Л.Н.ТОЛСТОЙ. (1828-1910) ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО. (ОБЗОР).

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В ЯСНОЙ ПОЛЯНЕ Л.Н.Толстой. Откуда начинается личность? "... Я был бы несчастливейший из людей, если бы не нашел цели для моей жизни - цели общей и полезной..."
Advertisements

Свет великой жизни Л.Н. Толстой Урок литературы в 10 классе подготовила подготовила Рухлина Е.В. Рухлина Е.В.
Л.Н.Толстой. Жизненный и творческий путь Выполнено: учитель МБОУ «Шаховская ОСОШ» Петрова Е.В.
Лев Николаевич Толстой ( ) Родился 28 августа 1828 г. в семье военного, участника Отечественной войны 1812 года графа Николая Ильича Толстого и.
Лев Николаевич Толстой Л.В. Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1829 года в имении Ясная Поляна Тульской губернии.
Лев Николаевич Толстой родился в Ясной Поляне Когда Лёвушке было 2 года, умерла мать. Самым близким человеком стала дальняя родственница бабушки.
Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910) Толстой рассказал нам о русской жизни почти столько же, как и вся остальная наша литература. М.Горький.
«смысл моей жизни в перенесении себя в жизнь, в интересы других». «чем больше служишь другим.., тем радостнее». Чем больше служишь себе.., тем тяжелее.
«Нет человека более достойного имени гения, более сложного и противоречивого и во всем прекрасного…» А.М. Горький.
ДЕТСТВО Л.Н.ТОЛСТОГО (ВОСПОМИНАНИЯ). МБОУ СОШ 99 г.о.Самара Предмет: Литературное чтение Учебник: Л.Ф. Климанова, 2011 г. Класс:3 Учитель: Сыртова Н.А.
Лев Николаевич Толстой ( ) Жизненный и творческий путь.
Презентация на тему Лев Николаевич Толстой- Выдающаяся личность Выдающаяся личность презентацию подготовил ученик 8 класса Б Тимченко Евгений Учитель обществознания.
Лев Николаевич Толстой. Обзор творчества. Портрет работы И.Репина. Учитель МУО Лучинниковская оош Калязинский р-н Тверская обл. Смирнова Ольга Алексеевна.
Лев Николаевич Толстой. Родители родился 9 сентября 1828 г в усадьбе Ясная Поляна. усадьбе Ясная Поляна. Матери своей я совершенно не помню. Мне было.
Ему было близко всё человечество. Но любил он, непобедимой любовью, свою Россию. Её душу понимал он, как никто; красоту её природы изображал с совершенством.
Презентацию на тему: Жизнь и творчество Л. Н. Толстого Выполнила : Саркисян Валентина Проверила: Борисова Любовь Петровна.
МСШ1 2010/2011 уч.год. Лев Николаевич Толстой Л.Н. Толстой родился 9 сентября (28 августа) 1828 года в имении Ясная Поляна Крапивенского уезда Тульской.
Граф Николай Ильич Толстой ( ), ОТЕЦ Л. Толстого. Первое место… занимает, хотя и не по влиянию на меня, но по моему чувству к нему, … мой отец.
Биография Л.Н. Толстого. Местом рождения великого русского писателя и философа Толстого является Ясная Поляна – село, где Лев Николаевич был четвертым.
Что можно сказать о человеке, составившем для себя следующие правила жизни? 1. Что назначено непременно исполнить, то исполняй, не смотря ни на что. 2.
Транксрипт:

Л.Н.ТОЛСТОЙ. ( ) ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО. (ОБЗОР).

Толстой рассказал нам о русской жизни почти столько же, как и вся остальная наша литература. М. Горький Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться! Т. Драйзер Ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через двадцать и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы. Л.Н. Толстой (из письма П.Д. Боборыкину, 1865 г.) Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя. Л.Н. Толстой

Основные этапы жизненного и творческого пути Л. Н. Толстого: 1. Родился 28 августа(9 сентября)1828 г. в имении Ясная Поляна Крапивинского уезда Тульской губернии в дворянской семье. После смерти матери детей воспитывает дальняя родственница Т. А. Ергольская. 2. К гг. относятся первые литературные опыты Толстого. 3. В 1837 г. семья переезжает в Москву. После смерти отца детей воспитывает его сестра Александра Ильинична. 4. В 1841 г. после смерти Александры Ильиничны детей отправляют в Казань, к тетушке Пелагее Ильиничне Юшковой, которая становится опекуншей сирот. Толстой получает прекрасное домашнее образование.

