. Методы обучения. Методы обучения – виды профессиональной деятельности преподавателя и познавательной деятельности студентов, направленные на достижение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации

Advertisements

1. Определить последовательность проезда перекрестка
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
Применение генетических алгоритмов для генерации числовых последовательностей, описывающих движение, на примере шага вперед человекоподобного робота Ю.К.
1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 2 класс Школа 21 века ®м®м.
Работа учащегося 7Б класса Толгского Андрея. Каждое натуральное число, больше единицы, делится, по крайней мере, на два числа: на 1 и на само себя. Если.
Рисуем параллелепипед Известно, что параллельная проекция тетраэдра, без учета пунктирных линий, однозначно определяется заданием проекций его вершин (рис.
Урок-обобщение (7 класс – алгебра) МОУ "СОШ 45 г. Чебоксары" Кабуркина М. Н.1.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 6000 Приложение 7 к решению Совета депутатов города Новосибирска.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Набор игр Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает.
Содержание урока Педсовет Содержание урока: Гуманистическая направленность Системность, связь с предыдущими и последующими уроками Связь с.
ЗАДАЧИ С ПРАКТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ Ябурова Евгения Александровна, МАОУ « Гимназия 1»,
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 6000 Приложение 7 к решению Совета депутатов города Новосибирска.
Итоговая диагностика познавательных метапредметных умений, 5 класс Демидова М.Ю., МЦКО
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
Прототип задания В3 Площади фигур. Задание 1 Задание 2.
АДАПТАЦИОННАЯ КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ к методике Александровской Э. М. и Ст. Громбах учащихся 1 «А» класса СОШ 17 г. Вольска (2 этап апрель-май) Классный руководитель:
Аудиторная Внеаудиторная Разработала: Кузнецова В.В. Самостоятельная работа.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Транксрипт:

. Методы обучения

Методы обучения – виды профессиональной деятельности преподавателя и познавательной деятельности студентов, направленные на достижение поставленных целей обучения, т.е. на усвоение содержания обучения и творческое овладение знаниями. 2

Особенностью методики преподавания в ВУЗе является обучение студентов методам самостоятельного познания и научно обоснованного действия. Важнейшая роль в учебном процессе принадлежит преподавателю. 3

Педагогическое мастерство преподавателя зависит от ряда условий 1. Высокой квалификации его как ученого специалиста. (Все преподаватели, как правило, окончили аспирантуру, имеют ученую степень и звание. Конкурсы проводятся один раз в 3- 5 лет.) 2. Призвание к педагогической деятельности. Призвание - это обоснованная увлеченность и убежденность в значимости своей деятельности, потребность в ней. 4

3. Коммуникабельные умения: умение заставить аудиторию слушать себя с интересом и вниманием; умение слушать других с интересом и вниманием; умение в общении со студентами создавать требовательно- доброжелательную обстановку. 4. Упорный труд при подготовке к занятиям. 5. Пополнение психолого-дидактических знаний, умение их использовать. 5

Классификации методов обучения: 1)По источникам передачи и характеру восприятия информации: Словесные (лекции, беседы, семинары, консультации, работа с книгой) Наглядные (демонстрации химических опытов, видео-сообщения) Практические (лабораторные работы, практика) 6

2). По решению основных дидактических задач: Приобретение знаний Формирование умений и навыков Применение и закрепление знаний, умений, навыков Творческая деятельность Проверка знаний, умений, навыков (компетенции) 7

3). По характеру познавательной деятельности при усвоении содержания образования:. Объяснительно-иллюстрированный; Репродуктивный ; Исследовательский; Эвристический; Проблемный. 8

4) По содержанию методов преподавания и учения Информационно-сообщающий и исполнительный; Объяснительный и репродуктивный; Инструктивно-практический; Побуждающий и поисковый. 9

5). По характеру управления познавательной деятельность( О.С. Зайцев) : программированное, проблемное, исследовательское и алгоритмизированное обучение 10

В системе обучения выбор метода зависит от этапа изучения курса 11

На этапе поблочного изучения отдаётся предпочтение жёсткому управлению обучением – алгоритмизированному и программированному обучению. 12

На этапе смешанного обучения, когда понижается число задаваемых ориентиров (указаний преподавателя) в большей мере используется проблемное обучение. На этапе системного изучения вводится исследовательское обучение. 13

Алгоритмизированное обучение Алгоритм – любое строгое предписание выполнения действий или деятельности, обязательно приводящее к достижению заранее поставленной цели и запланированных результатов. 14

Алгоритмы очень широко используются в обучении химии. Алгоритмически выполняются лабораторные работы в большинстве практикумов - обучаемый получает строгое предписание: прилить, добавить, отметить цвет и т.п. 15

Алгоритмически решаются и задачи по химии: содержащиеся в тексте задачи числовые данные достаточно подставить в известную формулу (а это и есть своеобразный алгоритм вычисления), получить ответ и сравнить его с правильным. 16

