Психическая адаптация – процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Возрастные особенности младшего подростка: потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; повышенная утомляемость; стремление обзавестись.
Advertisements

Адаптация пятиклассников к новым условиям. Возникающие проблемы очень много разных учителей; непривычное расписание; много новых кабинетов; новые дети.
Родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"
Подготовила: школьный психолог Красногорской средней школы 1 Машина Вероника Юрьевна.
Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным.
Родительское собрание Подготовила: учитель начальных классов МОУ «Гимназия 23» Земкина Людмила Михайловна Цель: создание социально - психологических условий.
Как помочь четверокласснику стать успешным пятиклассником.
"Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы".
уч.г. Педагог-психолог: Яптик Е. Н.. Возрастные особенности младшего подростка потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в.
АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ УЧЕБЫ..
Родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы" Педагог-психолог МОУ «Средней школы 8»: Кравченко Е.М уч.год.
«Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы» учебный год Выступил классный руководитель 5 класса: Абдулин Д.С.
Родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"
Родительское собрание в 5 классе «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»
Повестка дня: 1. Адаптация учащихся 5 класса к новым условиям учебы. 2. Итоги 1 четверти учебного года. 3. Результаты независимого регионального.
Родительское собрание в 5 классе. «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы.»
" Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы "
Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы « Дезадаптация " обозначает нарушение процессов взаимодействия человека с окружающим миром.
«Адаптация школьника в период перехода из начальной школы на среднюю ступень обучения» Педагог-психолог ГБОУ СОШ 1287 Лобачевская Ольга Вадимовна.
Родительское собрание (4 класс) «Перейти в 5 класс без проблем!»
Транксрипт:

Психическая адаптация – процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека и его поведения требованиям среды. (Ф.Б. Березин )

Факторы адаптации: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) степень подготовленности ребенка к гимназической жизни.

Причины трудностей адаптации много разных учителей; непривычное расписание; много новых кабинетов; новые дети в классе; новый классный руководитель; проблемы со старшеклассниками; возросший темп работы; возросший объем работ в классе и д/з, рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов; ослабление или отсутствие контроля; необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей; несамостоятельность в работе с текстами; низкий уровень развития речи; слабое развитие навыков самостоятельной работы; своеобразие подросткового возраста.

Возраст учащихся 5-го класса – переходный от младшего школьного к младшему подростковому. Главное личностное новообразование младшего подростка – чувство взрослости. Физиологические особенности возраста: рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма. Повышенная утомляемость. Крайняя эмоциональная нестабильность подростков. Умственная активность младших подростков велика. Способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Возрастные особенности младшего подростка

Возрастные особенности младшего подростка: Стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского Отсутствие авторитета возраста Отвращение к необоснованным запретам Потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье Стремление обзавестись верным другом Стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе Отсутствие адаптации к положению худшего Повышенный интерес к вопросу о соотношении сил в классе

Возрастные особенности младшего подростка: Ярко выраженная эмоциональность Переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем Отсутствие адаптации к неудачам Восприимчивость к промахам учителей Требовательность к соответствию слова делу Повышенный интерес к спорту Увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством

уметь общаться с одноклассниками иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других уметь поддерживать отношения, уважая одноклассников Пятиклассники должны : уметь дружить общаться уважительно (вежливо) с мальчиками и девочками самостоятельно разрешать возникающие конфликты

Пятиклассники должны : стараться учиться стремиться овладевать знаниями уметь заниматься самостоятельно проявлять самостоятельность в своих делах в случае необходимости обращаться за помощью к взрослым уметь распределять и планировать свое время

Пятиклассники должны : Обладать навыками самообслуживания: личная гигиена подготовка к уроку и сбор вещей после него дежурство в классе выполнение поручений Иметь постоянные обязанности дома выполнять их без напоминания помогать родителям

Пятиклассники должны : Уметь предвидеть последствия собственных действий делать безопасный правильный выбор Уметь общаться со взрослыми: врачом, продавцом и т.д.

Признаки успешной адаптации Удовлетворенность ребенка процессом обучения Ребенок легко справляется с программой Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Признаки дезадаптации Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка. Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. Нежелание выполнять домашние задания. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. Жалобы на те или иные события, связанные со школой. Беспокойный сон. Трудности утреннего пробуждения, вялость. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Возможные реакции на дезадаптацию Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников. Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение). Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми. Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка. Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.

