Актуальное обществоведческое содержание нормативных и базовых документов в области общего образования и его реализация в современном УМК по обществознанию.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ И ФИКСАЦИИ ОСНОВНЫХОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Advertisements

Педагогический совет «Оценка образовательного результата» Выполнила: Дюина Е.А., руководитель ШМО.
Профессиональный стандарт педагога Концепция и содержание.
ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Нормативная база ФГОС ООО – приказ Минобрнауки РФ утверждён зарегистрирован Минюстом
Выполнили: Заплава А.В., учитель математики, Астраханцева И.А., учитель истории.
Название компетентности в проф. стандарте : Владение психолого - педагогическими технологиями по работе с учащимися ( в том числе инклюзивными ), необходимыми.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ДПОС «Методический центр»,
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Единичный проект модернизации образовательной системы основной ступени Проблемно-ориентированный анализ образовательных целей освоения обучающимися основной.
Проект концепции и содержания профессионального стандарта учителя Проект концепции и содержания профессионального стандарта учителя.
Сообщение подготовила: Соловова И.А. заместитель директора по ВР МОУ СОШ 15 г. Балашова Профессиональный стандарт педагога.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Система о ценк и достижения планируемых результатов Планируемые результаты и … Достижение планируемых результатов Оценка Оценка достижения… Система оценки….
Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; к структуре основной образовательной.
Тест-опросник к ФГОС НОО 1. Сайт МБОУ ДПОС ЦОРО educoroang.ru 2.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
Актуальные вопросы проектирования Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования.
"Реализация требований ФГОС ООО на уроках истории "
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
Транксрипт:

Актуальное обществоведческое содержание нормативных и базовых документов в области общего образования и его реализация в современном УМК по обществознанию

1. Общий обзор документов

«Нормативные» и «базовые» «Нормативные» – представляющие собой нормативно-правовые акты разного уровня, являющиеся обязательными к исполнению, которое подлежит проверке «Базовые» – имеют важнейшее методологическое значение, служат общим ориентиром, поясняют нормативные

Какие из перечисленных документов являются нормативными? Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Фундаментальное ядро содержания общего образования Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки («Дорожная карта» развития российского образования до 2018 года) Профессиональный стандарт учителя Закон об образовании в РФ

Какие еще нормативные документы, определяющие вашу работу вы можете назвать?

Приказ Минобрнауки России от 24 марта 2010 года 209 "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений + Разъяснения к нему + Дополнения к разъяснениям Базисный учебный план Федеральный перечень учебников

Основные Интернет-источники: Образовательные порталы: Информационно-правовые порталы:

ВЫВОДЫ: Комплекс документов Новое качество документов Необходимость реализации документов Обществоведческое содержание документов

2. Закон об образовании в РФ

Какие изменения произошли в целеполагании? Ст. 66 п.2. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).

Что изменилось в требованиях к выбору учебников? Ст.18 П 4 1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования

Требования к учителю Ст. 48 п.1. 1) ….обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой; 3) уважать честь и достоинство участников образовательных отношений; 5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; 6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья….. 7) систематически повышать свой профессиональный уровень

Какой подзаголовок вы бы дали следующим двум статьям? Ст. 13 п 9 Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.

Ст. 48 п.3. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

3. Концепция ДНВ и Р…..

Главная цель – формирование российской гражданской идентичности Национальная идентичность разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба

Базовые национальные ценности: патриотизм социальная солидарность гражданственность; семья труд и творчество наука традиционные российские религии искусство и литература природа человечество

Сферы формирования ДНК Духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей: семейной жизни культурно-регионального сообщества культуры своего народа российской гражданской нации мирового сообщества

Пути формирования ДНК: Организация социально открытого пространства духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе: нравственного примера педагога; социально-педагогического партнёрства; индивидуально-личностного развития; интегративности программ духовно-нравственного воспитания; социальной востребованности воспитания

Федеральные государственные образовательные стандарты

В чем состоят основные отличия нового ФГОС?

