Частица Частица это служебная часть речи, которая служит для Частица это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Частицы Частица – это служебная часть речи, которая выполняет следующие функции: 1) Формообразующие – служат для образования форм слова: Пусть, пускай,
Advertisements

Частица как часть речи АВТОР – КУЛЕШОВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Муниципальное образовательное учреждение «СОШ 1» г.Валуйки.
Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме «Разряды частиц»
Частица !!!Вспомни!!! Частицы - служебные слова, которые служат: 1)для образования наклонении глагола. 2)для выражении различных оттенков значение в предложении.
ЧАСТИЦЫ Автор работы - учитель русского языка МОУ гимназия 82 Абауи Елена Петровна.
Как часть речи. I. Частица – это служебная часть речи, которая 1) служит или для образования наклонений глагола, или сравнительных степеней прилагательного.
Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. 7 класс Дейкина Татьяна Ивановна, учитель высшей категории ЗУВК 109, г. Запорожье.
МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области» Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме «Разряды частиц» учитель русского.
Частица как служебная часть речи Пособие к урокам русского языка в 7 классе по учебникам В.В. Бабайцевой. Автор презентации учитель русского языка и литературы.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5» Частицы Автор: Потапов Михаил, 7-а класс Учитель Потапова Т.В. город.
Презентация к уроку по теме «Частицы». Частица - служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования.
Формообразующие служат для образования формы слова Образуют наклонение глаголов Образуют степени сравнения прилагательных и наречий ПовелительноеУсловное.
Частицы Разряды частиц модальные частицы отрицательные частицы формообразующие частицы.
Служебные части речи Презентацию подготовила: Капралова Е. Ад-21.
Частица как часть речи Частица – служебная часть речи, которая служит: - для выражения смысловых оттенков слов и целых высказываний Ну и смешной же ты.
1. Связывать слова в предложениях и словосочетаниях 3. Придавать словам и предложениям дополнительные оттенки значений 2. Служить для образования форм.
Частица как служебная часть речи.. Определение. Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для.
Частица к к к как ч ч ч часть р р р речи Выполнила учитель русского языка Свечаревская С.А.
Система частей речи Самостоятельные части речи: Самостоятельные части речи: 1.Существительное 2.Прилагательное 3.Числительное 4.Местоимение 5.Глагол 6.Причастие.
Частицы, или радуга языка. Урок русского языка в 7 классе. Учитель: Моисеенко Е.Д
Транксрипт:

Частица Частица это служебная часть речи, которая служит для Частица это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений; для образования форм слов. Частицы не изменяются. Частицы не являются членами предложения. выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений; для образования форм слов. Частицы не изменяются. Частицы не являются членами предложения.

Разряды частиц В соответствии с функциями, которые выполняют частицы, их делят на В соответствии с функциями, которые выполняют частицы, их делят на 1) смысловые 2) формообразующие.

Формообразующие частицы 1) бы (показатель условного наклонения) 2) пусть, пускай, да, давай(те) (показатели повелительного наклонения). В отличие от смысловых частиц, формообразующие частицы являются компонентами глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчёркиваются вместе с ним даже при неконтактном расположении, например: В отличие от смысловых частиц, формообразующие частицы являются компонентами глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчёркиваются вместе с ним даже при неконтактном расположении, например: Я бы не опоздал, если бы не пошёл дождь.

Смысловые (модальные) частицы По выражаемому ими значению смысловые частицы делятся на группы: 1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не; 2) вопросительные: неужели, разве, ли (ль); 3) указательные: вот, вон, это; 4) уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь; 5) ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то; 6) восклицательные: что за, ну и, как; 7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, всё-таки, ну; 8) со значением сомнения: едва ли, вряд ли.

Вне разрядов В некоторых исследованиях выделяются и другие группы частиц, поскольку не все частицы могут быть включены в указанные группы (например, дескать, якобы, мол, -с, -ка). В некоторых исследованиях выделяются и другие группы частиц, поскольку не все частицы могут быть включены в указанные группы (например, дескать, якобы, мол, -с, -ка).

