории на множество «историй». ЛЮБАЯ мировоззренческая система содержит в себе тоталитарный заряд, т.к. претендует на всеобщность.

Постмодернистская наука как поиск нестабильности (каждый новый аргумент – необходимость создания новых правил игры, в том числе и языковых). Именно современная наука с ее неопределенностью, неполнотой, неверифицируемостью, катастрофичностью, парадоксальностью – как раз и стала «катализатором» недоверия в метарассказы. В совр. усл-х, когда точки роста нового знания возникают на стыках наук, любые формы регламентации отторгаются.

«… В форме информационного товара, необходимого для усиления производительной мощи, знание уже является и будет важнейшей, а может быть, самой значительной ставкой в мировом соперничестве за власть».

Соврем. наука характеризуется как антимодель стабильной системы. Это открытая система, связанная с открытым обществом и открытой культурой. Воображение, новые идеи, разногласия, «облака» языковой материи, преобладание локального, «маленького» рассказа над «большим» метаповествованием признаки совр. ситуации. Целью явл. стремление к непознанному в науке. Этой целью и определяется плюрализм науч. иссл. программ, свойственный мозаичной постмодернистской науке. На 1-й план – изобретение правил новых языковых игр.

Ж.Бодрияр ( )

Характеристика ситуации П: «исчезновение социального», т.е. исчезновение универсальной среды, опосредовавшей отношение человека к культуре в прошлом (общие нормы, представления и т.п.). Если раньше культурное событие переживалось интерсубъективно (в общении), то сейчас никакого опосредования не нужно, культурное событие происходит на экране ТВ или РС и т.п. Исчезновение скрепляющих об-во норм. Атомизация об-ва и фрагментирование субъекта. Чел-к = tabula rasa, на которую масс медиа наносят любую информацию. СИМУЛЯКР (копия предмета, к-рого не было).

Ввёл понятие гиперреальность как развитие марксистского понятия надстройка. Основа гиперреальности симуляция. Единицами гиперреальности являются симулякры

Современность = эра гиперреальности, когда надстройка определяет базис, труд не производит, а социализирует, представительные органы власти никого не представляют. Современную эпоху характеризует чувство утраты реальности. Последним бастионом реальности становится смерть («смерть, пожалуй, единственное, что не имеет потребительной стоимости»). На смерти основана любая власть и экономика. Но в этом случае смерть выступает не сама по себе, а как фантазм (представление). В искусстве и науке Б. видит критическую и терапевтическую функции по возвращению реальности.

Общество самообмана

Ж.Деррида ( )

Мир м.б. рассмотрен как бесконечный текст. Сознание личности=сумма текстов, к-рая вступает во взаимодействие с др. текстами, образующими культуру. «Ничто не сущ. вне текста» (напр., традиция – это цитирование и т.п.) Т.к. текст имеет множество значений, то и мир м.б. проинтерпретирован как угодно = ДЕЦЕНТРАЦИЯ (нет центрального смысла, доминантных ценностей, абсолютной истины). Поэтому история лишена всякого смысла и направления.

Деконструкция ДЕКОНСТРУКЦИЯ – метод текстологического исследования, заключающийся в выявлении внутренней противоречивости текста, в обнаружении в нем скрытых и незамечаемых «остаточных смыслов», «следов следов», закрепленных в языке в форме неосознаваемых мыслительных стереотипов; утверждает неизбежность многосмысленности и бесконечности интерпретативного процесса.

Деконструкция Бесконечное последовательное замещение слов и предлож-й (всеобщая заменяемость, «любой другой есть любой другой»). После такой процедуры недосказанность все равно останется, но уже не наивная, а дающая простор интерпретациям «после сказанного». (Напр., начальное высказывание для деконструкции: S есть P … В конце приходим - S есть, но еще больше не есть Р. «Ни то, ни это, и то, и это» = неопределенность).

Ж.Делез ( )

« Не сон разума порождает чудовищ, но мстительная и страдающая бессонницей рациональность». «Человек представляет собой фигуру из песка между морским отливом и приливом». «В целом здравый смысл нечто пережигающее и пищеварительное, нечто агрикультурное, неотделимое от аграрных проблем и от жизни среднего класса, разные части которого, как считают, уравновешивают и регулируют друг друга ».

Претензия на создание «не-концепции» (против рационализма, панлогизма и т.п.) Жизнь=процессы дифференциации, ведущей к многообразию во всем. Ризома.

Согласно Делёзу, вся традиционная философия устроена по принципу корневища и стебля («вертикальный» образ и представление о теле), т.е. присутствует глубинное измерение смысл («копнуть поглубже»). Ризома это то, что никогда не растет вертикально. Это поверхность, только кожа, чистый эпидермический плащ без внутреннего содержания. В отличие от классической «корневой» модели, которую критиковал Делёз, ризома развивается исключительно в горизонтальном направлении. Она не дает корней. Или дает корни, но произвольно и не связано с вертикальной структурой, где наличествует корень и стебель.

Постмодернисткая наука Постмодернистская ситуация включает в свою орбиту не только худ.культуру, но и науку. Филос. осмысление достижений квантовой физики, термодинамики, информатики, теории игр, теории катастроф привело к выводу об изменении типа рациональности.

Акад. В.С. Степин предложил: 1. классическая рациональность (осн. критерии науч. позн-я таковы, что они сосредоточивают внимание исследователя исключительно на характеристиках объекта, не принимая во внимание субъекта познания). 2. неклассическая рациональность (учитывает отнесенность характеристик объекта к средствам и операциям, используемым в процессе исследования). 3. постнеклассическая рациональность (соотносит знания об объекте не только со средствами, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности).