Система мониторинга в дошкольном образовательном учреждении.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА В СООТВЕТСТВИИ С ФГТ Подготовила: старший воспитатель Торопова С.Н.
Advertisements

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Уксянский детский сад «Рябинушка» Система мониторинга достижения планируемых результатов освоения основной.
@ Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования ( федеральный уровень Основная общеобразовательная программа дошкольного.
Организация психолого – педагогического мониторинга в ДОУ К.Ю. Белая, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО Сентябрь 2012.
Рекомендации по написанию основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
ФГТ в ДОУ В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы.
К.Ю. Белая, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО МАСТЕР - КЛАСС.
Деятельность администрации МДОУ по организации и контролю психофизического развития дошкольников Составила: Резепина Е.А. заведующий МДОУ детский сад 32.
Методические рекомендации по составлению аналитической справки по итогам мониторинга.
Анализ результативности образовательного процесса К.Ю. Белая, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО, Заслуженный учитель.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
« «Мониторинг качества образования в системе управления качеством образования в Д ОУ» Попова Л.А., старший воспитатель ГБДОУ детского сада 20.
МОНИТОРИНГ В ДОУ. Требование к системе мониторинга в ДОУ Система мониторинга в ДОУ призвана обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения.
ГБОУ ЦО1488 Педсовет «Управление процессом Педсовет «Управление процессом формирования качеств знаний учащихся» формирования качеств знаний учащихся»
«Мониторинг качества дополнительного образования детей» «Мониторинг качества дополнительного образования детей» Разработано заместителем директора Ункуновой.
Давыдова Гелуся Вазыховна, старший воспитатель МБДОУ 62 «Весняночка»
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЙ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ В СООТВЕТСТВИИ С ФГТ В ДОУ.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида 184»
Семинар на тему: «Оценка уровня освоения детьми дошкольного возраста основной общеобразовательной программы» диагностика и мониторинг.
«Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного.
Транксрипт:

Система мониторинга в дошкольном образовательном учреждении

В настоящее время общество и государство предъявляют к образованию принципиально новые требования. Для всех сторон жизни социума огромное значение имеют те способности и качества личности, которые закладываются образованием, в том числе дошкольном. В связи с этим актуальными становятся вопросы о системе мониторинга за результатами образовательной деятельности.

Система мониторинга в дошкольном образовательном учреждении Главные темы семинара: мониторинг, как метод контрольно- диагностической функции в управлении дошкольным образовательным учреждением; мониторинг (психолого-педагогический), как метод оценки итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволяющий оценить динамику достижений в развитии детей дошкольного возраста (ФГТ).

Система мониторинга в дошкольном образовательном учреждении Понятие мониторинг не имеет однозначного толкования, а изучается и используется в рамках различных сфер научно-практической деятельности человека. В рекомендациях Минобразования РФ (от 11 июня 1998 г. 33) дано определение: Мониторинг – постоянное наблюдение за нормированной деятельностью объектов инспектирования; сбор, системный учет, обработка и анализ, хранение, обновление и накопление информации для формирования необходимых решений по объекту инспектирования.

Система мониторинга в дошкольном образовательном учреждении П.И. Третьяков рассматривает мониторинг как специфический метод исследования педагогической деятельности и определяет в качестве основной его функции контрольно-диагностическую: …педагогический мониторинг – метод постоянного исследования, в реализации которого группой исследователей осуществляется нормативная контрольно - диагностическая деятельность на основе совершенствования ее инструментария, а также его основы - педагогической диагностики.

Система мониторинга в дошкольном образовательном учреждении А. С. Белкин выделяет четыре вида внутреннего мониторинга в образовательном учреждении: дидактический – слежение за различными сторонами учебного процесса; воспитательный - слежение за различными сторонами воспитательного процесса, которое учитывает систему связи отношений, характер взаимодействия участников образовательного процесса; социально-психологический - слежение за системой коллективно- групповых, личностных отношений, характером психологической атмосферы коллектива, групп; управленческий - слежение за характером взаимодействия на различных управленческих уровнях (системах: руководитель- педагогический коллектив; руководитель – ученический коллектив; руководитель - коллектив родителей; руководитель - внешняя среда ОУ; учитель - учитель; учитель - ученик; учитель - семья).

