ПАСПОРТ ПРАКТИКО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА « История о том, как картина в гостях у детей побывала или инструкция к проведению наискучнейшего.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине, с использованием технологии развития творческой деятельности дошкольников ТРИЗ (теория решения.
Advertisements

Обучение дошкольников рассказыванию по картине как одно из направления работы по формированию связной речи Воспитатель: Юдина Елена Викторовна.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической.
Обучение творческому рассказыванию по картинам известных художников Воспитатель МДОУ 59 Белова О.В.
Средняя группа МБДОУ ДС КВ 34 пгт. Афипский Воспитатель: Петренко Л.А.
Помогает развитию лексико-грамматических категорий; Способствует обогащению и актуализации словаря; Уточняет содержание понятий; Даёт возможность педагогу.
Презентация к педагогическому совету: «Итоги работы по выполнению образовательной программы первого полугодия 2010 – 2011 учебного года». Блок: «Коррекционно-речевой».
«Сузунский детский сад 1». Мини – музей «Курочка – Рябушечка». Продолжительность 3 месяца. Участники проекта: воспитатель, дети, родители. 1 младшая группа.
Развитие творческого и речевого потенциала дошкольников через технологию ТРИЗ-РТВ Автор работы: Жукова Екатерина Евгеньевна воспитатель МДОУ детский сад.
Монологическая речь Словарный запас Описание предметов и явлений Воспроизведение рассказов, сказок, стихов Память.
«Детское речевое творчество - как условие полноценного общения» «Детское речевое творчество - как условие полноценного общения» Обобщение опыта работы.
Игровая технология, представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.
«Формирование экологической культуры через проектно – исследовательскую деятельность» Воспитатель: Рыбыдайло Нина Александровна Конкурс Радуга презентаций.
Подготовила воспитатель Коленко О.В. Организация деятельности педагога ДОУ в процессе обучения детей рассказыванию по картине.
Дидактические игры по теме «Техника» Мастер-класс Воспитатель Тропина Ю.Н. Бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сокольского муниципального.
Экологический проект Мастерская природы Воспитатели: Чижикова Л.В. Евсеенко И.А.
Методический центр «УСПЕХ» Екатеринбург этап: Мотивация детей на новое поэтического произведение. -«Давайте порадуем родителей новой инсценировкой!»
Дидактические игры для малышей своими руками Презентация подготовлена из опыта работы воспитателя младшей группы – Семеновой Г.И.
Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания.
Технология ТРИЗ Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Составила: воспитатель Фоменко Лариса Васильевна.
Транксрипт:

ПАСПОРТ ПРАКТИКО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА « История о том, как картина в гостях у детей побывала или инструкция к проведению наискучнейшего занятия в виде увлекательного путешествия» Составили: воспитатели МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида 37 Хуртина Е.М. Сонцова А.И. Департамент социально-культурных и дошкольных образовательных учреждений администрации МО ГО «Воркута» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида 37 «Росинка» г.Воркуты

Тема : « История о том, как картина в гостях у детей побывала или инструкция к проведению наискучнейшего занятия в виде увлекательного путешествия» Руководитель проекта : Хуртина Елена Михайловна воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида 37 Сонцова Альбина Ивановна воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида 37 Участники проекта : Дети 2-й младшей группы, педагоги, родители Возраст воспитанников : 4 года

Особенности проекта : По характеру создаваемого продукта: Познавательно- речевой. По количеству создателей: парный-авторский дуэт По количеству участников: Групповой По продолжительности: Краткосрочный По профилю знаний: Межпредметный По уровню контактов и масштабам: - на уровне образовательного учреждения Цель проекта : Формирование устойчивого интереса к созданию собственного речевого продукта.

Задачи проекта : Развивать связную речь; учить внимательно, выслушивать вопрос и самостоятельно, развернуто отвечать на него. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Учить детей при составлении рассказа по сюжетной картине мысленно выделять объекты; находить взаимосвязи между ними; представлять возможные ощущения с помощью разных органов чувств; находить местоположение объектов на картине; учить детей находить и объяснять смысловое содержание картины. Воспитывать культуру речи, учить выражать своё отношение к таким качествам характера как честность, дружба, доброта, смелость. Усвоение социальных норм и правил.

Ресурсы проекта : Методическая учебная литература по данной теме, конспекты занятий, сюжетная картина «Спасаем мяч», эмблемы этапов, схемы объектов картины, игры и творческие задания для освоения алгоритмов картины Предполагаемые продукты проекта : Продукты деятельности педагогов: тематический план, конспекты занятий, игры и творческие задания для освоения алгоритмов картины. Продукты деятельности детей: - тексты сочиненных рассказов;

