РАЗМЫСЛОВ АНАНИЙ ПРОКОПЬЕВИЧ (1915-1943). Кымын ылöджык мунö кадыс, сымын яръюгыдджыка петкöдчö миян водзын сiйö либö мöд мортлöн олöм-вылöмыс. Буретш.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Песня «Случайный вальс» была создана в 1943 году композитором Марком Фрадкиным и поэтом Евгением Долматовским по личному распоряжению Маршала Советского.
Advertisements

Творческий проект Нет на свете семьи такой, где б ни памятен был герой... Подготовила: учащаяся 1 «а» класса МБОУ ЛСОШ 2 Соскова Дарья Учитель: Ульянова.
О жизни и творчестве С. Я. Маршака для учащихся начальной школы.
68 ЛЕТ БИТВЫ ПОД М ОСКВОЙ. П ОБЕДА Уже 68 лет наша страна празднует Великий день победы в битве под Москвой. 4 декабря 1941 года началась война. Фашисты.
Посвящается жизни и творчеству поэта - фронтовика Э.А. Асадова.
В этом году исполняется шестьдесят пять лет со дня Победы советских войск над фашистами Германией в Великой Отечественной войне. Об этом событии мы узнаем.
ИСАКОВСКИЙ Михаил Васильевич ( ), русский поэт, Герой Социалистического Труда (1970). Сборники «Провода в соломе» (1927), «Поэма ухода» (1930) о.
На привале 8 «Д» класс. Великой победе посвящается…
Мои односельчане в годы Великой Отечественной войны на фронте и в тылу.
Гордиться славою своих предков Не только можно, но и должно. А.С. Пушкин.
Крюков Андрей Яковлевич Презентация на тему: «Герои войны» Выполнила ученица 3 класса «В» МБОУ Лицей 6 г.Воронежа Крюкова Валерия.
Донковцев Анатолий Иванович г. «…Закрепить в людской памяти не себя, а то, что с ними произошло». А. Твардовский.
Презентация к мероприятию в 10 классе «Письмо с фронта» (Летопись человека на войне) Классный руководитель: Гаврилина Н.А.
Презентация к уроку по теме: Презентация о Великой Отечественной войне
Выполнила: Авксентьева Анна Сергеевна 10 лет, ученица 5Г класса, МОУ «Урмарская СОШ 1 им.Г.Е.Егорова» Руководитель: учитель технологии Васильева Оксана.
О жизни и творчестве С. Я. Маршака для учащихся начальной школы.
Ночь коротка, Спят облака, И лежит у меня на ладони Незнакомая ваша рука. После тревог Спит городок. Я услышал мелодию вальса И сюда заглянул на часок.
Весь под ногами шар земной. Живу. Дышу. Пою. Но в памяти всегда со мной Погибшие в бою. Пусть всех имён не назову, нет кровнее родни. Не потому ли я живу,
Родился 7 января (19 н.с.) в деревне Глотовка Смоленской губернии в бедной крестьянской семье. Самоучкой приобщился к грамоте, научился читать и писать.
Эдуард Аркадьевич Асадов родился 7 сентября 1923 г. в городе Мары (Туркмения), в армянской семье. ДЕТСТВО Родители будущего поэта, Лидия Ивановна и Аркадий.
Транксрипт:

РАЗМЫСЛОВ АНАНИЙ ПРОКОПЬЕВИЧ ( )

Кымын ылöджык мунö кадыс, сымын яръюгыдджыка петкöдчö миян водзын сiйö либö мöд мортлöн олöм-вылöмыс. Буретш тадзи эськö позис шуны Паль сиктсöветувса Сотчöмвыв грездын чужлöм-быдмылöм ыджыд коми поэт-лирик Ананий Прокопьевич Размыслов йылысь. (И. Белых)

Ананий Прокопьевич Размыслов родился 6 ноября 1915 г. в селе Палевицы Яренского уезда Вологодской губернии (ныне Сыктывдинского района).