Система мониторинга в дошкольном образовательном учреждении В инструментарий педагогического мониторинга включается: система координат или контрольные точки сравнение с которыми будет даваться характеристика динамики развития объекта; сбор необходимой информации через: опросы (анкетный, выборочный, прессовый, репрезентативный, социометрический, экспертный и т.д.); анализ (документов, компонентов; последовательный, причинный, системный, структурно- функциональный и т.д.); наблюдение (систематическое, случайное, стандартизированное и т.д.) и другие методы исследования; формирование "банка данных", куда поступает получаемая информация; специальные (компьютерные) программы, помогающие в сборе и обработке данных (к сожалению, пока в силу остаточного принципа финансирования образование не в состоянии технически оснастить мониторинговые исследования в полном объеме).

Тема: Мониторинг, как метод контрольно- диагностической функции в управлении дошкольным образовательным учреждением Неотъемлемой частью управленческой деятельности руководителя ДОУ является контрольно - диагностическая функция. Мониторинг мы будем рассматривать как метод исследования педагогического процесса в рамках контрольно-диагностической функции.

Мониторинг, как метод контрольно-диагностической функции в управлении дошкольным образовательным учреждением В.Г. Алямовская выделяет важные условия организации мониторинга в ДОУ: он должен соответствовать стратегической цели образовательного учреждения; как метод контроля должен опираться на современную теорию управления образованием, новейшие достижения психолого-педагогической науки и практики, при этом учитывать нормативные документы Министерства образования и науки; должен представлять собой системную взаимосвязь всех структурных компонентов: сбор и обработку информации, анализ и диагностику, экспертизу и контроль; рефлексию и прогнозирование, интерпретацию, коррекцию и оценку; технологии, используемые в системе мониторинга, должны соответствовать его цели, задачам, объекту изучения; решать задачи мониторинга должны высококвалифицированные специалисты при участии педагога-психолога; исследование объекта должно соотноситься с нормативными показателями.

Мониторинг, как метод контрольно-диагностической функции в управлении дошкольным образовательным учреждении В системе внутрисадовского мониторинга важен вопрос реальной оценки результативности, которая складывается из: самооценки воспитателя; оценки родителей; оценки руководителя или экспертной группы; итоговой оценки. Необходимо разработать шкалу оценок, которая может иметь несколько вариантов.

Мониторинг, как метод контрольно-диагностической функции в управлении дошкольным образовательным учреждении Примерная шкала оценок СловеснаяЦветоваяБальнаяЗначокПроцентная Высокий уровень Красный3 балла++От 100% до 76% Достаточный уровень Желтый2 балла+От 75% до 66% Критический уровень Зеленый1 баллVОт 65% до 41% Недопустимый уровень Синий0 баллов–О 40% и ниже

Мониторинг, как метод контрольно-диагностической функции в управлении дошкольным образовательным учреждении Оценка кадров – одна из важнейших функций руководства коллективом. Оцениваемый должен быть убежден в объективности оценки; воспринимал ее как полезную для себя; знал, что нужно сделать, чтобы устранить выявленные недостатки; хотел их устранить; руководитель знал, какая помощь нужна сотруднику; был уверен, что эта помощь будет оказана. То есть оценка в этом случае призвана стать фактором, стимулирующим профессиональное развитием. Методы при организации контроля. : наблюдение (исследование и изучение наблюдаемого объекта); анализ (разбор с выявлением причин и определение тенденции развития); беседа (обязательно с обменом мнениями); анкетирование (опрос по заранее составленным вопросам); хронометраж ( измерение во времени); изучение документации; устная или письменная проверка знаний.

Виды управленческого контроля Оперативный контроль направлен на получение текущей или ежедневной информации о состоянии дел. Результаты оперативного контроля требуют оперативного выполнения тех предложений и замечаний, которые были сделаны по ходу изучения состояния вопроса. План оперативного контроля Вопросы на контроле Возрастные группы, недели месяца младшаясредняястаршаяподготовительная

Виды управленческого контроля Тематический контроль направлен на всестороннее изучение состояния образовательного процесса в соответствии с годовыми задачами ДОУ. План тематического контроля Цель__________________________________________________________________________ Проверка проводится с _____ по____ октября 20_____г. РазделыСодержание контроля Методика контроля Диагностика развития детей по данному направлению Уровень профессионального мастерства воспитателей Система планирования работы с детьми Создание условий и оценка развивающихся сред в группах, на участках, в методическом кабинете Взаимодействие с семьей воспитанников

Виды управленческого контроля День диагностики, регулирования и коррекции (ДРК) – одна из форм организации оперативного контроля. ДРК – это микроисследование, в котором принимает участие весь педагогический коллектив. Структура ДРК 1.Инструктаж тех, кто проводит и с кем будет проводится ДРК. 2.Составляется общая программа дня (возможно, что каждый участник- организатор составляет свою программу.) 3.Определяются сроки проведения ДРК и обработка полученных материалов. 4.Готовятся схемы, таблицы, отбираются диагностические методики, которые будут использоваться. 5.Предварительно анализируются материалы и документация по тематике ДРК. 6.Результаты ДРК обсуждаются на различных уровнях в зависимости от цели и объема микроисследований: на педсоветах, методических мероприятиях, совещаниях и др.