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Аннотация. Для образовательной системы нашей страны во все времена развитие речевых способностей детей всегда имело большое значение. В наше время всё больше детей страдает недоразвитием речи. Речь детей становится бедной, не ясной, мало понятной. А не ясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер дошкольника много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как дефектолог, логопед, психолог. В наше время развития информационной техники, развитие речи детей как никогда очень актуально. Дети умеют пользоваться этой техникой, проявить своё речевое творчество- нет. Для успешной подготовки ребёнка к школе во все без исключения программы воспитания обучения дошкольника, Рекомендованные Министерством Образования России, включено формирование умения самостоятельно составлять рассказ по сюжетным картинам. И не секрет, что данный вид работы является самым не интересным как для детей, так и для педагогов. Но ведь такой вид работы необходим! Как заинтересовать ребёнка?! Чтобы рассказы детей фактически не являлись вариантами образца рассказа воспитателя, чтобы ребёнок не терял интерес к рассказу своих сверстников данный вид работы можно проводить в виде увлекательного путешествия с применением элементов методики ТРИЗ.

Основная наша дидактическая задача не обучение составления конкретного рассказа по конкретной картине, а усвоение ребёнком обобщённых способов умственной деятельности при создании собственного речевого продукта по любой сюжетной картине. При обучении детей по традиционной методике, они уже через 1-2 дня забывают даже название картины и не помнят его смыслового значения. При планомерной работе по данной методике даже через неделю, дети способны составлять рассказ по данной картине по памяти. При этом их рассказы могут носить творческий, более оригинальный характер. Цель: Формирование устойчивого интереса дошкольника к созданию собственного речевого продукта. Задачи: Развивать связную речь; учить внимательно, выслушивать вопрос и самостоятельно, развернуто отвечать на него. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Учить детей при составлении рассказа по сюжетной картине мысленно выделять объекты; находить взаимосвязи между ними; представлять возможные ощущения с помощью разных органов чувств; находить местоположение объектов на картине; учить детей находить и объяснять смысловое содержание картины. Воспитывать культуру речи, учить выражать своё отношение к таким качествам характера как честность, дружба, доброта, смелость. Усвоение социальных норм и правил.

Участники: Дети младшего возраста (4 лет), воспитатели, родители. Материалы: Методическая литература, сюжетная картина «Спасаем мяч», эмблемы этапов, схемы объектов картины. Этапы реализации : 1 этап - Погружение в проект – определение темы и цели, создание методической базы. 2 этап- Организация деятельности- составление конспектов занятий, схем, эмблем этапов. 3 этап-осуществление деятельности- проведение занятий, игр, тренингов. 4 этап- оформление – создание речевых зарисовок по картине. 5 этап-презентация- проведение итогового занятия совместно с родителями. Основные направления работы с детьми: 1. Использование элементов ТРИЗ; 2. Инсценирование сюжета картины; 3. Самостоятельная речевая деятельность детей; 4. Развитие речи; 5. Совместная работа с родителями по внедрению данного метода- создание речевых подарков картине. 6. Совместная деятельность в виде тренингов с подгруппой детей;

Методическое сопровождение: 1. Конспекты занятий. 2. Консультационный материал для родителей. 3. Игры и творческие задания для освоения алгоритмов с картиной. Ожидаемые результаты: В результате проведенной работы, дети: Могут внимательно выслушивать вопрос и самостоятельно, развернуто отвечать на него. Составляют небольшие рассказы. Могут мысленно выделять объекты; находить взаимосвязи между ними; представлять возможные ощущения с помощью разных органов чувств; находить местоположение объектов на картине; могут находить и объяснять смысловое содержание картины. Могут выражать своё отношение к таким качествам характера как честность, дружба, доброта, смелость. Усваивают социальные нормы и правила поведения.

Алгоритм проведения тренингов: 1. Определение объектов на картине Цель: Учить детей определять объекты, изображённые на картине, и схематизировать их; Учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Смотрю на картину и называю объекты»; Активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (называние объектов и их частей). 2. Алгоритм определения состава картины: 1. Перечисли объекты, изображённые на картине. 2. Схематически изобрази их на листе бумаги. 3. Сгруппируй по какому- либо признаку. 4. Озвучь правило этого этапа: «Смотрю на картину и называю объекты». Покажи его эмблему.

3.3. Установление взаимосвязей между объектами на картине. Цель: Учить детей находить взаимосвязи объектов, изображённых на картине; Учить объяснять связи между объектами и обозначить их стрелками; Учить запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Один объект связан с другим»; Активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (называние действий и взаимодействий объектов). 4. Алгоритм установления взаимосвязей между объектами на картине: 1. Выдели два объекта на картине. 2.Объясни, почему они между собой связаны. 3. Объедини названные объекты стрелками. 4. Озвучь правило этого этапа: «Все объекты между собой связаны», «один объект связан с другим, потому что…» и т.д. Покажи эмблему этого этапа. 5. Составление загадок по картине Цель: Учить детей составлять загадки по моделям; Учить узнавать эмблему этапа и озвучивать правило:»Я смотрю на объект и могу составить загадку»; Активизация словаря дошкольников по сюжету картины (проговаривание прилагательных).