ПЛАН 1. Общие положения 2. Требования к результатам освоения ООП 3. Требования к структуре ООП

Методологическая основа – системно-деятельностный подход Через требования к уровню подготовки Активное внедрение Разработчикам КИМов Дискуссионность, особенно 10-11

Новое название образовательной области - «общественно-научные предметы» в основной школе: история обществознание география

В полной средней школе: Россия в мире (интегрированный уровень) История (базовый уровень) Обществознание (интегрированный уровень) География (базовый уровень) География (профильный уровень) Экономика (профильный уровень) Право (профильный уровень)

В учебный план входит обязательное изучение 9 (10) учебных предметов I. Учебные предметы выбираемые (1-2) обучающимися из указанных ниже обязательных предметных областей: 1. Филология 2. Иностранный язык 3. Общественные науки 4. Математика и информатика 5. Естетственные науки

Обучающийся выбирает один или два предмета на любом из представленных уровней их изучения Предмет «Россия в мире» является обязательным предметов по выбору (например, «Искусство») + Индивидуальный проект

Какие вопросы или возражения вызывает у вас это положение Стандарта ?

Фундаментальное ядро….

Содержание обществоведческого образования – что нового? обществознание включает в себя школьные основные и факультативные курсы, систему внеклассной и клубной работы, связанные с получением учащимися представлений о нормах и правилах жизни в обществе, об общественных отношениях и их закономерностях, о процессах общественного развития, направленности изменений, месте своем и своей страны в окружающем мире и др.

Основные цели ОО: Формирование гражданской идентичности Освоение социальных ролей Участие в общественной жизни и реализации социальных проектов

Структура содержания: Человек и его индивидуальность Человек в семейных отношениях Человек в социальном взаимодействии Человек в экономических отношениях Человек в политической жизни

Структура содержания: Правовая составляющая не выделяется в качестве отдельной области, а становится рамкой для реализации человеком своих потребностей при взаимодействии с другими людьми и социальными институтами

НОВОЕ В СОДЕРЖАНИИ: Здоровый образ жизни. Безопасность. Ориентиры достижения жизненного успеха. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Презумпция невиновности…. Недействительность брака. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Мигранты и социальная напряженность. Средний класс. Манипулирование сознанием и способы противостояния. Языковая политика….

Социальная ответственность бизнеса. Суверенитет. Национальная безопасность. Федеративное устройство и федерализм. Сепаратизм. Терроризм. Пацифизм. Коррупция…. Виртуальная реальность. Многообразие и глобализация. Интернет в политической и экономической сферах жизни…. НОВОЕ В СОДЕРЖАНИИ:

ВЫВОДЫ: не меньше более дробно более актуально НОВОЕ В СОДЕРЖАНИИ:

ВАЖНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ВЫСТРАИВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

БУП

ФПУ

Примерная основная образовательная программа основного общего образования

Содержание: 1. Словарь (компетенция, компетентность, УУД…..) 2. Предметные универсальные учебные действия (стр 74-80) 3. Содержание обществоведческого образования (стр ) 4.Психолого-педагогические особенности развития детей 1115 лет (стр 9-11) и соотв изменения в обучении

Содержание: 5. Технологии развития универсальных учебных действий (стр ) Виды учебных ситуаций Типы учебных задач 6. Условия и средства формирования универсальных учебных действий (стр )

Работа в группе Работа парами Разновозрастное сотрудничество Проектная деятельность Дискуссия Доказательство Тренинг Рефлексия Педагогическое общение

Отдельно формирование ИКТ- компетенции Отдельно организация проектной и исследовательской деятельности школьников

ПООПОУ 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов ПРИНЦИПЫ ОЦЕНИВАНИЯ: 1. Вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся 2. Объектом оценки выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах 3. Складывается из промежуточной и итоговой

А) ПРОМЕЖУТОЧНАЯ внутренняя совместная должна отражать динамику личных достижений ученика

Б) ИТОГОВАЯ внешняя оценивает возможность продолжения образования объект – выступают планируемые результаты, составляющие содержание блоков «выпускник научится» в ОП

ПРИНЦИПЫ ОЦЕНИВАНИЯ: 4. комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных 5. уровневый подход 6. оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения»

а) промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности; б) итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся; в) оценки проектной деятельности обучающихся;

Оценка личностных результатов ОБЪЕКТЫ ОЦЕНИВАНИЯ 1) сформированность основ гражданской идентичности личности; 2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования; 3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

Критерии? 1) соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении; 2) участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности; 3) прилежании и ответственности за результаты обучения; 4) готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования; 5) ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования.

