СИМВОЛИЗМ Литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через СИМВОЛЫ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Символизм «Старшие символисты»: Д. С. Мережковский З. Н. Гиппиус В. Я. Брюсов К. Бальмонт Ф. Сологуб.
Advertisements

Символизм Васильева Анна Викторовна ГБОУ СОШ 71. Серебряный век символизм акмеизм футуризм модернизм.
Особенности русского символизма Символ – окно в бесконечность. Ф.Сологуб.
. Символизм – литературно- художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Символизм – литературно-
ЛИТЕРАТУРА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА ЛИТЕРАТУРА РУБЕЖА ВЕКОВ И НАЧАЛА 20 ВЕКА, СТАВШАЯ ОТРАЖЕНИЕМ ПРОТИВОРЕЧИЙ И ПОИСКОВ ЭПОХИ, ПОЛУЧИЛА НАЗВАНИЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА.
Русский символизм (к. XIX-н. XX в.). Содержание 1. Основные понятия и термины 2. Поэты-символисты 3. «Старшие» символисты. В.Я. Брюсов. 4. К.Д. Бальмонт.
Философские истоки символистов в России. Возникновение русского символизма История русского литературного символизма началась с почти одновременного возникновения.
СИМВОЛИЗМ от греч. Symbolon условный знак. ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, СЧИТАВШЕЕ ЦЕЛЬЮ ИСКУССТВА ИНТУИТИВНОЕ ПОСТИЖЕНИЕ МИРОВОГО ЕДИНСТВА.
Серебряный век Литература рубежа веков и начала ХХ в. – отражение противоречий и поисков эпохи. Активная литературная жизнь: книги и журналы, поэтические.
СИМВОЛИЗМ «СТАРШИЕ СИМВОЛИСТЫ». МОДЕРНИЗМ (новейший, современный) Художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века. Она характеризует.
Учитель Е.И.Лебедева. «Вы – поэт божьей милостью» М.Горький «…читать Брюсова – огромное наслаждение…» А. Луначарский.
Реализм Модернизм Литературныйавангард РЕАЛИЗМ - (лат. - вещественный, действительный) - направление в литературе и искусстве, наиболее полно раскрывающее.
(НАЧ Х ГГ. – 1917 Г.) Серебряный век русской поэзии Автор Опалева Л.Л., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 4 г.Кирово-Чепецка Кировской.
Тема проекта: Символизм как литературное направление модернизма Выполнили ученики 11 классов совместно с учителем Журухиной Е.И. совместно с учителем Журухиной.
Символизм - литературное течение, одно из характерных явлений переходной эпохи от XIX к XX веку, общее состояние культуры которой определяют понятием «декаданс»
Русский символизм.. Понятие « серебряный век » относится прежде всего к поэзии. Символизм литературно - художественное направление, считавшее целью искусства.
Серебряный век Серебряный век. Символизм – литературно- художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства.
Я мечтою ловил уходящие тени… К.Д. Бальмонт. Это эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической.
Презенгтация Серебряныйвек русской поэзии ОпалеваЛ.Л.
Русский символизм и его истоки Урок-лекция по литературе в 11 классе Автор Голдова Ирина Георгиевна, учитель русского языка и литературы МОУ Рымникской.
Транксрипт:

СИМВОЛИЗМ Литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через СИМВОЛЫ.

СИМВОЛ То, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, чего-нибудь отвлечённого. То, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, чего-нибудь отвлечённого. Голубь –символ мира, якорь – символ надежды… Голубь –символ мира, якорь – символ надежды… Многозначное иносказание. Многозначное иносказание. Содержит в себе перспективу безграничного развёртывания смыслов. Содержит в себе перспективу безграничного развёртывания смыслов. «Символ – окно в бесконечность». (Ф.Сологуб) «Символ – окно в бесконечность». (Ф.Сологуб) В сжатом виде отражает постижение единства жизни, её истинной, скрытой сущности. В сжатом виде отражает постижение единства жизни, её истинной, скрытой сущности.

Владимир Сергеевич Соловьёв ( гг.) Русский философ, богослов, поэт, публицист, литературный критик. Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века. Оказал влияние на религиозную философию Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова,усскийфилософбогослов поэтXX века Н. А. Бердяева С. Н. Булгакова С. Н.С. Н. и Е. Н. Трубецких, П. А. Флоренского,Е. Н. П. А. Флоренского С. Л. ФранкаС. Л. Франка, а также на творчество поэтов- символистов А. Белого, символистовА. Белого А. БлокаА. Блока и др.

Милый друг, иль ты не видишь, Что всё видимое нами – Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий – Только отклик искажённый Торжествующих созвучий? Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете – Только то, что сердце к сердцу Говорит в немом привете?

Дмитрий Сергеевич Мережковский ( гг.) Русский писатель, поэт, критик, переводчик, историк, религиозный философ, общественный деятель. Муж поэтессы Зинаиды Гиппиус.писательпоэт критикпереводчикисторик религиозный философ Зинаиды Гиппиус Статья «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» - теоретические основы символизма.