Алгоритм составления загадок: Загадки составляются из трёх сравнений одного объекта с другими. 1. Выбери предмет на картине и перечисли его особенности - признаки (цвет, форму, его части…) 2. Выбери один из вопросов, по которому ты будешь составлять загадку: - Какой предмет? Что такое же у других предметов? - Что делает? Кто или что делает также? -На что это похоже? Чем отличается? 3. Перечисли предметы, похожие на выбранный тобой. 4. Найди в них общее. 5. Составь текст загадки с помощью слов: «как», «но не». 6. Произнеси правило этого этапа: «Я смотрю на объект и могу составить загадку». Покажи эмблему этапа. 6. Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств. Цель: Учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (слух, обоняние, осязание); Учить детей находить эмблемы этапа и озвучивать правило: «Я смотрю на предмет и представляю, чем он может пахнуть, какие издаёт звуки и какой он на ощупь»; Активизировать в речи слова, характеризующие звуки, запах, тактильные ощущения.

Алгоритм мыслительных действий. 1. Посмотри на картину, «войди в неё». 2. Выбери орган чувств, который поможет тебе «путешествовать» по картине. 3. Опиши свои ощущения. 4. Произнеси правило этого этапа: «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издаёт звуки и какой он на ощупь». 5. Найди эмблемы этого этапа. 7. Определение местонахождения объектов на картине. Цель: Учить детей пространственной ориентировке на картине; Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные понятия ; Учить детей находить эмблему этапа и озвучивать правило:»У каждого объекта есть своё место на картине Алгоритм мыслительных действий. 1. Выбери предмет. Определи, где он находится на картине. 2. Опиши, как расположены другие предметы по отношению к нему: А) как это видит тот, кто рассматривает картину; Б) с позиции выбранного предмета. 3. Произнеси правило этого этапа: «У каждого объекта есть своё место на картине». 4. Найди эмблему этого этапа.

8. Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения. Цель: Упражнять детей в умении перевоплощаться в объект на картине, изменять своё настроение во времени; Учить составлять речевую зарисовку от имени какого-либо объекта на картине; Учить узнавать эмблемы этапа и озвучивать правило: « Я превращаюсь в объект на картине и у меня … характер» (определение вставляется по смыслу); Активизировать в речи слова, обозначающие свойства характера объекта. Алгоритм мыслительных действий. 1. Выбери героя на картине. 2. Определи его настроение или свойства характера. 3. «Войди» в образ героя (представь себя им). 4. Опиши, как воспринимает выбранный тобой герой то, что изображено на картине. 5. Скажи правило этого этапа: «Я превращаюсь в героя, изображённого на картине, и у меня …. характер». 6. Покажи эмблему этапа. 9. Понятие о смысловых характеристиках картины. Цель: Учить детей находить и объяснять смысловое содержание картины; Учить детей составлять речевые зарисовки по типу рассуждений; Активизировать в речи слова, обозначающие смысл сюжета картины; Учить детей узнавать эмблему этапа и озвучивать правило: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл».

Алгоритм мыслительных действий. 1. Возьми несколько лепестков «Ромашки мудрости» и прослушай текст пословиц и поговорок о них. 2. Рассмотри сюжет картины. Как связаны с ней каждая пословица или поговорка. 3.Объясни, почему та или иная пословица подходит или не подходит для названия картины. 4. Произнеси правило этого этапа: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл». 5. Найди эмблему этапа. 10. Итоговое занятие по составлению детьми творческих рассказов по картине. Цель: Закрепить знания, полученные в ходе этапов составления рассказа по картине; Мотивировать детей на составление собственного творческого рассказа по картине.

ЛИТЕРАТУРА 1. Программа по развитию творческого воображения и обучению диалектическому способу мышления с помощью элементов ТРИЗ/ Сост. И.Я. Гуткович и др.- Ульяновск, Развитие речи дошкольников: Сб. научн.тр./ Под ред. О.С. Ушаковой.- М.: Изд. АПН СССР, Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи.- Ульяновск, Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста.- 4-е изд.- М.: Просвещение, Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки.- М., Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя детского сада.- 2-е изд., испр. И доп.- М.: Просвещение, 1982.

. Встреча с гостьей Отправляемся в путешествие по картине.

Определение объектов на картине

Установление взаимосвязей между объектами на картине.

Определение местонахождения объектов на картине

Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения.

Составление детьми творческих рассказов по картине.

Собственный рассказ воспитателя

Прощание с картиной

Игры с «подзорной трубой» (с младшей группы) Цель: Обучать детей мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка по какому – либо признаку, выявление главных объектов). Содержание: Детям предъявляется картина для рассматривания, альбомный лист для имитации подзорной трубы (правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его). Детям предлагается перечислить все объекты на картине. «Кружок, в котором живет…»(с младшей группы) Цель: Обучать детей мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка по какому – либо признаку, выявление главных объектов). Содержание: Воспитатель предлагает детям назвать, кто «живет» в кружочке, обозначенном на чистом листе бумаги (50 х 30 см), и его засхематизировать. Игровое правило: в кружке должен быть только один объект. Результат: нарисованные на листе бумаги основные объекты – схемы.

