План лекции 1. Система методов социально-педагогической диагностики. 2. Методы теоретического и практического исследования. 3. Изучение и использование.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
Advertisements

Методы сбора социологической информации
Опросные методы как вспомогательные методы психологического исследования Сургут 2012г.
Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
Проблемы, методы и формы диагностики воспитанности учащихся. Выполнили студенты 21 гр ФТО студенты 21 гр ФТО Ергер Е. Береснев Д.
Изучение педагогического опыта как метод педагогического исследования Выполнили: студентки V курса, заочного отделения, по направлению подготовки магистров.
ИОМКР Стулова Ю. А. Методы социологического исследования.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных.
Социальная психология. Предмет и методы социальной психологии как науки.
Социология физической культуры Модуль 2 Социологическое исследование в сфере ФК и С.
Понятие «групповые процессы» и принятие групповых решений.
Количественные и качественные методы Выполнила студентка 41-со группы.
В комплексе психолого-педагогических наук основным видом информации в педагогическом эксперименте является качественная, содержательная информация. Качество.
Основные вопросы психодиагностики. Психологическая диагностика наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических.
Метод способ достижения цели исследования, его решающая роль в успехе той или иной исследовательской работы очевидна. От его выбора зависти всё исследование,
Педагогическая диагностика в работе классного руководителя Учитель начальных классов Шишканова Снежана Егоровна.
Тема "Методы психологии".. Природа через человека познает самое себя. Если это так, то психология - это познание человечеством своей собственной природы.
Понятие «педагогический эксперимент» Экспериментом в науке называется изменение или воспроизведение явления с целью изучения его в наиболее благоприятных.
Лаб. НМСДММС КРИПКиПРО. новизна (ее уровень может быть различным: от научных открытий до применения достижений науки в практике и рационализации отдельных.
МОУ «Лицей г.Вольска Саратовской области Социальный педагог Самсонова В.Ю.
Транксрипт:

План лекции 1. Система методов социально-педагогической диагностики. 2. Методы теоретического и практического исследования. 3. Изучение и использование передового опыта, социально-педагогическое обследование, комплексные методики.

1. Система методов социально-педагогической диагностики Под методами понимаются разнообразные инструменты проникновения педагога в суть процессов, которыми он стремится управлять. Запас диагностического инструментария педагогики непрерывно пополняется за счет конструирования новых методов и заимствования пригодных для педагогических целей методов других наук.

Многие педагоги отмечают тенденцию превращения методов науки в методы практической деятельности специалистов образования. По мнению В.И.Журавлева, это происходит по причине обновления дидактических моделей и появления в практике методик исследовательского обучения.

В практике применяется немало различных диагностических методов. Среди них есть ориентированные на количественный результат и на получение качественных данных о состоянии изучаемых явлений и процессов. Такие методы разделяются на стандартизированные (имеющие в своем основании модель, предполагающие наличие шкал и дающие количественные результаты об отдельных сторонах объекта) и нестандартизированные (описательные, не имеющие нормативной модели для сопоставления, направлены на получение целостного представления о состоянии объекта).

2. Методы теоретического и практического исследования Наблюдение это метод познания педагогических явлений, основанный на целенаправленном восприятии (непосредственном или косвенном, через описание другими лицами) и фиксировании диагностом явлений или процессов с одновременной первичной обработкой получаемой информации в сознании наблюдающего.

Наблюдение чаще всего применяется в диагностической деятель­ности, направленной на выявление определенных закономерно­стей (устойчиво повторяющихся причинно-следственных связей) с целью их последующего анализа и использования для нужд прак­тической деятельности. При наблюдении явления и процессы воспринимаются непосредственно в целостности и динамике их изменения. Диагностическое наблюдение это метод познания педагогических процессов. Сущность наблюдения состоит в том, что в сознании педагога отображаются и фиксируются изменения изучаемого объекта, его количественнокачественные и другие переменные.

Наблюдение используется и как самостоятельный способ диагностики, и как составная часть методов. Оно проводится с целью накопления фактов и их последующего теоретического анализа. Наблюдаться могут поведение учащихся, проведение урока, общий распорядок работы школы, воспитательная работа учитеей, поведение и настроения учащихся и т.д.

