Развитие системного мышления школьников 9-11 классов посредством актуализации метапредметного содержания физики на уроках и во внеурочной деятельности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Модель коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения для интеграции детей с ОВЗ Чабан Татьяна Леонидовна, директор школы МОУ СОШ 2 Г. Енисейск.
Advertisements

Компетентностный подход на уроках биологии. Учитель биологии Барон О.А.
Создание целостной системы работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время 1.
Проект муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 3 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Ядрина « Внедрение.
Федеральный государственный стандарт начального образования (ФГОС) Курс имеет системообразующий характер, составляет базу начального образования; Главная.
« Система работы с одаренными детьми » ТВОРЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА : «КАЖДЫЙ РЕБЕНОК МОЖЕТ СТАТЬ ОДАРЕННЫМ» АВТОР ПРОЕКТА учитель начальных классов муниципального.
ОТКРЫТАЯ ДИСКУССИОННАЯ ПЛОЩАДКА. Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, - в самом ребёнке, в его отношении к вам,
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 125 с углубленным изучением математики» г. Снежинск Учитель истории и обществознания.
«Роль внеурочной деятельности в развитии мотивации личности к познанию и творчеству»
Федеральный государственный стандарт начального образ ования (ФОГС) Главная цель курса информатики– формирование основ ИКТ-компетентности; Курс имеет системообразующий.
Информационно – консультационный центр ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 7 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр» города.
ГБОУ гимназия 1554 Достижения гимназии как ресурс для использования другими школами Заместитель директора по УВР ГБОУ гимназии 1554 Смирнова И. Г
Перспективы использования проектной деятельности в образовательном процессе Ведерникова Наталья Ивановна Заместитель директора по НМР Муниципальной средней.
«Интеграция содержания общего образования как способ достижения обучающимися метапредметных результатов освоения основной образовательной программы» Научно-образовательная.
Методическое сопровождение муниципального уровня как условие оптимизации образовательного процесса в ДОУ.
МБОУ БРАГИНСКАЯ СОШ 11 КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Образовательный проект ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ФИЗИКИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗИ - ТЕХНОЛОГИЙ Сеченова М. В., учитель.
1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДО 2015 ГОДА: 1)поэтапный переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты;
Федеральный государственный стандарт начального образ ования (ФОГС) Главная цель курса информатики– формирование основ ИКТ-компетентности; Курс имеет системообразующий.
Транксрипт:

Развитие системного мышления школьников 9-11 классов посредством актуализации метапредметного содержания физики на уроках и во внеурочной деятельности Обобщение педагогического опыта СМОЛИНА АЛЕКСАНДРА МИХАЙЛОВИЧА учителя физики и математики муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Голышмановская средняя общеобразовательная школа 1» Тюменская область

Системное мышление - это мышление, уровень развития которого позволяет за совокупностью логически связанных элементов увидеть системную целостность, ее структуру, взаимосвязь системы и среды. В. В. Черников «Формирование системного мышления у учащихся старших классов общеобразовательных учреждений»

Этапы работы по развитию мышления школьников на уроках физики г. г. «Развитие абстрактно-логического мышления школьников на уроках физики в среднем звене при помощи информационных технологий» 2011 г. «Апробирование практических подходов по развитию абстрактно-логического мышления школьников во взаимосвязи с образным мышлением» г. г. «Развитие системного мышления школьников на уроках физики и во внеурочное время»

Качества личности выпускника школы критически мыслящий; владеющий основами научных методов познания окружающего мира; способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность «Портрет выпускника школы» ФГОС среднего (полного) общего образования

В практической деятельности системное мышление проявляется в метапредметных умениях: рассматривать объекты и явления окружающего мира как системы в их развитии и взаимосвязи; анализировать ситуации, то есть уметь устанавливать причинно-следственные связи, выявлять противоречия, решать проблемы; обнаруживать скрытые зависимости и связи; интегрировать информацию, делать выводы, позволяющие предвидеть последствия.

Гипотеза Развитие системного мышления школьников 9-11 классов будет эффективным при реализации следующих педагогических условий: комплексный подход к развитию системного мышления на уроках физики и во внеурочное время; отбор содержания образования и методов развития системного мышления, обеспечивающих достижение метапредметных результатов образования; выбор диагностического инструментария для определения эффективности педагогической деятельности по развитию системного мышления.

