СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ из опыта работы учителя физики Региональный мастер-класс учителя физики Клыкова С.Н. на базе стажировочной площадки.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Коновалова Анна Сергеевна ПОтэ-21. НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА «НАША НОВАЯ ШКОЛА» Результат образования - это не только знания по конкретным.
Advertisements

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФГОС. 2 Информационно- методическое обеспечение Кадровое обеспечение Материально- техническое обеспечение Финансово- экономическое.
Тема педагогического совета: «Управление качеством образования» Управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить. А.Дистервег.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Педагогический совет 08/11/ 2013г. Новые технологии системно- деятельностного подхода в рамках перехода на ФГОС.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Презентация к уроку по теме: Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Педагогический совет по теме: «Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе» Цель: создание условий для.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Учитель иностранного языка МБОУ – СОШ 1 г. Аркадака Терехова М. М.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС НОО.
Рекомендации по подготовке к уроку в контексте ФГОС Учитель английского языка МОУ «Гимназия 53» Кузнецова С.В.
Презентацию подготовила Бурдельная Юлия Анатольевна, зав.кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н. 1.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДРОФА» А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ классы.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
"Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе" Районное педагогическое сообщество учителей образовательной области «Искусство»
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
Транксрипт:

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ из опыта работы учителя физики Региональный мастер-класс учителя физики Клыкова С.Н. на базе стажировочной площадки МБОУ «ЕФМЛ» 24 января 2014 г

Знакомство с элементами нового Стандарта Знакомство с элементами нового Стандарта Небольшой блок теории

Традиционная педагогика Традиционная педагогика Учитель учит - ученик учится Учитель думает - ученик воспроизводит знания Учитель говорит - ученик слушает Учитель управляет - ученик подчиняется Учитель активен - ученик пассивен Учитель определяет содержание обучения - ученик к нему приспосабливается Учитель авторитарен - ученик несвободен Учитель - субъект обучения – ученик - объект обучения

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам,, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально- ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов.

Стандарт как совокупность трех систем требований к ООП Требования к структуре ООП Требования к результатам освоения ООП Ожидаемые достижения образования Требования к условиям реализации ООП Обеспечение организационных и педагогических условий деятельности системы образования ОУ Ресурсы: кадры, материальная база, информация, финансы. ст. 7 ФЗ РФ « Об образовании» ( достижение личностных, метапредметных, предметных результатов, через развитие «умения учиться» на протяжении всего процесса обучения)

1. От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, к новым стандартам – требованиям о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов 2. Две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможность выбора 3. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость 4. Результат образования – это не только знания, но и умение применять их в повседневной жизни. 5. В школе должны быть созданы кадровые, материально- технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени Переход на новые образовательные стандарты

О системно-деятельностном подходе В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представление об образовании как институте социализации личности, вытекающее из основных положений культурно- исторической концепции психического развития школы Л. С. Выготского… … где системно-деятельностный подход – идеальная форма, задающая норматив социально-желаемых характеристик личности, проектирующих установки, определяющий основные задачи и направления развития системы образования. (из материалов «Стандарты второго поколения»)

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Основа Стандарта – системно - деятельностный подход, который обеспечивает:

В традиционной системе образовательного процесса Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Учитель Изменение роли участников педагогического процесса Ученик Получает готовую информацию Получает готовую информацию Осуществляет: поиск выбор анализ систематизацию и презентацию информации Осуществляет: поиск выбор анализ систематизацию и презентацию информации Транслирует информацию Транслирует информацию Новое качество образования Новое качество образования Новый образовательный результат Новый образовательный результат «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся

Инновационное образовательное пространство урока Современные образовательные технологии Урок Разноуровневое содержание образования УМК ИКТ Компетентностно -деятельностный подход в образовании Сотрудни- чество

При разработке Стандарта был полностью учтен объективно происходящий в условиях информационного общества процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, способной: быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве; получать, использовать и создавать разнообразную информацию; формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков; выстраивать образовательный процесс с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей собучающихся. Новая дидактическая модель образования

Новый стандарт акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя. Благодаря современным технологиям на уроках развертывается деятельность учеников. Некоторые итоги

Технология Технология это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако, в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако, в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

ФГОС: что оценивается как результат образования? ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ: умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (умения, а не знания!) умение учиться – способность к самоорганизации в решении учебных задач прогресс в личностном развитии (эмоциональном, познавательном, саморегуляции) 14 Новое положение об аттестации учителей: 1-я и высшая категории только при внедрении новых ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Педагогическая технология совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев). Педагогическая технология это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько). Что такое педагогическая технология?

Педагогическая технология это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). Педагогическая технология это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). Что такое педагогическая технология ?

Педагогическая технология - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

При множестве определений понятий "педагогическая технология" большинство специалистов объединяют их четырьмя принципиально важными положениями: При множестве определений понятий "педагогическая технология" большинство специалистов объединяют их четырьмя принципиально важными положениями: планирование обучения и воспитания на основе точно определённого желаемого эталона; программирование учебно-воспитательного процесса в виде строгой последовательности действий учителя и ученика; сопоставление результатов обучения и воспитания с первоначально намеченным эталоном как в ходе учебно-воспитательного процесса (мониторинг), так и при подведении итогов; коррекция результатов на любом этапе учебно- воспитательного процесса. организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). Педагогическая технология это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Критерии, составляющие сущность педагогической технологии: однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего); отбор и структура содержания (что); оптимальная организация учебного процесса (как); методы, приемы и средства обучения (с помощью чего); учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто); объективные методы оценки результатов обучения (так ли это). объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