Различают следующие виды наблюдений: включенное, когда диагност сам является участником наблюда­емого процесса или членом группы испытуемых, и невключенное, осуществляемое диагностом со стороны; непосредственное (прямое), когда между объектом и наблюдате­лем имеются прямые отношения (педагог непосредственный свидетель педагогического процесса, организатор и исполнитель наблюдения), опосредованное (косвенное), осуществляемое через представителей диагноста, работающих по его программе и зада­нию (сюда входит и самонаблюдение школьников по заданию педагога); открытое, проводящееся с ведома испытуемых, и скрытое, когда испытуемые не знают о своей подконтрольности (наблюдение ведется непосредственно педагогом или при его отсутствии при помощи записывающих технических средств);

непрерывное (лонгитюдное), которое ведется от начала до конца педагогического процесса, и дискретное, когда предметом периодического наблюдения являются лишь отдельные характеристики процесса (например, поведение школьника в определенных ситу­ациях, воспитательные элементы в процессе обучения); Монографическое (полусвободное), охватывающее большое коли­ чество взаимосвязанных явлений, узкоспециальное {выборочное, формализованное) с чрезвычайно подробным выделением единиц наблюдения (эмпирических индикаторов), восприятие и фиксация которых свидетельствуют о наличии того или иного явления и его характеристик, предопределенных целью научного поиска (например, причины конфронтации между учащимися и педагогом); наблюдение-поиск (сплошное наблюдение), проводящееся с целью «педагогической разведки» для обнаружения фактов, задающих корректировку темы изучения учащихся, на стадии диагнос­тического эксперимента; полевое, осуществляющееся в естественных для диагностируемых условиях, и лабораторное, осуществляющееся в искусственно организованных условиях, в том числе в значимых для испытуемых ситуациях (его, скорее, можно отнести к эксперименту).

К наблюдению предъявляются следующие требования: наблюдение должно быть целенаправленным (например, це­лями наблюдения могут быть выявление каких-то личностных ха­ рактеристик, проявляющихся в поведении и действиях человека; проверка частоты каких-то явлений или фактов; определение ха­ рактера и степени влияния каких-то педагогических действий на состояния учащихся и т. п.); наблюдение должно проводиться по заранее разработанному плану (программе), в котором детализируются и точно определяются объект, предмет, цель, выявляемые параметры и характеристики предметов и явлений (критерии и показатели), предполагаемый результат (модель явления или процесса); количество наблюдаемых признаков должно быть минимальным и строго соответствовать цели наблюдения, а время и длительность наблюдения точно определены; заранее должны быть разработаны процедура наблюдения и форма фиксации наблюдаемых фактов (протокол наблюдения) и формулирования промежуточных выводов; объекты должны наблюдаться в естественных для них условиях и через равные промежутки времени; получаемые сведения должны подвергаться сравнению, измерению и систематизации; наблюдатель должен знать причины появления ошибок в наблюдении и способы их минимизации.

Достоинство метода Главное его достоинство состоит в том, что педагог получает ценные факты непосредственно из жизни, из окружающей действительности (в процессе обучения, в ходе воспитательных мероприятий, родительских собраний и т.д.). Наблюдение позволяет фиксировать событие в момент его протекания, а также получить информацию о действиях индивида вне зависимости от его установок на «желательное», «одобряе­мое» поведение (что не исключается при опросе, лабораторном эксперименте).

Недостатки наблюдения К недостаткам наблюдения следует отнести его субъективизм. Сам факт знания исследуемыми, что за ними наблюдают, зачастую приводит к изменению поведения и сказывается на результатах наблюдения. Личностные особенности, установки, предшествующий опыт, эмоциональное состояние педагога и многое другое могут значительно повлиять на интерпретацию результатов исследования.

Контент-анализ. Одним из эффективных методов диагностики является контент-анализ, при котором содержательному анализу по заранее определенной схеме подвергаются письменные тексты испытуемого, его произведения, письма, продукты деятельности. Основные операции этого метода были разработаны в 2030-е гг. XX в. американскими социологами X. Лассуэлом и Б. Берельсоном в основном для изучения материалов средств массовой инфор­мации.

Задача контент-анализа состоит в том, чтобы выявить и оценить в контексте социальных смыслов и значений индивидуаль­но-личностные характеристики человека, проявляющиеся в том, что он делает, в частности, в продуктах его письменного творчества. При этом производится перевод массовой текстовой (или другого вида) информации в количественные показатели с последующей их статистической обработкой.

