ТАТАУРОВА МАРГАРИТА НИКОЛАЕВНА, СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ, МКДОУ Д/С 429 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ТЕРЕМОК» ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ГОРОДА НОВОСИБИРСКА Работа дошкольного учреждения в условиях реализации ФГОС ДО
ds-429nios.ru
Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в действие с г.) Важнейшие изменения: Ст.2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе - Образовательная организация –некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. - Участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность Ст.10. Уровни общего образования:: - Дошкольное образование - Начальное общее образование - Основное общее образование - Среднее общее образование Ст.23. Типы образовательных организаций: Определяет 6 типов образовательных организаций: - Дошкольная ОО; - Общеобразовательная ОО; - ОО дополнительного образования; - ОО дополнительного профессионального образования; - Профессиональное ОО; - ОО высшего образования
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" 1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации: от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2010 г., регистрационный N 16299); от 20 июля 2011 г. N 2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2011 г., регистрационный N 22303). 3. Настоящий приказ вступил в силу с 1 января 2014 года. Письмо Минобрнауки РФ и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 13 января 2014 года Сопровождение деятельности "пилотных площадок" в субъектах РФ по введению ФГОС ДО Январь декабрь 2014 Обеспечение поэтапного повышения квалификации руководителей и педагогов ДОО по вопросам ФГОС ДО (Июль декабрь 2016)
Стандарт дошкольного образования Требования к результатам Требования к условиям Требования к структуре программы Общие положения
1.4. Основные принципы дошкольного образования: 1)Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; 3) Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; 4) Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5) Сотрудничество Организации с семьей 6) Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8) Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) Учет этнокультурной ситуации развития детей.
1.4. Основные принципы дошкольного образования: Сотрудничество Организации с семьей Идеальный педагог для ребенка – не тот, кто освоил методики, но тот, кто эмоционально близок, т.е. родители и близкие родственники. Участие родителей в образовании детей естественно. Поэтому эффективность системы дошкольного образования зависит от параллельных аналогичных воздействий в семье.
1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач: 1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 3. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; 4. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Стандарт является основой для: 1. Разработки Программы; 2. Разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования; 3. Оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Содержание Программы реализуется в рамках 5 образовательных областей: социально- коммуникативное развитие, познавательной развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возраста детей и реализовывается в определённых видах детской деятельности: в раннем возрасте это предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, савок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность
для детей дошкольного возраста это игровая, включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисования, лепки, аппликации), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
основные компетенции педагогов …. поддержка индивидуальности и инициативы детей через : создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях...
ФГОС ДО, п создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ Часть 6 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, 53, ст. 7598; 2013, 19, ст. 2326). ПРОГРАММА НАПРАВЛЕНА НА:
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Требования к условиям реализации Основной Образовательной Программы Дошкольного образования включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде (п ФГОС ДО) Требования к развивающей предметно-пространственной среде (п.3.3.) Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящийся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее – участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. На территории МКДОУ д/с 429 оборудована спортивная площадка, 520 кв. м.
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении города Новосибирска «Детский сад 429 комбинированного вида «Теремок» создана насыщенная развивающая, предметно-пространственная среда. Развивающая предметно-пространственная среда является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.
Офтальмологический кабинет, кабинеты учителя-логопеда и учителя – дефектолога (тифлопедагога)
Предметно-пространственная среда в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении города Новосибирска «Детский сад 429 комбинированного вида «Теремок» в каждой группе организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3-5 человек. Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия для общения со сверстниками. Предусмотрены «уголки уединения», где ребенок может отойти от общения, подумать, помечтать.
Социально- коммуникативно е развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Физическое развитие Методическое обеспечение реализации образовательной программы дошкольного образования «Детство»: четвертый год жизни, 2-я младшая группа. Методическое обеспечение реализации образовательной программы дошкольного образования «Детство»: пятый год жизни, средняя группа. Методическое обеспечение реализации образовательной программы дошкольного образования «Детство»: шестой год жизни, старшая группа Методическое обеспечение реализации образовательной программы дошкольного образования «Детство»: седьмой год жизни, подготовительная группа. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, – 321 с. СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С НАПРАВЛЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА, ПРЕДСТАВЛЕННЫМИ В 5 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЯХ
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ЦЕНТР ПОЗНАНИЯ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ИГРОВОЙ ЦЕНТР ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЦЕНТР СПОРТИВНЫЙ ЦЕНТР ПОП ДО «Детство», с
В каждой группе созданы различные центры активности: «Центр познания» обеспечивает решение задач познавательно- исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты); «Центр творчества» обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность); «Игровой центр», обеспечивающий организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр; «Литературный центр», обеспечивающий литературное развитие дошкольников; «Спортивный центр», обеспечивающей двигательную активность и организацию здоровьесберегающей деятельность детей. «Центр познания» обеспечивает решение задач познавательно- исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты); «Центр творчества» обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность); «Игровой центр», обеспечивающий организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр; «Литературный центр», обеспечивающий литературное развитие дошкольников; «Спортивный центр», обеспечивающей двигательную активность и организацию здоровьесберегающей деятельность детей.
Значительную роль в развитии дошкольника играет искусство, поэтому в оформлении холлов и помещений групп большое место отводится изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Картины, скульптуры, графика, роспись, витражи, декоративные кладки, изделия народного прикладного искусства и т. д. с детства входят в сознание и чувства ребенка и используются в реализации образовательных ситуаций.
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении города Новосибирска «Детский сад 429 комбинированного вида «Теремок» в некоторых помещениях (в сенсорной комнате, кабинете педагога-психолога, в помещении, музыкальном зале) находятся специальные информационно-коммуникационные средства, позволяющие усиливать эффект погружения в воображаемую ситуацию с помощью проекций виртуальной реальности, мультимедийных презентаций и клип-арта. В том числе и помещение холла, оборудованное аквариумом и зеркальным водопадом на стене.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОСТУДИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ СТУДИЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ СЕНСОРНАЯ КОМНАТА ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННАЯ СТУДИЯ МУЗЕЙ ОФТОЛЬМОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР