Учитель физической культуры МОУ Самарская СОШ Орлов А.В.
Роль учителя физической культуры в современной школе заключается не только в организации динамической активности обучающихся. Учитель физической культуры – это координатор деятельности по формированию психосоциальных, коммуникативных, информационных и других компетенций нового поколения, без которых немыслим человек XXI века.
Проблемы в физическом воспитании - крайне низкий уровень физического здоровья основной части детей школьного возраста; - низкая эффективность уроков физической культуры и слабая организация физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня; - неэффективное использование каникулярного времени учащихся для организации физкультурно- оздоровительной и спортивной работы; - малый объем учебного времени, отводимого на обязательные уроки физической культуры; - сведение педагогического процесса на уроках физической культуры к решению частных задач, не связанных с целью общего среднего образования в области физической культуры; - недостаточное внимание к образованию учащихся в области физической культуры, формированию устойчивых интересов, мотивации, потребностей и установок на самостоятельные занятия физической культурой; - низкий уровень методического обеспечения, а также недостаточное использование новейших и наиболее эффективных физкультурно-оздоровительных технологий; - отсутствие целенаправленной пропаганды физической культуры и спорта, слабое распространение среди школьников знаний о физической культуре; - низкий уровень профессиональной подготовки учителей физической культуры и отсутствие механизмов, стимулирующих работу учителей и педагогов по спорту; - отсутствие у учителей-предметников, классных руководителей необходимой профессиональной компетентности в сфере физической культуры и спорта; - слабая материально-техническая база физической культуры и спорта образовательных учреждений; - недооценка значения физического воспитания педагогическими коллективами образовательных учреждений; - отсутствие целенаправленной пропаганды ценностей физической культуры и спорта, здорового образа жизни; - отсутствие традиций физического воспитания в семье; - крайне неудовлетворительное финансовое и материально-техническое обеспечение физического воспитания в образовательных учреждениях; - несогласованность действий органов образования, здравоохранения и физической культуры и спорта в вопросах физического воспитания подрастающего поколения.
Цель физического воспитания в нашей школе – овладение школьниками основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, двигательных способностей.
Основными задачами в школе по физическому воспитанию являются: 1. Охрана и укрепление здоровья детей; 2. Формирование жизненно необходимых двигательных 3. Умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств; 4. Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха; 5. Тренировки и укрепления здоровья; 6. Приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта; 7. Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.
нравственное развитие социальная приспособленность уровень заболеваемости воспитаниеобразованиеоздоровление инновационное содержание образовательны й минимум базовый компонент повышение мотивации к занятиям физической культурой вариативный компонент урок физической культуры основы знаний легкая атлетика спортивные игры лыжная подготовка теоретическая подготовка волейбол прикладная физкультура социальный компонент результат – ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ психомоторикапсихические процессы физическое развитие физический компонентпсихический компонент физическая подготовленность ЦЕЛЬ – ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ Модель инновационной здоровьеформирующей технологии физического воспитания школьников Гимнастика
Информационные технологии в уроке физкультуры
2006 – 2007 уч.г.2007 – 2008 уч.г.2008 – 2009 уч.г. классколичество учащихся оценка «4» «5» % качества классколичество учащихся оценка «4» «5» % качества классколичество учащихся оценка «4» «5» % качества % % ,2% % % % % ,2%
Класс Количество учащихся Уровень физической подготовленности высокийсреднийнизкий (23,0%) 11 (21,5%) 7 (15,5%) 32 (61,5%) 33 (64,7%) 32 (71,1%) 8 (15,3%) 7 (13,7%) 6 (13,3%) (14,2%) 7 (33,3%) 9 (52,9%) 15 (71,4%) 12 (57,1%) 8 (47,0%) 3 (14,2%) 2 (9,5%) - итого (20,5%) 18 (24,3%) 16 (25,8%) 47 (64,3%) 47 (63,5%) 40 (64,5%) 11 (15,0%) 9 (12,1%) 6 (9,6%) Диагностика физической подготовленности
Сроки проведения Количество учащихся% качества суперотличнохорошоудовлетворительнонеудовлетворительноопасная зона (1,4%)15 (21,7%)34 (49,2%)19 (27,5%)0072,4% (2,9%)16 (23,5%)41 (60,2%)9 (13,2%)0086,7% (1,6%)8 (13,1%)47 (77,0%)5 (8,2%)0091,8% Оценка уровня физической кондиции
Цель мониторинга: определить значимость каждой причины, побуждающей учиться.
Мотивация деятельности учащихся на уроке физической культуры
Психологический аспект удовлетворенности на уроках физкультуры Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета
Мотивация физкультурно-спортивных занятий
Формы и методы работы на уроках физической культуры
Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников. Фамилия Возраст Индивидуальный уровень физической кондиции (ИУФК)Общий уровень физической кондиции Двигате льный возраст Виды упражнений отжиманиепрыжкиподнимание туловища виснаклонбег 1000 мзначение ОУФК оценка ИУФКоценка ИУФКоценка ИУФКоценка ИУФКоценка ИУФКоценка ИУФКоценка Иконский Роман 12-0,04 хор 0,06 хор 0,72 супер 1,57 супер 0,11 хор-0,04 хор 0,39 отл 14,5 лет Зехова Олеся 130,21 отл 0 хор 0,3 отл 0,07 хор-0,6 уд-0,1 хор-0,04 хор 12,5 лет Поверина Ирина 160,8 супер 0,06 хор 0,21 отл 0,2 хор 0,4 отл 0 хор 0,24 отл 16 лет
Год обучения Количество учащихся в 5-11 классах Количество занимающихся в спортивных секциях (36,3%) (35,2%) (35,7%)
Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.
«Почему же я поставил физкультуру на одну линию с русским языком и математикой? Почему я считаю ее одним из основных предметов обучения и воспитания? В первую очередь потому, что я хочу, чтобы все были здоровыми гражданами... Какое же может быть счастье без хорошего, крепкого здоровья? Мы должны готовить себе здоровую смену – здоровых мужчин и здоровых женщин…». М.И. Калинин