Благодаря контент-анализу можно получить сведения о прошедших событиях, наблюдать которые уже невозможно. Важный источник получения фактических данных изучение педагогической документации, которая характеризует учебно-воспитательный процесс в том или ином образовательном учреждении

Суть метода контент-анализа заключается в выделении в тексте определенных единиц содержания (терминов, оценок и т.д.) и их статистической обработке (подсчет объема и частоты упо­требления этих единиц, установлении пропорций между различными группами выделенных единиц, а также с общим объемом информации и т.д.). В современной школе все шире используется портфолио заранее спланированная подборка работ и индивидуальных достижений учащегося, связывающих отдельные аспекты его деятельности в целостную картину.

3. Изучение и использование передового опыта, социально-педагогическое обследование, комплексные методики Изучение опыта Опытная работа выражается в том, что педагог эмпирически (путем проб и ошибок) в собственной практике вырабатывает, проверяет или адаптирует к конкретным условиям отдельные методы и приемы работы, пособия, реко­мендации и пр., целую методическую систему, анализирует их эффективность, применимость, посильность для учащихся или учителя. Опыт основа поисковой исследовательской деятельно­сти педагога-практика.

Диагностический эксперимент. Диагностический эксперимент это строго контролируемое диагностом педагогическое наблюдение, проводимое в естественных или искусственно созданных и управля­ емых условиях, метод поиска способов решения педагогической проблемы. Эксперимент как метод диагностики подразумевает: изучение объекта как в естественных, так и в специально созданных и контролируемых условиях; воспроизведение отдельных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях для изучения их без сопутствую­щих обстоятельств; научно-объективную и доказательную проверку правильности гипотезы исследования.

Эксперимент это также комплекс методов исследования для выявления противоречий, постановки исследовательской проблемы или для решения проблемной задачи. Он проводится для исследования педагогических фактов и явлений, решения педагогических проблемных задач.

Эксперимент это такой метод диагностической деятельности, при котором происходит активное целенаправленное воздействие на педагогические явления путем создания новых условий или введения в него новых (экспериментальных) факторов для выявления причинно-следственных зависимостей.

Главные достоинства диагностического эксперимента заключаются в том, что он позволяет искусственно отделить изучаемое явление от других, целенаправленно подменять условия педагогического воздействия на испытуемых; повторять отдельные изучаемые педагогические явления примерно в тех же условиях.

Эксперимент может служить для решения таких диагностиче­ ских задач, как: установление зависимости между определенным педагогиче­ ским воздействием (их системой) и достигаемыми при этом ре­ зультатами в обучении, воспитании, развитии школьников; выявление зависимости между определенным условием (системой условий) и достигаемыми педагогическими результатами; определение зависимости между системой педагогических мер или условий и затратами времени и усилий педагогов и учащихся на достижение определенных результатов; -сравнение эффективности двух или нескольких вариантов пе­ дагогических воздействий или условий и выбора из них оптималь­ного варианта с точки зрения какого-то критерия (эффективность, затрачиваемое время, усилия, средства и т.д.); -доказательство рациональности проверяемого метода или определенной системы мер по ряду критериев одновременно при соответствующих условиях; -выявление причинно-следственных связей и зависимостей между различными педагогическими явлениями и процессами.

Методы опроса Методы опроса по частоте применения педагогами занимают второе, после наблюдения, место. Они помогают получить информацию о явлениях, процессах, которые недоступны прямому наблюдению и не находят отражения в документах. Это может быть информация о мотивах, интересах и предпочтениях людей, их семейной жизни или бытовой деятельности и т.д. Ее источником являются люди и их высказывания о своих настроениях, поступках, представлениях или о том, что их окружает. Выделяют разведочный (в начале комплексной диагностики) и уточняющий (в ее конце) опрос.

Под опросом понимается метод целенаправленного получения первичной вербальной (устной или письменной) информации путем заочного (опосредованного вопросником анкеты) или очного (непосредственного) общения педагога (анкетера, интервьюера) с опрашиваемыми (респондентами). В результате опроса выявляются оценки, мнения, установки, стереотипы восприятия и т.д.