ОСОБЕННОСТИ не выносится на итоговую оценку обучающихся является неперсонифицированной

Оценка метапредметных результатов ОБЪЕКТЫ ОЦЕНИВАНИЯ способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способность к сотрудничеству и коммуникации; способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии

СПОСОБ защита итогового индивидуального проекта (выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету )

ОРГАНИЗАЦИЯ: обучающиеся сами выбирают как тему проекта, так и руководителя проекта; тема должна быть утверждена (уровень утверждения определяет образовательное учреждение); план реализации проекта разрабатывается учащимся совместно с руководителем проекта результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность

ОТДЕЛЬНЫЕ ТРКБОВАНИЯ: Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается. Защита осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательного учреждения или на школьной конференции

Критерии оценки проектной работы Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем Сформированность предметных знаний и способов действий Сформированность регулятивных действий Сформированность коммуникативных действий

Уровни оценивания БАЗОВЫЙ И ПОВЫШЕННЫЙ (полностью расписаны в таблице на стр ) при выдающихся проектах дается «особое итоговое заключение»

ОТМЕТКА выставляется в графу «Проектная деятельность» или «Экзамен» в классном журнале и личном деле в документ государственного образца об уровне образования аттестат об основном общем образовании отметка выставляется в свободную строку учитывается при приеме в профильные классы

Накопительная оценка максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев) достижение повышенных уровней соответствует получению 79 первичных баллов (отметка «хорошо») или 1012 первичных баллов (отметка «отлично»)

Оценивается динамика Механизм – накопительная система оценки При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы: стартовой диагностики; тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам; творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты. Оценка предметных результатов:

5 уровней!!! Реальная 5 балльная система: Высокий - 5 Повышенный - 4 Базовый – 3 (50% заданий базового уровня или от всех баллов) Пониженный – 2 Низкий – 1 (подробно расписано, что им соответствует)

Рабочая программа

Дорожная карта …. Изменения в общем образовании, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту

В состеме общего образования: Корректировка основных образовательных программ с учетом российских и международных исследований образовательных достижений школьников программа подготовки и переподготовки современных педагогических кадров (модернизация педагогического образования) разработка и внедрение системы оценки качества общего образования

МЕРОПРИЯТИЯ: по результатам участия в международном сопоставительном исследовании по исследованию качества чтения и понимания текста (PIRLS) Срок реализации г. по результатам участия в международном сопоставительном исследовании по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) Срок реализации – 2015 и 2018 г.

Профессиональный стандарт учителя Главное профессиональное качество - которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ (готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений)

Новые профессиональные компетенции учителя: Готовность принять разных детей. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку. Уметь общаться с детьми, понимая их и признавая их достоинство. Вовлекать в работу всех, в том числе: одаренных учащихся; детей в условиях инклюзивного образования; учащихся, для которых русский язык не является родным. учеников с девиантным поведением, зависимых социально запущенных и уязвимых много заданий на коммникацию Особый акцент на воспитание (стихи и тренинги)

Новые профессиональные компетенции учителя: Умение сотрудничать с другими педагогами и специалистами. Уметь читать их документацию (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.). Уметь привлекать семью к решению вопросов воспитания и развития ребенка

Новые профессиональные компетенции учителя: Знание общих закономерностей развития личности, владение элементарными приемами психодиагностики, осуществление мониторинга личностных характеристик ребенка. Выявлять разнообразные проблемы детей, оказать адресную помощь ребенку. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся. Умение отслеживать динамику развития ребенка.

Новые профессиональные компетенции учителя: Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, проводить профилактику насилия в школе. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают. Поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.

Новые профессиональные компетенции учителя: Уметь обнаруживать и реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.) Проектировать ситуации, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций, музейной педагогики. Оказывать поддержку в организации ученических органов самоуправления. Создавать детско-взрослые общности.

Новые профессиональные компетенции учителя: Иметь высшее образование. Формировать ключевые компетенции. Владеть ИКТ-компетенциями (подробные разъяснения)

Условия: Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля. от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей Стандарт должен соответствовать международным нормам и регламентам. Должен быть ориентиром, а не кнутом. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки

Оценка посредством внутреннего аудита (через посещение уроков, результативный опрос, выслушивания, наблюдения и анализ документов) (отдельный Стандарт для учителей русского языка и математики)