Правописание частиц Пишутся раздельно: 1) частицы бы (б); же (ж); ли (ль) : пришёл бы; если б; зачем же; куда ж; вряд ли; едва ль; 2) частицы ведь, вон, вот, даже, мол : так ведь; вон там; вот тут; даже ты; знал, мол; 3) частица таки, стоящая после существительных, прилагательных и местоимений: человек таки успел; безумный таки ты; ты таки пришёл. Пишутся через дефис: 1) частицы -де; -ка; -с; -тка : ты-де; иди-ка; нате-с; ну-тка; 2) частица -таки (в значении «в конце концов», «тем не менее»), стоящая после глаголов, наречий, частиц: пришел- таки; опять-таки; всё-таки; 3) частица -то, присоединяемая к словам для придания оттенка эмоциональности: Ты-то убежишь, а мы? 3) частица -то, присоединяемая к словам для придания оттенка эмоциональности: Ты-то убежишь, а мы?

ПРАВОПИСАНИЕ НЕ И НИ С РАЗНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ Частица НЕ отрицает, а при повторе утверждает. Частица НИ отрицает при родительном падеже, усиливает отрицание, утверждает при словах КТО, КАК, ГДЕ и т.п.: Я не хочу. Я не мог не поехать. Ни шагу назад! Нет ни звука! Кто ни взглянет – залюбуется! Частица НЕ отрицает, а при повторе утверждает. Частица НИ отрицает при родительном падеже, усиливает отрицание, утверждает при словах КТО, КАК, ГДЕ и т.п.: Я не хочу. Я не мог не поехать. Ни шагу назад! Нет ни звука! Кто ни взглянет – залюбуется! В отрицательных местоимениях и наречиях под ударением пишется приставка НЕ, без ударения НИ. Если приставка отделена предлогом – она пишется раздельно: некому, никто, ни с кем, не у кого. В отрицательных местоимениях и наречиях под ударением пишется приставка НЕ, без ударения НИ. Если приставка отделена предлогом – она пишется раздельно: некому, никто, ни с кем, не у кого. НЕ с глаголами и деепричастиями пишется раздельно: не думая, не хочу. НЕ с глаголами и деепричастиями пишется раздельно: не думая, не хочу. НЕ с существительными, прилагательными, причастиями и наречиями пишется раздельно, если есть или подразумевается противопоставление или есть зависимые слова. В остальных случаях НЕ пишется слитно: Не друг, а враг. Вовсе не интересная книга. Нехорошо смеяться. Он был твоим недругом. НЕ с существительными, прилагательными, причастиями и наречиями пишется раздельно, если есть или подразумевается противопоставление или есть зависимые слова. В остальных случаях НЕ пишется слитно: Не друг, а враг. Вовсе не интересная книга. Нехорошо смеяться. Он был твоим недругом. Всегда слитно пишется НЕ со словами, которые без НЕ не употребляются: негодовать, нелепо, невежда, недоумевающий и т.п. Всегда слитно пишется НЕ со словами, которые без НЕ не употребляются: негодовать, нелепо, невежда, недоумевающий и т.п.

Частицы НЕ и НИ

Существительное, отымённое прилагательное, наречие на –О, -Е

Причастие, отглагольное прилагательное

Упражнение 1. Выписать все частицы. Выписать все частицы. 1) Вот пошел он в лес по грибы и заблудился. 2) Вот и присел он под дерево. 3) Давай, мол, дождусь утра. 4) Присел и задремал. 5) Вот задремал и слышит, вдруг кто-то его зовёт. 6) Смотрит – никого. 7) Он опять глядит, а перед ним на ветке русалочка сидит, качается и его к себе зовёт, а сама помирает со смеху. 1) Вот пошел он в лес по грибы и заблудился. 2) Вот и присел он под дерево. 3) Давай, мол, дождусь утра. 4) Присел и задремал. 5) Вот задремал и слышит, вдруг кто-то его зовёт. 6) Смотрит – никого. 7) Он опять глядит, а перед ним на ветке русалочка сидит, качается и его к себе зовёт, а сама помирает со смеху.

Упражнение 2. Перепишите, раскрывая скобки. Укажите разряд частиц. 1) И всё(же) время обманет. 2) Мне(бы) снова мой чёрный платок, мне(бы) невской воды глоток. 3) Осёл увидел Соловья и говорит ему: «Послушай(ка), дружище!...». 4) Лукьяныч проводил меня, пробормотал: «Прощенья просим(с)». 5) А если спросит кто(нибудь)… ну, кто(бы) (ни)спросил, скажи им, что навылет в грудь я пулей ранен был. Перепишите, раскрывая скобки. Укажите разряд частиц. 1) И всё(же) время обманет. 2) Мне(бы) снова мой чёрный платок, мне(бы) невской воды глоток. 3) Осёл увидел Соловья и говорит ему: «Послушай(ка), дружище!...». 4) Лукьяныч проводил меня, пробормотал: «Прощенья просим(с)». 5) А если спросит кто(нибудь)… ну, кто(бы) (ни)спросил, скажи им, что навылет в грудь я пулей ранен был.