6 ноября исполнилось бы 95 лет поэту Ананию Размыслову, которого литературные критики называли «коми Есениным» и зачинателем жанра лирической поэмы в коми литературе.

И со 2005 воын Коми книжнöй издательство лэдзис «Ананий Размыслов. Стихи. Письма. Воспоминания. Критика» небöг.

Лыддян небöгсö да син водзад быттьö ловйöн сувтö Пальысь петлöм поэт Ананий Размыслов, кодöс шулiсны «коми Есенинöн». Кöть эськö сылöн мöд чойыс Ангелина Прокопьевна Шарыгина тайö шуöмыскöд абу ёна сöглас. Есениныд пö вöлi хулиган кодь, зэв вильышöн. А Ананий кольöма сылöн паметьö зэв вежавидзысь мортöн. Да и коми йöзыд чöвджык оласногаöсь, абу ырьянитысьöсь.

Главное его произведение – поэма «Первая любовь». О чем она? О жизненной ситуации, которую поэт сам пережил. Герой любит девушку Таню, а она свое сердце отдала его лучшему другу. Тот уходит служить на границу, и его убивают на Халхин-Голе. Отвергнутый герой возвращается к Тане, но девушка не принимает его руки. В конце герой восклицает: «А на Таню... нет, я не в обиде... Пусть всю жизнь она лишь счастье видит». Это в русском переводе, а на коми красивее звучит.

«Памятная книжка» Редкий случай - отец поэта Размыслов тоже писал стихи. Не очень совершенные, но весьма искренние. Родился Прокопий Михайлович в 1888 году. Поскольку коми имеют не только отчества, но и "дедчества", в деревне его так величали: Левö Ваньö Мишö Проне. Это значит, если отсчитывать по именам в обратную сторону, что у него были отец Михаил Иванович, а дед - Иван Леонтьевич. То есть в имени упоминался дед и даже прадед.

Родная его деревня Сотчем находилась близ села Палевицы, откуда в 1640 году в Сибирь переселился род Григория Распутина. Палевицы «поставляли» не только яркие народные характеры, но и ученых, например, в начальной школе здесь учился всемирно известный философ и социолог Питирим Сорокин.

Прокопий Михайлович Размыслов, крестьянин- служащий. После войны он не снимал гимнастерки, а после не расставался и с бухгалтерским портфелем

Отгремели революция, гражданская война, прошла коллективизация – и потихоньку стала налаживаться жизнь. Многие старики вспоминают, что перед Великой Отечественной войной были самые спокойные, благополучные годы. Вот тогда и наступило время Анания Размыслова...

Ананий в юности

Белый пароход У Прокопия Михайловича было десять детей, Ананий родился вторым по счету. Рос он весьма смышленым, в 1-й класс сотчемской школы пошел уже умея читать и писать. Старики видя его, идущего в школу медленно, степенными шажками, маленького, в суконном домотканом пальтишке, длинном (шили с запасом, на вырост) - говорили: "Ыджыд, и таысь лоö" ("Большой, и судья из него выйдет").

Мария Прокопьевна Осипова – сестра Анания, которая была младше его на три года (сейчас ей 87 лет), – вспоминает: «Помню, в светлые июньские вечера сядет, бывало, у окошка на лавку и читает до самой темноты. Однажды вечером (днем читать было некогда: надо было работать), как всегда облокотившись на подоконник, читал он очень толстую книгу, написанную мелким-мелким шрифтом. Читал ее запоем. Я попросила рассказать, о чем она.

Брат ответил: «Если я расскажу содержание этой книги, то ты не только в сарай (пöсйыв), но и за дверь одна побоишься выйти». Он знал, что я была страшно боязливая и особенно боялась покойников и «шышъясысь». Так ничего и не рассказал. Зато имя великого русского поэта Есенина впервые я услышала как раз от него. Это был любимый поэт брата, он буквально зачитывался его стихами.

