ВВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2014 г.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования Разработаны в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации"
Предметом регулирования ФГОС ДО являются отношения в сфере образования между участниками образовательного процесса, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность
Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, законодательства РФ; при разработке и реализации программы, обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов РФ.
При разработке Стандарта учтены: особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.
Стандарт утверждает основные принципы: поддержки разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека; полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, обогащение детского развития; создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
Стандарт утверждает основные принципы: содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности; учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Стандарт преследует следующие цели: обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования; повышение социального статуса ДО
Стандарт решает задачи: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей; формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; определения направлений для систематического взаимодействия физических и юридических лиц, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений.
основа для разработки и реализации ООП ДО формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта разработки примерных образовательных программ дошкольного образования Оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, развитии индивидуальных способностей
Нормативно-правовое обеспечение ФГОС ДО 1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от года 57 «О разработке федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 2. Федеральный закон от года 273 «Об образовании в РФ». 3. План разработки государственного образовательного стандарта дошкольного образования (утв. Министерством образования и науки Российской Федерации Д. Ливановым в феврале 2013 года). 4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года 792-р «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на годы». 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования». Вступает в силу: 1 ноября 2013 г. 6. Приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации от г «Об утверждении федерального образовательного государственного стандарта дошкольного образования».
Модель введения ФГОС Организационно- методическое обеспечение Кадровое обеспечение (повышение квалификации) Материально- техническое обеспечение Информационно- методическое обеспечение Координационно- методическое обеспечение Диагностико- аналитическое обеспечение
Прогнозируемые результаты Координация действий всех участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС ДО Создание в образовательном учреждении норм и ресурсного обеспечения процесса внедрения ФГОС ДО Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников Формирование мотивационной готовности участников внедрения ФГОС ДО Обогащение современными образовательными технологиями
ДОРОЖНАЯ КАРТА введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в организациях Иркутской области, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (региональный уровень) Направление Мероприятие Сроки реализации Показатели Ответственные Нормативное обеспечение Разработка и утверждение плана («дорожной карты») введения ФГОС ДО 2013 год Приказ Министерства образования «Об утверждении плана введения ФГОС ДО» Министерство образования Иркутской области Разработка и утверждение методики расчета нормативов затрат на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях 2013 год Постановление Правительства Иркутской области Министерство образования Иркутской области Разработка и утверждение методики расчета объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления государственных полномочий по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях 2013 год Постановление Правительства Иркутской области Министерство образования Иркутской области Региональный уровень
Муниципальный уровень ДОРОЖНАЯ КАРТА
ПЛАН-ГРАФИК МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОДГОТОВКИ К ВВЕДЕНИЮ ФГОС ДО п/п Мероприятие Примерные сроки Ответственн ые Ожидаемый результат Формы отчетных документов 1. Создание организационно-управленческих условий внедрения ФГОС ДО 2. Создание кадрового обеспечения введения ФГОС ДО 3. Создание материально-технического обеспечения подготовки введения ФГОС ДО 4. Создание организационно-информационного обеспечения подготовки к введению ФГОС ДО Уровень организации
п/п Мероприятие Примерные сроки 1. Создание организационно-управленческих условий внедрения ФГОС ДО 1 Создание рабочей группы по подготовке введения ФГОС дошкольного образования Октябрь 2013 г. 2 Разработка и утверждение плана-графика мероприятий по реализации направлений ФГОС ДО Октябрь 2013 г. 3 Мониторинг подготовки к введению ФГОС дошкольного образования Декабрь 2013 г. Май 2014 г. 4Разработка плана методического сопровождения введения ФГОС ДОДо декабря 2013 г. 5 Организация индивидуального консультирования педагогов по вопросам психолого-педагогического сопровождения подготовки к введению ФГОС Постоянно 6 Проведение открытых просмотров образовательной деятельности для педагогов Декабрь 2013 г. Февраль 2014 г. 8 Проведение инструктивно-методических совещаний, педчасов, обучающих семинаров, по вопросам введения ФГОС В течение уч. года 9Организация участия различных категорий педагогических работников в педагогических мероприятиях разного уровня по вопросам введения ФГОС ДО В течение уч. года
п/п Мероприятия Сроки Организационное обеспечение подготовки к введению ФГОС 1. Организация обсуждения примерной ООП ДОдо января Определение УМК (учебных пособий), используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО до января Приведение нормативной базы в соответствие с требованиями ФГОСдомарта Разработка плана методической работы, обеспечивающей сопровождение подготовки к введению ФГОС ДО декабрь Определение оптимальной модели организации воспитательно- образовательного процесса, обеспечивающей реализацию различных видов детской деятельности декабрь Определение результатов освоения ООП дошкольниками в соответствие с ФГОС В течение уч.года 8. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ на основе результатов диагностического мониторинга До ноября Оценка индивидуального развития детей по отдельному графику