Социологический опрос направлен на получение информации о внешней стороне (поступках, мнениях, интересах) деятельности опрашиваемых, а полученная информация всегда рассматривает­ся в контексте функционирования определенных общественных групп и общества в целом. Опрос, проводимый в социально-педагогических исследованиях, направлен на выявление глубинных характеристик, внутренних механизмов формирования поступков, мнений, интересов человека. Психолога прежде всего интересует не сам по себе факт наличия поступка, а та психологическая реальность, которая его обусловливает

Диагностическая беседа. Беседа это метод получения информации на основе прямого и относительно свободного общения с испытуемым. Он применяется с целью получения материала, характеризующего индивидуально-личностные особенности опрашиваемого. В беседе можно проверить данные, полученные методом наблюдения.

Во время беседы педагог не просто задает вопросы и получает ответы, в ее ходе он может высказать свою точку зрения, предло­жить ее для обсуждения испытуемому и тем самым дать ему возможность возразить или согласиться. Таким образом, испытуемый вынужден искать больше аргументов для подтверждения своего мнения.

Беседа может использоваться для достижения следующих задач: -выяснения фактов, событий, свидетелем или участником которых был испытуемый; установления его отношения к ним; выяснения причин конкретных проблемных ситуаций; -исследования методов и средств воспитания, которые применялись к испытуемому; -установления причин его аномального поведения; изучения особенности среды, в которой находится испытуемый; выявления его нравственных позиций, ценностных ориентации, ближайших целей и т.д.; изучения его внутреннего состояния и факторов, повлиявших на него, и т.д.

Планирование беседы осуществляется в несколько этапов. На первом этапе планирования беседы определяется цель беседы, объект и предмет разговора. На втором этапе планирования отрабатывается ход беседы: с чего лучше начать разговор (повод для начала разговора); как перейти к основной теме; как удержать инициативу; какие типы вопросов лучше использовать на разных этапах беседы; как влиять на активность и искренность испытуемого, какие для этого ис­ пользовать приемы общения; как правильно выйти из диалога. На третьем этапе прогнозируются результаты беседы, которые должны быть получены.

Структура беседы включает в себя установление доверительного контакта, основную часть, выход из беседы и анализ ее результатов.

1. Установление контакта. Беседу нельзя сразу начинать с вопросов по теме обследования. На первой ее фазе необходимо установить контакт с собеседником (снять напряжение, вызвать доверие со­беседника, расположить его к себе), создать благоприятную для беседы обстановку, привлечь внимание испытуемого к предмету обследования, пробудить у него интерес к беседе. Для этого ис­пользуются следующие приемы: снятие напряжения применение нейтральных вопросов, по которым предполагается согласие опрашиваемого и педагога; безобидная шутка (следует проявить осторожность при работе с детьми младшего и среднего школьного возраста); комплимент; пример из своей жизни, из своего детства; прием «зацепки» разговор на интересующие собеседника темы. Если известны его увлечения, круг интересов, можно пого­ворить о них. Можно обратить внимание на какой-то предмет, находящийся рядом с ним, который может иметь отношение к его хобби или символизировать память о ком-то или о чем-то; прием стимулирования игры воображения заострение внимания на проблемах, которые могут быть затронуты в ходе беседы (этот метод применим только к взрослым испытуемым);

Интервью в системе диагностики. Интервью это разновидность беседы, при которой диагност спрашивает, воздерживаясь от собственных высказываний по собственному вопросу, а испытуемый отвечает. Интервью предполагает заранее заготовленный вопросник, по которому интервьюер ведет беседу. Благодаря этой особенности полученные ответы легче обрабатывать: классифицировать, переводить в формализованный вид для математической и статистической обработки.

Интервью экономичнее по времени, в связи с чем можно опросить большее, чем при беседе, количество людей, а полученные данные использовать для выявления тенденций, наблюдающихся в данной выборке. В то же время личное общение интервьюера с опрашиваемым позволяет уточнять вопросы и ответы, корректировать полученные данные с учетом параллельных наблюдений.

Главный отличительный признак интервью строгая номенклатура и последовательность вопросов и их тестовый характер (наличие предположительных ответов). Интервьюер направляет опрос в нужное русло только с помощью промежуточных вопросов. В связи с этой особенностью интервью широко используется в психоаналитической и клинической практике, например для выяснения факторов и условий формирования отношений, позиции, мотивации опрашиваемого, источников формирования девиаций.

Вопросы задаются устно. В такой же форме даются ответы респондентов, которые фиксируются интервьюером в вопроснике интервью или на стандартизованном бланке с закодированными номерами вопросов и возможных ответов на них.

Интервью делится на несколько фаз.