5. С 1844 г. учится в Казанском университете, сначала на восточном факультете, а затем на юридическом. Ведет жизнь человека сотте il faut. В 1847 г., не закончив образования (так как неудовлетворен качеством обучения), покидает университет и уезжает в Ясную Поляну с целью серьезно заняться самообразованием.

6. В гг. находится в поиске «дела жизни»: занимается музыкой, философией и т. д. Начинает вести дневник и составляет для себя «моральный кодекс». В 1849 г. едет в Санкт-Петербург для сдачи экзаменов на степень кандидата прав, однако, выдержав два из них, возвращается в Ясную Поляну, где начинает заниматься хозяйством. 7. В 1850 г. поступает на службу в канцелярию Тульского губернского правления.

8. В 1851 г. вместе с братом Николаем отправляется на Кавказ, в армию. 9. В 1852 г. в «Современнике» опубликована повесть «Детство», вызвавшая восторженные отзывы. 10. В 1854 г. переводится в Дунайскую армию, получает чин прапорщика. Написана повесть «Отрочество». 11. В гг.принимаетучастие в обороне Севастополя. В журнале «Современник» опубликованы его «Севастопольские рассказы». 12. В 1855 г. приезжает в Санкт-Петербург, начинает сотрудничать в журнале «Современник». 13. В 1856 г. написана повесть «Утро помещика». 14. В 1857 г. выходит в отставку и пишет повесть «Юность». Предпринимает путешествие за границу(Франция, Швейцария, Италия, Германия). Вернувшись в Россию, отпускает своих крепостных на волю.

гг. период увлечения «чистым искусством». Написаны повести «Люцерн», «Альберт», «Три смерти». 16. В гг. увлекается педагогической деятельностью и открывает в Ясной Поляне школы для крестьянских детей. Во время второй заграничной поездки, в 1861 г., знакомится с европейскими формами образования. 17. В 1862 г. женится на С. А. Берс. 18. В 1863 г. заканчивает 10-летнюю работу над повестью «Казаки». 19. В гг. работает над романом-эпопеей «Война и мир». 20. В 1873 г. избран членом-корреспондентом Академии наук по отделению русского языка и словесности.

21. В гг. пишет роман «Анна Каренина». 22. Период гг. ознаменовался переломом в мировоззрении Толстого, следствием которого явилась критика всего социального устройства и переход на позиции патриархального крестьянства. Написана «Исповедь». 23. В гг. работает над религиозно- философскими сочинениями «В чем моя вера?», «Царство Божие внутри нас», «Соединение и перевод четырех Евангелий», в которых подвергаются критике основные принципы учения официальной церкви. 24. В гг. работает над повестью «Смерть Ивана Ильича», драмой «Власть тьмы». 25. В гг. пишет повесть «Крейцерова соната».

26. В гг. работает над романом «Воскресение». 27. В 1891 г. отказывается от авторских нрав на все свои последние сочинения. 28. В 1901 г. за противоцерковные выступления и критику православия определением Синода Толстой был отлучен от церкви. 29. В начале 900-х гг. пишет ряд публицистических статей («Не могу молчать!», «Не убий», «Христианство и смертная казнь» и др.), рассказ «После бала». 30. В ночь с 27 на 28 октября 1910 г. уходит из Ясной Поляны. 7 ноября 1910 г.скончался на станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги. Похоронен в Ясной Поляне.

1)Проследите становление личности Л.Н. Толстого. Что можно сказать о чертах характера, о внутреннем мире писателя на разных этапах его становления? 2)Как постепенно формировалась идея нравственного самоусовершенствования? К чему она привела Л. Толстого? 3)Ваше мнение о дневниковых записях Л. Толстого. Чем они интересны для вас?

1847 год (Толстому 19 лет). 17 марта.... Я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь, которую большая часть светских людей принимает за следствие молодости, есть не что иное, как следствие раннего разврата души. 17 апреля.... Я был бы несчастливейший из людей, ежели бы не нашел цели для моей жизни – цели общей и полезной апреля. Я написал вдруг много правил и хотел всем им следовать; но силы мои слишком слабы для этого. Теперь же я хочу дать себе одно только правило и прибавить к нему другое только тогда, когда я уже привыкну следовать одному. Первое правило, которое я назначаю, есть следующее: 1. Исполняй все то, что ты определил быть исполненному.