«Ищу родственников»(с средней группы). Цель: Обучать детей мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка по какому – либо признаку, выявление главных объектов). Содержание: Воспитатель предлагает детям найти «родственника» конкретному объекту по принципу: природный мир – рукотворный мир; живая – неживая природа; целое – частное; по месту нахождение; по выполняемой функции. Результат: объединение объектов в группы по разным основаниям. «Кто главный?»(с средней группы). Цель: Обучать детей мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка по какому – либо признаку, выявление главных объектов). Содержание: Воспитатель предлагает из перечисленных объектов обозначить главных действующих лиц картины.

«Подбери такое же по цвету»(с младшей группы на полуактивном этапе. Средняя и старшая группы детей ищущие заданные признаки, производят сравнения составляют загадки). Цель: Учить детей в сравнении объектов по цвету, форме, материалу. Учить детей производить сравнения данных признаков. Содержание: Воспитатель предлагает детям назвать цвета объектов или их частей на картине и найти данный цвет в предметах окружающего мира. Затем дети составляют открытые загадки (описательные загадки через связки «Как…» или «Но не …», которые подходят под разные объекты, множественность отгадок). «Сравни по форме»(с младшей группы на полуактивном этапе. Средняя и старшая группы детей ищущие заданные признаки, производят сравнения составляют загадки ). Цель: Учить детей в сравнении объектов по цвету, форме, материалу. Учить детей производить сравнения данных признаков. Содержание: Воспитатель предлагает детям назвать форму объектов или их частей на картине и найти данную форму в предметах окружающего мира. Затем дети составляют открытые загадки (описательные загадки через связки «Как…» или «Но не …», которые подходят под разные объекты, множественность отгадок).

«Сравни по материалу»(с младшей группы на полуактивном этапе. Средняя и старшая группы детей ищущие заданные признаки, производят сравнения составляют загадки ). Цель: Учить детей в сравнении объектов по цвету, форме, материалу. Учить детей производить сравнения данных признаков. Содержание : Детям предлагается назвать материал, из которого сделан объект, изображенный на картине, и найти предметы, сделанные из такого же материала в окружающей среде. Затем дети составляют открытые загадки (описательные загадки через связки «Как…» или «Но не …»,, которые подходят под разные объекты, множественность отгадок). «Какой, что такое же у другого объекта»(с младшей группы на полуактивном этапе. Средняя и старшая группы детей ищущие заданные признаки, производят сравнения составляют загадки). Цель : Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части) и делать описание. Учить составлять загадки по моделям «Как…», «Но не…» на основе сравнения объектов по самостоятельно выбранному признаку. Содержание: Ведущий называет объект. Дети определяют признак, отвечающий на вопрос «Какой?» и перечисляют объекты, у которых названный признак явно выражен («Репейник какой? Колючий, как еж, кактус, елочка. Лохматый, как собака, шуба, медведь. Приставучий, как липучка, жвачка, смола»). Из предложенных объектов выбирается наиболее удачный вариант сравнения. Составляется текст загадки, в который входят наиболее удачные сравнения: «Колючий, как еж, лохматый, как медведь, приставучий, как смола» или «Колючий, но не еж, приставучий, но не смола».

Дети и вылавливание мяча. Девочка Таня играла в мячик и уронила в лужу, к девочке подошли мальчик Серёжа и девочка Света с куклой. Мальчик Серёжа начал помогать доставать мячик прутиком из лужи. На улице было лето, вокруг росли цветочки и ёлочки. Дети очень хотели достать мячик и его катать. Света К. Мячик. Девочка Таня играла в мячик, вместе с ней играли девочка Света и мальчик Серёжа. Ребята играли в мячик и он укатился в лужу. Таня заплакала, и Серёжа решил помочь Тане достать мячик. Он нашёл прутик и достал его из лужи. Девочка Таня очень обрадовалась. Алиса К.

«Без беды, друга не узнаешь!» Я смотрю на картину и вижу, что на ней изображён тёплый, летний денёк. На большой зелёной поляне, среди елей, травы и цветов находятся дети, две девочки и мальчик. Одна из девочек – Таня, весело играла с мячом, но он укатился от неё прямо в большую лужу. Танечка стала плакать, так как боялась, что её любимая игрушка утонет в луже. Танина сестра, Света, не знала как помочь, её пугала эта глубокая, блестящая лужа. Света попросила Серёжу достать мяч. Мальчику стало очень жаль Таню, он был добрым и смелым. Серёжа взял длинный прутик и очень аккуратно стал доставать игрушку. Мячик сопротивлялся, то и дело выскальзывал, но Серёжа не сдавался. И вот одно ловкое движение и мяч выкатился из лужи. Он был весь мокрый и скользкий. – На, Таня, мячик, не плачь. Он не утонет в луже! Дети так подружились, выручая мяч, что каждый день стали играть вместе! Воспитатель группы Игра с мячом. «Дети играли в мяч и уронили его в большую лужу. «Ой!» - испугалась девочка с куклой и присела около лужи. «А-а-а! - заплакала Танюшка,- бедный мой мяч! Он утонет, утонет в луже!» - «Не плачь, не плачь! Мяч я достану»,- успокоил Та­нечку мальчик Серёжа в полосатой рубашке. Он взял веточку и стал толкать мяч к краю лужи. Еще, еще немножко, и мяч будет спасен. Хорошие у Танюши друзья. Находчивые!» Ира П.

