Пишем Программу развития Кто ясно мыслит, тот ясно излагает.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа развития школы, школьные комплексные целевые программы.
Advertisements

Программа развития ОУ Халудорова Л.Е., к.п.н., доцент.
Критерии оценки эффективности процесса диссеминации Аналитическая справка о работе ресурсного центра.
МБОУ БРАГИНСКАЯ СОШ 11 КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Введение ФГОС основного общего образования в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 9» г. Сосновый Бор.
Структура и содержание Программы развития ОО. Программа развития Учреждения должна содержать следующие разделы: информационно-аналитическая справка о.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
«Организация опытно- экспериментальной работы в общеобразовательном учреждении»
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (ПРОЕКТ) муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 9 «Родничок» на уч.г.
« Научно-методическое обеспечение введения ФГОС » Логвинова И.М.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 16 «Радуга» Управление инновационной деятельностью в ДОУ Старший.
По материалам АППО СПБ, 2012 ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ = ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЯВКИ НА ОПЫТНО-ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ = ПРОГРАММА.
Школа как центр эффективного воспитания в микрорайоне.
«Содержание и организация деятельности инновационной площадки Захарова А.В., заведующая методической службой МУО «УИМЦ»
Системная диагностика воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного.
Программа детского оздоровительного лагеря. Программа – это… один из основных документов лагеря, в котором отражены содержание и система работы лагеря.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных» Конкурс инновационных.
Методический центр 2008 Планирование работы методических объединений Методические рекомендации.
МОУ гимназия 40 г.Калининграда 28 марта 2011г. Управление введением ФГОС НОО Министерство образования Калининградской области Калининградский областной.
Транксрипт:

Пишем Программу развития Кто ясно мыслит, тот ясно излагает

Послания Президента Российской Федерации от года всем образовательным учреждениям, реализующим образовательные программы общего образования надлежит иметь Перспективную программу развития.

Виды управленческих документов в сфере развития ОУ Стратегия - интегрированная модель действий, предназначенных для достижения желаемого будущего (определение общих направлений развития). Концепция – документ долгосрочного развития образовательного учреждения. Программа развития образовательного учреждения – среднесрочный документ обеспечения выполнения образовательным учреждением своих задач. Проект (целевая программа) – локальный документ введения новшества.

КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ 1. Чего мы хотим добиться в результате нашей деятельности? (Модель желаемого состояния). Здесь речь прежде всего идет о постановке целей, исходя из видения руководством фирмы своего бизнеса в определенном будущем. При этом следует посредством анализа оценить возможные изменения в окружающей среде, которыми можно воспользоваться для эффективного достижения целей, и те перемены, которые могут помешать организации в достижении своих целей. 2. Кто мы в настоящее время? (Модель реальной ситуации). Оценивая потенциальные возможности компании в части организационного потенциала (маркетингового, производственного, финансового, кадрового, и т. п.), руководители должны определить, чего реально может добиться организация и какими ресурсами она обладает для достижения намеченных целей. Такая диагностика дает представление о возможностях организации в части реализации новых целей и о том, чего не хватает для этого в организационных ресурсах. 3. Как перейти из состояния, в котором находится организация в настоящее время, в состояние, которое обеспечит достижение поставленных целей в будущем?

ориентированный на будущее управленческий инструмент, позволяющий объединить стратегические цели и способы (механизмы) их реализации в конкретной организации в заданные сроки Программа развития ОУ

Зачем нужна программа развития ОУ: Смысл - повышение конкурентоспособности образовательного учреждения. Цель программы - решение проблем, затрудняющих соответствие качества образования требованиям и нормативам. Результат - эффективная работа образовательного учреждения.

Режим деятельности ОУ Деятельность ОУ в режиме развития целенаправленный, закономерный, непрерывный и необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культурно-творческой направленностью и использованием постоянно расширяющегося потенциала развития. Деятельность ОУ в режиме функционирования процесс жизнедеятельности ОУ, направленный на стабильное поддержание какого-либо определенного состояния, характеризующийся цикличным повторением, воспроизводством накопленного опыта и использованием наработанного потенциала.

Режим развития Основным механизмом оптимизации развития системы образования является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности образовательного учреждения (ОУ), что выражается в переходе учреждений в режим развития. Основной документ, отражающий особенности развития ОУ – программа развития.

Условия деятельности ОУ в режиме развития четкая формулировка цели на основе всестороннего проблемного анализа; наличие стратегии и концепции развития; наличие кадрового обеспечения, материально-технической базы, научно- методического сопровождения, ресурсов для предстоящей работы; благоприятный социально-психологический климат в коллективе, готовность педагогов к реализации программы развития, удовлетворенность субъектов текущими результатами работы, сбалансированность интересов всех участников инновационного процесса; предоставление свободы выбора в решении поставленных задач; выбор педагогически целесообразных, оптимальных технологий инновационной деятельности; использование образовательного потенциала социума; расширение внешних связей, открытость ОУ; организация целесообразного управления, оптимальное сочетание видов управления; изучение и использование позитивного опыта других ОУ, создание банка инноваций.

Особенности деятельности ОУ в режиме развития актуальность (значимость и своевременность) проводимой работы, направленной на выработку практических мер решения серьезной проблемы; включенность в поисковую деятельность большинства педагогов, инновационный потенциал и климат коллектива, а также баланс интересов всех участников инновационной деятельности; характеристика результатов: эффективность, продуктивность, оптимальность; показатели инновационного развития: устойчивость, воспроизводимость; качественная трансформация системы управления, всех компонентов целостного педагогического процесса и условий его реализации в ОУ.