Жизнь Смерть Смерть Бог Бог Основные темы символистов

СИМВОЛИСТЫ СТАРШИЕСИМВОЛИСТЫ ПетербургскоекрылоД.Мережковский МосковскоекрылоВ.Брюсов МЛАДО-СИМВОЛИСТЫ Андрей Белый А.Блок

Старшие символисты Понимали символизм как литературную школу Старшие символисты петербургского крыла считали важными религиозно- философские поиски. В своей поэзии развивали мотивы одиночества, безысходности, роковой раздвоенности человека и иррациональных предчувствий. НАДПИСЬ НА КНИГЕ Мне мило отвлеченное: Им жизнь я создаю… Я все уединенное, Неявное люблю. Я раб моих таинственных, Необычайных снов… Но для речей единственных Не знаю здешних слов… З.Гиппиус 1896

Старшие символисты московского крыла проповедовали «искусство для искусства». Большое внимание уделялось формальному экспериментированию, совершенствованию технических приёмов стихосложения. ТВОРЧЕСТВО Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. И прозрачные киоски, В звонко-звучной тишине, Вырастают, словно блестки, При лазоревой луне. Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне... Звуки реют полусонно, Звуки ластятся ко мне. Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене. В.Брюсов 1 марта 1895

Младосимволисты Целостное мировоззрение, форма жизненного поведения, способ творческой перестройки жизни Значение имеет лишь то, что находится по ту сторону жизни. Реальный мир второстепенен, но несёт в себе отпечатки вечных идей, вечных сущностей. Творчество и жизнь понимали как элемент грандиозного художественного произведения, космического процесса.

Александр Александрович Блок ( гг.) Наиболее ярко выразил идеи «младосимволистов». выразил идеи «младосимволистов».

Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) ( гг.) Теоретик «младосимволистов». Организует литературный кружок «Аргонавты». В статье «О религиозных переживаниях» (1903 г.) утверждал «взаимное соприкосновение искусства и религии», стремление «приблизиться к Мировой Душе»

Солнце Автору «Будем как Солнце» Солнце Автору «Будем как Солнце» Солнцем сердце зажжено. Солнце – к вечному стремительность. Солнце –вечное окно В золотую ослепительность. Роза в золоте кудрей. Роза нежно колыхается. В розах золото лучей Красным жаром разливается. В сердце бедном много зла Сожжено и перемолото. Наши души – зеркала, Отражающие золото г г. Серебряный Колодезь Серебряный Колодезь

Роль символизма в литературе Обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали слову невиданную ранее многозначность, открыли в нём множество дополнительных оттенков и смыслов. Поэзия символизма необычайно музыкальна, богата ассонансами и аллитерациями.

Пример ассонанса УТРО УТРО (и-е-а-о-у) (и-е-а-о-у) Над долиной мглистой в выси синей Чистый-чистый серебристый иней. Над долиной, - как изливы лилий Как изливы лебединых крылий. Зеленеют земли перелеском. Снежный месяц бледным, летним блеском. В нежном небе нехотя юнеет. Хрусталея, небо зеленеет. Вставших глав блистающая стая Остывает, в дали улетая… Синева ночная, - там, над нами, Синева ночная давит снами! Молньями, как золотом в болото Бросит очи огненные кто-то. Золотом хохочущие очи! Молотом грохочущие ночи! Заликует, - всё из перламутра Бурное, лазуревое утро: Потекут в излучине летучей Пурпуром предутренние тучи. Андрей Белый Ноябрь 1917 г. Сергиев Посад

Пример ассонанса УТРО УТРО (и-е-а-о-у) (и-е-а-о-у) Над дол Иной мгл Истой в выси с Иней ЧИстый-ч Истый серебр Истый Иней. Над дол Иной, - как изл Ивы л Илий Как изл Ивы лебед Иных крылий. Зелен Еют з Емли перел Еском. Сн Ежный м Есяц бл Едным, л Етним бл Еском. В н Ежном н Ебе н Ехотя юн Еет. Хрустал Ея, н Ебо зелен Еет. Вст Авших гл Ав блист АющАя ст Ая Остыв Ает, в д Али улет Ая… СиневА ночн Ая, - т Ам, н Ад н Ами, СиневА ночн Ая д Авит сн Ами! МОлньями, как з Олотом в бол Ото Бр Осит Очи Огненные ктО-то. ЗОлотом хох Очущие Очи! МОлотом грох Очущие н Очи! Залик Ует, - всё из перлам Утра БУрное, лаз Уревое Утро: Потек Ут в изл Учине лет Учей ПУрпуром пред Утренние т Учи. Андрей Белый Ноябрь 1917 г. Сергиев Посад

Символизм пытался создать новую философию культуры, выработать новое мировоззрение, сделать искусство более личностным, наполнить его новым содержанием – сделать искусство объединяющим людей началом.