Травка На картине вижу Серёжу, Свету, Таню. На картине лето, растут цветочки, называются ромашками, травка, ёлочки. Девочка Света держит в руках куклу, ей жалко Таню. Таня плачет, её мячик укатился в лужу, а лужа весёлая, у неё мячик. Серёжа взял прутик и достаёт мячик. Я бы взял лопату или ведёрком попробовал достать. Влад ж.

Департамента социально-культурных и дошкольных образовательных учреждений администрации МО ГО «Воркута» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида 37 «Росинка» г.Воркуты Цикл занятий по составлению детьми творческих рассказов по сюжетной картине (Технология ТРИЗ) Воспитатели МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида 37» г. Воркуты Хуртина Е.М. Сонцова А.И г.

Занятие 1 Тема: «Определение объектов на картине» Цель: Учить детей определять объекты, изображённые на картине, и схематизировать их; Учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Смотрю на картину и называю объекты»; Активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (называние объектов и их частей). Алгоритм определения состава картины: Перечисли объекты, изображённые на картине. Схематически изобрази их на листе бумаги. Сгруппируй по какому- либо признаку Озвучь правило этого этапа: «Смотрю на картину и называю объекты». Покажи его эмблему. Педагог. К нам пришла в гости картина. Посмотрите на неё. Давайте возьмём подзорную трубу (имитация руками) и перечислим, что мы на ней видим. Посмотрим, кто самый внимательный, кто больше всех увидит и назовёт разных предметов. (Педагог по мере называния объектов обозначает их схемами.) Дети: Девочка, ещё девочка… П.: Давайте их назовём. Д.: Девочка Света, которая держит куклу, и девочка Таня, которая плачет. Мальчика зовут Серёжа. П.: Кто ещё что видит? Д.: Лужу, прутик, мяч, куклу, ёлочку, ещё ёлочку. П.: Хорошо. Много ёлочек: одна в левой, другая в правой части картины. Д.: Цветы, много разных цветов, больше всего ромашек. Небо, земля, трава…Кофта, юбка… П.: Что мы сейчас делали? Д.: Играли в игру «Кто больше назовёт предметов». П.: Вот эмблема этой игры (показ эмблемы) и её правило: «Смотрю на картину и называю предметы, изображённые на ней».

Занятие 2 Тема: «Установление взаимосвязей между объектами на картине» Цель: Учить детей находить взаимосвязи объектов, изображённых на картине; Учить объяснять связи между объектами и обозначить их стрелками; Учить запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Один объект связан с другим»; Активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (называние действий и взаимодействий объектов). Алгоритм установления взаимосвязей между объектами на картине: Выдели два объекта на картине. Объясни, почему они между собой связаны. Объедини названные объекты стрелками. Озвучь правило этого этапа: «Все объекты между собой связаны», «один объект связан с другим, потому что…» и т.д. Покажи эмблему этого этапа. Ход занятия: Педагог: Давайте поиграем в сыщиков и раскроем тайну картины: все изображённые предметы между собой связаны. Найдём эти связи. Дети: Мячик и вода в луже связаны между собой: мяч попал в лужу, лежит в ней, стал мокрым. (Ребёнок на листе бумаги с выделенными объектами рисует контрастным фломастером стрелку от мяча к воде.) - Мячик и прутик связаны, потому что прутик касается мяча и подталкивает его к краю лужи. (Проводится стрелка от прутика к мячу.) - Прутик и мальчик связаны между собой. Во-первых, мальчик держит прутик в руке; во-вторых, прутик нужен, чтобы достать мяч. Поэтому я провожу стрелку от мальчика к прутику. - Девочка Таня и девочка Света связаны между собой, так как они подружки, вместе играли. Света жалеет Таню. (Проводится стрелка от Светы к Тане.) Педагог: Что мы сейчас делали? Дети: Играли в игру «Сыщики». Искали, как предметы на картине связаны между собой. Педагог: Вот эмблема (показ 2-го этапа) и её правило: «Один предмет связан с другим, потому, что…».