Дадим определение образовательной технологии. Дадим определение образовательной технологии. Итак, пусть буквами ПРО обозначено некоторое представление о том, что должен знать, уметь, понимать, представлять, ценить учащийся на выходе из данного периода обучения (блок уроков, четверть, семестр, год и так далее). Итак, пусть буквами ПРО обозначено некоторое представление о том, что должен знать, уметь, понимать, представлять, ценить учащийся на выходе из данного периода обучения (блок уроков, четверть, семестр, год и так далее). При этом способ представления этих планируемых результатов обучения пока нас не интересует. При этом способ представления этих планируемых результатов обучения пока нас не интересует. Обозначим ТС текущее состояние ученика, представление о котором мы смогли составить для себя. Тогда имеется некоторый набор моделей обучения M1, M2,..., уменьшающих разницу ПРО\ТС. Задача педагога уметь выделить оптимальную модель, включающую метод обучения, формы, в которых он реализуется, педагогические средства и конкретные педагогические приемы. Задача педагога уметь выделить оптимальную модель, включающую метод обучения, формы, в которых он реализуется, педагогические средства и конкретные педагогические приемы. организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). Педагогическая технология это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

некоторого представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения, критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий. критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий. Образовательной технологией будем называть комплекс, состоящий из: Образовательной технологией будем называть комплекс, состоящий из:

Образовательная технология: легко вписывается в учебный процесс; позволяет достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету; обеспечивает внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода; обеспечивает интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;

Образовательные технологии В документах ФГОС сформулированы требования к учителю, в том числе : уметь выбирать и использовать современные образовательные технологии; использовать технологии оценки; современные технологии проектирования образовательной среды.

Рассмотрим конкретные методические приёмы образовательных технологий Система составления и проведения контрольных работ на примере работы «Механическое движение» 7 кл, итоговая контрольная работа 8 кл, «Волновая оптика» 11 кл, работа за первое полугодие 11 кл.

Рассмотрим конкретные методические приёмы образовательных технологий Система составления и проведения тестовых работ на примерах «Введение», «Строение вещества» и «Механическая энергия» 7 кл, «Электромагнитные явления» 8 кл.

Рассмотрим конкретные методические приёмы образовательных технологий Система составления КИМ и проведения итоговой аттестации на примере Переводного экзамена 2013 г 8 кл.

ГИА по физике является экзаменом за 7–9 класс ( вторая ступень обучения)! Следовательно, неявно готовить к экзамену необходимо весь классный коллектив, начиная с 7 класса!! Эта работа должна быть представлена системой зачётных заданий обязательно с применением физического эксперимента!!! Нелирическое отступление

САМОЕ ГЛАВНОЕ Провести работу с учениками, каждым конкретным учеником и родителями по осознанному выбору предмета для сдачи ГИА. Этот экзамен является важным элементом подготовки к сдаче ЕГЭ по физике на уровне, гарантирующем поступление в ВУЗ соответствующего профиля.

Переводной экзамен в 8 классе Окончательный выбор предмета начало третьей четверти. Структура экзамена должна быть известна ученику с первой четверти. Экзаменационные задания должны быть представлены в промежуточных тестах. Провести все экспериментальные работы при выполнение лабораторных. Проводить в течение учебного года зачёты длительностью > урока.

Экзаменационные бланки

Экзаменационный материал

Размещение учащихся

Рабочее место ученика

Выполнение эксперимента

Заполнение бланков ответов

Подготовка к ГИА в 9 классе Важно на хорошем уровне разобрать механику ( база для успешного изучения физики). Поэтому необходимо по возможности разгрузить программу от второстепенных тем. Необходим дополнительный урок на подготовку в течение года. Разноуровневое деление класса на уроках в 4 четверти.

Проведение лабораторных работ Важно на хорошем уровне в 7 кл разобрать несколько работ с оценкой ошибок. Проводить работы каждую четверть блоками, в которые обязательно входят работы без готового описания. Необходимо обеспечить возможность работы с приборами в лаборатории для проверки полученных результатов. Работа организуется в парах или группах. Необходимо проведение домашних опытов.

Проведение эксперимента в кл Важно проводить работы большими блоками. Темы работ необходимо объявить заранее. Необходимо сформировать блок работ с готовыми описаниями и экспериментов, для которых необходима методика проведения. Работа организуется только в группах.

Система дополнительного образования Важно: уроки и дополнительные курсы образуют единую систему физического образования. 7 класс «ЗФТШ» 8-11 классы ФЗФТШ при МФТИ(ГУ) 11 класс «Физика в задачах» Межвозрастной семинар «Решение олимпиадных задач» «Туризм на байдарках» 8 класс

Рассмотрим конкретные методические разработки Система составления и проведения тематических зачётных работ на примере Кружка «Физика в задачах» 11 класса.

Рассмотрим конкретные методические разработки Система составления материалов и проведения занятий межвозрастного олимпиадного семинара.

Внеаудиторная работа Проведение консультаций по созданию видеофильмов с физическим содержанием. Организация различных конкурсов ( фотографии, самодельных приборов, создание презентаций). Организация работы по участию учеников в различных олимпиадах. Организация и проведение олимпиады «Физтех».

Структура проектной деятельности Ориентация на получение результата! 1. Описание (фиксация) результата. 2. Фиксация срока достижения результата. 3. Предварительное планирование действий по достижению результата. 4. Программирование (планирование по времени отдельных действий). 5. Выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией. 6. Получение продукта проектной деятельности.

Основные принципы учебного проектирования Опора на интерес детей, а также ранее усвоенный материал. Возможно большая самостоятельность учащихся. Творческая направленность. Практическая осуществимость проекта. Связь с потребностями общества.

Лирическое отступление. Физика в походах

Лирическое отступление

Всем спасибо! спасибо!