Особенности методической работы ДОО в условиях ФГОС ДО, работа в содружестве со школой, разделение ответственности с родительской общественностью. К.Ю.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Advertisements

Формы работы по введению ФГОС ДО К.Ю. Белая, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО, Заслуженный учитель России январь 2014.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
Кошкарова Елена Викторовна старший воспитатель МБДОУ 154 г. Челябинска.
Программа непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста Кытмановского района.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ. Понятие о преемственности Преемственность - это как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка,
Концепция это система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов, которые происходят в сфере образования.
РОДИТЕЛЯМ О ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ЦРР- детский сад «Сибирячок» г.п. Лянтор.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 133 – детский сад комбинированного вида ВВЕДЕНИЕ ФГОС ДО. Работа пилотного ДОУ в переходный.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Преемственность: школа – детский сад.» Курочкина Е.И. воспитатель.
Нормативно-правовые документы ФЗ «Об образовании в РФ» от СанПин (постановление от ) Приказ Минобрнауки России.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Е.Д. Макарова, к.п.н., зав.отделом дошкольного и начального образования ГАОУ.
Основы положений ФГОС Дошкольного образования «Брейн-ринг» Поборская Е.А. Старший воспитатель.
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО: ДОСТУПНОСТЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ» «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
ФГОС – ориентир развития системы дошкольного образования в РФ Развивающая предметно-пространственная среда Презентацию подготовили: Воспитатель первой.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ »
ООП ДО Нормативно- правовая база ФГОС ДО «Своя игра»
ПО ВВЕДЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МАДОУ ЦРР –д/с 7 0 Старший воспитатель Горшенина Т.В. Утверждено.
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от г. 273-ФЗ); «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
Транксрипт:

Особенности методической работы ДОО в условиях ФГОС ДО, работа в содружестве со школой, разделение ответственности с родительской общественностью. К.Ю. Белая, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО, Заслуженный учитель России январь 2014

Три составляющие качественного дошкольного образования: 1- внедрение ФГОС ДО через систему методической работы; 2- содружество со школой в решении задач непрерывного образования; 3- разделение ответственности с родительской общественностью. В одном из документов сказано: «Временем перемен» станут 2013 – 2018 годы. Действительно в настоящее время в системе дошкольного образования произошли грандиозные события, требующие переосмысления многих позиций.

Об изменениях в организации и содержании работы ДОО: 30 декабря 2012 г правительство России утвердило план («дорожную карту») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» Образовательные учреждения переходят в статус организаций. -Государственно – общественное управление в деятельности образовательных организаций через управляющие советы. -Введена новая форма оплаты труда в образовании. - - В Москве запущен пилотный проект по слиянию дошкольных образовательных организаций со школами и создание образовательных комплексов.

Основы организации дошкольного образования Закон "Об образовании в Российской Федерации". от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от «Об утверждении Сан ПиН «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. ПРИКАЗ МИНОБР Р Ф от г «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ПРИКАЗ МИНОБР Р Ф 1014 от г Образовательная программа ДОО

Методическая деятельность в комплексе - Методическая работа в образовательной организации – это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений педагогов, система взаимосвязанных мер и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога и развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива в целом, на достижение качественных результатов образования, воспитания и развития детей. - Управление методической работой представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие всех участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей (Ю. К. Бабанский).

Методическая деятельность в комплексе осуществляется в инновационном режиме Методическая деятельность представляет собой специфический тип образовательной деятельности, содержанием которой является системное единство создание метода, его апробации, внедрение метода (получение методик), применение методик. (С.Ж. Гончарова) Модель методической деятельности включает в себя три «пространства». (Г.П. Щедровицкий)

Типы методической деятельности Создание Внедрение Применение метода метода методики Исследовательский тип (обеспечивает инновационные процессы) Экспериментальный тип (обеспечивает переход из режима развития в режим функционирования) Коррекционный тип (обеспечивает функционирование ) Метод Методика Гарантированный результат педагогической деятельности

Основные этапы организационно- педагогической деятельности по созданию системы методической работы При моделировании методической работы необходимо: определение состава педагогических сообществ и уровня их профессиональной компетентности в системе методической работы; обозначить особенности каждого педагогического сообщества, определить роль и место каждого внутри целостной системы методической работы, определить их достаточный и необходимый уровень профессиональной компетентности с учетом инновационной внедренческой деятельности образовательной организации

Основные этапы организационно- педагогической деятельности по созданию системы методической работы проектирование для каждого педагогического сообщества тематики методических объединений, творческих групп, поиск рациональных форм и способов их взаимодействия в целостной системе методической работы; создание материальной основы функционирования системы методической работы.