Виды управленческого контроля В условиях делегирования многих прав и полномочий руководителю ДОУ, а значит, и повышения его ответственности за результаты деятельности ДОУ, контрольно–диагностическая функция занимает важное место в системе управления. Недооценка значения этой функции снижает эффективность и качество работы учреждения. У каждого руководителя складывается своя система управленческого мониторинга, включающая разные виды, формы и методы контроля. Она может быть оформлена в виде циклограммы.

Виды управленческого контроля Контролируемый материалОпределяемые показатели контроляПериодичность контроля Примечание Помещения детского сада, связанные с пребыванием детей Игровые, спальни, туалетные, раздевалки, спортивный и музыкальный залы, педагогические кабинеты Температура воздуха1 раз в неделю Относительная влажность1 раз в квартал Уровень искусственного освещения1 раз в год Режим проветривания1 раз в месяц Мебель игровых и спальных помещений Маркировка и соответствие росту ребенка2 раза в год Расстановка мебели1 раз в неделю Постельное белье, предметы ухода за ребенком Индивидуальная маркировкаРаз в месяц, белье – при каждой смене Спортивный зал и подсобное помещение при нем Наличие защитных приспособлений, предубеждающих травмы 2 раза в год Наличие спортивной одежды у детей при проведении занятий 1 раз в месяц Расстановка и техническая исправность спортивного оборудования и инвентаря 1 раз в неделю Циклограмма контроля руководителем работы учреждения по сохранению и укреплению здоровья детей

Тема: Мониторинг (психолого-педагогический) как метод оценки итоговых и промежуточных результатов освоения Программы В соответствии с ФГТ: Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее – система мониторинга) должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга. Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ним, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей.

Система мониторинга образовательного процесса в программе Детство Авторы программы Детство предлагают выстроить систему мониторинга образовательного процесса по двум направлениям: оценка уровня овладения ребенком необходимыми навыками и умениями по десяти образовательным областям; оценка уровня развития интегративных качеств ребенка. В помощь воспитателям разработаны альбомы для каждой возрастной группы Результаты мониторинга образовательного процесса по этим двум направлениям.

Система мониторинга образовательного процесса в программе Детство Система мониторинга проводится в два этапа. На первом этапе предлагается оценить развитие каждого ребенка и проставить баллы в ячейке указанного параметра, а затем просчитать итоговый показатель. Второй этап – это подсчет итогового показателя по группе. В основе технологии организации мониторинга лежит пятибалльная система по принципу чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка. Нормативными вариантами развития авторы предлагают считать среднее значение по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8 балла. Показатель менее 2,2 балла свидетельствует о выраженном несоответствии развития ребенка по возрасту.

Система мониторинга образовательного процесса в программе Детство Критерии оценки по 5-балльной шкале следующие: 1 балл – ребенок не имеет представлений по указанному критерию интегративного качества; 2 балла – ребенок имеет отрывочные бессистемные представления по указанному критерию интегративного качества; 3 балла – ребенок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления по указанному критерию интегративного качества; 4 балла – ребенок имеет усвоенные с незначительными неточностями предложения по указанному критерию интегративного качества; 5 баллов – ребенок имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию качества.

Система мониторинга образовательного процесса в программе От рождения до школы К программе От рождения до школы вышло пособие Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы. Подготовительная к школе группа. Тетрадь для мониторинга детского развития (авторы Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса.) До конца 2011 года планируется выпуск тетрадей для мониторинга детского развития для всех групп детского сада, начиная со второй младшей группы, а также компьютерная программа на CD-диске, которая позволит проводить анализ динамики развития ребенка, а также сравнивать интегративные показатели по группе и по детскому саду в целом.