Психолого-педагогические исследования по развитию системного мышления школьников Сычев И.А. Формирование системного мышления в обучении средствами информационно-коммуникационных технологий Данилов Д.О. Формирование системного мышления учащихся в процессе обучения физике на основе исследовательского метода Иваньшина Е.В. Развитие системного мышления учащихся при изучении курса «Естествознание» Сагателова Л.С. Формирование системного стиля мышления старшеклассников в условиях интегрального образовательного пространства Черников В.В. Формирование системного мышления у учащихся старших классов

Инновационность педагогического опыта: Цель: поиск и внедрение эффективных методов обучения по развитию системного мышления школьников 9-11 классов на уроках физики и во внеурочной деятельности на основе метапредметного подхода. развитие системного мышления школьников 9-11 классов на уроках и во внеурочной деятельности посредством актуализации метапредметного содержания физики.

Характеристики системного мышления: опосредованность (в основе – понятия и принципы теории систем); обобщенность (рассмотрение предмета в общих системных свойствах); диалогичность (раскрытие различных сторон изучаемых явлений); поисковый характер (выдвижение и проверка гипотез)

Диагностика системности мышления (по Сычеву И. А.) Досистемный уровень - умение узнавать системные объекты и отличать их от несистемных Эмпирико-системный уровень - умение видеть систему как иерархическую структуру взаимодействующих между собой элементов Интегративно-системный уровень - умение выделять общий принцип построения системы и её интегративные свойства Конструктивно-системный уровень - умение конструировать на основе заданных интегративных свойств новую систему или разрабатывать и использовать модель системы

Уровень системности мышления Граничные значения общего показателя системности мышления (0 - 1) ДосистемныйОт 0 до 0,5 Эмпирико-системныйОт 0,5 до 0,7 Интегративно-системныйОт 0,7 до 0,9 Конструктивно-системныйБолее 0,9 Граничные значения общего показателя системности мышления для каждого уровня (по Сычеву И. А.)

Методы развития системного мышления ( с досистемного уровня на эмпирико-системный) Проблемно- эвристический метод: «А дальше?» «Почему?» «Что бы это значило?» Схемы с частичным предоставлением данных, ментальные карты Подвижные игры по развитию системного мышления

Методы развития системного мышления (с эмпирико-системного уровня на интегративно-системный) Тема: «Оптические приборы. Телескоп» Интеграция как свойство системности Интегрированные задачи для развития системного мышления

Методы развития системного мышления (с интегративно-системного уровня на конструктивно-системный) 2008 – 2013 г.г. Результативность работы 2014 – 2015 г.г. Исследовательский проект: «Механизмы Леонардо да Винчи в современной жизни»

Внеурочная деятельность по развитию системного мышления Кружок «Юные Эйнштейны» Спецкурс по физике для классов «Эврика» Предметные недели по естествознанию Работа в районном консультационном пункте по физике Индивидуальная работа с одаренными детьми Антропологические экспедиции Школьное научное общество учащихся «АИСТ» - руководство секцией физики и информатики

Внеурочная деятельность по развитию системного мышления. Совместная работа с родителями Школьное научное общество учащихся «АИСТ» - секция физики и информатики Антропологические экспедиции Тематические родительские собрания, лектории, круглые столы: «Совместная проектная деятельность детей и родителей», «Как развивать мышление детей?» и т.д.

Результаты диагностики (по Сычеву И. А.) учебный год (9 А и 9 Б классы) учебный год (11 А и 11 Б классы) досистемный уровень эмпирико-системный уровень интегративно-системный уровень конструктивно-системный уровень Контрольный классЭкспериментальный класс Контрольный классЭкспериментальный класс

Распространение опыта работы по развитию системного мышления школьный, муниципальный, региональный, всероссийский уровни Блог «Физика от САМ» Сайт Мастер-классы, открытые уроки, семинары, стажировочные площадки, методическое руководство педпрактикой студентов

Благодарю за внимание. Буду рад ответить на ваши вопросы.