Символизм Символ – это окно в вечность. А. Белый..

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Философские истоки символистов в России. Возникновение русского символизма История русского литературного символизма началась с почти одновременного возникновения.
Advertisements

Русский модернизм. 11 класс. План изучения темы 1. Основные принципы модернизма. 2. Ведущие направления в русском искусстве серебряного века: символизм;
(НАЧ Х ГГ. – 1917 Г.) Серебряный век русской поэзии Автор Опалева Л.Л., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 4 г.Кирово-Чепецка Кировской.
Характеристика литературного процесса 20 века. Много лет размышлял я над жизнью земной. Непонятного нет для меня под луной, Мне известно, что мне ничего.
Серебряный век Литература рубежа веков и начала ХХ в. – отражение противоречий и поисков эпохи. Активная литературная жизнь: книги и журналы, поэтические.
Символизм литературно – художественное направление конца XIX - начала XX века. Первое и самое значительное из модернистских течений в России.
Тема проекта: Символизм как литературное направление модернизма Выполнили ученики 11 классов совместно с учителем Журухиной Е.И. совместно с учителем Журухиной.
Символизм «Старшие символисты»: Д. С. Мережковский З. Н. Гиппиус В. Я. Брюсов К. Бальмонт Ф. Сологуб.
Символизм - литературное течение, одно из характерных явлений переходной эпохи от XIX к XX веку, общее состояние культуры которой определяют понятием «декаданс»
Презенгтация Серебряныйвек русской поэзии ОпалеваЛ.Л.
«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ ПОЭЗИИ РАСЦВЕТ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ Философия – Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, Е.Н.Трубецкой,
Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор. Реализм и модернизм как литературные направления Лекция 1. Введение.
СИМВОЛИЗМ Художественное направление конца XIX - начала XX века. Первое и самое значительное из модернистских течений в.
СИМВОЛИЗМ «СТАРШИЕ СИМВОЛИСТЫ». МОДЕРНИЗМ (новейший, современный) Художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века. Она характеризует.
СИМВОЛИЗМ от греч. Symbolon условный знак. ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, СЧИТАВШЕЕ ЦЕЛЬЮ ИСКУССТВА ИНТУИТИВНОЕ ПОСТИЖЕНИЕ МИРОВОГО ЕДИНСТВА.
Русская литература 20 века. Русская литература Серебряного века явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Даже представители одного течения заметно.
Реализм Модернизм Литературныйавангард РЕАЛИЗМ - (лат. - вещественный, действительный) - направление в литературе и искусстве, наиболее полно раскрывающее.
«В русском верхнем культурном слое начала века был настоящий ренессанс духовной культуры» Н.А. Бердяев «Десятилетие 1907–1917 вполне заслуживает имени.
. Символизм – литературно- художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Символизм – литературно-
И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл А. Ахматова.
Транксрипт:

Символизм Символ – это окно в вечность. А. Белый.

Цель работы узнать об истоках символизма узнать об истоках символизма изучить особенности символизма изучить особенности символизма познакомиться с представителями этого литературного направления познакомиться с представителями этого литературного направления

Появился в России в гг. XIX в. Появился в России в гг. XIX в. Стал значительным фактором русской культурной и духовной жизни Стал значительным фактором русской культурной и духовной жизни Представители в литературе : Представители в литературе : В. Я. Брюсов В. Я. Брюсов К. Д. Бальмонт К. Д. Бальмонт А. Белый Ф. К. Сологуб Ф. К. Сологуб И. Ф. Анненский И. Ф. Анненский Представители в живописи : Представители в живописи : А. Бенуа А. Бенуа К. Сомов К. Сомов М. Врубель М. Врубель

Символизм в России. ( литературные формы ) Выражал мировоззрение эпохи кризиса ( жизни, культуры, мысли, слова ) Выражал мировоззрение эпохи кризиса ( жизни, культуры, мысли, слова ) Основное свойство - освоение вещей в себе и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Основное свойство - освоение вещей в себе и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия.

В основе эстетики символизма – символ способен к бесконечному раскрытию своего содержания « сопрягает » предмет и смысл смысловая структура многослойна, рассчитана на внутреннюю работу воспринимающего В основе эстетики символизма – символ способен к бесконечному раскрытию своего содержания « сопрягает » предмет и смысл смысловая структура многослойна, рассчитана на внутреннюю работу воспринимающего

Истоки символизма в России Философия Шопенгауэра Ницше, Риккерта интуитивизм агностицизм мистицизм Модернизм в европейском искусстве Стилевое многообразие Активный творческий поиск Тяготение к синтезу Возрождение старых художественных систем (античность, средневековье)