После начальной школы Ананий поступил в среднюю, которая находилась в Усть-Выми – городке, где в древности была святительская кафедра Стефана Пермского. Жил там на частной квартире, сам готовил, харчи привозили из дома раз в неделю. Усть-Вымь находится в 40 км от Палевиц, поэтому осенью и весной Ананий ездил на пароходе, а зимой пешком, реже на лошади – через белые леса и поля.

Быть может, тогда зародились его первые стихи о природе: Древний лес, где пределы твоей В полумрак уходящей чащи? Сколько птиц ты вскормил и зверей, Сколько вырастил дичи бродячей?

Впрочем, первое свое стихотворение он написал совсем по другому, несколько комичному, поводу. Мария Прокопьевна вспоминает: «Раз он приехал на летние каникулы на пароходе «зайцем», описал свои переживания в стихотворении и дал мне почитать. Содержание такое: начались каникулы, надо ехать домой, впереди радостные дни в кругу своей семьи. Кроме грязного белья, ничего с собой нет: ни продуктов, ни денег.

Что делать? И решил рискнуть, будь что будет, если и арестуют, то все равно домой попадет. В Усть-Выми сел на 2-палубный пассажирский пароход (пропускали на него без билета). Всю дорогу мозг сверлила одна мысль: «Как? Как? Как выйти?» Ведь на выходе из парохода надо предъявлять билет, а его у него нет... Вот пароход медленно приблизился к родному берегу. Дебаркадера не было, и пароходы приставали носом прямо к берегу, а корма оставалась далеко от берега. Когда стали выпускать пассажиров по узкому качающемуся трапу, Ананий юркнул на корму, незаметно бросился в воду и поплыл к берегу, держа в одной руке свою котомку. Никто и не обратил на него внимания, мало ли купающихся у берега. Плавал он хорошо. Весь мокрый, явился домой. Вот таково было содержание его первой «поэмы».

Там же, в Усть-Выми, он начал писать и серьезные стихи, печататься в журнале. Затем была учеба в Вологодском автодорожном техникуме, работа дорожным мастером, затем литературным обработчиком Коми госиздата и заместителем редактора газеты «Коми комсомолец». В ту пору там же сотрудничал поэт Василий Елькин, комсомолец, отслуживший срочную службу пограничником. Он был на три года старше Анания и сознавал за собой право покровительствовать товарищу. Сидели они в одном кабинете, и часто из-за двери доносились горячие споры.

Ананий Размыслов (слева) и Серафим Попов в редакции, 1941 год

– Со своим другом Ананием мы решили жениться в один день, –рассказывал Серафим Алексеевич. – Какое это было время! Купили пирожных, развели костер в местечке Тентюково, заварили чай. Никакой тебе водки. Молодые жены чай пьют, а мы перед ними по очереди стихи читаем! Какая-то возвышенная дружба между людьми была, братство... Сейчас этого нет. В предвоенные годы ценилось совсем другое. А прошла война – огрубели сердца. Все иное...

О дружбе двух поэтов рассказывает такой эпизод. 7 июня 1941 года в печать была подписана первая книга Размыслова, которая так и называлась – «Первая любовь». А 9 июля пароход увозил Анания по Вычегде в Котлас, откуда добровольцев отправляли на войну. На пристани провожал его друг Серафим Попов. «Вернусь я непременно»

Вот эта «раненная» книга, привезенная Серафимом Поповым с фронта

Перед прощанием Ананий подарил другу свою единственную книжку – еще теплую, из-под типографского станка. Спустя десять дней на фронт отправился и Попов, взяв с собой подарок друга. В одном из боев Серафима Алексеевича тяжело ранило, он долго лежал в госпитале. После демобилизации вернулся домой, и с ним вернулась книга «Первая любовь» – также пораненная, с оторванным уголком.

