«Обряды и традиции русского народа». * Цель исследования: Углубить знания о русском народном творчестве, полученные на уроках Технологии и Изобразительного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Игрушки своими руками (организация мини-музея в группе)
Advertisements

Мы показываем кукол, а куклы показывают нам мир. Выполнила учиница 5»В» класса класса МБООУ СОШ 11 Сероглазова Елена Классный руководитель : Зименкова.
Русская народная игрушка. На изготовление игрушек шли в основном подручные материалы. Делали игрушки из дерева, соломы, из глины, из мочала, из камыша,
Традиционная кукла Материалы к уроку технологии в 5 классе Учитель Федорова Наталья Викторовна.
Обрядовые куклы. Символ плодородия и достатка Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное.
РУССКАЯ ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА. Содержание : 1. Россия – страна традиций. 2. Кукла – смысл и назначение. 3. Кто делал куклы? 4. Материалы и одежда куклы, детали.
Педагог дополнительного образования: Парфенова Светлана Ивановна МУ ДОД «СЮТ» города Ржева.
Значение народной куклы в развитии, обучении и воспитании детей.
НАРОДНЫЕ КУКЛЫ. Они появляются в нашей колыбели и проживают с нами все детство. Они помогают усвоить наши будущие жизненные роли. Они учат нас общаться.
Кондратова Оксана 11Б класс. Куклы – самые древние, исполненные глубокого смысла творения человека. Кукла- это образ человека, его маленькая копия. Куклы.
Обрядовые куклы Обрядовые куклы Воспитатель I категории Козлова Р.Н. МДОБУ18 «Детский сад «Теремок»
НАРОДНАЯ КУКЛА Автор учитель технологии МОУ «СОШ 63» ФЕДОСЕЕВА И.В.
Мастер – класс «Куклы из бабушкиного сундука» Савельева Т.Н.- педагог дополнительного образования МОУ Савинская ООШ.
Чинькова Т.Ф. Коррекционная школа П.Красногорский Г.Еманжелинска.
Куклы – обереги. Отличительные признаки: Для изготовления куклы нельзя пользоваться ножницами и иглами. Ткань рвут и связывают; Для изготовления куклы.
Куклы-обереги Почему у народной куклы нет лица? Традиционная тряпичная кукла безлика.
Роль игрушки в жизни ребёнка Автор: ученица 11 класса Крылова Люба.
ГБДОУ 8 Петродворцового района Санкт - Петербурга «Мастерская народных кукол» 2014 г.
В некотором царстве жил - был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке.
В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке.
Транксрипт:

«Обряды и традиции русского народа»

* Цель исследования: Углубить знания о русском народном творчестве, полученные на уроках Технологии и Изобразительного искусства. * * Гипотеза исследования: Изучение декоративно- прикладного искусства, обрядов и традиций русского народа, играет ключевую роль в воспитании духовно-нравственного и патриотического сознания учащихся. * * Задачи исследования: 1. Исследовать развитие народной культуры в аспекте декоративно-прикладного искусства. 2. Обосновать значимость декоративно- прикладного искусства в жизни людей.

* Кукла имеет многовековую историю. Появившись в далёком прошлом, тряпичная кукла сохранила отголоски древнейших представлений и верований. В ней отразились народные представления о мире, добре, красоте. * Самые ранние игрушки, обнаруженные в нашей стране, относятся ко второму тысячелетию до н. э.

* В наш век куклы - это, чаще всего, детские игрушки. Но так было не всегда. В древности славяне к ним относились вполне серьезно. * Они были участницами многих праздников и обрядов; * были оберегами; * являлись символами счастья, добра, благополучия и продолжения рода; * ребенок, играя с ними, приобщался к культуре и традициям своего народа.

* Кукла-оберег призвана защищать человека. Неслучайно она безлика - глаза, нос, рот - это врата, через которые могут проникнуть темные силы. Отсутствие лица было знаком того, что кукла - вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил.

* По народным поверьям оберегающие куклы несли в себе только доброе начало. Для охраны от тёмных сил, ссор, болезней некоторые из них традиционно ставили где-нибудь в доме на уровне или выше головы человека, часто в красный угол.

* Кукла-Ведучка – это символ преемственности поколений, материнской заботы и любви.

* В русской свадебной традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжи подвешивали пару кукол Неразлучников, соединенных общей рукой, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе и в беде и в радости. * Куклы были символом продолжения рода, их любили, берегли, передавали по наследству. А после свадьбы они хранились дома, как оберег любви и верности.

Крупеничка (Зернушка) – это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье. При сборе урожая эту куклу заполняли гречишным зерном или пшеницей, наряжали и бережно хранили в красном углу. Славяне верили, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным.

* Подорожница – обережная кукла маленького размера. Она должна помещаться в ладони, обычно жены давали эту куколку мужьям, отправляя в дорогу. * У куклы в руках узелок, в который клали либо золу (символ домашнего очага), либо горошину (чтобы в дороге был сыт). Ее держали в кулаке и она защищала в пути-дороге от бед.

