РЕАЛИЗАЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Зверкова Анна Юрьевна, к. пед. н., к. пед. н., доцент Новосибирского государственного доцент Новосибирского государственного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Advertisements

ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Совещание с руководителями общеобразовательных учреждений 13 декабря 2010 года.
Методологические основы для формирования воспитательной системы школы.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО.
О создании базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров (Совещание 19 марта 2013 г.)
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
Актуальные вопросы проектирования образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Шляхина О.Н., ст. воспитатель МБДОУ 177.
Особенности введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
«Ключевые особенности федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО)»
Приоритетные задачи системы среднего профессионального образования области по повышению качества подготовки специалистов среднего звена Скачков Андрей.
Стратегическая цель : обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: цели и содержание Логвинова И.М.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» И В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ.
Основная образовательная программа начального и основного общего образования.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Транксрипт:

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Зверкова Анна Юрьевна, к. пед. н., к. пед. н., доцент Новосибирского государственного доцент Новосибирского государственного педагогического университета Новосибирск 2013 Зверкова Анна Юрьевна, к. пед. н., к. пед. н., доцент Новосибирского государственного доцент Новосибирского государственного педагогического университета Новосибирск 2013

Содержание Ретроспектива реформы образования с 2002 года Ретроспектива реформы образования с 2002 года Перспективы развития системы образования до 2020 года Перспективы развития системы образования до 2020 года Реализуем здоровьеориентированные технологии в Организации, участвуем в формировании культуры З и БОЖ Реализуем здоровьеориентированные технологии в Организации, участвуем в формировании культуры З и БОЖ

Реформы образования, став частью социальной политики современных государств, направлены : на обновление всех звеньев своей системы от дошкольных учреждений до университетов совершенствование содержания, методов и средств учебно - воспитательной работы улучшение подготовки и повышения квалификации педагогических кадров Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определение целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия – к мысли.

Непрерывное образование - это деятельность человека, ориентированная на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей его личности, включая формирование умения учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в общественном развитии как в масштабе страны, так и всего мира. Новая парадигма : обучение в течение всей жизни, т. е. непрерывное образование В 80- е гг. XX в. в документах международных организаций ( ЮНЕСКО, Римский клуб и др.), изучающих состояние и перспективы развития мировой системы образования, оформилась концепция непрерывного образования. Сущность концепции состоит в идее « обучающегося общества », пожизненного образования, удовлетворяющего потребность человека в непрерывном совершенствовании и самореализации.

Переход национальных систем образования на близкие или совпадающие двухуровневые программы и квалификации высшего образования ( Бакалавр / Магистр ) Повышение статуса неуниверситетского сектора высшего образования ( аналог среднего профессионального ) Тенденция к сокращению нормативного срока обучения Изменения в структуре и организации докторских программ Введение новых, преимущественно децентрализованных механизмов и процедур обеспечения качества образования Болонский процесс

Еврокомиссия рекомендует сконцентриро - вать усилия : Реформа учебного плана Реформа управления вузами Реформа системы финансирования учебных заведений Наладить сотрудничество между вузами и предпринимательски ми структурами Диверсифицировать ресурсы финансирования университетов, в том числе за счет грантов, кредитов и платного образования Лиссабонский процесс

развивать лингвистическое образование. Для этого должны быть активно задействованы ресурсы семей, частного предпринимательства и государственного сектора. Европейский совет настаивает на том, что каждому европейцу необходимо владеть двумя и более иностранными языками РАЗВИВАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ всячески поощрять развитие научной и технической культуры, в первую очередь посредством реформирования методов обучения в школах и вузах. Научно - техническое образование должно становиться более привлекательным, особенно для девушек. ПООЩРЯТЬ РАЗВИТИЕ НАУЧНОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ осуществлять дальнейшее развитие предпринимательских качеств молодежи, прививать ей творческие методы деятельности, мотивировать личную инициативу. Это первостепенная функция и задача школы. Услуги компьютерных технологий обладают здесь особыми возможностями, которые в возрастающем объеме должны быть задействованы как посредством развития методик преподава ­ ния, так и посредством организации самого процесса обучения. РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КАЧЕСТВ МОЛОДЕЖИ, ПРИВИВАТЬ ЕЙ ТВОРЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, МОТИВИРОВАТЬ ЛИЧНУЮ ИНИЦИАТИВУ

Новые требования к образованию : « Концепция трех Т»

Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г ФЗ " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта «, Изменения и поправки Опубликовано : 5 декабря 2007 г. в " РГ " - Федеральный выпуск 4535 Вступает в силу : 5 декабря 2007 г. Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г ФЗ " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта «, Изменения и поправки Опубликовано : 5 декабря 2007 г. в " РГ " - Федеральный выпуск 4535 Вступает в силу : 5 декабря 2007 г. ТРЕБОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ТРЕБОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ТРЕБОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ Концепция трех «Т», 2007 Структура ФГОС в системе непрерывного образования дошкольное образование начальное общее образование (1- 4 класс) основное общее образование (5 – 9 класс) полное общее образование (10 – 11 класс)