Случайная встреча поэтов в Котласе перед отправкой на войну: слева А.Размыслов, справа И.Вавилин

Из Котласа Анания Размыслова направляют железной дорогой в Череповец – и уже там он видит страшный лик войны. 5 июля в этом городе, оказавшемся в тылу Ленинградского фронта, был создан эвакопункт, куда прибывали эшелоны с беженцами из Ленинграда, Пскова, Прибалтики, Карелии. Многие оставались в городе, остальные следовали дальше в глубь страны. Только за июль-декабрь 1941 г. через эвакопункт прошли 650 тысяч человек. Уже по этому можно было судить о катастрофе первых месяцев войны. Поступали в Череповец и раненые, за годы войны здесь было открыто 14 госпиталей в 40 зданиях.

В июле 1941 года в Череповце формировалась 286-я стрелковая дивизия («Северная дивизия»), которую должны были направить на Север. Но как раз в этот момент немцы заняли Мгу, перерезав последнюю железнодорожную магистраль, связывавшую Ленинград со всей страной. Дивизию бросили туда – в первом же бою она потеряла своего командира, комиссара, пятую часть личного состава, но остановила врага. Ананий должен был оказаться там, но кадровики решили иначе: послали строить оборонительные сооружения как бывшего дорожного мастера. Ожидалось, что враг дойдет и до Череповца. Затем Ананий учится в Архангельске на командирских курсах, на передовую едет в июне 42-го.

На привале во время марша Ананий пишет своей матери Евдокии Павловне: «Сегодня отдыхали в одной деревне, которая находится в нескольких километрах от фронта. Наша хозяйка очень хорошая старушка, потчевала нас молоком и яйцами. Почти целый день валялись под окнами на траве, купались в небольшой речке (чуть больше нашего Даньшора). От нечего делать вот написал стихотворение для Миши. Я прошу Мишу написать, понравилось ли ему мое стихотворение, которое написал под гул орудия, под шум самолетов».

Мише в то время было 10 лет. Какова была его радость, когда он увидел строчки от старшего брата, которого бесконечно уважал: С Запада, из дальней стороны, Шлю большой привет тебе, братишка. Этим летом ты меня не жди, Но не надо убиваться слишком.

А пока играй и веселись Нашим милым старикам на радость. Бегай, пой, ершей в реке лови – Вешать, братец, голову не надо! Отгони свою пустую грусть. Я скажу, братишка, откровенно: Этим летом, может, не вернусь, Но вернусь домой я непременно.

Спустя время Прокопию Михайловичу, старому вояке еще первой германской, приходит такое успокаивающее письмо: «Здравствуй, дорогой папаша! Пользуясь наличием времени, черкну пару слов. У меня сейчас такая обстановка: занимаемый мною район обороны таков, что днем хоть не высовывай головы местность на ладони. Поэтому с риском для жизни лишь раза два выхожу из ком. пункта на проверку позиций: раз днем, раз ночью. Связь с тылом и другими подразделениями днем невозможна. В результате днем масса свободного времени: курим, песни поем, в домино играем. Фриц методически щупает наш КП минами, но безрезультатно... На каждый выстрел мы даем четыре...»

В декабре 42-го Ананий пишет сестре Ангелине: «Посылку жду. Пока мы стоим на берегу реки (Дон). Если она меня здесь не застанет, придется ей догонять меня уже в наступлении... Что еще о себе? Уже несколько дней живем на острове посреди Дона в готовности действовать. Живем в землянках, вырытых в песке. Очень холодно. Зимнее обмундирование еще ожидаем. Костров разжигать нельзя (хотя горят вовсю!), т.к. бомбит и бомбит. Противник от нас в 100 метрах на другом берегу... Следи за нашим Воронежским фронтом».