Занятие 3 Тема: «Составление загадок по картине» Цель: Учить детей составлять загадки по моделям; Учить узнавать эмблему этапа и озвучивать правило: «Я смотрю на объект и могу составить загадку»; Активизация словаря дошкольников по сюжету картины (проговаривание прилагательных). Алгоритм составления загадок: Загадки составляются из трёх сравнений одного объекта с другими. Выбери предмет на картине и перечисли его особенности - признаки (цвет, форму, его части…) Выбери один из вопросов, по которому ты будешь составлять загадку: - Какой предмет? Что такое же у других предметов? - Что делает? Кто или что делает также? -На что это похоже? Чем отличается? Перечисли предметы, похожие на выбранный тобой. Найди в них общее. Составь текст загадки с помощью слов: «как», «но не». Произнеси правило этого этапа: «Я смотрю на объект и могу составить загадку». Покажи эмблему этапа. Ход занятия: Вместе с педагогом дети выбирают объект, изображённый на картине. В таблице 1 обозначаются его признаки. Затем производится подбор объектов с такими же признаками. Из ответов детей выбираются лучшие варианты сравнений и заполняются пустые графы: например: Какой предмет? Что такое же? Прутик Длинный, но не указка. Тонкий но не провод. Упругий, как смычок. Вместе с педагогом дети выбирают объект. Обозначают его действия. Подбирают объекты, которые совершают такие же действия. Из ответов детей выбираются лучшие варианты сравнений и заполняются пустые графы в таблице 2: например:

Что делает? Кто или что делает так же? Отражает, Лежит, Вредит, как зеркало. как коврик. но не старуха Шапокляк. (лужа) Вместе с педагогом дети выбирают объект. Называют другие объекты, похожие на него. Затем между ними находят различия. Из ответов детей выбираются лучшие варианты сравнений и заполняются пустые графы таблицы 3: например: На что похоже? Чем отличается? Как бабочка, Как синяя речка, Как облачко, но не порхает. но не течёт. но не на небе. (бант) Педагог стимулирует детскую речевую активность, предлагает использовать яркие, образные сравнения. Созданную загадку дети повторяют выразительно несколько раз.

Занятие 4 Тема: Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств. Цель: Учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (слух, обоняние, осязание); Учить детей находить эмблемы этапа и озвучивать правило: «Я смотрю на предмет и представляю, чем он может пахнуть, какие издаёт звуки и какой он на ощупь»; Активизировать в речи слова, характеризующие звуки, запах, тактильные ощущения. Алгоритм мыслительных действий. Посмотри на картину, «войди в неё». Выбери орган чувств, который поможет тебе «путешествовать» по картине. Опиши свои ощущения. Произнеси правило этого этапа: «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издаёт звуки и какой он на ощупь». Найди эмблемы этого этапа. Ход занятия Для эффективной работы с детьми используется приём « вхождения в картину». Педагог побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает мысленно прислушаться, вдохнуть запахи. Попробовать на вкус, притронуться рукой. Даются творческие задания. Например: - «Пришёл волшебник «Я нюхаю». (так же и другие волшебники- помощники). - «Назови предметы, которые могут издавать звук». - «Я чувствую лицом и руками…» Описание возможных ощущений, полученных с помощью органа слуха. Волшебник «Я слышу»: - «Я слышу, как мяч шлёпнулся в лужу: плюх!»; - «Я слышу, как прутик постукивает о мячик»; -«Я слышу, как Таня плачет, а мальчик её успокаивает и говорит: «Тише, Танечка, не плачь: не утонет в речке мяч»; - Я слышу, как шумит ветерок и щебечут птички»; -Я слышу, как мама зовёт Таню домой». Описание возможных ощущений, полученных через органы обоняния. Волшебник «Я нюхаю»: - «Пахнет свежестью и травой, потому что прошёл дождик»; - «Ёлочка пахнет очень приятно; чувствую запах цветов и мёда»; - «Я чувствую, как мяч пахнет резиной. Его ведь недавно купили в магазине, он новый».

Описание возможных ощущений, полученных с помощью тактильного анализатора. Волшебник «Я ощущаю лицом и руками»: - «Я чувствую на ощупь, какой мячик мокрый, скользкий и тёплый. Ведь лето, жарко и вода в луже совсем не холодная». - «Я чувствую на ощупь, что прутик твёрдый, немного шершавый и упругий»; - «Я чувствую, какая травка мягкая, шелковистая, немного сырая, особенно около лужи»; - «Я чувствую, как солнце припекает и жарко греет. Но ветерок ласкает и обдувает»; - «Я чувствую, как мяч пахнет резиной. Его ведь недавно купили в магазине, он новый».