Основаниями для проектирования методической работы могут являться: региональная политика в области оптимизации деятельности образовательных организаций; приоритеты в содержании образовательного процесса, учет образовательных запросов потребителей образовательных услуг; рейтинг образовательной организации; кадровый потенциал для осуществления методической работы;

Выбирая оптимальный вариант системы методической работы, необходимо учитывать следующие параметры: задачи, стоящие перед ОО в инновационной (внедренческой) деятельности; результаты диагностики профессиональной деятельности педагогов и результаты работы ОО в целом; количественный и качественный состав педагогического коллектива (уровень образованности педагогов, их профессиональную компетентность, готовность к внедрению инноваций ); цели и функциональные особенности содержания методической работы в условиях комплекса; сложившиеся традиции; сравнительную эффективность различных форм методической работы в условиях инновационного ГБОУ для повышения профессиональных компетенций педагогов; материальные, моральные, психологические и другие условия.

Проектирование методической деятельности Методическая работа в комплексе как система может быть спроектирована по разным структурам: Функциональная: прогнозирование программирование планирование организация регулирование контроль стимулирование коррекция и анализ; Деятельностная: мотивы цель содержание формы методы результаты; Содержательная: физическое развитие; познавательное; речевое; социально- коммуникативное; художественно-эстетическое.

Проектирование методической деятельности Реализация программно-целевого принципа управления, являющегося основанием для проектирования методической работы, выражается в программном обеспечении системы методической работы. В содержание программного обеспечения должны войти: - Программа инновационной деятельности ОУ; - Программа обновления методической и научно-методической работы; - Целевая программа повышения квалификации педагогических работников; - Приказы, локальные акты, должностные инструкции; - Правовое обеспечение процесса инновационной методической работы, системы повышения квалификации педагогов ОУ; - Анализ результатов деятельности предыдущего интервала; - Изучение и интерпретация образовательных потребностей педагогов ГБОУ.

Формы методической работы репродуктивные (практикумы, научно-практические семинары, педагогические мастерские, семинары-практикумы, тренинги); репродуктивно-эвристические (педагогические чтения, научно-практические конференции, организационно- деятельностные игры); эвристико-продуктивные (фестивали педагогических идей, конкурсы профессионального мастерства, конкурсы методических разработок); продуктивные (научные конференции, теоретические семинары ). Групповые: консультации, семинары, круглые столы, практикумы, методические объединения, выставки, мастер- классы, открытые просмотры, творческие микрогруппы, школы педагогического опыта, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д. Индивидуальные: самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировки, наставничество и т.д.

ТРЕБОВАНИЯ к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Структурные подразделения в одной Организации (далее –Группы) могут реализовывать разные Программы.( ПРИКАЗ МИНОБР Р Ф 1014 от Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ.

ТРЕБОВАНИЯ к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к предметно- пространственной среде. Требования к развивающей предметно- пространственной среде Требования к кадровым условиям реализации Программы Требования к материально- техническим условиям реализации образовательной программы Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы

ТРЕБОВАНИЯ к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования Стандарт устанавливает требования: -к структуре образовательной программы; -к условиям ее реализации, включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно-пространственной среде; - к результатам освоения Программы, представленные в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Отвечая на вопрос «Как будут оцениваться результаты освоения Программы? Что будет с мониторингом? Директор ФИРО, академик Александр Григорьевич Асмолов сказал: « Когда я пишу, что стандарт дошкольного образования – это стандарт условий, я тем самым говорю, за условия отвечает не воспитатель, а учредитель. Создайте эти условия для детей и соблюдайте их. Кого я хочу проверить через стандарт? Говорю то, за что меня многие осудят: учредителя!» А.Г. Асмолов

Формы работы по введению ФГОС ДО 1. Организационно-управленческая работа по созданию условий внедрения ФГОС Создание и определение функционала рабочей группы по подготовке введения ФГОС (Приказ об утверждении рабочей группы) Разработка и утверждение плана-графика мероприятий по реализации направлений ФГОС Организация непрерывного повышения квалификации педагогических кадров по введению ФГОС. Поэтапная подготовка педагогических и управленческих кадров весь учебный год Предварительный анализ ресурсного обеспечения в соответствии с требованиями ФГОС Получение объективной информации о готовности ДОУ к переходу на ФГОС Разработка плана методического сопровождения введения ФГОС в ДО Методический совет Проведение инструктивно-методических совещаний и обучающих семинаров по вопросам введения ФГОС Поэтапно, весь учебный год Ликвидация профессиональных затруднений и уточнение смысловых понятий Организация работы по разработке образовательной программы ДО в соответствии с примерными образовательными программами Формирование сетевого взаимодействия по обеспечению преемственности начального и дошкольного образования в условиях реализации ФГОС Мониторинг введения ФГОС.Организация отчетности по введению ФГОС

Формы работы по введению ФГОС ДО 2. Кадровое обеспечение внедрения ФГОС Создание условий для прохождения курсов повышения квалификации педагогов по вопросам перехода на ФГОС весь период Создание творческих групп воспитателей по методическим проблемам, связанным с введением ФГОС весь период 3. Создание материально-технического обеспечения внедрения ФГОС Обеспечение обновления ДОО в соответствии с требованиями ФГОС к минимальной оснащенности педагогического процесса. Обеспечение соответствия материально-технической базы реализации ООП действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников ДО. Обеспечение ДО печатными и электронными образовательными ресурсами ООП. Обеспечение доступа педагогическим работникам, переходящим на ФГОС, к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных. Обеспечение контролируемого доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет.