Федеральные государственные образовательные стандарты ( ФГОС ) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего ( полного ) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать : 1) единство образовательного пространства Российской Федерации ; 2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего ( полного ) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать : 1) единство образовательного пространства Российской Федерации ; 2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего ( полного ) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Образование как ООП на любой ступени ТРЕБОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ТРЕБОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ТРЕБОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Требования к структуре основной образовательной программы к количеству и наименованию разделов к минимальному и максимальном у количеству учебных часов за период обучения к содержанию каждого из разделов ; к соотношению частей основной общеобразоват ельной программы (80/20% для каждой ступени ); к организации внеурочной деятельности

Требования к результатам освоения основной образовательной программы в школе: Требования к результатам освоения основной образовательной программы в школе: ЛИЧНОСТНЫМ МЕТАПРЕДМЕТНЫМ ПРЕДМЕТНЫМ

Требования к условиям освоения основной образовательной программы Кадровым Финансовым Материально - техническим

Концепция трех «Т» современного образования, 2007 г. Требования к структуре основных образовательных программ Требования к результатам освоения основных образовательных программ Требования к условиям реализации основных образовательных программ Учебная дисциплина из ПОО ВПО, разработанная как проект Требования к структуре учебного проекта как модуля освоения профессиональных компетенций Требования к результатам освоения учебного проекта описываемого как компетенции разного уровня и характеристик (расшифровка дискрипторов) Требования к условиям реализации учебного проекта (соотношение аудиторной и самостоятельной работы, ресурсы ИКТ-технологий, особенности тьюторского сопровождения и т.д.)

Концепция (миссия, педагогическое кредо коллектива) Программа развития (психолого-педагогический эксперимент, деятельность экспериментальной площадки, не менее 5 лет) Целевые программы (от 3 до 5 лет, например, развития материально-технической базы или усовершенствование предметно-развивающей среды и т.д.) Краткосрочные проекты по направлению деятельности (от учебного года до трех лет) (от учебного года до трех лет) Рабочие образовательные и воспитательные программы ТРАДИЦИОННАЯ ИЕРАРХИЯ ДОКУМЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Краткосрочные проекты педагогов, реализующих ООП ООО в Организации План работы Организации на учебный год в условиях реализации трех групп требований ФГОС ООО Основная общеобразовательная программа ООО Организации Концепция, миссия, стратегия развития на учебный цикл Организации 80% времени в учебном году на ФГОС ДО 20% времени на вариативный компонент Концепция трех «Т» современного образования, 2007 г. Требования к структуре основных образовательных программ Требования к результатам освоения основных образовательных программ Требования к условиям реализации основных образовательных программ Программа утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ (Закон РФ «Об образовании», ст ). Современный документооборот Организации, реализующей ООП ООО

Формирование К З и БОЖ Рабочая программа предмета

Реестр Примерных основных общеобразовательных программ для любой ступени образования

Прогноз развития сферы образования на период до 2020 года ( из стратегии, 25 сентября 2012) Прогноз состояния сферы образования базируется как на демографических прогнозах о количестве детей школьного возраста и молодежи, на прогнозах развития экономики, рынка труда, технологий, представленных в Концепции долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации ( распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р ), так и на планируемых результатах реализации мероприятий, предусмотренных Государственной программой. В большинстве вузов наряду с образовательными программами бакалавриата и магистратуры будут реализовываться программы прикладного бакалавриата. К 2020 году все студенты будут учиться по индивидуальным учебным планам, включающим значительную долю самостоятельной работы с использованием информационных технологий. Прогноз состояния сферы образования базируется как на демографических прогнозах о количестве детей школьного возраста и молодежи, на прогнозах развития экономики, рынка труда, технологий, представленных в Концепции долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации ( распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р ), так и на планируемых результатах реализации мероприятий, предусмотренных Государственной программой. В большинстве вузов наряду с образовательными программами бакалавриата и магистратуры будут реализовываться программы прикладного бакалавриата. К 2020 году все студенты будут учиться по индивидуальным учебным планам, включающим значительную долю самостоятельной работы с использованием информационных технологий.