Стартовая фаза интервью посвящается вхождению в кон­такт с интервьюируемыми. При явном интервью интервьюер сжа­то излагает цели и задачи диагностики, ее значение для теории и практики. Глубокое интервью требует более интимного контакта. Важно наладить дружеский тон, взаимопонимание, проявить ин­терес к респонденту, найти предмет его особого внимания (дети, книги, картины, охота и т.п.). Не следует отказываться и от угощения: это тоже сближает собеседников. Глубокое интервью всегда подчеркнуто индивидуально. Средняя фаза интервью характеризуются тем, что беседа все более сосредоточивается вокруг интересующего педагога вопроса. Заключительная фаза продолжение разговора на тему, интересующую собеседника. Опытный интервьюер, уходя, уверен, что он всегда может вернуться к этим людям и они его примут тепло.

Анкетирование это форма опроса, для которого педагог предварительно составляет список вопросов обследуемому контингенту лиц. Ответы на эти вопросы служат исходным эмпирическим материалом для обоб­щений. Анкетирование применяется для массового сбора информации (иногда от живущих в разных местах людей). Общение диагностируемого с диагностом носит опосредованный (через анкету) характер. Характер материалов анкет пригоден для количественного анализа и удобен в обработке.

Анкета это совокупность упорядоченных по содержанию и форме вопросов или пунктов. В педагогической диагностике при­меняются следующие виды анкет: анкета-интервью опросный лист, который вручается рес­понденту и заполняется в присутствии диагноста. Часто раздаются листы ответов, а вопросы анкеты диктуются или предлагаются на экране (классной доске); почтовая анкета рассылается лицам, которые выбраны для опроса; наиболее пригодна для опроса лиц, живущих далеко друг от друга, используется при опросах с простой тематикой. Такую анкету используют, например, для опроса родителей учащихся; анкетирование в среде распространение анкеты среди определенной группы населения. Ею можно пользоваться для опроса, к примеру, студентов, живущих в одном общежитии, участников конференции, заседания и т.п. Аналогично проводится анкетирование во время классного часа, родительского собрания, педагогического совета;

стереоанкетирование сравнение самооценки и оценки одного и того же лица. На каждого человека заполняется три-четыре и более идентичных вопросника: им самим, его родителя­ ми, педагогами, сверстниками и т.д. На основании сравнения и обобщения полученных данных составляется синтетическая стереоанкета, представляющая изучаемое лицо с различных точек зрения.

Стереоанкеты дают возможность сравнить точки зрения разных (как по возрасту, так и по отношению к исследуемому) людей, они помогают выяснить, насколько хорошо знают родители или педагоги ребенка, насколько их оценка его качеств отличается от оценки его сверстников и его самого. Стереоанкеты используются также для выявления достоверности массовых опросов.

При обработке данных анкеты проводится селекция материала: все анкеты, не представляющие интереса, исключаются. Затем производится анализ социальной структуры респондентов и сопоставление его со структурой населения. Дальнейшая обработка материалов происходит так же, как обработка протоколов интервью. При обработке и анализе ответов применяется такой прием, как группировка вопросов.

Социометрические методы В социально-педагогической диагностике широко распространены социометрические методы, основанные на опросе какой-либо группы с целью установления социально-психологических взаимоотношений в ней. Для этого косвенными вопросами выясняют взаимные симпатии и антипатии, устанавливают, кто в груп­пе пользуется наибольшим, а кто наименьшим уважением и авторитетом.

Задача социометрической шкалы представить в виде определенного количественного ряда отношение одного члена группы ко всем другим ее членам. Для этого у каждого члена группы вы­ являют, кто ему наиболее симпатичен (несимпатичен). Чтобы выявить отношения в группе, каждого учащегося спрашивают, с кем бы он хотел сидеть на занятиях, с кем бы хотел отдыхать, работать, готовиться к экзаменам и т. п.

На отдельном листе вычерчивается социограмма, которая представляет собой концентрические окружности (или прямоугольники), в которые помещают номера опрошенных. Номе­ра мальчиков обычно обводят треугольниками, номера девочек кружочками. В центральный круг помещают тех, кто набрал наибольшее количество выборов (так называемые «социометрические звезды»), во второй круг «предпочитаемых» (имеющих среднее количество выборов), в третий «пренебрегаемых» (у которых число выборов меньше среднего), в четвертый «изолированных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обозначается сплошной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал).