Занятие 5 Тема: «Определение местонахождения объектов на картине». Цель: Учить детей пространственной ориентировке на картине; Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные понятия ; Учить детей находить эмблему этапа и озвучивать правило:»У каждого объекта есть своё место на картине». Алгоритм мыслительных действий. Выбери предмет. Определи, где он находится на картине. Опиши, как расположены другие предметы по отношению к нему: А) как это видит тот, кто рассматривает картину; Б) с позиции выбранного предмета. Произнеси правило этого этапа: «У каждого объекта есть своё место на картине». Найди эмблему этого этапа. Каждый объект на картине может быть описан через ориентиры двухмерного и трёхмерного пространства. Для этого необходимо активизировать соответствующий словарный запас детей, определяющий двухмерное пространство: центральная часть; левая- правая; нижняя – верхняя части картины; правый- левый; верхний – нижний углы картины. Из понятий трёхмерного пространства в словарный актив вводятся слова: ближе – дальше; впереди – сзади; около; между; за; перед; после; в глубине… Для обучения детей пространственной ориентировке на картине используется игра… Игра «Да-нет» на плоскости ( с 4-х лет). Педагог загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов, сужающих поле поиска в пространстве, устанавливают его местонахождение. Вопросы задаются таким образом, чтобы ведущий мог отвечать только «Да» или «Нет». Идёт постепенное сужение поля поиска через отсечение лишнего пространства на плоскости. Для облегчения процесса сужения поля поиска рекомендуется использовать какие- либо дополнительные ориентиры: верёвочки, палочки, мел и т.д. Например, педагогом загадана кукла в руках у девочки Светы. Вопросы детей, на которые ведущий отвечает «Да»: - Этот объект находится в левой части картины? - Этот объект находится в левой нижней части картины? - он в руках девочки?

- Это Светина кукла? Игра «Ожившая картина» Найденный объект «оживает» и находит себе место на сцене. Задача ребёнка описать объект по месту на картине, а затем указать его на сцене. Постепенно выстраивается композиционная модель картины на сцене. Сценой для моделирования композиции картины может служить ковёр. После того как ребёнок нашёл себе место на сцене, он составляет рассказ – описание своего местонахождения относительно других объектов. Смоделированная композиция картины наблюдается зрителями 5-7 секунд и поощряется аплодисментами. Пример рассказов детей: Лужа. На картине лужа. Она изображена почти в середине – центре картины. Я – лужа на опушке леса. Вокруг меня – трава. Рядом стоит мальчик, чуть подальше девочки. Ёлочки от меня стоят так далеко, что я их почти не вижу. Белый бантик Белый бантик находится в левой части картины. Я – белый бантик. Я хорошо устроился на голове светло-волосой девочки. Мы вместе с ней присели и оказались поближе к лужице, в которой я красиво отражаюсь.

Занятие 6 Тема: Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения. Цель: Упражнять детей в умении перевоплощаться в объект на картине, изменять своё настроение во времени; Учить составлять речевую зарисовку от имени какого-либо объекта на картине; Учить узнавать эмблемы этапа и озвучивать правило: « Я превращаюсь в объект на картине и у меня … характер» (определение вставляется по смыслу); Активизировать в речи слова, обозначающие свойства характера объекта. Алгоритм мыслительных действий. Выбери героя на картине. Определи его настроение или свойства характера. «Войди» в образ героя (представь себя им). Опиши, как воспринимает выбранный тобой герой то, что изображено на картине. Скажи правило этого этапа: «Я превращаюсь в героя, изображённого на картине, и у меня …. характер». Покажи эмблему этапа. Ход занятия Для составления творческих рассказов от первого лица необходимо уточнить: Возможные эмоциональные состояния и настроения героев: грустный – весёлый; спокойный – возбуждённый; сытый – голодный; здоровый – больной…; Разнообразные свойства характера: добрый – злой; трудолюбивый – ленивый; вежливый- грубый; умный – глупый…; Признаки проявления эмоциональных состояний: весёлый (улыбается, всё его радует, вызывает смех…); грустный ( вздыхает, всё его огорчает, много жалуется, плаксивый…); больной (раздражается, ворчит, требует повышенного к себе внимания, жалуется на своё здоровье…); добрый (всех любит, заботится, всем помогает, хлопочет…; Разнообразные средства интонационной выразительности речи и правила их применения: темп речи, сила голоса, тембр. Ребёнок сам выбирает объект перевоплощения. От имени выбранного героя он описывает окружение и события, изображённые на картине. Эмоциональное состояние героя подчёркивается междометиями, мимикой, жестом, другими средствами интонационной выразительности речи. При выборе объекта и эмоциональной характеристики необходимо учитывать возраст ребёнка. В старшем дошкольном возрасте следует побуждать ребёнка брать на себя роль не только объектов, но и частей объекта (глаза куклы) или места происходящего ( я полянка, на которой происходят события). От простых и обобщённых эмоциональных характеристик ( добрый – злой) осуществляется переход к нюансам настроений (встревоженный, равнодушный…)