Чем можно помочь пятикласснику? Первое условие школьного успеха пятиклассника безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Если в семье произошли какие то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю. Проявляйте интерес к школьным делам, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями. Познакомьтесь с его одноклассниками и обеспечьте возможность общения ребят после школы. Помогите ребенку выучить имена новых учителей.

Чем можно помочь пятикласснику? Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка. Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность. Предоставляйте ребенку самостоятельность в учебной работе и организуйте обоснованный контроль за его учебной деятельностью. (Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно). Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя. Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.

Чем можно помочь пятикласснику? Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников). Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания. Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость. Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.

Необходимы смена учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий. Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение светового режима. Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук. Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания ребенка. Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д. Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка. Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья. Чем можно помочь пятикласснику?

Ориентировочное распределение видов деятельности пятиклассника в сутки: 1. Учебные и факультативные занятия 4-4,5 часа 2. Учебные занятия дома (с учетом перерывов) 2-2,5 часа 3. Подвижные игры и спортивные развлечения 2-3 часа 4. Внеклассные и внешкольные занятия, творческая деятельность, общественно- полезный труд, помощь семье, чтение художественной литературы 1-2 часа 5. Утренняя гимнастика, закаливание. Прием пищи, туалет 2-2,5 часа 6. Сон ночной 9-10 часов

Правила общения с ребенком Выражайте недовольство отдельными действиями, но не личностью. Осуждайте действия, но не его чувства, какими бы нежелательными или «неположительными» они ни были. Позволяйте ребенку сталкиваться с отрицательными последствиями его действий или бездействий. Только тогда он будет «ВЗРОСЛЕТЬ», становится сознательным. Если ребенку трудно, и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему, но не полностью, а частично: большую часть предоставьте делать самому. Соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. Постепенно снимайте с себя ответственность за личные дела ребенка: пусть он чувствует себя ответственным за их выполнение. Уважайте других детей. Помните: если Ваш ребенок – личность, то другой – такая же личность. О своих чувствах говорите ребенку от первого лица, сообщайте ему о своих переживаниях, а не о нем, его поведении.

Слова, которые поддерживают пятиклассника и которые разрушают его веру в себя: Слова поддержки: Слова разочарования: Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо. Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше. Ты делаешь это очень хорошо.Эта идея никогда не сможет быть реализована. У тебя есть мысли, соображения по этому поводу? Готов ли ты начать? Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю. Это серьезный вызов. Но я уверен, что ты готов к нему.

Золотые правила воспитания для родителей Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. Принимайте ребенка таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками. Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности. Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место. Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым. Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания. Помните, что воспитывают не слова, а личный пример. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример.

Рекомендуем книги, в которых затронуты проблемы адаптации детей к школе 1. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности.// Вопросы психологии, 1, Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно? М Безруких М.М. Ребенок идет в школу. - М., с. 4. Боно Э. Учите вашего ребенка мыслить. Минск Венгер Л.А. Готов ли Ваш ребенок к школе? - М., с 6. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. /В кн. Возрастная и педагогическая психология (под ред. А.В. Петровского). - М: Просвещение, С Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии , Коренева Е.Н. Ох уж эти первоклашки! Ярославль.1999.

Рекомендуем книги, в которых затронуты проблемы адаптации детей к школе 9. Лусканова Н.Г. Диагностика школьной дезадаптации: Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения. - М., с. 10. Мир детства. Младший школьник. Составители А.В. Захарова, В.И. Слободчиков. - М.: Педагогика, с 11. Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов, родителей. - М.: Владос, с. 12. Сертакова Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, с. 13. Устинова Э.В. Программа организации адаптационного периода учащихся пятых классов муниципального образовательного учреждения. Завуч начальной школы, 2003, 5. - С Фуллер Ч. Подберите ключ к обучению своего ребенка. Минск Хилтунен Е. Когда ребенок учит самого себя.М Чудинова Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности. Рига.1999.

Рекомендуем сайты, в которых затронуты проблемы адаптации детей к школе html (Рекомендации родителям, 5 класс, адаптация) druzhniy-klass-dlya-5-klassa.htmlhttp://brezgalova-lichnost.ru/psichologicheskie-igri/psichologicheskaya-igra- druzhniy-klass-dlya-5-klassa.html (Психологическая игра "Дружный класс" для 5 класса) (Первый раз в пятый класс или проблемы школьной адаптации) trainings/905-training-i-will-soon-become-fifth-gradershttp://vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/45- trainings/905-training-i-will-soon-become-fifth-graders (Тренинг "Я скоро стану пятиклассником") (Адаптация учащихся 5-х классов. Развивающее занятие "Родники моей души")