МЕТОДОЛОГИЯ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ Ассистент кафедры теории и истории государства и права Н.А. Раханова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методология научного познания. 1.Методология научного познания - совокупность определенных правил, приемов, способов познания. По степени общности и сфере.
Advertisements

1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Понятие философии права ФИЛОСОФИЯ ПРАВА: область знания, связывающая философию и правовую теорию и практику; форма самопознания правовой деятельности.
Тема 3. Методология политической науки Институт международных отношений и социальных технологий Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
Сущность воспитания и его теоретико- методологические основы.
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности ( энциклопедический словарь). Методология – система принципов.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Орындаған:Ильясов Е.С. Тексерген:Еренова.Б.Е.. Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях.
Презентация по статье Розова М.А. ФИЛОСОФИЯ И ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА Автор: Тропин Никита, гр
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. 1.Объект и предмет социологии. 2.Специфика предмета социологии. 3.Место социологии в системе научного знания. 4.Структура социологии.
Занятие : Методы построения теории Методика научного исследования 3 курс, 5 семестр.
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
Лекция 3 Методология научных исследований План Понятия, сущность методологии Структура и принципы методологического аппарата.
Актуальность темы связана с современным этапом развития социально-политической системы РБ, процессом трансформации белорусского общества, влиянием политической.
Лекция 3. Методы этносоциологических исследований.
Транксрипт:

МЕТОДОЛОГИЯ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ Ассистент кафедры теории и истории государства и права Н.А. Раханова

«…Науки, вынужденные заниматься собственной методологией, больные науки». Густав Радбрух

Содержание лекции 1. Понятие методологии сравнительно-правовых исследований. 2. Концептуальные подходы в методологии сравнительно-правовых исследований. 3. Методологические принципы сравнительно- правовых исследований. 4. Методы сравнительно-правовых исследований. 5. Методика сравнительно-правовых исследований.

Понятие методологии В философии методология (греч. «methodos» путь к чему-либо, прослеживание, исследование) понимается как: учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека ( методология – самостоятельная наука ); совокупность приемов исследования в какой- либо науке или в области знаний ( методология – элемент любой науки ).

Методологическая природа правовой компаративистики С одной стороны, сравнительное правоведение разрабатывает методологическую базу для правильного исследования иностранных правовых элементов, т.е. определяет, ЧТО и КАК нужно изучать в зарубежном праве и в практике его применения, как заимствовать в иную среду правовые элементы и т.д. (метод исследования – способ получения научных фактов). С другой стороны, изучение и заимствование иностранных правовых элементов направлено на совершенствование национального права и национальной юридической практики (прикладной метод - способ получения практического результата).

Направления развития методологии сравнительного правоведения обоснование и развитие собственных методологических основ; привлечение новых методов и подходов, разработанных в рамках других юридических наук; «юридизация» (В.С. Нерсесянц) новых методов, сформированных неюридическими науками (социология, культурология, лингвистика и пр.).

Требования к современной методологической структуре сравнительного правоведения во-первых, отказ от методологического монизма, базирующегося на «европоцентризме», господствовавшем долгое время в теоретико- исторических исследованиях общественных (в т.ч. государственно- правовых) явлений и использование принципа плюрализма при выборе методологических подходов и приемов; во-вторых, отказ от идеологизации нашего научного познания в целях объективного, беспристрастного отношения ко всем без исключения правовым системам и смещение акцента в пользу общецивилизационных ценностей; в-третьих, необходимость признания неотдифференцированных и дифференцированных правовых систем как равноценных составляющих правовой панорамы мира; в-четвертых, комплексное использование концептуальных подходов, методологических принципов и методов в сравнительном правоведении.

Структура методологии сравнительно-правовых исследований В методологии теории права выделяют несколько блоков (уровней) элементов: (1) блок логики, концептуальных идей и концептов (подходов); (2) блок принципов; (3) блок методов познания (методики познания).

Концептуальные подходы в методологии сравнительно-правовых исследований Концептуальный подход - построенная на общих мировоззренческих категориях аксиоматическая ИДЕЯ, которая является постулатом общей стратегии исследования и в соответствии с которой производится отбор исследуемых фактов и интерпретация результатов исследования

Актуальные концептуальные подходы в сравнительном правоведении цивилизационный; герменевтический; аксиологический; антропологический.