1848 год. 1. Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего. 2. Довольствоваться настоящим. 3. Искать случаев делать добро... Правила исправления: Бойся праздности и беспорядка... Бойся лжи и тщеславия... Запоминать и записывать все полезные сведения и мысли... Не верить мыслям, родившимся в споре... Не повторять чужих мыслей.

1848 год. 1. Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете. 2. Изучить практическую медицину и часть теоретической. 3. Изучать язык французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский. 4. Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое. 5. Изучить историю, географию и статистику. 6. Изучить математику, гимназический курс. 7. Написать диссертацию. 8. Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи. 9. Написать правила. 10. Получить некоторые познания в естественных науках. 11. Составить сочинение из всех предметов, которые буду изучать. Примечание: Самое удивительное, что большую часть этой программы я выполнил!

1854 год. 2 ноября.... Одесса... Велика моральная сила русского народа. Много политических истин выйдет и разовьется в нынешние трудные для России минуты. Чувство пылкой любви к Отечеству, восставшее и вылившееся из несчастной России, оставит надолго следы в ней. Те люди, которые теперь жертвуют жизнью, будут гражданами России и не забудут своей жертвы. Они с большим достоинством и гордостью будут принимать участие в делах общественных ноября. Когда же, когда, наконец, перестану Без цели и страсти своей век проводить, И в сердце глубокую чувствовать рану, И средства не знать, как ее заживить.

1855 год. 18 марта....вот мое самое новое правило, кроме тех, которые я давно поставил себе, - быть деятельным, рассудительным и скромным. 2 августа.... Главная мысль романа должна быть невозможность жизни правильной помещика образованного нашего века с рабством. Все нищеты его должны быть выставлены и средства исправить указаны. 21 сентября....Моя главная цель в жизни есть добро ближнего и цели условные – слава литературная, основанная на пользе, добре к ближнему...

1878 год. 22 мая. Прежние важные и тяжелые мысли и чувства. Все мерзости моей юности ужасом, болью раскаяния жгли мне сердце. Долго мучился. 7 апреля. Ясная Поляна. Разговор с Сережей о непротивлении злу... 9 мая.... Из 700 дворов 100 едят свой хлеб. Земли 1,2 десятины на душу. Грамотных два. 28 июня. У нас обед огромный с шампанским... Пояса пятирублевые на всех детях. Обедают, а уже телега едет на пикник промежду мужицких телег, везущих измученных работой народ... 5 сентября. Москва.... Вонь, камни, роскошь, нищета, разврат. Собрались злодеи, ограбившие народ, набрали солдат, судей, чтобы оберегать их оргии, и пируют.

1881 год. Жить в ясной. Самарский доход отдать на бедных... Никольский доход (передав землю мужикам) точно так же. Себе, т.е. нам с женою и малыми деть­ми, оставить пока доход Ясной Поляны, от 2-х до 3-х тысяч (оставить на время, но с единственным желанием отдать и его весь другим, а самим удовлетворять самим себя, т.е. ограничить как можно свои потребности и больше давать, чем брать, к чему направлять все силы и в чем видеть цель и радость жизни)... Меньших воспитывать так, чтобы привыкли меньше требовать от жизни. Учить их тому, к чему у них охота, но не одним наукам, а наукам и работе...

1883 год. 1 января. Москва.... Собственность как она теперь – зло... Не было ложки, было полено - я выдумал, потрудился и вырезал ложку. Какое же сомненье, что она моя? Но собственность, ограждаемая насилием – городовым с пистолетом – это зло. 30 марта. Лег в 11 и встал очень рано. Ходил на чулочную фабрику. Свистки значат то, что в 5 мальчик становится за станок и стоит до 8. В 8 пьют чай и становятся до 12. В час становятся до 4. В 4,5 становятся до 8. И так каждый день. Вот что значат свистки, которые мы слышим в постели. 3 июня.... Пошел на суд. Заведение для порчи народа. И очень испорчен. Расчесывают болячки – вот суд. 13 июня. Рано. Сходил к Федоту. Страшная нищета. Как мы выработали в себе приемы жестокости. Ведь, собственно, надо было остаться там и не уйти. 21 июня.... Пропасть просителей. Обделенные землею вдовы, нищие. Как мне тяжело, потому что ложно. Я ничего не могу им делать. Я их не знаю. Их слишком много. И стена между мной и ими.