Система мониторинга образовательного процесса в программе От рождения до школы Оценка детского развития осуществляется в три этапа. Итоги отражаются в тетради, которая заполняется на каждого ребенка группы детского сада. Все характеристики детского развития объединены в девять разделов. Каждый из них характеризует одно из интегративных качеств детского развития, определенного Федеральными государственными требованиями (ФГТ). На первом этапе оцениваются все показатели развития по каждому интегративному качеству. Для этого заполняются соответствующие таблицы, представленные в тетради. Каждый показатель оценивается в баллах: от 0 до 3 баллов. На втором этапе суммируются полученные ребенком баллы по каждому разделу. На основании суммы баллов определяется итоговое значение, характеризующее развитие соответствующего интегративного качества (от 1 до 5 баллов). На основании итоговых значений заполняется сводная таблица результатов мониторинга и строится диаграмма развития интегративных качеств. На третьем этапе проводится качественный анализ развития ребенка, основная задача которого определение проблемных моментов детского развития. Подводя итоги мониторинга, педагог заполняет сводную таблицу результатов и строит диаграмму развития интегративных качеств.

Система мониторинга образовательного процесса в программе От рождения до школы Диаграмма развития интегративных качеств позволяет педагогу оценить гармоничность развития ребенка. Для этого он отмечает в диаграмме количество набранных дошкольником баллов по каждому интегративному качеству и соединяет показатели линией. На диаграмме проведена горизонтальная пунктирная линия. Если значение итогового показателя по какому-либо интегративному качеству располагается ниже этой линии, то необходимо провести дополнительную оценку развития данного качества другими специалистами. (Если результат по одному или нескольким интегративным качествам ниже 2 баллов, то требуется корректирующая работа педагога. Если результат ниже 1 балла, то требуется внимание специалиста.) Если будет установлено недостаточное развитие соответствующего интегративного качества, необходимо разработать дополнительную индивидуальную программу мероприятий, позволяющих активизировать процесс развития интегративного качества

Система мониторинга образовательного процесса в программе Истоки Авторы программы Истоки предлагают выстроить систему мониторинга образовательного процесса следующим образом. Мониторинг промежуточных результатов освоения программы проводится по разработанным листам оценки, соответствующим возрастным периодам. В Программе приводятся листы для оценки промежуточных результатов ее освоения на границе психологических возрастов. В конце каждого психологического возраста, можно сделать выводы об успешности решения программных образовательных задач. Предлагается 2-х уровневый подход к оценке. Первый уровень – низкоформализованные методы, применяемые воспитателем. Второй уровень – высокоформализованные методы, применяемые специалистами (педагогами – психологами, дефектологами, учителями- логопедами). Оценки по разделам физического и музыкального развития дают педагог по физической культуре и музыкальный руководитель. Отдельные пункты в картах детей первого года жизни и выпускника детского сада заполняет медицинский работник.

Система мониторинга образовательного процесса в программе Истоки Предлагается использовать показатели: достаточный, уровень близкий к достаточному, недостаточный уровень. Если по каким-то направлениям присутствуют оценки недостаточный уровень, процесс мониторинга переходит на второй уровень, предполагающий проведение комплексного диагностического обследования. В Листах оценки промежуточных результатов даны параметры оценки (достаточный, близкий к достаточному или недостаточный). Преобладание оценок достаточный уровень свидетельствует об успешном освоении программы, если по каким-то направлениям преобладает близкий к достаточному, следует усилить индивидуальную работу. Если по каким-то направлениям преобладает недостаточный, процесс переходит на второй уровень - это проведение комплексного психологического диагностического обследования (проводит педагог-психолог).

Система мониторинга образовательного процесса в программе Истоки Итоговые результаты освоения программы реализуются через заполнение Карты развития ребенка 6-7 лет, предполагающее применение различных методов оценки: наблюдение за детьми, изучение продуктов их деятельности (рисунков, аппликаций), несложные эксперименты, (в виде отдельных поручений), беседы и т.д. В ней отражены основополагающие линии развития ребенка. Карта заполняется в конце последнего года пребывания дошкольника в детском саду перед его поступлением в школу. Она прошла экспертизу в ряде научных учреждений РАО, МГУ, а также в широких практических кругах. По мнению авторов - разработчиков Карта индивидуального развития дошкольника должна стать обязательным документом при приеме в первый класс школы.

Система мониторинга образовательного процесса в программе Успех В Программе выделен раздел Планируемые результаты освоения программы, где представлен Социальный портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования и краткое разъяснение основных составляющих этого портрета. Промежуточные результаты раскрывают динамику формирования интегративных качеств в каждый возрастной период (тексты даны в программе.) Авторами (И.А. Бурлакова, Е.Е. Клопова, Е.К. Ягловская) выпущено пособие Мониторинг достижения детьми планируемых результатов, которое состоит из методических рекомендаций для педагогов и 14 иллюстраций для работы с детьми. В нем также предлагается по четыре задания для детей каждой возрастной группы, которые оцениваются с помощью карты развития.

Спасибо за внимание ! Контактные телефоны: Белая К.Ю.