Рейтинг. Рейтинг это близкий к социометрии метод оценки определенных свойств, качеств человека или процесса компетентными экспертами- специалистами. Эксперты, проводящие рейтинг, должны обладать компетентностью, креативностью (наличием творческих способностей),

Шкалирование. Одним из важнейших средств математического анализа изучаемого явления, а также способом организации эмпирических данных, получаемых посредством наблюдения, изучения документов, анкетного опроса, экспериментов или тестирования, является метод шкалирования. Шкалирование это метод моделирования реальных процессов с помощью числовых систем. Методы шкалирования служат особыми приемами трансформации качественных характеристик в некую числовую переменную

Метод полярных профилей. Данный метод основан на сопо­ставлении положительного проявления показателя (качества, свой­ства) с его же отрицательным проявлением. Суть метода полярных профилей состоит в количественной оценке по определенной шкале проявлений каждого показателя. При этом оценивается не само качество или свойство, а то, насколько ярко оно выражено, как часто проявляется и т.п. В этом случае качественным оценкам приписывают количественные эквиваленты. Обычно они представляются в виде следующей шкалы: 5 баллов положительное качество сформировано полностью, ярко выражено и проявляется всегда; 4 балла преобладание положительного качества в большин­стве случаев; 3 балла слабое проявление положительного качества; 2 балла типичное проявление недостатка; 1 балл наличие отрицательного качества.

Тесты Общие требования к тестам. Тест это кратковременное измерение или испытание, проводимое для определения способностей или состояния человека. В отличие от оценки измерение представляет собой процедуру сопоставления изучаемого свойства с некото­рым эталоном, принимаемым за единицу измерения. Цель получить численные эквиваленты измеряемого свойства или качества. За единицу измерения принимаются специально подобранные или составленные контрольные задания.

Сами задания теста представляют собой не вопросы и не задачи, а задания, сформулированные в форме утверждения, которые в зависимости от ответов испытуемых могут превращаться в истинные или ложные высказывания. Последние легко кодируются принятым повсеместно двоичным кодом соответственно «1» или «О» и далее в таком виде поступают в современные системы обработки информации.

Тесты классифицируют по различным основаниям: по форме заданий устные и письменные, аппаратурные и бланковые, предметные, компьютерные тесты; по содержанию (предмету) диагностирования тесты, изучающие свойства интеллекта, способности, отдельные характеристики личности и т.д.; по цели тестирования тесты, предназначенные для самопознания, диагностирования специалистом или профессионального отбора; -по задачам вербальные и практические тесты; по формам процедуры обследования индивидуальные и групповые тесты; по направленности тесты, диагностирующие различные стороны, качества, свойства личности или группы; по наличию или отсутствию временных ограничений на вы­ полнение тестовых заданий тесты, учитывающие скорость вы­полнения заданий и тесты результативности; по уровню стандартизации высоко стандартизированные и слабо стандартизированные тесты.

Основу для составления педагогического теста составляют сле­дующие четыре основные формы тестовых заданий. Задания закрытой формы, когда испытуемому предлагается выбрать ответ на задание из нескольких (не менее 5) предложен­ных вариантов, причем только один из них является правильным. Все варианты ответа должны быть правдоподобными, чтобы ис­пытуемый тщательно обдумывал свой выбор. Задания открытой формы, когда в каком-либо утверждении делается пропуск смысловой единицы, причем предполагается, что заполнить этот пропуск можно строго однозначно. Как вари­ант может быть предложено задание на дополнение рисунка, тек­ста, предложения. Задания на соответствие, когда структурные единицы распо­лагаются в двух столбцах: слева помещаются понятия, справа их определения. Справа вариантов дается больше, чем слева, по­скольку среди вариантов есть правильные и неправильные. Еди­ницы в левом столбце нумеруются, а в правом обозначаются буквами. Ответом является постановка рядом с номерным знаком структурной единицы соответствующего буквенного обозначения выбранного варианта ответа. Задания на определение правильной последовательности, когда испытуемому предлагается установить последовательность каких-либо событий, действий, терминов и т.д. Вместо номерных зна­ков напротив каждой структурной единицы располагаются пус­тые клетки, в которых нужно расставить цифры, обозначающие номер места в устанавливаемой последовательности.