Концептуальный подход: цивилизационный По А.Дж.Тойнби цивилизации - типы человеческих сообществ, вызывающие определенные ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев («цивилизация с точки зрения исследователя»). По С.Хантингтону цивилизация это самый широкий уровень культурной идентичности людей, связанный с наличием таких черт объективного порядка, как язык, история, религия, обычаи, институты, а также субъективная самоидентификация людей («цивилизация в восприятии изнутри»).

Концептуальный подход: цивилизационный (зачем?) Цивилизационный подход дает возможность рассматривать историю человечества как многовариантный процесс. Соответственно, использование данного подхода в сравнительном правоведении позволит: с одной стороны, сделать видение эволюции правовых систем более многомерным; с другой стороны, последовательное использовании данного подхода в изучении эволюции правовых систем приводит к выводу об их принципиальной равнозначности в плане культурно-исторического развития, что, в свою очередь, обуславливает необходимость изучения всех правовых систем.

Концептуальный подход: герменевтический Герменевтика - наука о правилах толкования, порожденная необходимостью разъяснения и конкретизации священных текстов, произведений поэтов, писателей, философов, ученых, основанная на процессе интерпретации на стыке языка и жизненного опыта. НО! ни одно истолкование текста не может претендовать на общее признание, поскольку толкуемое содержит в себе скрытое противоречие, поэтому любой смысл есть нечто в высшей степени неразрешимое, а «истинного» смысла не существует вообще. Каждый текст имеет две стороны предметно-содержательную и индивидуально-личностную, т.е. текст имеет грамматическую (объективную) и психологическую (техническую) природу. Герменевтика, таким образом это искусство постижения чужой (авторской) индивидуальности как она выражена в тексте (художественном или научном).

Концептуальный подход: герменевтический (зачем?) Правовая герменевтика способна обеспечить определение и понимание базовых правовых ценностей, осуществить разработку истолкования текстов, появившихся в рамках различных правовых культур, психоанализа участников правовых отношений, составить картину правовых миров других цивилизаций. Благодаря использованию возможностей герменевтики и потенциала герменевтического подхода можно выявить не просто подлинный смысл памятников права (хоть и относительный!), но и найти ту нить, которая связывает их с современным периодом развития и функционирования разных правовых систем.

Концептуальный подход: аксиологический Аксиология - теория о ценностях, общезначимых принципах, определяющих человеческую деятельность, мотивацию поведения. В правовой аксиологии различают инструментальную, собственную и социальную ценность права. Инструментальная ценность права это его ценностный смысл как определенного регулятора, в соответствии с правилами и требованиями которого люди выстраивают свое поведение. Существующие различия правовых культур опосредуют, в свою очередь, характер, степень и формы нормативности, а также процессуальный характер ее обеспечения. Чем выше инструментальная ценность права, тем в большей степени объем правового регулирования соответствует требованиям жизни. Собственная ценность права состоит в том, что именно с помощью права можно отстаивать свободы и права: выражается через его социальную и личностную ценности. Личностная ценность права заключается прежде всего в том, что право является источником свободы личности, входящей в определенную социальную общность. С помощью права удается разрешить противоречие между личной свободой и общим благом. При этом право указывает пути движения к различным ценностям, придавая общественным отношениям такие свойства, как доступность, оперативность, надежность, одинаковость, безопасность. Социальная ценность права определяется его способностью разрешать возникающие в обществе проблемы с помощью правовых средств, направленных на обеспечение социальной стабильности.

Концептуальный подход: аксиологический (зачем?) Аксиологический подход позволяет рассуждать о разных типах правопонимания в рамках различных правовых систем в зависимости от того, какова реальная роль права в жизни различных обществ. Благодаря аксиологическому подходу можно раскрыть сущностно-содержательный аспект восприятия права в разных правовых системах, что, в свою очередь, позволяет выявить закономерности их формирования и механизм функционирования.

Концептуальный подход: антропологический Антропология - наука о происхождении и эволюции человека. Юридическая антропология (антропология права) - научная и учебная дисциплина, изучающая процессы юридизации человеческого бытия, обусловленные конкретными историческими типами цивилизаций. В результате этого выявляются закономерности, разъясняющие основные моменты, связанные с социальной и правовой жизнью человечества.

Концептуальный подход: антропологический (зачем?) Использование антропологического подхода в рамках методологии сравнительно-правовых исследований позволяет определить реальное место человека в правовой жизни общества, что обеспечивает объективное рассмотрение закономерностей формирования и функционирования различных правовых систем.

