ЛАТЕРАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ЧТО ТАКОЕ ЛАТЕРАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ? КАКОВО ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ? КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ЛАТЕРАЛЬНОГО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Латеральное мышление «Шесть шляп мышления» Эдварда Де Боно.
Advertisements

Латеральное мышление «Шесть шляп мышления» Эдварда Де Боно.
( Эдвард де Боно «Шесть шляп»). Эдвард де Боно. Британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления. Получил почетные степени в области.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ. Интерактивные: От англ. (inter - между; act – действие) таким образом дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие.
Концепция развития мышления Эдварда де Боно. Эдвард де Боно – признанный во всем мире эксперт в области творчества и обучения навыкам мышления, автор.
Технология креативного мышления « Шесть шляп » Как думать, когда не думается?!
«Шесть шляп мышления». Эдвард де Боно Современный ученый, писатель, мыслитель, деятель. Обладатель почетных степеней в психологии и физиологии, докторской.
Проблемно-поисковые образовательные технологии проблемное обучение метод проектов «мозговой штурм»
Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять, кроме того, шляпы указывают на роль. «Примеряя» на себя шляпу определённого цветы, мы учимся думать в заданном.
Популярный метод мышления. Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты.
Федеральный государственный стандарт общего образования второго поколения: деятельностный подход Технология «6 шляп мышления » В. Г. Семишина Э. В. Герасимова.
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!. Автор: Эдвард де Боно Практика развития мышления Разносторонний анализ явлений Обобщение опыта (напр. после изучения достаточно большой.
Семинар 3 Технологии креативного мышления «Шесть шляп»
Эдвард де Боно ( род. 19 мая 1933, Мальта) признанный во всем мире британский психолог и писатель, эксперт в области креативности и обучения навыкам мышления.
Шесть шляп мышления (Эдвард де Боно) Материал к семинару.
Технология презентации мероприятия. Цель презентации Логичное и последовательное убеждение аудитории в том, что запланированные изменения в ходе мероприятия.
Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое.
Применение технологии развития критического мышления на уроках физики. Сатыбалдиева А.З., МОУ СОШ 95 г. Оренбурга.
Креативность – ресурс некоммерческой организации Креативность – ресурс некоммерческой организации.
Попова Ирина Александровна ГОУ СОШ Правила игры – «человек в данный момент думающий и поступающий именно так» метод «Шесть шляп мышления» создан.
Транксрипт:

ЛАТЕРАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ЧТО ТАКОЕ ЛАТЕРАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ? КАКОВО ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ? КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ЛАТЕРАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ? КАК РЕШИТЬ УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ ПРИ ПОМОЩИ ЛАТЕРАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ?

ЧТО ТАКОЕ ЛАТЕРАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ? КАКОВО ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ?

ЛАТЕРАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ МЕТОД НЕСТАНДАРТНОГО ПОДХОДА И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ (лат. lateralis - боковой, от latus – бок) – означает «боковой» или «смещенный» Мышление, смещенное (перенаправленное) относительно традиционного мышления ЭДВАРД де БОНО предложил термин в 1967 г.

ЛАТЕРАЛЬНОЕ И ТРАДИЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ Вертикальное мышление Избирательно (выбирает один логически верный вариант) Анализирует Развивается поступательно Требует правильности каждого шага Необходимы элементы отрицания, отвержения неуместного Зафиксированы категории, ярлыки Наиболее вероятные пути Латеральное мышление Созидательно (собирает подходы, взгляды) Провоцирует Может делать скачки Необязательно Отрицание не требуется, приветствуется случайное, постороннее Отсутствие ярлыков Наименее вероятные пути

ЛАТЕРАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ ИСПОЛЬЗУЕТ ИНФОРМАЦИЮ НЕ РАДИ НЕЕ САМОЙ, А В ЦЕЛЯХ ПРОВОКАЦИИ, МОГУЩЕЙ ПРИВЕСТИ К ПЕРЕСТРОЙКЕ ПАТТЕРОВ

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЛАТЕРАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ 1. Выбор фокуса. Чтобы создать что-то новое нужно обязательно выбрать область творческой деятельности и направление поиска, известную идею. 2. Генерирование латерального разрыва. После выбора направления творческих усилий, мы должны осуществить разрыв в рамках установленного фокуса, что является главным этапом латерального мышления 3. Установление связи. После того как на втором этапе мы разорвали шаблон и получили измененное (чаще всего, абсурдное) суждение, нам потребуется уже в новом суждении найти что-то логичное. Фокус – разрыв – установление связи

НАПРИМЕР, ДЕТИ УЧАТ СТИХИ В ШКОЛЕ Ситуация: дети учат стихи в школе (обсуждение: полезность, значимость, соответствие времени и т.д.). Фокус на способах учения! Восприятие: нужно заставлять учить стихи или использовать иные методы: дискуссия. Разрыв: определение альтернатив. Изучение: в нашей гимназии поиск приемлемых способов и их сочетаний. Установление связей: границы приемлемого. Оценка достигнутого. Выход из позиции горизонтального мышления

Выбор и определение фокуса: области, цели, создание определений Генерирование идей: альтернативы, вызов, провокации Сбор и обработка результатов: обработка, оценка Творческое мышление, новые идеи Измерение полезности идей

КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ЛАТЕРАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ?

Метод альтернативных картин ЧТО ИЗОБРАЖЕНО НА ФОТОГРАФИИ?

Метод альтернативных картин

Метод альтернативных историй ПОСМОТРИ НА СИТУАЦИЮ ГЛАЗАМИ: -Сотрудника зоопарка -Журналиста -Попугая -Зеваки -Ребенка

Метод мозгового штурма при решении проблем Как не дать детям потеряться в толпе? Решения: 1) 2) 3) 4) 5)

Метод вызова альтернатив? Порассуждаем, почему классная доска зеленого цвета?

Метод альтернатив при обсуждении проблемной ситуации Человек утром ехал на лифте на 10 этаж, затем шел пешком на 16 этаж, а вечером спускался на лифте на 1 этаж. Что с ним? Зачем он это делал?

Белая шляпа: информационное мышление. Красная шляпа: интуиция и чувства. Черная шляпа: осторожность и логически обоснованная критика. Желтая шляпа: логически обоснованный оптимизм. Зеленая шляпа: творческое усилие. Синяя шляпа: контроль над процессом мышления.

КАК РЕШИТЬ УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ ПРИ ПОМОЩИ ЛАТЕРАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ?

ДЕТАЛИЗАЦИЯ И УГЛУБЛЕНИЕ ТЕМА: РАЗВИТИЕ ПОЭТИЧЕСКОГО ТАЛАНТА СЛУЧАЙНОЕ СЛОВО: ИЗЮМ ОПИШИТЕ, КАК УЧИТЕЛЬ МОЖЕТ РАЗВИВАТЬ ПОЭТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ УЧЕНИКА, ИСПОЛЬЗУЯ СЛОВО «ИЗЮМ»?

ЛАТЕРАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ В ЖИЗНИ Уйдите от клише и установившихся моделей мышления. Сомневайтесь в допускаемом. Обобщайте альтернативы. Хватайтесь за новые идеи и смотрите, что получится. Находите новые точки входа, от которых можно оттолкнуться

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Боно Эдвард Латеральное мышление. Учебник. Минск: Попурри, – 384 с. Гоулман Даниел Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ ? – Сайт, посвященный развитию творческого мышления – Сайт школы мышления