Личностные тесты это методы диагностики, с помощью которых измеряют различные стороны личности индивида: установки, ценности, отношения, эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичные формы поведения. Обычно личностные тесты применяются в одной из форм, таких как шкалы и опросники и ситуационные тесты, или тесты действия, с перцептивными, когнитивными или оценочными задачами (определяется усвоение знаний), оценкой себя, своих личностных конструктов и пр.

тесты на выявление личностных свойств имеют, согласно В. Г. Максимову, следующие особенности: в них внимание испытуемого обращается на то, что нет правильных и неправильных ответов и что главным является искрен­нее, правдивое изложение фактов, точное выполнение инструк­ций и т.п.; их подлинное назначение, как правило, скрывается от испытуемых (тесты отношений, измерения внушаемости, правдивости, доброты, склонности к сотрудничеству и т.д.); важными являются выявление частоты обнаружения данного свойства, диапазона, широты и интенсивности его проявления.

Проективные тесты это совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпре­тации результатов проекции. Составители проективных тестов ис­ ходят из предположения о том, что человек всегда преобразует (хотя бы в восприятии и представлении) ситуацию, в которой он оказался, «насыщает» ее собственными проблемами, «проецирует» на нее содержание своей личности, так как процесс восприятия всегда обусловлен следами прошлых впечатлений. Сюда относятся, например, тест чернильных пятен Роршаха, тест по объяснению сюжета на картинках и др.

Проективные тесты конструируются в двух видах. В ассоциативном проективном тесте предлагается использование незаконченных предложений, рассказов, рисунков и др. В экспрессивном проективном тесте испытуемый принимает участие в психодраме, игре, рисовании на свободную тему и др.

Тесты интеллекта это методики диагностики, ориентированные на выявление умственного потенциала индивида. Тесты креативности это методики для изучения и оценки творческих способностей личности. Критериально-ориентированные тесты это методики, направленные на выявление уровня владения знаниями и навы­ками умственных действий, которые необходимы и достаточны для выполнения определенных классов учебных или профессиональных заданий. Критерием служит наличие или отсутствие этих знаний.

Разработка теста сложная теоретическая задача, предполагающая анализ содержания учебного предмета или индивидуаль­но-личностного свойства, его моделирование, подбор разнотипных и разноуровневых заданий, их проверку и отбор наиболее ценных из них, разработку процедуры анализа и оценки.

Применение математических и статистических методов в социально-педагогической диагностике Описательная статистика направлена на то, чтобы описывать, подытоживать и воспроизводить в виде таблиц или графиков дан­ные того или иного распределения, вычислять среднее для данно­го распределения, его размах и дисперсию. Индуктивная статистика применяется тогда, когда требуется проверить, можно ли распространить результаты, полученные на данной выборке, на всю популяцию, из которой выборка взята. То есть до какой степени можно путем индукции распространить на большее число объектов ту или иную закономерность, обнару­женную при изучении ограниченной группы в ходе какого-либо наблюдения или эксперимента. Следовательно, индуктивная ста­тистика необходима после получения эмпирических данных, на этапе обобщения и конструирования выводов.

Корреляция в математической статистике показывает вероятностную или статистическую связь. В отличие от функциональной зависимости корреляция возникает тогда, когда зависимость од­ ного из признаков от другого осложняется наличием ряда случайных факторов.

Применение в педагогической диагностике статистических методов включает в себя следующие этапы Сбор эмпирических данных методами наблюдения, тестирования, эксперимента, анкетирования и других в целях получения количественных сведений о каких- либо явлениях, заполнение математической модели конкретными цифрами. Систематизация полученных сведений, нахождение обобщающих числовых данных и их обработка в пределах формальной математической модели. Составление математической модели для последующего описания с помощью цифр существенных свойств изучаемого объекта. Анализ и интерпретация данных, конструирование содержательных педагогических выводов.

Литература 1. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого- педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р.А. Атаханов. – М. : Загвязинский, В.И. Методология и методика социально- педагогического исследования / В.И.Загвязинский. – М., Изучение личности школьника учителем / под ред. З.И. Васильевой и др. – М. : Пе­дагогика, Кульневич, С.В. Диагностика учащихся: уровень развития, эффективность учебно-воспитательного процесса / С.В. Кульневич // Педагогическая диагностика.– – 6. – С. 66–77. 5.Солнцева, Л.С. Метод исследования личности учащегося (Использование метода «незаконченных предложений» в практической психологии) / Л.С. Солнцева, Т.В. Галкина. – М., 1993.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!