Общие особенности символизма : Крайний индивидуализм Крайний индивидуализм Противопоставление социального и индивидуального Противопоставление социального и индивидуального Утверждение равнозначности реального и индивидуального Утверждение равнозначности реального и индивидуального Культ таинственного ; представления о непознаваемости мира Культ таинственного ; представления о непознаваемости мира Утверждение интуитивности постижения мира через мистические откровения и прозрения Утверждение интуитивности постижения мира через мистические откровения и прозрения Сближение духовно - нравственного с религиозным Сближение духовно - нравственного с религиозным Поэтика условности и иносказания Поэтика условности и иносказания Выделение в слове иррационального : звучание, ритм должны заменить значение Выделение в слове иррационального : звучание, ритм должны заменить значение

Особенности русского символизма : Повышенное внимание к истории, проблеме личности и её внутреннему миру Повышенное внимание к истории, проблеме личности и её внутреннему миру Героико - трагические переживания социальных и духовных конфликтов рубежа веков Героико - трагические переживания социальных и духовных конфликтов рубежа веков Сочетание противоречивых тенденций Сочетание противоречивых тенденций Открытия в поэтике Открытия в поэтике - обновление жанров лирики - обновление жанров лирики - новые принципы циклизации - новые принципы циклизации - смысловая полифония - смысловая полифония Идея самоценности искусства Идея самоценности искусства ( независимость от всего ) ( независимость от всего ) Уход от социальных задач, искусство – чисто художественное явление Уход от социальных задач, искусство – чисто художественное явление

Декаденты. Д. С. Мережковский З. Н. Гиппиус Н. С. Минский Воспринимали символизм как философско - этническое течение г. Мережковский в книге « О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы » выделил элементы новой русской литературы мистическое содержание, символизация – новая поэзия – поэзия « символа » « расширение художественной впечатлительности »

Старшие символисты В. Брюсов Ю. Балтрушайтис К. Бальмонт 1903 Брюсов « Ключи тайн » : Цель искусства – выражение « движения души » поэта, выражения тайн человеческого духа Сущность мира непознаваема рассудком, но познаваема интуицией Искусство есть постижение мира иными. Не рассудочными путями. Задача искусства – запечатлеть мгновения прозрения, вдохновения Создания искусства – это приотворённые двери в Вечность

Младосимволисты 1900 гг.- рубеж веков Младосимволисты 1900 гг.- рубеж веков В. Иванов А. Белый А. А. Блок Л. Л. Эллис Философия Соловьева …Мы подошли - и воды синие Как две расплеснутых стены. И вот в дали белеет скиния, И дали мутные видны … Противопоставление мира идей и мира действительности, рационального и интуитивного познания Мотив ожидания грядущих зорь, предвещающих начало новой эры Эклектичность, противоречивость В центре внимания – вопросы о судьбах России божественное единство Вселенной Душа мира – Вечная Женственность Общество построено на духовных началах

Выводы Выводы Главная заслуга символизма в обновлении всего строя русской лирики XX века : Главная заслуга символизма в обновлении всего строя русской лирики XX века : - научили открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла - научили открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла - расширили ритмические возможности русского стиха - расширили ритмические возможности русского стиха - возродили веру в высокое предназначение искусства - возродили веру в высокое предназначение искусства «… основные черты символической поэзии : она говорит своим особым языком, и этот язык богат интонациями ; подобно музыке и живописи она возбуждает в душе сложное настроение » ( К. Бальмонт ) «… основные черты символической поэзии : она говорит своим особым языком, и этот язык богат интонациями ; подобно музыке и живописи она возбуждает в душе сложное настроение » ( К. Бальмонт ) Обращение к мотивам и образам разных культур Обращение к мотивам и образам разных культур Стремление пробудить в читателе мысли и чувства, помочь ему в духовном восхождении от реального к реальнейшему Стремление пробудить в читателе мысли и чувства, помочь ему в духовном восхождении от реального к реальнейшему

Список источников Воспоминания о Серебряном веке, М., 1993 Воспоминания о Серебряном веке, М., 1993 Максимов Д. Е. Русские поэты начала века : очерки. Л., 1986 Максимов Д. Е. Русские поэты начала века : очерки. Л., 1986 Мысль, вооружённая рифмами : Поэтическая антология по истории русского стиха / составитель В. Е. Холщевников, Л Мысль, вооружённая рифмами : Поэтическая антология по истории русского стиха / составитель В. Е. Холщевников, Л Русская литература серебряного века / под редакцией В. В. Агеносова. М.,1997 Русская литература серебряного века / под редакцией В. В. Агеносова. М.,1997 Русская литература ; XX век ; библиографический словарь в 2 частях, М., 1998 Русская литература ; XX век ; библиографический словарь в 2 частях, М., 1998 Соколов А. Г. История русской литературы конца XIX начала XX d века. М., « Высшая школа » 1979 Соколов А. Г. История русской литературы конца XIX начала XX d века. М., « Высшая школа » 1979 htpp// dicon. Co htpp// dicon. Co htpp// htpp// Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2003 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2003