Формы организации работы с детьми могут быть разными: Коллективные (вся группа детей сочиняет рассказ от лица одного героя); Подгрупповые (педагог даёт задания подгруппам детей по составлению рассказа с противоположными характеристиками одного и того же героя); Индивидуальные (индивидуальные задания по составлению рассказа каждому ребёнку или самостоятельно выбранные им) Примеры речевых зарисовок, составленных детьми совместно с педагогами от имени героя (объекта) картины. Грустный мяч. Я грустный мяч. У меня всегда плохое настроение. Солнце светит или дождь, лежу ли я в сторонке, или играю с детьми – всё это нерадостно. Я только вздыхаю и думаю: «Ох, какие все шумные! Почему они всё время бегают? Ох-ох-ох!». Вот опять они меня взяли. Сейчас будут бросать. Обязательно не удержат в руках, и тогда точно попаду в лужу. Так и есть! Только бы не заплакать! О-хо-хо… Лужа- воображала. Я –красавица лужа. Я такая прозрачная, голубоватая, что небо всегда на меня смотрит и завидует. И вода у меня тёпленькая и ласковая, поэтому все меня любят. Вон как травка обступила! Все хотят поближе ко мне быть. Вот и дети. Ха! Даже этот мяч- выскочка не утерпел – хотел ещё раз мною полюбоваться и искупаться. Ну ладно, смотри, смотри, не жалко. Эй, ёлочки, а вы меня видите? Как я вам? Солнышко, солнышко, ты многое повидало, скажи, что я самая красивая. Краше меня никого на свете нет. Ах, как приятно солнышко припекает! Это оно для меня старается. Ой!... ( И лужа высохла.)

Занятие 7 Тема: Понятие о смысловых характеристиках картины. Цель: Учить детей находить и объяснять смысловое содержание картины; Учить детей составлять речевые зарисовки по типу рассуждений; Активизировать в речи слова, обозначающие смысл сюжета картины; Учить детей узнавать эмблему этапа и озвучивать правило: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл». Алгоритм мыслительных действий. Возьми несколько лепестков «Ромашки мудрости» и прослушай текст пословиц и поговорок о них. Рассмотри сюжет картины. Как связаны с ней каждая пословица или поговорка. Объясни, почему та или иная пословица подходит или не подходит для названия картины. Произнеси правило этого этапа: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл». Найди эмблему этапа. Ход занятия Осмысление содержания картины детьми строится как игра «Объясни, почему так названа картина?». Организация упражнения основана на приёме «Ромашка мудрости». Воспитателем готовятся листочки бумаги в форме лепестков, на которых написаны разные пословицы и поговорки как знакомые, так и не знакомые детям. Задание: выдерни «лепесток», объясни, почему так назвали картину? (Текст пословицы читает воспитатель; рассуждения происходят вместе с детьми). «Добро век не забудется». «Жизнь дана на добрые дела». «Мир не без добрых людей». «Трудно найти, легко потерять». «Умел ошибаться, умей исправляться». «Семь раз примерь, один раз отрежь». «Поспешишь, людей насмешишь». «Не было бы счастья, да несчастье помогло». «Без беды друга не узнаешь»… Следующая игра – «Найди самое удачное название картины». Одному из детей предлагается вспомнить несколько пословиц и поговорок, выбрать одну-две самых подходящих к данной картине и объяснить, почему так можно назвать картину. В результате получается речевая зарисовка типа рассуждения. Особое внимание здесь уделяется логическим связкам текста. Стратегия работы педагога – подвести детей к принятию одних пословиц и отказу от других. В процессе такой работы в итоге формируется способность ребёнка самостоятельно объяснить выбранное название картины, представленное в виде пословицы или поговорки.

Такая стратегия работы предполагает пассивное отношение ребёнка к формулировке мудрости. Мы учим объяснять, в чём заключается человеческая мудрость той или иной картины, а не самостоятельно формулировать жизненное правило, поскольку жизненный опыт ребёнка ещё очень мал!

Занятие 8 Итоговое занятие по составлению детьми творческих рассказов по картине. Цель: Закрепить знания, полученные в ходе этапов составления рассказа по картине; Мотивировать детей на составление собственного творческого рассказа по картине. Ход занятия Накануне занятия воспитатель сообщает детям, что завтра картина, которая «гостила» две недели в группе, будет прощаться с ними. В группу придут гости. На занятие приглашаются взрослые по числу детей в группе. Это может быть родители, педагоги, обслуживающий персонал… В начале занятия детям предлагается рассказать гостям, в какие игры с картиной они играли, и объяснить «секреты» эмблем. Воспитатель заранее составляет и записывает собственный творческий рассказ по картине. Воспитатель предлагает детям в качестве подарка картине составить свои рассказы и рассказать их взрослым. Работа идёт в паре: взрослый – ребёнок. Ребёнок индивидуально создаёт свой собственный рассказ и тихо рассказывает его взрослому, который записывает текст на бумаге. При необходимости рекомендуется повторить предложения, которыми можно начинать текст: «Я смотрю на картину и…»; в заключение рассказа : « Я бы назвал эту картину так…» После детских рассказов воспитатель предлагает присутствующим свой собственный рассказ по картине. Он читает его выразительно, не анализируя текст. По окончании занятия картина «уходит» в другую группу. Детские рассказы собираются в отдельную папку. Воспитатель имеет возможность проанализировать рассказ каждого ребёнка и построить индивидуальную работу по обогащению связной речи дошкольника в последующем. Полезно зачитывать составленные детьми рассказы, вспоминать содержание картины, дополнять рассказы. При этом не обязательно сообщать, кто из детей составил тот или иной рассказ.