Финансово-экономическое обеспечение подготовки к введению ФГОС 1. Расчёт потребностей в расходах образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС ДО До мая 2014 г. 2. Организация работ по выполнению методических рекомендаций по внесению изменений в локальные акты, регламентирующих установление заработной платы. По выходу рекомендаций 3. Приведение в соответствие с требованиями ФГОС дошкольного образования и новыми квалификационными характеристиками должностных инструкций работников до января 2013 Информационное обеспечение введения ФГОС 1. Размещение информации о ходе подготовки к введению ФГОС на сайте организации Постоянно 2. Внесение информации о ходе подготовки к введению в ФГОС в Итоги самоанализа Май 2014 Кадровое обеспечение подготовки к введению ФГОС 1. Осуществление повышения квалификации всех воспитателей и специалистов Поэтапно 2. Методичное обеспечение библиотечного фонда как информационного центра по подготовке к введению ФГОС Постоянно Материально – техническое обеспечение подготовки к введению ФГОС 1. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в соответствие с требованиями стандартизации дошкольного образования До августа Укрепление материально-технической базы Постоянно
п/п Мероприятие Примерные сроки 10 Внесение изменений в нормативно-правовую базу деятельности организации до февраля 2014 г. 11 Разработка и утверждение основной общеобразовательной программы дошкольного образования январь 2014 г. 12 Формирование сетевого взаимодействия по обеспечению преемственности начального и дошкольного образования в условиях реализации ФГОС апрель 2014 г. 13 Разработка и утверждение рабочих программ педагогов и специалистов август 2014 г. 14Организация отчетности по подготовке к введению ФГОС По срокам, установленным УО 2. Создание кадрового обеспечения введения ФГОС ДО 1 Создание условий для прохождения курсов повышения квалификации для педагогов По плану УО 2Анализ кадрового обеспечения введения ФГОС ДО декабрь 2013 г. май 2014 г. 3 Проведение педагогического совета «Введение ФГОС дошкольного образования: проблемы и перспективы» январь 2013 г. 4Организация участия педагогов в семинарах, конференциях по подготовке к введению ФГОС ДО В течение уч. года
п/п Мероприятие Примерные сроки 5. Создание рабочих групп педагогов по методическим проблемам, связанным с введением ФГОС ДО. В течение уч. года 6Отслеживание результатов внедрения ФГОС ДОВ течение года 7Формирование опыта педагогов В течение года 3. Создание материально-технического обеспечения подготовки введения ФГОС ДО 1 Обеспечение оснащённости детского сада в соответствии с требованиями ФГОС ДО к минимальной оснащенности образовательного процесса и оборудованию групп. В течение уч. года 2 Обеспечение соответствия материально-технической базы реализации ООП ДО, действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения. В течение года 3 Обеспечение укомплектованности библиотеки организации печатными и электронными образовательными ресурсами В течение года 4 Обеспечение доступа педагогам, переходящим на ФГОС ДО, к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных. В течение уч. года 5Обеспечение контролируемого доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет. В течение учебного года
п/п Мероприятие Примерные сроки 4. Создание организационно-информационного обеспечения подготовки к введению ФГОС ДО 1 Размещение на сайте организации информации о введении ФГОС дошкольного образования В течение года 2 Информирование общественности через СМИ о подготовке к введению и порядке перехода организации на новые ФГОС ДО В течение года 3 Проведение самоанализа готовности организации к введению ФГОС ДО Октябрь 2013 г. 4Обеспечение публичной отчетности организации о ходе и результатах введения ФГОС дошкольного образования (Включение в самоанализ раздела, отражающего ход введения ФГОС в организации Апрель 2014 г
Методическое сопровождение - взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, осуществляемое в процессах актуализации и диагностики существа проблемы, информационного поиска возможного пути решения проблемы, консультаций на этапе выбора пути, конструирования плана действий и первичной реализации плана.
Цель методического сопровождения в условиях введения ФГОС – обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации ФГОС ДО через создание системы непрерывного профессионального развития.
Круглые столы Курсы повышения квалификации по ФГОС Само- образование Семинары, семинары- практикумы, педагогические советы Участие в конкурсах Методические дни, недели Открытые мероприятия
п/п Мероприятия Примерный срок Ответственные Отметка о выпол. 1. Консультация «Приоритетные направления развития системы образования 2. Презентация «ФГОС ДО: специфика структуры и содержание» 3. Презентация «Преемственность ФГТ и ФГОС ДО: общее и отличия» 4. Планирование и организация образовательной деятельности 5. Памятка для педагогов «Особенности реализации образовательной области «Физическое развитие» в разных возрастных группах» и т.д. 6. Семинар-практикум «Проектирование и организация педагогического процесса в условиях введения ФГОС ДО» 7. Консультация «Требования к созданию развивающей предметно – пространственной среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (в соответствии с ФГОС ДО)» План методического сопровождения введения ФГОС ДО на учебный год
п/п Мероприятия Примерный срок Ответственные Отметка о выпол. 8. Консультация «Требования к созданию развивающей предметно – пространственной среды, обеспечивающей реализацию ООП ДО» 9. Памятка «Структура рабочей программы педагога дошкольной организации» 10. Практикум «Организация совместной образовательной деятельности взрослого и детей» 11. Презентация «Взаимодействие педагогов с родителями в рамках реализации ФГОС ДО» 12. Консультация «Требования к результатам освоения ООП ДО» 13. Открытый просмотр НОД 14. Создание электронного банка нормативно-правовых документов, регламентирующих подготовку к введению ФГОС ДО»
Успехов в работе по введению ФГОС ДО