Методологические принципы сравнительно-правовых исследований Методологические принципы - основополагающие познавательные установки, в рамках которых проводятся сравнительно- правовые исследования. Формируются под влиянием исходных суждений, аксиоматических идей, определяющих общие стратегии исследования (концептуальные подходы).

Основные методологические принципы сравнительно-правовых исследований принцип объективности; принцип функционализма; принцип сравнимости; принцип всестороннего учета исторических, национальных, экономических, социально- политических условий и др.

Принцип функциональности (функционализма) Основополагающий методологический принцип сравнительного правоведения. Сравнимо в праве лишь то, что выполняет одну и ту же функцию!

Методы сравнительно-правовых исследований Конкретные методы, используемые в рамках методологии сравнительно-правовых исследований, являются результатом интерпретации и конкретизации вышеуказанных концептуальных подходов и методологических принципов. Основная функция метода внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Метод - совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия; система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретных задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности.

Сравнительно-правовой метод Является основным методом в системе методологии сравнительно-правовых исследований, выступающий как совокупность способов и приемов выявления, на основе сравнительного изучения общих и специфических закономерностей, возникновения, развития, функционирования различных правовых систем. Сравнительно-правовой метод это сопоставление однопорядковых юридических понятий, явлений, процессов и выяснение между ними сходства и различия. В зависимости от объектов, этот метод применяется избирательно при обязательном условии их сопоставимости

Виды сравнения (способы применения сравнительно- правового метода) внутреннее (внутритиповое) и внешнее (межтиповое) сравнение; синхронное и диахронное сравнение; сопоставление и противопоставление (контрастное); сравнение на микроуровне и макроуровне; функциональное сравнение; нормативное сравнение; проблемное сравнение; текстуальное сравнение; концептуальное сравнение; бинарное сравнение.

Другие методы сравнительно- правовых исследований системно-функциональный; конкретно-исторический; конкретно-социологический; формально-логический; метод правового моделирования.

Методика сравнительно-правовых исследований Методика сравнительно-правовых исследований - совокупность взаимосвязанных этапов (стадий) и правил наиболее подходящего применения сравнительно- правового и других научных методов и способов познания правовых явлений с целью выявления подобных и отличительных признаков, группировки, классификации этих явлений.

Авторские методики сравнительно- правовых исследований К.Осакве, Восемь поэтапных и последовательных стадий: 1) выявления существующих правил или подходов в системах «А» и «Б»; 2) сопоставления установленных правил с целью познания их общих и (или) отличительных свойств; 3) определения исторических причин существования данного правила в каждой системе; 4) выяснения жизнеспособности, эффективности данного правила в соответствующем национальном законодательстве; 5) установления необходимости (целесообразности) внесения изменений в существующее правило или заполнение пробелов в законе системы «А» путем заимствования определенных идей из системы «Б»; 6) изучение совместимости идей, заимствованных из системы «Б», с природой правовой системы «А»; 7) адаптации заимствованного правила к национальным условиям правовой системы «А»; 8) разрешение завершающего кардинального вопроса законодательной политики, т.е. вопроса о том, созрело ли, с точки зрения своего правосознания и уровня правовой культуры, принимающее общество для принятия пересаживаемого института.

Авторские методики сравнительно- правовых исследований Ю.А. Тихомиров Пять методологических этапов: 1) правовой выбор объектов сравнительного анализа и корректная постановка целей; 2) проведение правового анализа признаков сравниваемых правовых явлений, норм, институтов и т.д.; 3) выявление степени сходства и различий юридических понятий и терминов, используемых в сопоставляемых правовых системах; 4) разработка и применение критериев оценки сходств, различий сравниваемых объектов; 5) определение результатов сравнительно-правового анализа и возможности их использования в нормотворческой и правовой деятельности государства.

Домашнее задание Анализ публикации по сравнительно-правовой тематике: 1. Определить концептуальный подход и проанализировать эффективность его использования. 2. Проверить соблюдение методологических принципов (обосновать собственные выводы). 3. Определить используемые методы сравнения и обоснованность их использования (соответствие целям и задачам исследования, четкость критериев и соответствие им выводов). 4. Выявить авторскую структуру процесса сравнительно- правового исследования (проанализировать методику исследования).

Спасибо за внимание!