1883 год. 27 ноября.... Задача всех одна: из своего положения богатства, больших требований и отсутствия полезного труда для людей, выучиться жить с меньшими требованиями и не желать больших и выучиться делу наверно полезному людям. 7 декабря.... Вчера думал, служить людям? Но как, чем служить? Не деньгами, не услугами телесными даже, расчистить каток, сшить сапоги, вымыть белье, посидеть ночь с больным. Все это хорошо, может быть, и дурно, и, в сущности, бесполезно. Одно полезно, одно нужно – это научить его жить добро. А как это сделать? Одно средство: самому жить хорошо.

1889 год февраля. Москва.... Политического изменения, социального строя не может быть. Изменение только одно нравственное, внутреннее человека. Но каким путем пойдет это изменение? 30 апреля. Москва.... думал: вот 7 пунктов обвинительного акта против правительства: 1)Церковь, обман, суеверие, траты; 2)Войско, разврат, жестокость, траты; 3)Наказание, развращение, жестокость, зараза; 4)Земледелие крупное, ненависть, беднота города; 5)Фабрика - убийство жизни; 6)Пьянство; 7)Проституция.

1900 год. 30 августа. Ясная Поляна. 72 года. Во что же я верю? - спросил я. И искренне ответил, что верю в то, что надо быть добрым: смиряться, прощать, любить. В это верю всем существом ноября. Москва.... 1) Мы, богатые классы, разоряем рабочих, держим их в грубом непрестанном труде, пользуясь досугом и роскошью. Мы не даем им, задавленным трудом, возможности произвести духовный цвет и плод жизни: ни поэзии, ни науки, ни религии.

1902 год. 21 марта.... 4) Говорят, вернитесь к церкви. Но ведь в церкви я увидел грубый, явный и вредный обман год. 18 июля. Ясная Поляна.... Моя жизнь погублена, испорчена этой ужа­сающей праздностью. Как бы хотелось предостеречь других от такой же погибели.

1905 год. 31 июля. Ясная Поляна.... Сидим во дворе, обедаем, десять кушаний, мороженое, лакеи, серебро, и приходят нищие, и люди добрые продолжают есть мороженое спокойно. Удивительно!!! Русская революция должна разрушить существующий порядок, но не насилием, а пассивно, неповиновением год. 3-4 октября. Ясная Поляна....5) Записано так, после очень тяжелого настроения. Уж очень отвратительна наша жизнь: развлекаются, лечатся, едут куда-то, учатся чему-то, спорят, заботятся о том, до чего нет дела, а жизни нет, потому что обязанностей нет. Ужасно!!! Все чаще и чаще чувствую это.

1907 год. 26 октября. Ясная Поляна.... 7) (Очень важное!) Непротивление злу насилием – не предписание, а открытый, сознанный закон жизни для каждого отдельного человека и для всего человечества - даже для всего живого год. 19 апреля. Ясная Поляна.... Чувствую большую тяжесть от глупой благотворительности внешней в соединении с безумной роскошью жизни своей. 3 июня. Ясная Поляна. Третьего дня получил письмо с упреками за мое богатство и лицемерие и угнетение крестьян, и к стыду моему, мне было больно. Нынче целый день грустно и стыдно. Сейчас ездил верхом и так желательно, радостно показалось уйти нищим, благодаря и любя всех.

Из «тайного» дневника 1908 года. 2 июня. Ясная Поляна. Когда я спрошу себя: Что же мне нужно – уйти от всех. Куда? К Богу, умереть. Преступно желаю смерти год. 7 января....Нет беспощадной тоски, есть только не перестающий стыд перед народом. Неужели так и кончу жизнь в этом постыдном состоянии? 26 октября. Все больше и больше тягощусь этой жизнью...

1)Проследите становление личности Л.Н. Толстого. Что можно сказать о чертах характера, о внутреннем мире писателя на разных этапах его становления? 2)Как постепенно формировалась идея нравственного самоусовершенствования? К чему она привела Л. Толстого? 3)Ваше мнение о дневниковых записях Л. Толстого. Чем они интересны для вас?

Домашнее задание: 1. По тезисам в тетради и материалам учебника составить схему-конспект для развернутого рассказа о жизненном и творческом пути Толстого. 2. С ; обзор трилогии.