Формы работы по введению ФГОС ДО 4. Создание организационно-информационного обеспечения внедрения ФГОС НОО Размещение на сайте ДО информации о введении ФГОС Весь период. Информирование общественности о ходе и результатах внедрения. Создание банка полезных ссылок, наличие странички на сайте ДО. Обеспечение публичной отчетности ДО о ходе и результатах введения ФГОС (Включение в публичный доклад раздела, отражающего ход введения ФГОС) Информирование общественности о ходе и результатах внедрения ФГОС Размещение публичного отчета на сайте ДО Информирование общественности через СМИ о подготовке к введению и порядке перехода ДО на новые ФГОС.Весь период Публикации, опыт работы и др.

Реальные показатели конечного результата методической работы : рациональные затраты времени, когда рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование (без перегрузки педагогов этими видами деятельности); стимулирующая роль методической работы: в коллективе улучшается психологический климат, растет творческая активность педагогов и их удовлетворенность результатами своего труда. Истинная оценка эффективности методической работы дается по конечному результату, а не по числу проведенных мероприятий.

Программное обеспечение преемственности ФГОС ДО и ФГОС НО Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) Утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования России г. Программы: «Преемственность»(Н.А.Федосова, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова и др.) «Предшкольная пора»(ЖуроваЛ.Е, ЩербаковаЕ.И., Салмина Н.Г., Козлова С.А., Куликова Т.А., Виноградова Н.Ф.) и др.

Стратегия образования Обеспечение качества образования – главная стратегическая установка в реформировании системы образования; Обеспечение непрерывности образования – условие достижения качества; Преемственность между всеми звеньями образования – основное средство обеспечения непрерывности

Ведущие принципы ФГОС принципы преемственности и развития ДОУНачальная школа Основная школа Старшая школа ВУЗ Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний; умение связать новые знания с жизненным опытом. Формирование у каждого ребенка умения учиться – учить СЕБЯ.

Преемственность содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не а наличием или отсутствием у ребенка определенных знаний по образовательным областям, а развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

Преемственность содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.

Цели и задачи непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста Общие цели непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста могут быть сформулированы как воспитание нравственного человека; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей. Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования в качестве важнейшего средства развития ребенка.

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач На дошкольной ступени: приобщение детей к ценностям здорового образа жизни; обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения; развитие, инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению; формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности; развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста ).

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач: На ступени начальной школы: осознанное принятие ценностей здорового образажизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.); желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности; совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования); специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств; индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми; предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и пр.; ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями); создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности; формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности; сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных норм активности.

Организация профессионального взаимодействия педагогов в рамках образовательного комплекса Организация взаимодействия воспитателей дошкольных подразделений и учителей начальной школы Пример: Пример: совместные круглые столы, семинары, где обсуждаются психолого- педагогические особенности современных детей дошкольного и младшего школьного возраста, вопросы преемственности ФГОС ДО и ФГОС НШ Взаимное посещение уроков в начальной школе и непосредственно образовательной деятельности в детском саду. Во время каникул в школе в дошкольных подразделениях проводятся дни открытых дверей для учителей младших классов, где они могут познакомиться с будущими учениками, понаблюдать за ними в повседневной жизни и на занятиях. Воспитатели, посещая уроки в начальной школе, могут увидеть успехи и достижения своих воспитанников, познакомиться с содержанием учебно- воспитательного процесса, различными методическими приёмами.

Разделение ответственности с родительской общественностью Изменение социально-экономических условий повысили актуальность внедрения и совершенствование форм государственно – общественного управления в деятельности образовательных учреждений Такой предпочтительной формой стали Управляющие советы. Управляющий совет – это реальное управление процессами деятельности и развития образовательной организации (финансово-хозяйственной и организационной деятельностью, сотрудничества с общественными организациями).

Разделение ответственности с родительской общественностью Координатором взаимодействия педагогического коллектива и родительской общественности должен быть управляющий совет. Решения управляющего совета относятся к правовым локальным актам учреждения наравне с приказами руководителя.

Разделение ответственности с родительской общественностью Дошкольная педагогика отошла от «работы с родителями» и поставила перед педагогами задачи - установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей. Эти отношения определяются понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие", под которыми подразумевается двусторонний процесс, ориентированный на повышение педагогической культуры родителей, их включение как полноправных партнеров в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

Разделение ответственности с родительской общественностью Активному включению родителей в воспитательно- образовательный процесс и деловому сотрудничеству помогли нетрадиционные, интерактивные формы взаимодействия: семейные клубы и гостиные, детско-родительские творческие мастерские и проекты, семейные экскурсии и др.

Спасибо за внимание !