Законы и правила диктуют обучаемому, что надо делать, чтобы ответить на вопрос, решить поставленную задачу. 17

Так принцип Ле-Шателье однозначно позволяет определить направление смешения равновесия при изменении внешних условий, правило произведения растворимости даёт возможность растворения или образования осадка и т.п. 18

Алгоритм определения направления химической реакции : 1. Выпишите из справочника таблиц величины, для всех участников реакции. Если данные даны в к Дж/моль, то переведите их в Дж/моль. 2. Подсчитайте по формуле 3. Подсчитайте по формуле

4. Подставьте в уравнение найденные в пунктах 2 и 3 величины 5. Подсчитайте подставив T=298K, и по знаку сделайте вывод о возможном направлении процесса при стандартных условиях. 6. Подсчитайте для интересующей вас температуры T(K) и по знаку сделайте вывод о возможности реакции при этой температуре

Алгоритмический метод обучения – один из важнейших методов формирования знаний даже в условиях творческого мышления. 21

Возможен другой путь применения алгоритмических приёмов: научить самостоятельно составлять алгоритм, т. е. научить самостоятельному выделению ориентировочной основы действий в виде алгоритмических предписаний для выполнения какой-либо последующей деятельности. 22

Например, предлагается самостоятельно создать алгоритм уравнения реакции превращения хромат иона в бихромат ион с изменением pH среды. CrO 4 2-Cr 2 O

Задание: Опишите словами содержание каждого действия. 24

Алгоритм может быть следующим: 1. Составляем схему превращения CrO 4 2, записываем его, как исходный ион, а Cr 2 O 7 2-, как продукт: CrO 4 2-Cr 2 O Уравниваем число атомов слева и справа: 2CrO 4 2-Cr 2 O Связываем избыточный кислород слева, дописывая там два иона H +, справа получаем H 2 O: 2CrO H +Cr 2 O H 2 O 25

Алгоритмический приём обучения используется при планировании эксперимента, обработке полученных данных. 26

Очень важны в обучении алгоритмы (планы) построения рассказа о каком-либо изучаемом объекте. Подобные алгоритмы создаются не для описания единичного объекта, а целого класса объектов. 27

Чем больше объектов позволяет описать созданный алгоритм, тем выше его учебная ценность. В качестве примера приведём алгоритм рассказа о химии элемента. 28

1. Положение элемента в периодической системе элементов Д. И. Менделеева. 2. Состав ядра атома (число протонов и нейтронов). 3. Распространённость ядер в природе (определяется количественно по соотношению числа протонов и нейтронов). 29

4. Строение атома элемента. Распределение электронов по энергетическим уровням. 5. Число неспаренных электронов в невозбуждённом атоме. Магнитные свойства атома (диамагнетизм, парамагнетизм). 6. Число неспаренных электронов в возбуждённых атомах. Валентные состояния элемента. 30

7. Формулы соединений с водородом и кислородом. 8. Гидроксиды, основания, кислоты, и соли. Среда растворов. 9. Соединения с галогенами, серой, азотом и другими элементами. Свойства соединений. 31

10. Получение (лабораторное и промышленное) важнейших соединений. 11. Важнейшие природные соединения и способы их переработки. 12. Использование важнейших соединений изучаемого элемента в быту, промышленности, медицине и других областях. 32

Этот алгоритм связан с объёмом усвоенного материала и видоизменяется преподавателями в зависимости от объёма усвоенных знаний. 33

Требования к алгоритму Алгоритм должен быть полным, доступным, однозначным, точным и понятным для всей группы обучаемых. Желательно, чтобы алгоритм был максимально универсальным, т. е. позволял его использовать для решения наибольшего числа конкретных задач. 34

Использование алгоритмов – процесс не творческий, но необходимый для формирования творческого мышления. Ни о каком творческом химическом мышлении не может идти речь, если учащийся не знает порядка заполнения электронами энергетических уровней и подуровней атома, периодической системы Д. И. Менделеева(это тоже алгоритм) и подобных видов учебно-научной деятельности. 35

Исследовательское обучение 36 Исследовательский метод обучения позволяет осуществить в обучении максимальную самостоятельность и творческую активность учащихся.