* Кубышка (Травница) – обрядовая кукла, которая защищала от болезней в доме. Внутри кукла наполнена лекарственными травами. Периодически ее надо мять в руках и по дому будет разноситься целебный запах и дух трав, которые будут отгонять все возможные болезни. Через два года травку в кукле надо поменять. Травницей разрешали играть детям и вешали над кроваткой. А если в доме кто-то болел – ставили у кровати больного. Это хорошая берегиня дома и заботливая хозяйка. Благодаря ей в дом не проникают злые духи и болезни.

* Обрядовые куклы имеют ритуальное значение. Их делали на свадьбу, рождение ребенка, на крестьянские праздники.

* Кукла пеленашка – обрядовая кукла, которая, по поверьям, придавала женщине материнскую силу. Ее клали на колени к невесте во время свадьбы. * Рожденному ребенку подкладывали пеленашку в кроватку, чтобы она отводила злых духов до крестин. * Куклу - пеленашку хранили в доме наравне с крестильной рубахой. Пеленашка – достаточно простой способ защитить ребенка от злых духов и сглаза.

* Санница - это зимняя обрядовая кукла, связана с началом санного сезона. На Катерину-санницу (7 декабря) начинали кататься на санях и спускали с горок кукол на санках. Если кукла долго проезжала не падая, - считалось, что холсты льна будут хорошими. Символизирует освобождение от всего тяжелого в году, благополучное завершение года и помогает с легким сердцем встретить год наступающий: « все заботы и тяготы летят с души, если промчишься с горки на санках».

* Масленица древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. * Кукла Масленица - обязательный атрибут этого праздника. Обрядовую куклу Масленицу делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево, олицетворяющее буйную силу природы. На руки кукле вешали тесемки, завязывая которые загадывали желание.

20 марта - Праздник "Сороки" - весеннее равноденствие. «На Сороки день с ночью меряются». «Зима кончается, весна начинается». * Существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них жаворонок. * На Жаворонки обычно пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и, сбившись в кучу, что есть силы кричали: * «Жаворонки, прилетите, Студену зиму унесите, Теплу весну принесите: Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела!»

* Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Все игровые куклы произошли из обрядовых. Такая игрушка выполняет важную роль - она развивает воображение ребенка. Дети могли проигрывать различные социальные роли. Ведь куклу можно сделать как бедную, так и богатую, как с прорисованным лицом, так и вовсе без лица. Часто этих кукол делали сами дети, что в дополнение ко всему прививало любовь к рукоделию, а так же способствовало лучшему развитию ребенка.

* В русской деревне со второй половины 19 века до середины 20 века тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой деревенских детишек. Кукол этих берегли: вырастет девочка, станет мамой и куклу своей дочке передаст. * Чтобы стать хорошей матерью, полагали, что нужно играть в куклы. В игре с куклой воспроизводились значимые события жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе. * Куклы были не только девичьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры быстро разделялись.

* Это игровая кукла, основой служит обычная деревянная ложка. Играли с ней дети в конце 19-го, начале 20-го века. * Ребёнок 5-ти, 6-ти лет мог сделать такую куклу сам, для маленьких деток её изготовляла мама. После принятия пищи мать обычно даже не мыла ложку, а просто чисто и насухо её вытирала. Затем доставала из своего сундука кусочки материи, делала куклу и клала в люльку к своему малышу. Ребёнок играл и засыпал. После этого мать забирала куклу, мыла посуду, делала дела по хозяйству - ну а ложкой опять пользовались по назначению.

* Потом девочки помогали готовить приданое старшим сёстрам, знакомясь с традиционными видами одежды. * Кукла на выхвалку являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию.

* Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма, чтобы не засидеться с малолетними детьми и вовремя попасть на посиделки. * Шили куклы на выхвалку в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами.

Ярмарка народных промыслов * Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России переживает подлинное возрождение.

* Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. * Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. * Кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

В процессе выполнения проекта достигнуто следующее: * была изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды; * освоена технология выполнения; * изготовлены образцы; * проведены мастер-классы для учащихся 2 – 4 классов; * подготовлены куклы для реализации на школьной «Рождественской ярмарке».

* 1. Богуславская И. Я.. "Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов. "Творческие проблемы современных народных художественных промыслов". Сборник статей. Издательство "Художник РСФСР", Ленинград, 1981 г. * 2. Горожанина С.В., Зайцева Л.М. Русский народный свадебный костюм. – изд.: «Культура и традиции», – 128 с. * 3. Дайн Г.Л. Лоскутные мячики из Хотькова – Сергиев Посад: Весь Сергиев Посад, – 96 с. * 4. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. Изд.: Культура и традиции, – 120 с. * 5. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: «Паритет», – 240 с. * 6.Семёнова М. Мы – славяне! : Популярная энциклопедия. – СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», – 560 с. * 7. Федорова Н.Н. Традиционная игрушка севера: куклы, олени. Синкретичный характер игрушки; типология. (По материалам коллекции ТМИИ). Сборник научных трудов Тюменского областного музея изобразительных искусств/ Тюменский музей изобразительных искусств. Выпуск 4. Тюмень: ООО «РГ «Проспект», стр.