Вскоре пришло письмо от Анания из госпиталя: «...Учусь писать левой рукой. 16 декабря, когда мы нанесли сокрушительный удар по противнику, укрепившемуся на правом берегу реки Дон, и начали теснить его на запад, меня ранило в кисть правой руки». Далее Ананий сообщает, что за проведение боевой операции командование представило его к награде. Но тут же сетует: «Чувствую некоторое угрызение совести перед коми народом, что за все время войны я не дал ни одного печатного слова. Это с моей стороны очень нехорошо. Если до ранения я оправдывался занятостью и отсутствием минимальных условий, то в условиях госпиталя, казалось бы, не было никаких препятствий... На днях пытался (пользуясь началом действия правой руки) провернуть заржавленное колесо моей пегасовой колесницы, но, не сделав и 3/4 оборота, вышел весь пар...»

Одна из открыток, присланных Ананием с фронта. На ней изображен Кузьма Минин и приведена цитата из речи И.В.Сталина на параде на Красной площади 1941 года

После госпиталя он случайно встречается с артиллерийским капитаном Серафимом Поповым. Тот позже вспоминал: «Почти в соседних частях попали с Ананием Размысловым к Воронежу, а после – на Орловско-Курскую битву.

После С. Попов написал об этом: Кто знал, что злая близится пора, Что гул сражений загремит над нами, Что лишь однажды, встретясь у Днепра, Мы перекинемся тремя словами...»

Погиб Ананий Размыслов во время Днепровской операции, одной из самых кровавых во Второй мировой войне. Руководил ею маршал Конев. Очевидцы вспоминали: «Вода в Днепре была красной от крови». Бог миловал, реку Размыслов со своей ротой форсировал удачно. Завязался бой на окраине Кременчуга, в селе Великая Кохновка. Перед атакой Размыслов обходил цепь залегших бойцов, и осколок снаряда пронзил ему грудь. Солдаты внесли его в хату сельчанки Прасковьи Прокопьевны Кобы, а сами пошли дальше в наступление. Крестьянка пыталась выходить офицера, но к утру он скончался. По ее просьбе Размыслова похоронили прямо в ее саду под яблонькой. Было это 30 сентября 1943 года.

Первые следопыты-школьники г.Кременчуга у братской могилы, где похоронен А.Размыслов

Помнят о нем и на Украине, где в переводе на украинский вышел сборник его стихов (на русский переведено на порядок меньше). В 50-х годах прах ст. лейтенанта Размыслова из-под яблоньки перенесли в братскую могилу в центр Кременчуга.

Говорят, яблоня после этого засохла. Одну из улиц города назвали именем Размыслова. Братья и сестры поэта не раз приезжали туда и познакомились с местной учительницей Натальей Васильевной Перетокиной, которая так близко приняла к сердцу поэзию и судьбу погибшего поэта, что попыталась воспитать своих учеников-следопытов на его примере. Постаралась передать им дух довоенного времени, отраженного в стихах Размыслова, – чувство братства и дружбы, чистоты помыслов...

Память человеческая Затем прошли еще годы. И вот перед нами письма, сохраненные сестрой поэта Зинаидой Прокопьевной. Некоторые из них больно читать.

г. М.А.Мокрая – З.П.Левич Здравствуйте, Зинаида Прокопьевна! 17 апреля была возле памятника. Там все в порядке. Дети нашей школы убрали чисто, подбелили деревья, высадили цветы. Деревья распускают листья, зеленеет трава, праздничный вид возле святого места. А потом проведала могилу Натальи Васильевны. Венки убрали, но памятник пока не поставили. Посеяли цветы: астры, чернобривцы, пионы. Только там веришь, что уже нет нашей учительницы Перетокиной.

Это только часть коми-украинской переписки, которая ведется и по сей день. «Мы воспитывались на дружбе и будем верить до конца жизни», – написала старая учительница перед смертью. И вспоминается строчка из письма Размыслова, присланного с фронта другу-поэту: «Какая-то горечь оседает на сердце, что мы в мирное время недостаточно дружили и любили...» И это писал он! Любви никогда не бывает много, в ней всегда недостаток, даже у людей того поколения. А в наше время?

Презентацию подготовили Учащиеся 9 класса Палевицкой средней школы год.