Учебные исследовательские работы делятся по характеру их выполнения на теоретические и экспериментальные. 37

Теоретическая работа оформляется в виде доклада или реферата, которые выполняются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним научным сообществом. 38

Темы предлагаются преподавателем или выбираются самими студентами из перечня. Студент может предложить тему сам. 39

Если темы даются студентам нехимических специальностей, то желательно, чтобы они имели междисциплинарный характер. Например, для биологов: Участие воды в жизненно важных процессах, Скорость распада загрязнений в водоёме и т.п. 40

В качестве исследовательских могут быть предложены задачи, решение которых на семинарском занятии не представляется возможным из-за сложности решения или длительности вычислений. 41

Обучение станет исследовательским, если темы учебной дисциплины будут объединены цепью взаимосвязанных проблем, решаемых на всех организационных формах обучения – лекциях, лабораторных работах, семинарских занятиях, самостоятельной внеаудиторной работе. 42

Исследовательское обучение, безусловно, не создаёт новых объективных научных данных, но моделирует научный поиск и приводит к субъективно новым научным знаниям у обучаемых. 43

Экспериментальные научные исследования вводятся во все лабораторные практикумы в вузе. 44

Эксперимент в высшей школе отличается от лабораторных работ в средней школе значительным сближением методов обучения с методами изучаемой науки. 45

Прямым научным исследованием является эксперимент при выполнении курсовых и дипломных работ, да и многих практикумов по спецкурсам. 46

Постановка исследовательских работ и их оформление могут быть различными. Учащемуся можно предложить изготовить прибор, например, для получения непрерывного тока кислорода из раствора пероксида водорода. 47

Учащиеся рассказывают о принципах устройства прибора и его работе, составляют письменное описание или же становятся авторами методической разработки. 48

Чем более приближенна учебная деятельность к научной, тем выше заинтересованность и активность учащегося и тем выше воспитательный эффект. 49

При внедрении исследовательского метода в учебный процесс тенденции развития лабораторного химического практикума могут быть следующими: 50

1. Построение практикума (пособия) с постоянным уменьшением числа даваемых обучаемому ориентиров. 51

Описание первых лабораторных занятий будет построено на полной ориентировочной основе (даются конкретные ориентиры для выполнение действий). Выполнение заданий имеет алгоритмизированный характер. 52

По мере прохождения программного материала число ориентиров сокращается, обучаемый самостоятельно выделяет необходимые ориентиры для выполнения действий. 53

Наконец, на заключительном этапе изучаемого курса, предлагаемое задание выполняется на основе самых обобщённых ориентиров, обучаемому предоставляется возможность выбора пути решения поставленной задачи. 54

2. Лабораторный практикум строится как целое научное исследование, выполняемое на каком- либо одном химическом объекте. 55

Например, студенты синтезируют вещество, проводят его очистку, определяют молекулярную массу, плотность, изучают свойства и т.д. 56

В выполнении всего исследования широко используется планирование эксперимента и предсказание ожидаемых результатов. 57

Необходимая информация берётся из справочника или из баз данных. Полученные числовые данные используются для решения задач на семинарских занятиях и во внеурочной работе. 58

В результате подобного исследования студент видит, что химические задачи решаются общенаучными методами, применяемыми и в решении задач по специальности. 59

Исследовательский подход в обучении химии доступен студентам с любым уровнем подготовки при условии доступности заданий и заинтересованности в их выполнении. 60

Эвристические методы обучения Эвристические методы позволяют осуществить поиск решений поставленных задач с применением не заданной, а своей системы мыслительных действий. 61

Они дают ответы на следующие вопросы: Что дано? Что необходимо найти? Какие в обучении решались задачи, аналогичные поставленной, и есть ли возможность воспользоваться этой аналогией? Какие следует ввести дополнительные, вспомогательные данные, чтобы рационально решить поставленную задачу? 62

Эвристические методы состоят из ряда последовательных действий, имеют следующие фазы развития: фазу постановки задачи, фазу определения возможных путей действия, фазу реализации решения, фазу оценки достигнутого результата. 63

К эвристическим методам относится, например, оптимальный выбор методики из множества имеющихся способов получения вещества или множества способов анализа и т.д. 64

Поблемные методы обучения Назначение проблемного обучения в ВУЗе заключается в постановке и решении студентами теоретических или практических задач, ранее ими не решаемых. Они могут иметь широкий диапазон сложности - от достаточно простых учебно-предметных до оригинальных научно-прикладных исследований. 65

. В основе проблемного обучения лежит (в отличие от эвристических методов) создание проблемной ситуации при сочетании известного и неизвестного для студента материала 66

Проблемное обучение требует от студентов самостоятельного научного поиска, является формой получения новых знаний не только по книгам, но и путем выполнения эксперимента, проведения расчетов. 67

Проблемные ситуации создаются при выполнении курсовых и дипломных работ, лабораторных работ по спецкурсам. Характерным для проблемных заданий является использование знаний по другим предметам, а в некоторых случаях и дополнительных сведений сверх программы. 68

Проблемное обучение не является автономным – это компонент в общей системе обучения. Задачи современной высшей школы требуют распространения проблемного обучения на семинарские, лекционные занятия и даже на экзамены. 69

В перспективе развития высшей школы проблемное обучение должно перерасти в интегрированное (трансферентное) обучение. Этот вид обучения представляет собой суммирование средств, содержания, методов и видов обучения. Он предполагает соединение ряда предметных комплексов на основе их взаимного соподчинения, исходя из целей и задач научной и профессиональной подготовки студентов. 70

Спасибо за внимание! 71