Основные требования к программе развития 1. Актуальность и проблемность. 2. Прогностичность (учет сегодняшних и завтрашних условий). 3. Рациональность (взаимосоответствие цели, задач, содержания, технологий и результата). 4. Реалистичность. 5. Целостность. 6. Чувствительность к сбоям. 7. Личностная, социальная, нравственная направленность. 8. Эвристический, экспериментальный, инновационный подход.

Алгоритм разработки программы Создание рабочей группы для разработки программы. Анализ (аналитико-диагностическая): диагностика исходной ситуации (фиксация проблем в состоянии ОУ), поиск направлений и идей развития (идеальная модель ОУ), построение программы по переводу ОУ в режим развития. Определение основных методологических и методических подходов к планированию и реализации программы развития. Систематизация и обобщение внутреннего опыта деятельности ОУ, согласование программы развития с органами управления образованием, экспертиза программ.

Шаг 1. Проблемный анализ Алгоритм проблемного анализа 1. Фиксируется исходное состояние ОУ: в первую очередь оцениваются результаты деятельности учреждения за отчетный период и проводится экспертиза полученных продуктов с целью определения соответствия достигнутого поставленным целям и задачам. Определяются проблемные поля на уровне результатов деятельности. 2. Подробно анализируются содержание и ход образовательного процесса. 3. Анализу подвергаются условия функционирования ОУ

Шаг 2. Планирование Определение идеальной модели будущей системы и алгоритма по переводу ОУ в желаемое состояние: определение наличных и дополнительных ресурсов по переводу ОУ в режим развития; разработка показателей мониторинга перевода ОУ в режим развития; создание интегративной основы деятельности всех педагогов и специалистов в рамках экспериментальных программ.

Шаг 3. Организация Создание условий, обеспечивающих эффективность и результативность работы всех участников эксперимента; установление сотрудничества с заинтересованными организациями, обеспечение научно-консультативной поддержки эксперимента; реализация экспериментальных программ; вовлечение родителей, специалистов вузов и социальных институтов, общественности, педагогов ОУ и детей в единую творческую продуктивную деятельность.

Шаг 4. Контроль организация текущего и итогового контроля (мониторинг хода и результатов эксперимента); проведение своевременной коррекции и регуляции хода эксперимента на основании полученных данных; сбор, обработка и интерпретация данных; организация рефлексивной деятельности участников эксперимента.

Шаг 5. Подведение итогов обоснование достоверности и надежности; подготовка управленческого решения о ходе эксперимента, рецензирование работы, методические рекомендации педагогам, работающим в режиме инноваций, рекомендации по распространению опыта; проведение экспертизы; создание инновационного продукта, распространение опыта в рамках новых проектов и программ в ОУ; перевод ОУ в статус инновационной площадки по заявленной проблеме (опытно-экспериментальная площадка, школа-лаборатория, ресурсный центр).

Примерная структура программы развития. Вариант 1 Паспорт программы развития 1. Исходное состояние ОУ 1.1. Информационная справка 1.2. Проблемный анализ состояния ОУ: анализ результатов; анализ образовательного процесса; анализ условий; 1.3. Проблемный вывод ОУ 2. Концепция программы развития ОУ 3. Структурно-содержательное описание 4. Действия по реализации программы: 4.1. Прогнозируемые результаты 4.2. План деятельности 5. Проверка достижения результатов (критерии и показатели) Заключение

Примерная структура программы развития. Вариант 2 Паспорт программы развития Информационная справка Проблемно-ориентировочный анализ деятельности ОУ Концепция развития ОУ на г. Предполагаемые результаты программы развития и критерии их достижения Ключевые проблемы и примерный план реализации программы развития ОУ Аналитическая справка о результативности реализации программы развития за г. Смета расходов на г.

Примерная структура программы развития. Вариант 3. Паспорт программы; Информационная справка о деятельности образовательного учреждения; Проблемный анализ деятельности образовательного учреждения в динамике соответствия основных параметров его работы нормативам правовой базы и требованиям рейтинга; Цель и задачи программы развития Целевые программы (проекты): - контроль и обеспечение качества образования; - инновационное развитие образовательного учреждения; - повышение востребованности образования; - рациональная работа с финансами... и т.д. Целевые индикаторы мониторинга реализации программы; Финансовый план реализации программы.

Важно! Не существует единого канона написания программы развития ОУ. В программе развития каждого ОУ - индивидуальный подход к решению именно его проблем и поиск его достижений. Программа развития - документ управления, его делает административная команда и рабочая группа ОУ. Написать программу развития - вполне по силам каждому ОУ. Главное - ее выполнить.

SWOT - анализ - инструмент стратегического управления

Стратегическое управление выработка стратегий деятельности организации с помощью формализованных процедур, которые расписаны по этапам и применяемым техникам анализа и моделирования. Эти процедуры направлены на построение моделей будущего состояния организации, а также программ перехода к этому состоянию («программ развития»).

матрица SWOT матрица «качественного» стратегического анализа, матрица SWOT (аббревиатура начальных букв английских слов: Strengths - силы; Weaknesses - слабости; Opportunities - возможности; Threats - угрозы) структурированное информационное поле

Когда нужно проводить SWOT-анализ? При оценке текущего состояния и возможностей ОУ (информационная справка); При планировании каких-либо изменений (направления инновационного развития); При оценке полученного результата.

Пример SWOT-анализ можно использовать и в решении стратегических задач развития, и в решении житейских проблем. Рассмотрим пример использования SWOT-анализа в быту.

Информационные ресурсы Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Директ- папка «Менеджер образования» (Приложение к журналу «Справочник руководителя образовательного учреждения») Программа развития образовательного учреждения, 2010 Поташник М. Программа развития школ: новый уровень осмысления.//Народное образование.-2007,-8 Менеджер образования. Портал информационной поддержки руководителей образовательных учреждений. методические рекомендации примеры программ развития школ Иваново