Упражнение 3. Перепишите, вставив нужную букву. Перепишите, вставив нужную букву. Н… раз ошибался; Н… разу н… единого н… ошибся; Н… сколько н… обиделся; Н… сколько обид рассорили друзей; Н… один лишь стебелёк трепещет в бурю; Н… луны, н… звёзд. Н… раз ошибался; Н… разу н… единого н… ошибся; Н… сколько н… обиделся; Н… сколько обид рассорили друзей; Н… один лишь стебелёк трепещет в бурю; Н… луны, н… звёзд.

Тест по теме "Частица" 1. Укажите неверное утверждение. а) Частица это служебная неизменяемая часть речи. б) Частицы всегда пишутся раздельно. в) Модальные частицы выражают вопрос, восклицание, сомнение, уточнение. а) Частица это служебная неизменяемая часть речи. б) Частицы всегда пишутся раздельно. в) Модальные частицы выражают вопрос, восклицание, сомнение, уточнение. 2. Укажите выражение с отрицательной частицей. а) Служить бы рад прислуживаться тошно. б) Только человек украшает жизнь. в) Не ветер бушует над бором.

3. Укажите предложения с модальными частицами. а) Закат давно угас. б) За дождем не видно было ни моря, ни неба. в) Пусть на всей планете радуются дети. г) Как прекрасна земля! 4. Укажите случай написания частицы через дефис. а) (Не)увидел; б) захотел(бы); в) сделал(то). а) (Не)увидел; б) захотел(бы); в) сделал(то).

5. Укажите случаи неверного написания частиц. а) Кое-где видны облачка. б) Ты таки слово сдержал. в) Едвали удастся увидеться. г) Взгляните-ка на эту вещь. а) Кое-где видны облачка. б) Ты таки слово сдержал. в) Едвали удастся увидеться. г) Взгляните-ка на эту вещь. 6. Укажите, когда не со словом пишется раздельно. а) Постигла (не)удача; б) (не)жалеет; в) (не)ряшливый. а) Постигла (не)удача; б) (не)жалеет; в) (не)ряшливый.

7. Укажите случаи, когда не является частицей и пишется раздельно. а) (Не)забудем героев; б) (не)ожиданный поворот; в) ни с чем (не)сравнимое наслаждение; г) стоять (не)подвижно. 8. Укажите частицу, которая может употребляться в побудительном предложении. а) Даже; б) только; в) пусть.

9. Укажите, где на месте пропуска нужно вставить частицу ни. а) Час был... слишком поздний. б) Нет... солнца,... света,... тени. в)... работа сушит, а забота. г) Девочка... за что не хотела расстаться с куклой. 10. Из каждой группы слов выпишите указательную частицу. а) такой, так, вон, около, от; б) все, вот, под, этот, туда; в) он, ни, это, где, да. а) такой, так, вон, около, от; б) все, вот, под, этот, туда; в) он, ни, это, где, да.

11. Укажите предложения, в которых выделенные слова являются частицами. а) Пускай дежурные вытрут доску. б) Не пускай козла в огород. в) Коля хочет яблоко? Пускай возьмет! г) Пускай мы расстались, но в сердце остались приятные воспоминания. а) Пускай дежурные вытрут доску. б) Не пускай козла в огород. в) Коля хочет яблоко? Пускай возьмет! г) Пускай мы расстались, но в сердце остались приятные воспоминания. 12. Укажите предложения с ошибками в употреблении формообразующих частиц. а) Давай напишите заметку в газету. б) Вряд ли я смог бы ответить на это письмо вовремя. в) Только сейчас я понял причину неудачи. г) Как бы мне хотелось бы увидеть это б своими глазами б. а) Давай напишите заметку в газету. б) Вряд ли я смог бы ответить на это письмо вовремя. в) Только сейчас я понял причину неудачи. г) Как бы мне хотелось бы увидеть это б своими глазами б.

Ответы к тесту: 1. Б 2. В) 3. Б), Г) 4. Г) 5. Б), В) 6. Б) 7. А) 8. В) 9. Б), В) 10. вон, вот, это 11. А), В), Г) 12. А), Г). 1. Б 2. В) 3. Б), Г) 4. Г) 5. Б), В) 6. Б) 7. А) 8. В) 9. Б), В) 10. вон, вот, это 11. А), В), Г) 12. А), Г).