Наряду с этим в регионах будут развиваться два типа сетей организаций, реализующих образовательные программы СПО и получения прикладных квалификаций, а также гибкие модульные программы переподготовки и повышения квалификации. С одной стороны, будут создаваться территориально доступные многопрофильные колледжи с гибкими вариативными образовательными программами. С другой стороны, ведущие отраслевые компании будут также совместно с государством развивать сети организаций, реализующих образовательные программы прикладных квалификаций, и организации СПО в конкретных отраслях. Укрупнение вузов и организаций СПО приведет к сокращению их общего числа. Повышение качества рабочих мест и качества среднего профессионального образования, а также введение прикладного бакалавриата приведут к относительному росту доли студентов на соответствующих программах. Опережающими темпами будет развиваться предложение коротких программ повышения профессиональной квалификации и жизненных навыков на протяжении жизни. Важнейшее место в системе непрерывного образования будет занимать сертификация квалификаций, в том числе полученных путем самообразования. Наряду с этим в регионах будут развиваться два типа сетей организаций, реализующих образовательные программы СПО и получения прикладных квалификаций, а также гибкие модульные программы переподготовки и повышения квалификации. С одной стороны, будут создаваться территориально доступные многопрофильные колледжи с гибкими вариативными образовательными программами. С другой стороны, ведущие отраслевые компании будут также совместно с государством развивать сети организаций, реализующих образовательные программы прикладных квалификаций, и организации СПО в конкретных отраслях. Укрупнение вузов и организаций СПО приведет к сокращению их общего числа. Повышение качества рабочих мест и качества среднего профессионального образования, а также введение прикладного бакалавриата приведут к относительному росту доли студентов на соответствующих программах. Опережающими темпами будет развиваться предложение коротких программ повышения профессиональной квалификации и жизненных навыков на протяжении жизни. Важнейшее место в системе непрерывного образования будет занимать сертификация квалификаций, в том числе полученных путем самообразования.

Общее, дошкольное и дополнительное образование Определяющее влияние на развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей окажут четыре внешних тенденции. Во - первых Во - первых, при относительной стабильности численности дошкольников будет расти численность детей школьного возраста. Во - вторых Во - вторых, продолжит меняться структура расселения : будут уменьшаться малонаселенные пункты и увеличиваться население городов. При этом будет увеличиваться доля детей трудовых мигрантов. В - третьих В - третьих, недостаток предложения на рынке труда будет приводить к большей конкуренции за человеческие ресурсы, в том числе - отвлекая педагогические кадры в другие сферы деятельности. В - четвертых В - четвертых, будет радикально меняться среда социализации, создавая как новые социальные, культурные, технологические возможности, так и риски для детей, семей, образовательных организаций. Определяющее влияние на развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей окажут четыре внешних тенденции. Во - первых Во - первых, при относительной стабильности численности дошкольников будет расти численность детей школьного возраста. Во - вторых Во - вторых, продолжит меняться структура расселения : будут уменьшаться малонаселенные пункты и увеличиваться население городов. При этом будет увеличиваться доля детей трудовых мигрантов. В - третьих В - третьих, недостаток предложения на рынке труда будет приводить к большей конкуренции за человеческие ресурсы, в том числе - отвлекая педагогические кадры в другие сферы деятельности. В - четвертых В - четвертых, будет радикально меняться среда социализации, создавая как новые социальные, культурные, технологические возможности, так и риски для детей, семей, образовательных организаций.

Особенностью сети организаций дошкольного образования станет то, что в нее будут включены организации разных форм собственности, будет организована государственная поддержка вариативных форм дошкольного образования, что позволит охватить дошкольным образованием всех детей дошкольного возраста и увеличить ожидаемую продолжительность образования до 13,5 лет. Организации дошкольного образования будут осуществлять также функции поддержки семей по вопросам раннего развития детей ( до 3 лет ). Особенностью сети организаций дошкольного образования станет то, что в нее будут включены организации разных форм собственности, будет организована государственная поддержка вариативных форм дошкольного образования, что позволит охватить дошкольным образованием всех детей дошкольного возраста и увеличить ожидаемую продолжительность образования до 13,5 лет. Организации дошкольного образования будут осуществлять также функции поддержки семей по вопросам раннего развития детей ( до 3 лет ).

В городах школы будут включать ступени начальной, средней и старшей школы с особыми условиями обучения и воспитания для детей разных возрастов. Они будут интегрированы в единую среду социализации с организациями дополнительного образования, культуры и спорта. В городах школы будут включать ступени начальной, средней и старшей школы с особыми условиями обучения и воспитания для детей разных возрастов. Они будут интегрированы в единую среду социализации с организациями дополнительного образования, культуры и спорта.

Стратегической целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного социально ориентированного развития страны. Реализация государственной политики в данной сфере деятельности будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям : вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи ; формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи ; гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи. Стратегической целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного социально ориентированного развития страны. Реализация государственной политики в данной сфере деятельности будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям : вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи ; формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи ; гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи.

Спасибо за внимание !